Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» 369300, Карачаево-Черкесская Республика, Усть-Джегутинский муниципальный район, г.Усть-Джегута, ул.Морозова, 67; тел.(887875) 7-47-65, Е-mail: vaschool7@mail.ru ПРОГРАММА дополнительного образования обучающихся муниципального казённого образовательного учреждения «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» 2015-2020 учебный год Содержание Введение 1. Цели и задачи дополнительного образования 2. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования 3. Принципы реализации дополнительного образования 4. Внеурочная работа и дополнительное образование детей 5. Направления дополнительного образования 6. Условия развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении 7. Программно-методические условия 8. Ожидаемые результаты 1.Введение В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития образования в России". Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и экологобиологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Также, выход на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования. Дополнительное образование детей создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающих средах. Дополнительное образование д етей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базово го образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании. 1. Цели и задачи дополнительного образования Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих художественно-эстетическую, спортивную, интеллектуально-познавательную, туристско-краеведческую, экологическую направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и навыков. Основными задачами дополнительного образования являются: изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, особенностей социокультурного окружения школы; формирование условий для создания единого образовательного пространства; расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности. 2. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей. системы Федеральная нормативно-правовая база 1. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ) 3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" 4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751) 5. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р) 6. «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636) 7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей" 8. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением от 29 декабря 2010 г. № 189. Организация дополнительного образования (режим занятий, комплектование групп) регламентируется Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.125103. Локальная нормативно-правовая база 1. Устав муниципального казенного образовательного учреждения «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» 2. Лицензия на право ведения образовательной деятельности 3. Свидетельство о государственной аккредитации 4. Положение о дополнительном образовании детей в муниципальном казенном образовательном учреждении «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» 5. Должностная инструкция педагога дополнительного образования. 3. Принципы реализации дополнительного образования Деятельность лицея по дополнительному строится на следующих принципах: образованию детей Природосообразности: Принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет. Гуманизма: Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка. Демократии: Совместная работа лицея, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей Творческого развития личности: Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов. Свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: Свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста Дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. 4. Внеурочная работа и дополнительное образование детей Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Очень важно создавать режим благоприятствия для воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др. Дополнительное образование детей в лицее отличает тесная связь с внеурочной работой, которая организуется, как правило, классными руководителями, воспитателями, педагогом-организатором.. Праздники, игры, экскурсии наполняются более значимым содержанием, становятся интересными по форме, если к их проведению привлекаются как педагоги дополнительного образования – руководители различных творческих объединений, так и их воспитанники – юные музыканты, художники, спортсмены. Тем самым поднимается их личный престиж и значимость системы дополнительного образования детей в целом. При этом внеурочная работа обогащается за счет использования профессионально-творческого подхода специалистов. Педагоги дополнительного образования в процессе совместной работы с классными руководителями обогащают свои знания об особенностях воспитательной деятельности, получают более полное представление о ребятах, с которыми они общаются на занятиях. Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, лицейские научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. 5. Направления дополнительного образования Дополнительное образование в лицее представлено следующими направлениями: 1. Интеллектуально-познавательное направление реализуется по принципу системности во взаимодействии базового и дополнительного образования. Классные кабинеты являются центрами образования и воспитания, на базе которых проходят не только урочные занятия, но и работа предметных кружков, факультативов, элективных курсов, индивидуальных занятий и т. д. В зависимости от целей и задач, содержания и методов работы их можно отнести и к той, и к другой сфере учебно-воспитательного процесса. Определяющими в этом случае становятся степень привязанности к обязательному учебному материалу; ориентация на знания, умения, навыки или личностное развитие; обязательность или добровольность посещения занятий; возможность выбора объема и темпа освоения образовательного материала. В одном случае это внеурочная работа по предмету, в другом – часть дополнительного образования. В лицее функционирует система элективных курсов (курсов по выбору) для учащихся 9 – 11 классов. 2. Художественно-эстетическое. Основной целью данного направления является: нравственное и художественно - эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами кружков являются: - развить у детей способность эстетического восприятия прекрасного, вызвать чувство радости и удовлетворения от выполненной работы, развивать творческие способности детей; - развивать эстетическое восприятие произведений музыкальной культуры, произведений искусства, природы; - способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе; - формирование в учениках танцевальных, театральных и других знаний, умений и навыков. 3. Спортивное. Целью спортивного направления дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры учащихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа с учащимися предполагает решение следующих задач: создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил; формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха. 4. Экологическое. Целью данного направления является экологическое просвещение и повышение уровня экологической культуры учащихся; формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Задачи: формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). 5. Туристко – краеведческое. Цель: совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее. Задачи: • усвоить комплекс краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе внеучебной деятельности; • создать условия в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников; • сформировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края; • воспитать патриотизм и экологическую культуру юных граждан 6. Техническое. Цель: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения; формирование творческой личности с активной позицией к самообразованию и творчеству. Задачи детских объединений данного направления: - приобретение необходимых технических навыков; - приобретение навыков работы в трудовом коллективе; - развитие практических навыков и умений работы с разными материалами; - способствование социальной адаптации обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе. 6. Условия развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении Развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, психологического характера. Организационные условия состоят, прежде всего, в том, чтобы развитие системы дополнительного образования детей в школе способствовала созданию самостоятельной структуры развития дополнительного образования детей. Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социокультурную ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности лицея, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности. Когда в лицее создается самостоятельная структура для развития системы дополнительного образования детей, появляется прекрасная возможность взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного образования детей. Среди других организационных задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения лицея с различными учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и дополнительного образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам лицея с учреждениями дополнительного образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и др. Это также прекрасная возможность получения оперативной информации о возможности включения лицеистов в художественную, спортивную, туристско-краеведческую и другую деятельность. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности лицея и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся. Решая организационные проблемы, необходимо стремиться к развитию такого числа и такой направленности творческих объединений в лицее, которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов школьников разных возрастов. Кадровые условия – это, прежде всего, возможность профессионального роста учителей лицея и привлечение педагогов дополнительного образования. Проведение семинаров, курсов, современных дискуссий по наиболее значимым проблемам должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на активизацию творчества педагогов, их самообразование и желание сотрудничества с коллегами – руководителями всех творческих клубов, входящих в блок дополнительного образования детей. Взаимное посещение занятий, проведение открытых мероприятий, их анализ также дает много для профессионального роста. Не менее важно организовать творческое сотрудничество с учителямипредметниками, классными руководителями: совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, социальных, общекультурных) дает возможность не только создать методобъединения, педагогические мастерские, но и единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению. Следует регулярно организовывать прохождение педагогами курсовой подготовки, проводить семинары силами приглашенных ученых, в т.ч. на базе учреждения образования. Важно активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах (конкурсы педагогов дополнительного образования, авторских образовательных программ, воспитательных систем и др.). Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в научную работу, написание статей для педагогических журналов. Успех развития системы дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от умения привлекать "свежие силы", новых людей, например, из числа работников учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских организаций, родительской общественности, а также тех, кто профессионально владеет каким-либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям. Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в лицее и, в частности, в ее блоке дополнительного образования детей, способствующей творческому и профессиональному росту педагогов. Директор, его заместители должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над созданием авторских образовательных программ. Необходимо моральное и материальное поощрение педагогов дополнительного образования за успешную работу, высокие достижения творческих коллективов, которыми они руководят. Об этих успехах должны знать все обучающиеся, учителя, родители и гордиться ими не меньше, чем успехами в учебе. 7. Программно-методические условия Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Образовательные программы, которые предполагается использовать преимущественно в условиях общеобразовательных учреждений, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками. Развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях становится по-настоящему эффективным, если дополнительные образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие. Разработка дополнительных образовательных программ нового поколения предполагает учет ряда принципов: • ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности; • формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира; • обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании; • развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств; • обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента; • реализация единства образовательного процесса. Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов. 8. Ожидаемые результаты Реализация Программы развития системы дополнительного образования детей в лицее позволит достичь следующих результатов: 1. Нормативно-правовое обеспечение: • сохранить государственные гарантии бесплатности и доступности, лучшие отечественные традиции дополнительного образования детей; совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования детей. 2. Ресурсное обеспечение дополнительного образования детей • создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей; • улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей; • создать условия, стимулирующие развитие технического и прикладного творчества, технических видов спорта. 3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей • организовать дополнительное образование детей в соответствии с социальным заказом, формулируемым администрацией и общественностью лицея; • содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей; • внедрять интегрированные программы дополнительного образования детей, направленные на социально-педагогическую поддержку детей; • содействовать развитию индивидуального образования в виде организации программ допрофессиональной подготовки и начального профессионального образования для детей, а также содействующие самозанятости и развитию семейного предпринимательства. •