Рабочая программа по истории , 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по истории

для 6 класса

Разработана Аппаевой Индирой Хамитовной,
учитель истории обществознания.
высшая категория

Срок реализации- 2022-2023 учебный год

2022г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России и история средних веков (6 кл.) на ступени
основного общего образования в МБОУ «Лицей №7 .Усть-Джегуты» составлена на
основе:
1. Общие положения



















1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации
основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования (далее – образовательные организации),
сформированы в соответствии со следующими основными федеральными
нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);









Примерной основной образовательной программой начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от
02.06.2020 г. № 2/20)

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;

при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа
входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования;

Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки
Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов
образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.
 Программы по истории России: изд. «Просвещение» (под ред. А.В.Торкунова) для
6-10 кл.
. Курс предмета история включает курсы «История России» и «Всеобщая история»


Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта
основного общего образования по истории, примерной программы основного общего
образования по истории, авторской программы Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского
(Всеобщая история)


История России.6 класс / авт.-сост. Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, И.В.Курукин,
А.Я.Токарева; под редакцией А.В.Торкунова/ – М.: «Просвещение», 2017г.



Учебного плана МБОУ «Лицей №7 г.Усть- Джегуты» на 2021-2022 учебный год;
Календарно-тематического плана на 2021-2022 учебный год



В соответствии с концепцией нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории, включающую Историко – культурный стандарт, курсы
«История России» и «Всеобщая история» изучаются по линейной системе обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Место предмета в учебном плане
На 2021-2022 учебный год изучение истории на уровне основного общего
образования в 6 классе реализовано за 68 ч. (2 часа в неделю).
Распределение часов в 6классе:
 Программа 6 класса рассчитана на 68 учебных часов. Из них 23 часов – история
средних веков. 45 часов – история России, из этих 45 ч. отводится 2ч. на изучение
региональной истории. Срок реализации программы – один год.

Цели курса:
-Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в
эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в
целостную картину развития России и человечества в целом.
-Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации,
познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
-Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Задачи курса:
-Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и
мира, показать их общие черты и различия;
-Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и
культуре;
-Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь
современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
-Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие
общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Предметные результаты 6 класса
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
—называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность
к веку, историческому периоду;
—называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их
хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития
Русского государства);
—устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей
истории.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
—указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
—группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление
систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:
—находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты;
давать словесное описание их местоположения;
—извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных
центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших
передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях
средневековой истории.
4. Работа с историческими источниками:
—различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи,
хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного
происхождения);
—характеризовать авторство, время, место создания источника;
—выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий,
действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических
событий);
—находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы,
образы;
—характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического
источника.
5. Историческое описание (реконструкция):
—рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху
Средневековья, их участниках;
—составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей
отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические
сведения, личные качества, основные деяния);
—рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах;
—представлять описание памятников материальной и художественной культуры
изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
—раскрывать существенные черты:
а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других
государствах;
б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений
средневекового человека о мире;

—объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и
всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий,
ситуаций;
—объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей
истории эпохи Средневековья:
а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических
событий;
б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких
текстах;
—проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты
сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
—излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной
и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
—высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с
учетом исторического контекста и восприятия современного человека. 8. Применение
исторических знаний:
—объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи
Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
—выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на
региональном материале)
-Основное содержание курса «Всеобщая история. История Средних веков» (28 ч)
Раздел I. Раннее Средневековье (9ч)
Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки средневековья. (1ч)
Раздел I. Раннее Средневековье (9ч)
Основание новой столицы – Константинополя. Особенности развития Византийской
империи. Императорская власть.Культурное наследие Византии.Великое переселение
народов. Вторжение в Европу кочевых племен аланов, сарматов, гуннов.
Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания. Культура
мусульманского мира.
Правление франкского вождя Хлодвига. Роль христианства в раннем средневековье.
Христианизация Европы. Создание и распад империи Карла Великого. Норманнские
завоевания. Урок обобщающего контроля.
Раздел II. Вершина Средневековья (12ч)
Иерархичность средневекового общества. Основные сословия. Условный характер
земельного владения. Феод. Взаимоотношения сеньоров и вассалов. Европейское

рыцарство: образ жизни и правила поведения.Положение крестьянства. Крестьянские
повинности.
Власть духовная и светская.Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского
общества.
Государства крестоносцев на Востоке. Рыцарские ордены.
Средневековые города. Кризис античных городов. Оживление городской жизни в 10 11 вв. Взаимоотношения городов и сеньоров. Борьба городов за независимость.
Ярмарка. Фландрия и Шампань – центры европейской торговли. Внешний вид
средневекового города.
Могущество римско-католической церкви. Еретики и борьба с ними. Учреждение
инквизиции.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах.
Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в
Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя
германской нации. Германские государства в XIV-XVвв. Кризис европейского
сословного общества в XIV-XVвв. Столетняявойна: причины и итоги. Жанна
д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия.
Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры.
Гуситскоедвижение в Чехии. Ян Гус
Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий. Романский
и готический стили в архитектуре.Культура и образование. Городские школы.
Появление университетов Урок обобщающего контроля.
Раздел III. Мир за пределами Европы (3ч)
Страны Азии, Африки и Америки в Средние века. Путешествия Марко Поло на Восток
и изменение представлений европейцев о мире
Завоевания монголов. Последствия монгольских завоеваний. Индия во времена
Гуптов. Торговля и торговые пути. Культура Индии. Китайская империя и ее
управление. Открытия и изобретения китайцев. Страны и народы Африки в
Средневековье. Средневековая Япония. Особенности ее развития. Японское военное
искусство. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства,
верования, особенности хозяйственной жизни.
Раздел IV. Европа накануне нового времени(2ч)
Рождение Испании. Гибель Византии под ударами турок – османов.
Урок итогового контроля.(1ч)

Основное содержание курса «История России с древнейших времён до XVI в.»(40
ч)
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской
истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической
мысли в России.
Раздел I. Народы и государства восточной Европы в древности (3 ч)
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Переход от
присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление
металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э.
Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство.
Скифское царство.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о
славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на
три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы.
Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный
строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные
верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока.
Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Раздел II. Русь в IX- первой половине XII в (11 ч).
Первые известия о руси. Проблема образования Древнерусского государства. Очаги
формирования государств на восточнославянской территории. Начало династии
Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья:
Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Отношения с Византийской
империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками
европейских степей. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Торговые связи с
Центральной и Западной Европой. Русь в международной торговле. Принятие
христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Общественный строй
Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина и ее состав: бояре, отроки,
детские. Духовенство. Городское население («люди градские», «гражане»). Купцы.
Категории рядового и зависимого населения: люди, смерды, закупы, холопы.
Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Раздел III. Русь в середине XII- начале XIII в. (7 ч.) Формирование системы земель
– самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского

рода Рюриковичей: Черниговская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие
особый статус: Киевская и Новгородская.
Эволюция общественного строя и права. Православная церковь и повседневная жизнь.
Развитие древнерусской культуры: формирование региональных центров. Летописание
и его центры. Киево-Печерский патерик. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире,
церковь Покрова на Нерли.
Причины распада Древнерусского государства на удельные княжества во второй
половине XIв.
Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического
положения, социально-политического и культурного развития.
Раздел IV. Русские земли в середине XIII - XIV в. (6 ч)
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков.
Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Орда в XIII–XIV
вв.: государственный строй, экономика, культура. Система зависимости русских
земель от ордынских ханов.
Судьбы русских земель после Батыева нашествия. Южные и западные русские земли.
Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских
земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией
крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с
Ордой. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское.
Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий
Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских
князей.
Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий
Радонежский.
Раздел V. Русские земли в XIII - в первой половине XV в (4 ч)Возвышение Москвы.
Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские
князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Московское княжество при
Дмитрии Донском. Куликовская битва и ее значение для самосознания русского
народа
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой,
Москвой и Литвой. Роль Православной церкви в собирании русских земель. Культура
и быт в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание.
Важнейшие памятники литературы (памятники Куликовского цикла, сказания, жития,

хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексыкрепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев)
Раздел VI. Формирование единого Русского государства в XV в. (7 ч)
Завершение раздела русских земель между Литовским и Московским государствами.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском
княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.:
политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим
княжеством Литовским. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация
зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства.
Принятие общерусского Судебника. Начало применения к правителю страны титула
царь - снять. Появление государственного герба (двуглавого орла). Формирование
аппарата управления единого государства.

Календарно –тематическое планирование по истории 6 класс

№

Тема урока

п-п

Колво
часов

1

Вводный урок (Что изучает
история ?)

1

Глава I. Народы и государства
на территории нашей страны в
древности.
2

Введение. Наша Родина — Россия

1

3

Древние люди и их стоянки на
территории современной России.

1

4

Неолитическая революция. Первые
скотоводы, земледельцы,
ремесленники.
Образование первых государств.

1

Восточные славяне и их
Соседи.
История заселения территории
родного края в древности или
повторительно-обобщающий урок
по
теме I (по усмотрению учителя).
Глава II. Русь в IX — первой
половине XII в.

1

8

Первые известия о Руси.

1

9

Становление Древнерусского
государства.

1

10

Правление князя Владимира.
Крещение Руси.

1

11

Русское государство при Ярославе
Мудром.

1

5
6
7

1

1

Дата
План

Факт

12

Русь при наследниках Ярослава
Мудрого. Владимир Мономах.

1

13

Общественный строй и церковная
организация на Руси.

1

14

Культурное пространство Европы и 1
культура Древней Руси.

15

Повседневная жизнь населения.

1

16

Урок истории и культуры родного
края в древности.

1

Глава III.Русь в середине ХII —
начале XIII в.
17

Политическая раздробленность в
Европе и на Руси.

1

18

Владимиро –Суздальская
княжества

1

19

Новгородская республика

20
21

Южные и юго-западные русские
княжества
Монгольская империя и изменение
политической картины мира.

1
1
1

22

Батыево нашествие на Русь.

1

23

Северо-Западная Русь между
Востоком и Западом.

1

24

Золотая Орда: государственный
строй, население, экономика и
культура.

1

25

Литовское государство и Русь.

1

26

Усиление Московского княжества в 1
Северо-Восточной Руси.

27

Объединение русских земель
вокруг Москвы. Куликовская
битва.

1

Глава IV. Формирование
единого Русского государства.
28

Формирование единого Русского
государства.

1

31

Русские земли на политической
карте Европы и мира в начале XV
в.

1

32

Московское княжество в первой
половине XV в.

1

33

Распад Золотой Орды и

1

его последствия.
34

Московское государство и его
соседи во второй половине XV в.

35

Русская православная церковь в XV 1
— начале XVI в.
Человек в Российском государстве 1
второй половины XV в.
Формирование культурного
1
пространства единого Российского
государства.

36
37

1

3839

Наш край в в XIII — начале XV вв. 2

40

Обобщающий урок по теме: Россия
в 13-15вв

1

Средние века
Глава I. Становление
средневековой Европы.
41

Образование варварских
королевств. Государство франков в
V-VIII веках.

1

42

Христианская церковь в раннее
Средневековье.

1

43

Возникновение и распад империи
Карла Великого.

1

44

Феодальная раздробленность
Западной Европа в IX – XI веках.

1

45

Англия в раннее Средневековье.

1

46

Обобщающий урок по теме
«Становление средневековой
Европы»

1

Глава II. Византийская империя
и славяне в VI-XI вв
47

Византия при Юстиниане. Борьба
империи с внешними врагами.

1

48

Культура Византии. Образование
славянских государств

1

Глава III. Арабы в VI-XI веках
49

Возникновение ислама. Арабский
халифат и его распад.

1

50

Культура стран халифата.

1

Глава IV. Феодалы и крестьяне
51

Средневековая деревня и ее
обитатели .

1

В рыцарском замке.
Глава V. Средневековый город в
Западной и Центральной Европе.
53

Формирование средневековых
городов. Городское ремесло.

1

53

Торговля в Средние века.Горожане
и их образ жизни.

1

Глава VI. Католическая церковь

1

в XI - XIII вв. Крестовые походы.
54

55

Могущество папской власти.
Католическая церковь и еретики.
Крестовые походы.
Глава VII.Образование
централизованных государств в
Западной Европе (XI - XV вв.).
Как происходило объединение
Франции.

1

1

56

Что англичане считают началом
своих свобод. Столетняя война.

1

57

Усиление королевской власти в
конце XVвека во Франции в
Англии.

1

58

Реконкиста и образование
централизованных государств на
Пиренейском полуострове.

1

59

Государства оставшиеся
раздробленными: Германия и
Италия в XII - XV вв.

1

60

Обобщающий урок по теме
«Западная Европа (XI - XV вв.)»

1

Глава VIII. Славянские
государства и Византия в XIV XV вв.
61

Гуситское движение в
Чехии.Завоевания турками –
османами Балканского
полуострова.

1

Глава IX. Культура Западной
Европы в Средние века .
62

Образование и философия.
Средневековая литература.
Средневековое искусство.

1

63

Культура раннего Возрождения в
Италии .

64

Научные открытия и изобретения.

1

Глава X . Страны Азии и
Америки в эпоху средневековья
(V-XVвв.).
65

Средневековая Азия: Китай, Индия, 1
Япония.

66

Государства и народы Африки и
доколумбовой Америки

1

6768

Итоговое повторение:
«Наследие Средних веков в
истории человечества».

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».