Программа дополнительного образования

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7 г.Усть-Джегуты»
369300, Карачаево-Черкесская Республика, Усть-Джегутинский
муниципальный район, г.Усть-Джегута, ул.Морозова, 67;
тел.(887875) 7-47-65, Е-mail: vaschool7@mail.ru

ПРОГРАММА
дополнительного образования обучающихся
муниципального казённого образовательного учреждения
«Лицей № 7 г.Усть-Джегуты»
2015-2020 учебный год

Содержание

Введение
1. Цели и задачи дополнительного образования
2. Нормативно-правовое
обеспечение
системы
дополнительного образования
3. Принципы реализации дополнительного образования
4. Внеурочная работа и дополнительное образование детей
5. Направления дополнительного образования
6. Условия развития системы дополнительного образования
детей в общеобразовательном учреждении
7. Программно-методические условия
8. Ожидаемые результаты
1.Введение
В Концепции модернизации российской системы образования
определены важность и значение системы дополнительного образования
детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов
социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за
пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий
придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения
возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение –
удовлетворять
постоянно
изменяющиеся
индивидуальные
социокультурные и образовательные потребности детей. В науке
дополнительное образование детей рассматривается как "особо ценный тип
образования", как "зона ближайшего развития образования в России".
Современная
система
дополнительного
образования
детей
предоставляет возможность обучающимся заниматься художественным и
техническим
творчеством,
туристско-краеведческой
и
экологобиологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в
соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными
возможностями.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для
оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения

образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно,
поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
Также, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на
результатах общего образования.
Дополнительное образование детей создано в целях реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в
разнообразных развивающих средах. Дополнительное образование д
етей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базово
го образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.

1. Цели и задачи дополнительного образования
Целью дополнительного образования являются выявление и развитие
способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной,
физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными
базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности,
способной впоследствии на участие в развитии общества.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного
образования программ, имеющих художественно-эстетическую, спортивную,
интеллектуально-познавательную, туристско-краеведческую, экологическую
направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания
детей их умений и навыков.
Основными задачами дополнительного образования являются:
 изучение
интересов
и
потребностей
обучающихся
в
дополнительном образовании детей;
 определение содержания дополнительного образования детей, его
форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста,
особенностей социокультурного окружения школы;
 формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
 расширение
видов
творческой деятельности
в системе
дополнительного образования детей для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в
объединениях по интересам;
 создание условий для привлечения к занятиям в системе
дополнительного образования детей большего числа обучающихся
среднего и старшего возраста;
 создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории
и культуре своего и других народов;
 обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование
их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

2. Нормативно-правовое
обеспечение
дополнительного образования детей.

системы

Федеральная нормативно-правовая база
1. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ)
3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации
(Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751)
5. Концепция федеральной целевой программы развития
образования на 2011-2015 годы (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р)
6. «Об
образовательных
учреждениях
дополнительного
образования детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. №
06-636)
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006
г. № 06-1844 "О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей"
8. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях
СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением от 29 декабря
2010 г. № 189. Организация дополнительного образования (режим
занятий, комплектование групп) регламентируется Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.125103.
Локальная нормативно-правовая база
1. Устав муниципального казенного образовательного учреждения
«Лицей № 7 г.Усть-Джегуты»
2. Лицензия на право ведения образовательной деятельности
3. Свидетельство о государственной аккредитации
4. Положение о дополнительном образовании детей
в
муниципальном казенном образовательном учреждении «Лицей №
7 г.Усть-Джегуты»
5. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

3. Принципы реализации дополнительного образования

Деятельность лицея по дополнительному
строится на следующих принципах:

образованию

детей

Природосообразности: Принятие ребенка таким, каков он есть.
Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у
каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не
переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Гуманизма: Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся
включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание
ситуации успеха для каждого ребёнка.
Демократии: Совместная работа лицея, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение
каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного,
интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей
Творческого развития личности: Каждое дело, занятие (создание
проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) –
творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.
Свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности:
Свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение,
отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование
привлекательным для учащихся любого возраста
Дифференциации образования с учетом
реальных возможностей
каждого обучающегося: Существующая система дополнительного
образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и
педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить
свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в
коллективе, учитывая интересы других.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу
дополнительного образования детей, которая соответствует главным
принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и
самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его
интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

4. Внеурочная работа и дополнительное образование детей
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным
образованием детей, когда дело касается создания условий для развития
творческих интересов детей и включения их в художественную,
техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Очень важно создавать режим благоприятствия для воспитанников,
занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей,
создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие
возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий,
демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты,
презентации, показы, выступления и др.
Дополнительное образование детей в лицее отличает тесная связь с
внеурочной работой, которая организуется, как правило, классными
руководителями, воспитателями, педагогом-организатором.. Праздники,
игры, экскурсии наполняются более значимым содержанием, становятся
интересными по форме, если к их проведению привлекаются как педагоги
дополнительного образования – руководители различных творческих
объединений, так и их воспитанники – юные музыканты, художники,
спортсмены. Тем самым поднимается их личный престиж и значимость
системы дополнительного образования детей в целом. При этом внеурочная
работа обогащается за счет использования профессионально-творческого
подхода специалистов. Педагоги дополнительного образования в процессе
совместной работы с классными руководителями обогащают свои знания об
особенностях воспитательной деятельности, получают более полное
представление о ребятах, с которыми они общаются на занятиях.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным
образованием детей выступают различные факультативы, лицейские
научные общества, объединения профессиональной направленности,
учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими,
содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере
образовательного процесса.

5. Направления дополнительного образования
Дополнительное образование в лицее представлено следующими
направлениями:
1.
Интеллектуально-познавательное направление реализуется по
принципу системности во взаимодействии базового и дополнительного
образования. Классные кабинеты являются центрами образования и
воспитания, на базе которых проходят не только урочные занятия, но и
работа предметных кружков, факультативов, элективных курсов,
индивидуальных занятий и т. д.
В зависимости от целей и задач, содержания и методов работы их
можно отнести и к той, и к другой сфере учебно-воспитательного процесса.
Определяющими в этом случае становятся степень привязанности к
обязательному учебному материалу; ориентация на знания, умения, навыки
или личностное развитие; обязательность или добровольность посещения
занятий; возможность выбора объема и темпа освоения образовательного

материала. В одном случае это внеурочная работа по предмету, в другом –
часть дополнительного образования.
В лицее функционирует система элективных курсов (курсов по выбору)
для учащихся 9 – 11 классов.
2.
Художественно-эстетическое.
Основной
целью
данного
направления является: нравственное и художественно - эстетическое
развитие личности ребенка в системе дополнительного образования.
В ходе достижения этой цели задачами кружков являются:
- развить у детей способность эстетического восприятия прекрасного,
вызвать чувство радости и удовлетворения от выполненной работы,
развивать творческие способности детей;
- развивать эстетическое восприятие произведений музыкальной культуры,
произведений искусства, природы;
- способствование социальной адаптации обучающихся посредством
приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности
при общении в коллективе;
- формирование в учениках танцевальных, театральных и других знаний,
умений и навыков.
3.
Спортивное. Целью спортивного направления дополнительного
образования является воспитание и привитие навыков физической культуры
учащихся, формирование потребности здорового образа жизни.
Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:
 создание условий для развития физической активности учащихся с
соблюдением гигиенических норм и правил;
 формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к
победе и проигрышу;
 организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах
успеха.
4.
Экологическое. Целью данного направления является
экологическое просвещение и повышение уровня экологической культуры
учащихся; формирование ответственного отношения к окружающей среде,
которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает
соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и
пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и
охране природы своей местности.
Задачи:
формирование системы знаний об экологических проблемах
современности и пути их разрешения;
формирование мотивов, потребностей и привычек экологически
целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развитие системы интеллектуальных и практических умений по
изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей
местности;
развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей
среды: интеллектуального (способности к анализу экологических
ситуаций),
эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),
нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
5.
Туристко – краеведческое. Цель: совершенствование системы
образования на основе изучения родного края с использованием
туристско-краеведческой деятельности, способствующей воспитанию
нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих
свою Родину и ответственных за ее будущее.
Задачи:
• усвоить комплекс краеведческих знаний о природе, истории и культуре
родного края в процессе внеучебной деятельности;
• создать условия в образовательном пространстве для проявления и
развития ключевых компетентностей школьников;
• сформировать потребность в активной жизненной позиции по
сохранению и преобразованию родного края;
• воспитать патриотизм и экологическую культуру юных граждан
6.
Техническое. Цель: формирование художественно-творческих
способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия
действительности, развитие эстетических чувств и представлений,
образного мышления и воображения; формирование творческой личности
с активной позицией к самообразованию и творчеству.
Задачи детских объединений данного направления:
- приобретение необходимых технических навыков;
- приобретение навыков работы в трудовом коллективе;
- развитие практических навыков и умений работы с разными материалами;
- способствование социальной адаптации обучающихся посредством
приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности
при общении в коллективе.

6. Условия развития системы дополнительного образования
детей в общеобразовательном учреждении
Развитие
системы
дополнительного
образования
детей
в
общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого

ряда задач организационного, кадрового, программно-методического,
психологического характера.
Организационные условия состоят, прежде всего, в том, чтобы
развитие системы дополнительного образования детей в школе
способствовала
созданию
самостоятельной
структуры
развития
дополнительного образования детей. Для этого, прежде всего, необходимо
проанализировать социокультурную ситуацию, в которой работает данное
учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей в
дополнительном образовании. Важно также учесть особенности лицея, ее
профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также
сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.
Когда в лицее создается самостоятельная структура для развития
системы дополнительного образования детей, появляется прекрасная
возможность
взаимопроникновения,
интеграции
основного
и
дополнительного образования детей.
Среди других организационных задач следует назвать сотрудничество
на основе договора или соглашения лицея с различными учреждениями
дополнительного образования детей, что также способствует сближению
основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и
деловым контактам лицея с учреждениями дополнительного образования
детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки различных
массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и
др. Это также прекрасная возможность получения оперативной информации
о возможности включения лицеистов в художественную, спортивную,
туристско-краеведческую и другую деятельность. Такое сотрудничество
позволяет координировать планы работы, учитывать возможности лицея и
учреждений дополнительного образования детей в интересах личности
обучающихся.
Решая организационные проблемы, необходимо стремиться к развитию
такого числа и такой направленности творческих объединений в лицее,
которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов
школьников разных возрастов.
Кадровые
условия – это,
прежде
всего,
возможность
профессионального роста учителей лицея и привлечение
педагогов
дополнительного образования. Проведение семинаров, курсов, современных
дискуссий по наиболее значимым проблемам должно быть организовано в
рамках продуманной системы и направлено на активизацию творчества
педагогов, их самообразование и желание сотрудничества с коллегами –
руководителями всех творческих клубов, входящих в блок дополнительного
образования детей. Взаимное посещение занятий, проведение открытых
мероприятий, их анализ также дает много для профессионального роста.
Не менее важно организовать творческое сотрудничество с учителямипредметниками, классными руководителями: совместное обсуждение
волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, социальных,
общекультурных) дает возможность не только создать методобъединения,

педагогические мастерские, но и единый педагогический коллектив, что
способствует профессиональному обогащению.
Следует регулярно организовывать прохождение педагогами курсовой
подготовки, проводить семинары силами приглашенных ученых, в т.ч. на
базе учреждения образования. Важно активизировать участие педагогов в
различных
профессиональных
конкурсах
(конкурсы
педагогов
дополнительного образования, авторских образовательных программ,
воспитательных систем и др.).
Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в
научную работу, написание статей для педагогических журналов.
Успех развития системы дополнительного образования детей в
условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от умения
привлекать "свежие силы", новых людей, например, из числа работников
учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских
организаций, родительской общественности, а также тех, кто
профессионально владеет каким-либо интересным ремеслом и желает
передать его секреты детям.
Психологические условия направлены на создание комфортной
обстановки в лицее и, в частности, в ее блоке дополнительного образования
детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагогов.
Директор, его заместители должны постоянно поддерживать и
поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно
делится своим опытом, помогает коллегам, работает над созданием
авторских образовательных программ.
Необходимо моральное и материальное поощрение педагогов
дополнительного образования за успешную работу, высокие достижения
творческих коллективов, которыми они руководят. Об этих успехах должны
знать все обучающиеся, учителя, родители и гордиться ими не меньше, чем
успехами в учебе.

7. Программно-методические условия

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без
серьезного концептуального программно-методического обеспечения
деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и
деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних
должны отражать общую стратегию развития, основные принципы
педагогической деятельности, главные содержательные линии работы.
Образовательные программы, которые предполагается использовать
преимущественно в условиях общеобразовательных учреждений, должны, с
одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с
другой – учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного
образования при разработке своих авторских программ должны
познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего

могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной
программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой
работы с учителями-предметниками.
Развитие
системы
дополнительного
образования
детей
в
образовательных учреждениях становится по-настоящему эффективным,
если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам
и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их
удовлетворения, помогают ребенку сформировать собственную ценностную
и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.
Разработка дополнительных образовательных программ нового
поколения предполагает учет ряда принципов:
• ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее
гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
• формирование у школьников целостного и эмоционально-образного
восприятия мира;
• обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям,
которые являются личностно значимыми для детей того или иного
возраста и которые
недостаточно представлены в основном
образовании;
• развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка,
его нравственных качеств;
• обязательная
опора на содержание основного образования,
использование его историко-культурологического компонента;
• реализация единства образовательного процесса.
Дополнительные образовательные программы нового поколения
должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти
оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным
ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными
на расширение, определенное изменение с учетом конкретных
педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью,
гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая
будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона,
традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения,
возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей,
педагогов.

8. Ожидаемые результаты
Реализация Программы развития системы дополнительного образования
детей в лицее позволит достичь следующих результатов:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
• сохранить государственные гарантии бесплатности и доступности,
лучшие отечественные традиции дополнительного образования детей;

совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую
развитию дополнительного образования детей.
2. Ресурсное обеспечение дополнительного образования детей
• создать
единое
информационно-образовательное
пространство
основного и дополнительного образования детей;
• улучшить
материально-техническое оснащение дополнительного
образования детей;
• создать
условия, стимулирующие развитие технического и
прикладного творчества, технических видов спорта.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования
детей
• организовать дополнительное образование детей в соответствии с
социальным
заказом,
формулируемым
администрацией
и
общественностью лицея;
• содействовать развитию инновационного движения в дополнительном
образовании детей;
• внедрять интегрированные программы дополнительного образования
детей, направленные на социально-педагогическую поддержку детей;
• содействовать
развитию индивидуального образования в виде
организации программ допрофессиональной подготовки и начального
профессионального образования для детей, а также содействующие
самозанятости и развитию семейного предпринимательства.
•


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».