Рабочая программа ,история и культура народов КЧР 5 класс (1)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«История и культура народов КЧР»
для 5 класса

Разработана Аппаевой Индирой Хамитовной,
учитель истории обществознания.
высшая категория

Срок реализации- 2022-2023 учебный год

2022 г.
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «История и культура народов КЧР»
разработана
на основе Концепции стандарта второго поколения,
с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи
формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на
достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования
универсальных учебных действий.
Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения)
под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2018.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время
наблюдается, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в
достаточной степени с его прошлым и настоящим Изучение истории народов своей
республики в школе является одним из основных источников обогащения учащихся
знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских
позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном,
эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим,
связывающим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и
обеспечивает межпредметные связи.
Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная
и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой
(родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной,
культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы
способствует осознанию своего места в окружающем мире , значения КЧР в истории
и культуре России, содействует формированию гражданственности.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него
элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу
надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других
народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и
традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим
своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю,
культуру своей республики.
2

Цели программы:
 приобщение детей к национальным ценностям, традициям;
 пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным
ценностям родного края;
 воспитание любви к богатой природе родного края;
 формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения
своих земляков и края в целом;
Задачи программы:
образовательные
1. формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и
культурного развития общества;
2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях
своего народа;
3. закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию
своего края, его истории, культуре, природе;
2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение
общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в
различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. Cпособствование развитию психических процессов (воображение, память,
мышление, речь и т.д.)
2. Развитие, расширение кругозора учащихся;
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение
следующих принципов:
 системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю
3

 научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития
современных научных знаний;
 доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к
известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей
и их развитию;
 наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских
работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
 деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка
проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
 активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик
обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно,
умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику
мышления;
 прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы
итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и
подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение
технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
 принципы
представление

уважительного
свободы

отношения

выбора,

создание

к

детскому

атмосферы

творчеству:

раскованности

и

креативности, умение педагога оценить художественные достоинства детских
работ.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен.
Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, тесты, экскурсии,
праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как
поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.
В программах для каждого класса прослеживается:
 преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в
каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое
изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком
4

уровне.
 теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что
помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному
отношению к природе, к людям, способствует обогащению внутреннего мира ребёнка,
позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Данная программа рассчитана на учащихся 5 класса, 34 часа в год (1 час в неделю).
Продолжительность проведения занятий 30-35 минут.
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:


Беседы (желательно использовать презентацию);



Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные
в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется
место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению
музеев: краеведческого, исторического отдела. дендропарка



Встречи с людьми,

прославившими наш край (почетными работниками

культуры, образования, медицины и т.д.);


Виртуальные

экскурсии

(работа

с

использованием

мультимедийных

программ);


Игры с использованием компьютерной техники



Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности

по

разделу);


Индивидуальная

самостоятельная

работа

(составление

и

разгадывание

кроссвордов, ребусов);


Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с
презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);



Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и
т.п.

5

Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами
Данная

программа

ориентирована

не

на

запоминание

обучающимися

информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих
школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы

лежит системно-деятельностный подход,

который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм,
гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе

у учащихся будут сформированы

личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные
учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к
окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Обучающийся научится и приобретет:


научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;



приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;



научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как
собственных, так и окружающих людей;



приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести
– как регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:



основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданин

Карачаево- Черкесской республики, чувства сопричастности и

гордости за свою республику.

6



мотивации

учебной

деятельности,

включающей

социальные,

учебно-

познавательные, внешние и внутренние мотивы;


эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой народов
КЧР;



чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.

Регулятивные действия:
Обучающийся научится:


планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;



выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной
форме;



проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;



самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к
сообщению, презентации, конференции;



использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:



уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;



в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;



самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при
работе над проектом, исследованием, конференцией;



вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так
и в конце действия.

Познавательные действия:
Обучающийся научится:


используя

дополнительные

источники

информации,

находить

факты,

относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;


на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
7



узнавать символику КЧР;



описывать достопримечательности родной республики, города



использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и
литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и
извлечения познавательной информации;



осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
домашней и школьной библиотек;



находить на карте свой регион и его главный город;



устанавливать причинно‐следственные связи;



строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;



устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:



самостоятельно подбирать литературу по теме;



осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек города, архивов и Интернета;



работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:

 понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
 ориентироваться на позицию партнера в общении;
 учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:


готовить и выступать с сообщениями;



формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;



наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной

деятельности

на

благо

профессионального сообщества республики;

8

семьи,

в

интересах

школы,



аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность

школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью
и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу
«История и культура народов КЧР»

во внеурочной деятельности могут быть

разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить
следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный
мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта,
формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии
оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности
сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической
самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с
литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель:
наблюдает,

координирует,

поддерживает,

сам

является

информационным

источником);
рефлексивно-оценочный

(ученики:

представляют

проекты,

участвуют

в

коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы,
осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником
коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме,
готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом .
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное
чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит
при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и
орфографией,

что

расширяет

словарный

орфографическую зоркость.
9

запас

учеников,

развивает

их

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при
знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями,
рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь
числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки
при составлении кроссвордов.
Программа внеурочной деятельности «История и культура народов КЧР»

в

школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре
года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов,
хронологическую таблица важней событий КЧР.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности

по каждому разделу рекомендуется

организовывать в форме:


викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;



создания и защиты собственного проекта;



создания презентаций - представлений по изученной теме;



конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить
лучших из числа всех участников;



участия в конференциях разного уровня.

10

2.Содержание программы «Историческое краеведение»
и примерное тематическое планирование
5 класс
Программа содержит 3 раздела: «Моя маленькая родина», Народы КЧР,
«Люди, прославившие нашу республику»
№

Название раздела

Всего часов

1.

Моя маленькая родина

4 часов

2.

Народы КЧР

26 часов

3.

Люди, прославившие нашу республику

4 часов

раздела

итого 34 часа
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться

и

конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся .
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой
родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь.
Важнейшая

задача:

познакомить

детей

с

их

окружением

(дома,

улицы,

достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию
практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой
адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых.

11

Тематическое планирование 5 класс
Тема занятия

№

Часы Дата
План

1.

Моя улица, почему так названа.

2.

Символы нашей республики

3.

Профессии района. Где работают родители

4.

Проект «Наш район»

5.

Абазины .
Формирование абазинского народа

6.

Нравы и обычаи

7.

Жилища

8.

Пища .Одежда

9.

Гостеприимство. Куначество

10.

Проектная работа

11.

Карачаевцы .
Формирование карачаевского народа

12.

Нравы и обычаи

13.

Жилища

14.

Пища .Одежда

15.

Мухаджирство

16.

Проектная работа

17.

Черкесы.
Формирование черкесского народа.

18.

Нравы и обычаи

19.

Жилища

20.

Пища .Одежда

21.

Проектная работа
12

Факт

22.

Ногайцы .
Формирование ногайского народа.

23.

Нравы и обычаи

24.

Жилища

25.

Пища .Одежда

26.

Проектная работа

27.

Казаки . Казаки в России

28.

Нравы и обычаи

29.

Жилища

30.

Пища .Одежда

31.

Проектная работа

31-32

Герои – земляки.

33-34

Итоговое занятие. Защита проектов

13

Методическое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования - М.: Просвещение, 2011.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А.
Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России - М.: Просвещение, 2011.
4. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование. М., Просвещение, 2010.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. – М.:
Просвещение, 2010.
6. Народы Карачаево-Черкесии: история и культура.учебноем пособие под
редакцией В,Ш.Нахушева.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».