рабочая программа по обществознанию , 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочей программа
по обществознанию

для 7 класса

Разработана Аппаевой Индирой Хамитовной,
учитель истории обществознания.
высшая категория

Срок реализации- 2022-2023 учебный год

2022г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию (7 кл.) на ступени основного
общего образования в МБОУ «Лицнй №7 г.Усть-Джегуты» составлена на
основе:
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации
основных общеобразовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации),
сформированы в соответствии со следующими основными федеральными
нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению

безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от
02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа
входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки
Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов
образовательных организаций КЧР, реализующих основные
общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от
03.08.2021г.
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по
обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие
программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
«Обществознание.
5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования,
одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный
перечень.
Изучение обществознания
следующих целей:

в

7

классе

направлено

на

достижение

развитие личности в ответственный период социального взросления
человека, ее познавательных интересов, критического мышления в
процессе восприятия социальной информации и определения собственной
позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического
образа мышления, способности к самопознанию и самореализации;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
 освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,
необходимых для социальной адаптации;
 овладение умениями познавательной, коммуникативной и практической
деятельности в основных социальных ролях, характерных для
подросткового возраста;
 формирование опыта применения полученных знаний для решения
типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданской общественной деятельности.
В
содержание
календарно
–
тематического
планирования
курса
«Обществознание» в 7 классе дополнительно включена практическая работа,
имеющая цель психологического тестирования подростка.
Задачи курса обществознания для 7 класса заключаются в следующем:


1. Воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданственности,
социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и
демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии,
политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного
взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего
профессионального образования и самообразования.
3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации,
систематизации полученных данных.
4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и
характерных социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения
между
людьми
разной
национальностей
и
вероисповедания),
познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для
самоопределения в области социальных и гуманитарных наук

Предметными результатами в 7 КЛАССЕ
Социальные ценности и нормы

— осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и
значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности
(в том числе защита прав и свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные
нормы и их роль в жизни общества;
— приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального
выбора; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;
— классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и
элементы;
— сравнивать отдельные виды социальных норм;
— устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и
человека;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности социальных норм;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к явлениям
социальной действительности с точки зрения социальных ценностей; к
социальным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека
в обществе;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие действие
социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;
— извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали,
проблеме морального выбора;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций в СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека;
— оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их
соответствия нормам морали;
— использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной
жизни;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ (заявление);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений
— осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как
социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих
типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные
отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и
общества;

— характеризовать право как регулятор общественных отношений,
конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации,
права ребёнка в Российской Федерации;
— приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают
правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением
юридической ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской
Федерации; примеры, поясняющие опасность правонарушений для личности и
общества;
— классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) нормы права, права и обязанности
граждан, включая несовершеннолетних, выделяя существенные признаки,
элементы и основные функции;
— сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок
и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия
гражданина и государства, между правовым поведением и культурой личности;
между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической
ответственностью;
— использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли
права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое
поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и
противоправным поведением, проступком и преступлением; для осмысления
личного социального опыта при исполнении типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена
ученической общественной организации);
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли
правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие действие
правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека,
анализировать жизненные ситуации и принимать решения, связанные с
исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена
семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и
других нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о
правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты и
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых
норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;

— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения
их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения, участвовать в
дискуссии;
— использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической
деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые
проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских
обязанностей (для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав
потребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере с учётом приобретённых представлений о профессиях
в сфере права, включая деятельность правоохранительных органов);
публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного
материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ при получении СНИЛС, паспорта гражданина Российской
Федерации;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного российского общества: гуманистических
и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.
Основы российского права
— осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации,
других нормативно-правовых актах как источниках права, содержании и
значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих
типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные
отношения (в гражданском, трудовом и семейном, административном,
уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о юридической
ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной, административной,
уголовной); о правоохранительных органах; об обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
— характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе
российского права; правоохранительных органов в защите правопорядка,
обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые
отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов и
прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового
договора, виды правонарушений и виды наказаний;
— приводить примеры и моделировать ситуации, регулируемые нормами
гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, в
том числе связанные с применением санкций за совершённые правонарушения;
законов и подзаконных актов; источников права;

— классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации), выделяя существенные признаки,
элементы и основные функции, источники права, виды нормативно-правовых
актов, юридическую ответственность и наказания по отраслям права;
— сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы
регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного), права и обязанности работника и
работодателя, имущественные и личные неимущественные отношения;
— устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и
работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских
ценностей и личных неимущественных отношений в семье;
— использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных
задач: для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и
дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства;
социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных
правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости
противостоять им;
— определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников
трудовых отношений с опорой на знания в области трудового права, к
правонарушениям, формулировать аргументированные выводы о
недопустимости нарушения правовых норм;
— решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов
(Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об
административных правонарушениях, Уголовный кодекс), из предложенных
учителем источников о правовых нормах, правоотношениях и специфике их
регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере
гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права:
выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об отраслях права
(гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного) и
личным социальным опытом; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за
совершённые правонарушения, о юридической ответственности
несовершеннолетних;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения
их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;

— использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного права в практической деятельности
(выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в
повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей, правомерного
поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты
своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную
деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;
— самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ (заявление о приёме на работу);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (12 ч)
Социальные нормы в правила общественной жизни. Общественные нравы,
традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры..Права и свободы
человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности
гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов Закон и
правопорядок в обществе. Закон и справедливость
Защита Отечества — долг и обязанность. Военная служба. Важность подготовки
к исполнению воинского долга. Дисциплина – необходимое условие
существования общества и человека. Общеобязательная и специальная
дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и
самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Законопослушный человек.
Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность
несовершеннолетних.
Правоохранительные органы РФ. Судебные органы РФ. Полиция. Адвокатура.
Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (15 ч)
Основные участники экономики производители и потребители. Натуральное и
товарное хозяйство.
Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые
профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда.
Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на
производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства.
Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как
производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы
бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика
предпринимателя.
Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена.
Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Семейный бюджет. Источники
доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы
рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление.
Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Тема 3. Человек и природа (5 ч)
Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основ жизни и
деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные
правила экологической морали.
Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в
природоохранительной деятельности.
Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля за знаниями и
умениями учащихся: текущие, тематические и итоговые.
-технология критического мышления и учебно-поисковой деятельности
обучающихся,
-проблемное обучение.

Календарно- тематическое планирование по обществознанию 7 класс

№
п-п

Тема урока

Часы
План

1.

Что значит жить по правилам

1

2.

Учимся общаться с интернетом

1

3.

Права и обязанности граждан

1

4.

Учимся пользоваться своими правами

1

5.

Почему важно соблюдать законы

1

6.

Финансовая грамотность

1

7.

Защита Отечества

1

8.

В рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Урок 1- Жизнь ратными подвигами
полна.

1

9.

Для чего нужна дисциплина

1

10.

Виновен - отвечай

1

11.

Учимся уважать закон

1

12.

Кто стоит на страже закона
Учимся защищать свои права
Финансовая грамотность

1

В рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Урок 2-Россия – наша Родина.
Практикум по теме: «Регулирование
поведения людей в обществе»
Экономика и ее основные участники

1

Учимся принимать рациональное
решение
Мастерство работника

1

13.
14.

15.
16.
17.
18.

1

1
1

1

Дата
Факт

19.
20.
21.

Учимся секретам профессионального
успеха
Производство: затраты, выручка,
прибыль
Виды и формы бизнеса

1
1
1
1

24.

(Финансовая грамотность.)Учимся
создавать свой бизнес
В рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Урок 3- Благотворительность
Обмен, торговля, реклама

25.

Деньги и их функции

1

26.

Экономика семьи

1

27.

Практикум по теме: «Человек в
экономических отношениях
(Финансовая грамотность.)
Воздействие человека на природу

1

Охранять природу – значит охранять
жизнь
Закон на страже природы

1

31.

В рамках курса «Основы духовнонравственной культуры народов
России»
Урок 4 - Твоя культура поведения.

1

32.

Учимся беречь природу

1

33.

Практикум по теме: «Человек и
природа»
Итоговое повторение

1

22.
23.

28.
29.
30.

34.

Всего

1

1

1

1

1
34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».