Рабочая программа по истории , 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по истории

для 7 класса

Разработана Аппаевой Индирой Хамитовной,
учитель истории обществознания.
высшая категория

Срок реализации- 2022-2023 учебный год

2022г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории (7 кл.) на ступени
основного общего образования в МБОУ «Лицей №7 .Усть-Джегуты» составлена
на основе:
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации
основных общеобразовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации),
сформированы в соответствии со следующими основными федеральными
нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению

безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от
02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа
входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки
Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов
образовательных организаций КЧР, реализующих основные
общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от
03.08.2021г.









Программы по истории России: изд. «Просвещение» (под ред.
А.В.Торкунова) для 6-10 кл.
Программа «Новая история. 1500-1800». 7 класс, А.Я. Юдовская, Л.М.
Ванюшкина. //Программы общеобразовательных учреждений. История.
Обществознание. 5-11 классы. – М.: Просвещение.
История России.7 класс / авт.-сост. Н.М.Арсентьев,
А.А. Данилов,
И.В.Курукин,
А.Я.Токарева; под редакцией А.В.Торкунова/ – М.:
«Просвещение», 2017г.
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История
Нового времени. 7 класc, М.: «Просвещение», 2020г.
Учебного плана МБОУ «Лицей №7 г.Усть- Джегуты» на 2021-2022 учебный
год;
Календарно-тематического плана на 2021-2022 учебный год

В соответствии с концепцией нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории, включающую Историко – культурный стандарт, курсы
«История России» и «Всеобщая история» изучаются по линейной системе
обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Место предмета в учебном плане
На 2021-2022 учебный год изучение истории на уровне основного общего
образования в 7 классе реализовано за 68 ч. (2 часа в неделю).
Распределение часов в 7 классе:
 Программа 7 класса рассчитана на 68 учебных часов. Из них 23 часов – история
Нового времени. 45 часов – история России, из этих 45 ч. отводится 2ч. на
изучение региональной истории. Срок реализации программы – один год.
 По отечественной истории в 7 классе изучается период «РОССИЯ В ХVI ХVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ».
ФЗ «Об образовании в РФ» И ФГОС ООО предусматривают включение
региональной
истории
в
основные
образовательные
программы
общеобразовательных организаций.
Региональная история в контексте ФГОС России изучается как учебный модуль
в рамках федерального курса «Истории России» и на её изучение отводится 6 ч.
 По всеобщей истории в 7 классе изучается период «ХVI - ХVII вв.: ОТ
АБСОЛЮТИЗМА К ПАРЛАМЕНТАРИЗМУ
Цель изучения курсов «История Нового времени» и «История России XVI
- XVIII вв.»:
освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с
основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной
жизни, структуры общества на этапе до конца XVIII века; раскрытие
специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей
истории XVI - XVIII вв.; раскрытие значения политического и культурного
наследия разных цивилизаций.

Задачи изучения курса «История Нового времени» в 7 классе
следующие:
1. формирование личности, способной к национальной, культурной
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному

применению полученных исторических знаний не только в образовательном
процессе, но и в повседневной жизни;
2. овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового
времени в социальной, экономической, политической, духовной и
нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества;
определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое
время и значение этого периода для страны;
3. воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур
народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время;
4. воспитание гражданских, демократических и патриотических
представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения,
взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса,
Реформации и Просвещения;
5. развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному
и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе
образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени;
6. формирование способности применять усвоенные знания о формировании
капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового
времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной
реальности.
7. деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет
обозначить через ключевые задачи основные личностные, предметные и
универсальные результаты образования и воспитания.
Рабочая программа по всеобщей истории обеспечивает уровень компетентности
учащихся, позволяющий увидеть неоднозначность основных процессов в
развитии человечества, ознакомиться с различным опытом народов мира,
ощутить связь времён и извлечь для себя уроки на будущее.
Задачи изучения курса истории России в 7 классе:
1. продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и
культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта
народов России;
2. овладение учащимися основными знаниями по истории России ХVII—
ХVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства ХУII в. и
Российской империи ХVIII в. во все мирно- историческом процессе, значения
наследия этих периодов для современного общества;
3. воспитание учащихся в духе уважения к истории России ХVII—ХVIII вв.
и гордости за героические свершения предков;
4. развитие способности учащихся анализировать информацию,
содержащуюся в исторических источниках по истории России ХVII—ХVIII вв.

Предметные результаты изучения истории учащимися 7 КЛАССА
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
—называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их
хронологические рамки; —локализовать во времени ключевые события
отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.; определять их
принадлежность к части века (половина, треть, четверть);
—устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории
XVI—XVII вв. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
—указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.;
—группировать, систематизировать факты по заданному признаку
(группировка событий по их принадлежности к историческим процессам,
составление таблиц, схем).
3. Работа с исторической картой:
—использовать историческую карту как источник информации о границах
России и других государств, важнейших исторических событиях и
процессах отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.;
—устанавливать на основе карты связи между географическим положением
страны и особенностями ее экономического, социального и политического
развития.
4. Работа с историческими источниками:
—различать виды письменных исторических источников (официальные,
личные, литературные и др.);
—характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать
его информационную ценность;
—проводить поиск информации в тексте письменного источника,
визуальных и вещественных памятниках эпохи;
—сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких
однотипных источников. 5. Историческое описание (реконструкция):
—рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории
XVI—XVII вв., их участниках;
—составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной
и всеобщей истории XVI—XVII вв. (ключевые факты биографии, личные
качества, деятельность);

—рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и
других странах в раннее Новое время;
—представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи. 6. Анализ, объяснение исторических событий,
явлений:
—раскрывать существенные черты:
а) экономического, социального и политического развития России и других
стран в XVI—XVII вв.; б) европейской реформации;
в) новых веяний в духовной жизни общества, культуре;
г) революций XVI—XVII вв. в европейских странах;
—объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе
отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах
исторических событий, ситуаций;
—объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и
всеобщей истории XVI—XVII вв.:
а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и
следствиях событий;
б) систематизировать объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах;
—проводить
сопоставление
однотипных
событий
и
процессов
отечественной и всеобщей истории:
а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций;
б) выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
—излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и
всеобщей истории XVI—XVII вв., представленные в учебной литературе;
объяснять, на чем основываются отдельные мнения;
—выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI—XVII
вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале
ценностей.
8. Применение исторических знаний:
—раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу
Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох представления
людей о мире, системы общественных ценностей;
—объяснять значение памятников истории и культуры России и других
стран XVI—XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного
общества;
—выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI—
XVII вв. (в том числе на региональном материале).

ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В XVI—XVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО
КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ (45 ч)
Россия в XVI в. (13 ч) Завершение объединения русских земель. Княжение
Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы:
присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной
системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского
княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским,
отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские
государства. Органы государственной власти. Приказная система: формирование
первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении
государством. *«Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники
и волостели, система кормлений. Государство и церковь. Царствование Ивана
IV. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей
великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Период боярского
правления. Борьба за власть между боярскими кланами. Губная реформа.
*Московское восстание 1547 г. *Ереси. Принятие Иваном IV царского титула.
Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление
Земских соборов: *дискуссии о характере народного представительства. Отмена
кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор.
Земская реформа — формирование органов местного самоуправления. Внешняя
политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».
Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения
Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны
с Крымским ханством. Битва при Молодях. Укрепление южных границ.
Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена.
Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака
Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной
Сибири. Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые
люди. *Формирование Государева двора и «служилых городов». Торговоремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян:
Указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. *Финно-угорские
народы. Народы Поволжья после присоединения к России. *Служилые татары.
*Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная
церковь. Мусульманское духовенство. Опричнина, *дискуссия о ее причинах и
характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни

1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности
Ивана Грозного. Результаты и цена преобразований. Россия в конце XVI в. Царь
Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса
Годунова. Учреждение патриаршества. *Тявзинский мирный договор со
Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с
Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт.
Продолжение закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение
царской династии Рюриковичей.
Смута в России (9 ч) Накануне Смуты. Династический кризис. Земский собор
1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в
отношении боярства. Голод 1601—1603 гг. и обострение социальноэкономического кризиса. Смутное время начала XVII в. Дискуссия о его
причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика.
Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Царь Василий Шуйский. Восстание
Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.
Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов.
Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева
монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией.
*Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского
лагеря. Открытое вступление Речи Посполитой в войну против России. Оборона
Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине».
Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление
польско-литовского
гарнизона
в
Москву.
Подъем
национальноосвободительного движения. Патриарх Гермоген. *Московское восстание 1611 г.
и сожжение города оккупантами. Первое и второе земские ополчения. Захват
Новгорода шведскими войсками. «Совет всея земли». Освобождение Москвы в
1612 г. Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении
государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова.
*Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти.Столбовский
мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с
Речью Посполитой.
*Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с
Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия в XVII в. (16 ч) Россия при первых Романовых. Царствование Михаила
Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение
закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении
государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия.
Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие
приказного строя.
*Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная
ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов.

*Правительство
Б. И. Морозова
и
И. Д. Милославского:
итоги
его
деятельности.Патриарх Никон, его конфликт с царской властью. Раскол в
Церкви.
Протопоп
Аввакум,
формирование
религиозной
традиции
старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая
(податная) реформа. Экономическое развитие России в XVII в. Первые
мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие
хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и
Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами и Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые
иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские
восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское
восстание. Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления крепостного
права и территория его распространения. Денежная реформа 1654 г. Медный
бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина. 38
Примерная рабочая программа Внешняя политика России в XVII в.
Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после
Смуты. Смоленская война. Поляновский мир.
*Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие
полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью.
Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение земель
Войска Запорожского в состав России. Война между Россией и Речью
Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война
1656—1658 гг. и ее результаты. Укрепление южных рубежей. Белгородская
засечная черта. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение».
«Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со
странами Западной Европы.
*Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Освоение новых
территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих географических открытий
и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к
Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование
бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и Сибири. *Калмыцкое ханство.
Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли.
*Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование
многонациональной элиты.
Культурное пространство XVI–XVII вв. (5 ч) Изменения в картине мира
человека в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта.
Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Проникновение элементов
европейской культуры в быт высших слоев населения страны. Архитектура.
Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в
архитектуре. *Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой.Собор Покрова
на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Ново-

Иерусалимский). Крепости (Китай-город, Смоленский, Астраханский,
Ростовский кремли). Федор Конь. *Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. *Ярославская школа иконописи.
Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод.
Домострой. *Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.
*Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской
культуре. Симеон Полоцкий. *Немецкая слобода как проводник европейского
культурного влияния. *Посадская сатира XVII в. Развитие образования и
научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. *«Синопсис»
Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Наш край в XVI—XVII вв.
Обобщение (2 ч)
Введение . Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация
истории Нового времени.

Великие географические открытия Предпосылки Великих географических
открытий. Поиски европейцами морских путей в страны Востока. Экспедиции
Колумба. Тордесильясский договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского
пути в Индию. Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие
Австралии. Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф.
Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северовосточного морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические и
культурные последствия Великих географических открытий конца XV — XVI в.
Изменения в европейском обществе в XVI—XVII вв. Развитие техники,
горного дела, производства металлов. Появление мануфактур. Возникновение
капиталистических отношений. Распространение наемного труда в деревне.
Расширение внутреннего и мирового рынков. Изменения в сословной структуре
общества, появление новых социальных групп. Повседневная жизнь обитателей
городов и деревень.
Реформация и контрреформация в Европе
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер.
Развертывание Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение
протестантизма в Европе. Кальвинизм. Религиозные войны. Борьба
католической церкви против реформационного движения. Контрреформация.
Инквизиция. Государства Европы в XVI—XVII вв.
Абсолютизм и сословное представительство. Преодоление раздробленности.
Борьба за колониальные владения. Начало формирования колониальных
империй. Испания под властью потомков католических королей. Внутренняя и
внешняя политика испанских Габсбургов. Национально-освободительное
движение в Нидерландах: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение

Нидерландской революции. Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть
и централизация управления страной. Католики и гугеноты. Религиозные
войны. Генрих IV. Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и кардинал Ришелье.
Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV Англия.
Великие географические открытия Предпосылки Великих географических
открытий. Поиски европейцами морских путей в страны Востока. Экспедиции
Колумба. Тордесильясский договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского
пути в Индию. Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие
Австралии. Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф.
Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северовосточного морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические и
культурные последствия Великих географических открытий конца XV — XVI в.
Изменения в европейском обществе в XVI—XVII вв.
Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление
мануфактур. Возникновение капиталистических отношений. Распространение
наемного труда в деревне. Расширение внутреннего и мирового рынков.
Изменения в сословной структуре общества, появление новых социальных
групп. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень.
Реформация и контрреформация в Европе
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер.
Развертывание Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение
протестантизма в Европе. Кальвинизм. Религиозные войны. Борьба
католической церкви против реформационного движения. Контрреформация.
Инквизиция. Государства Европы в XVI—XVII вв.
Абсолютизм и сословное представительство. Преодоление раздробленности.
Борьба за колониальные владения. Начало формирования колониальных
империй. Испания под властью потомков католических королей. Внутренняя и
внешняя политика испанских Габсбургов. Национально-освободительное
движение в Нидерландах: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение
Нидерландской революции. Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть
и централизация управления страной. Католики и гугеноты. Религиозные
войны. Генрих IV. Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и кардинал Ришелье.
Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV. 34 Примерная рабочая
программа Англия. Развитие капиталистического предпринимательства в
городах и деревнях. Огораживания. Укрепление королевской власти при
Тюдорах. Генрих VIII и королевская реформация. «Золотой век» Елизаветы I.
Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы
революции. Размежевание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и
значение революции. Реставрация Стюартов. Славная революция. Становление
английской парламентской монархии. Страны Центральной, Южной и ЮгоВосточной Европы. В мире империй и вне его. Германские государства.

Итальянские земли. Положение славянских народов. Образование Речи
Посполитой. Международные отношения в XVI—XVII вв.
Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими державами.
Столкновение интересов в приобретении колониальных владений и господстве
на торговых путях. Противостояние османской экспансии в Европе. Образование
державы австрийских Габсбургов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир.
Европейская культура в раннее Новое время
Высокое Возрождение в Италии: художники и их произведения. Северное
Возрождение. Мир человека в литературе раннего Нового времени. М.
Сервантес. У. Шекспир. Стили художественной культуры (барокко, классицизм).
Французский театр эпохи классицизма. Развитие науки: переворот в
естествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся ученые и их
открытия (Н. Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма.
Страны Востока в XVI—XVII вв.
Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I Великолепный:
завоеватель, законодатель. Управление многонациональной империей.
Османская армия.Индия при Великих Моголах. Начало проникновения
европейцев. Ост-Индские компании.Китай в эпоху Мин. Экономическая и
социальная политика государства. Утверждение маньчжурской династии
Цин.Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сегуната Токугава,
укрепление централизованного государства. «Закрытие» страны для иноземцев.
Культура и искусство стран Востока в XVI—XVII вв
Обобщение (1 ч). Историческое и культурное наследие Раннего Нового
времени.

График контрольных работ и проектов по темам.
уч.год
раздел
кол-во
Вид
часов
контроля
Входная
1
тест
контрольная
работа
Россия в XVI в
1
тест
Россия в XVII в
1
тест
Итоговый урок
1
тест
Обобщение. Мир в 1
тест
эпоху Нового
времени.

7 класс. 2021-2022

Календарно- тематическое планирование по истории 7 класс
№

Тема урока

Часы Дата

Дата

План

Факт

п-п
Глава I. Россия в ХVI веке (21ч)
1

Мир и Россия в начале эпохи
Великих географических открытий.

1

2

Территория, население и хозяйство
России в начале ХVI века.

1

3

Входная контрольная работа
1
1

4

Формирование единых государств в
Европе и России.

5

Российское государство в первой
трети ХVI века.

1

6

Внешняя политика Российского
государства в первой трети ХVI
века.

1

7

Начало правления Ивана IV.
Реформы Избранной Рады.

1

8

Начало правления Ивана IV.
Реформы Избранной
Рады(закрепление).

1

9

Государства Поволжья, Северного
Причерноморья, Сибири в середине
ХVI века.

1

10

Государства Поволжья, Северного
Причерноморья, Сибири в середина
XVI в.(закрепление)

1

11

Внешняя политика России во
второй половине ХVI века

1

12

Внешняя политика России во
второй половине ХVI века
(закрепление)

1

13

Российское общество ХVI в.:
’’служилые’’ и ’’тяглые’’.

1

14

Российское общество ХVI в.:
’’служилые’’ и ’’тяглые’’

1

15

Опричнина

1

16

Опричнина(Закрепление).

1

17

Россия в конце ХVI века.

1

18

Церковь и государство в ХVI в.

1

19

Культура и повседневная жизнь
народов России в ХVI веке.

1

20

Культура и повседневная жизнь
народов России в ХVI веке.

1

21

Повторительно-обобщающий урок
или контрольно-оценочный урок по
теме: Россия в ХVI веке

1

Глава II. Смутное время. Россия
при первых Романовых(24ч.)
22

Внешнеполитические связи России
с Европой и Азией в конце XVIначале XVII в.

1

23

Смута в Российском государстве

1

24

Смута в Российском государстве

1

25

Окончание Смутного времени

1

26

Экономическое развитие России в
XVII в.

1

27

Россия при первых Романовых :
перемены в государственном
устройстве

1

28

Изменения в социальной структуре
российского общества

1

29

Народные движения в XVII в.

1

30

Народные движения в XVII в.

1

31

Россия в системе международных
отношений

1

32

Россия в системе международных

1

отношений
33

«Под рукой» российского государя: 1
вхождение Украины в состав России

34

Русская православная церковь в
XVII в. Реформа патриарха Никона
и раскол

1

35

Русские путешественники и
первопроходцы XVII в.

1

36

Культура народов России в XVII в.

1

37

Культура народов России в XVII в.

1

38

Народы России в XVII в. Сословный 1
быт и картина мира русского
человека в XVII в.

39

Повседневная жизнь народов
Украины, Поволжья, Сибири и
Северного Кавказа в XVII в.

1

40

История родного края в XVI в.

1

41

История родного края в XVII в.

1

4243

Повторительно-обобщающий урок
или контрольно-оценочный урок по
теме: «Смутное время. Россия при
первых Романовых»

2

4445

Повторительно-обобщающий урок

2

Глава I. Мир в начале Нового
времени. Великие географические
открытия. Возрождение.
Реформация. (13 ч.)
1

Введение.Технические открытия и
выход к Мировому океану.

1

2

Встреча миров. Великие
географические открытия и их
последствия.

1

3

Усиление королевской власти в
XVI-XVI вв. Абсолютизм в Европе.

1

4

Дух предпринимательства

1

преобразует экономику.
5

Европейское общество в раннее
Новое время.

1

6

Повседневная жизнь.

1

7

Великие гуманисты Европы.

1

8

Мир художественной культуры
Возрождения

2

9

Рождение новой европейской науки

1

10

Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства.

1

11

Распространение Реформации в
Европе. Контрреформация.

1

12

Королевская власть и Реформация в
Англии. Борьба за господство на
морях.

1

13

Религиозные войны и укрепление
абсолютной монархии во Франции

1

Глава II. Первые революции
Нового времени. Международные
отношения(борьба за первенство
в Европе и в колониях)(3ч.)
14

Освободительная война в
1
Нидерландах. Рождение республики
Соединенных провинций.

15

Парламент против короля.
Революция в Англии.

1

16

Международные отношения в XVIXVIIIвв.

1

Глава III. Эпоха просвещения.
Время преобразований. (6ч.)
17

Великие просветители Европы.

1

18

Мир художественной культуры
Просвещения. На пути к
индустриализации.

1

19

Английские колонии в Северной

1

Америке.
20

Война за независимость. Создание
Соединенных Штатов Америки.

21

Франция в XVIII веке. Французская 1
революция. От монархии к
республике.

22

Обобщение. Мир в эпоху Нового
времени.

1

23

Итоговый урок

1

Всего

68
часов

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».