Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа по истории для 7 класса Разработана Аппаевой Индирой Хамитовной, учитель истории обществознания. высшая категория Срок реализации- 2022-2023 учебный год 2022г. Пояснительная записка Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории (7 кл.) на ступени основного общего образования в МБОУ «Лицей №7 .Усть-Джегуты» составлена на основе: 1. Общие положения 1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации), сформированы в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599; Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20); Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21); Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16; Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20) Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г. Программы по истории России: изд. «Просвещение» (под ред. А.В.Торкунова) для 6-10 кл. Программа «Новая история. 1500-1800». 7 класс, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. //Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: Просвещение. История России.7 класс / авт.-сост. Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева; под редакцией А.В.Торкунова/ – М.: «Просвещение», 2017г. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класc, М.: «Просвещение», 2020г. Учебного плана МБОУ «Лицей №7 г.Усть- Джегуты» на 2021-2022 учебный год; Календарно-тематического плана на 2021-2022 учебный год В соответствии с концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающую Историко – культурный стандарт, курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются по линейной системе обучения. Описание места учебного предмета в учебном плане Место предмета в учебном плане На 2021-2022 учебный год изучение истории на уровне основного общего образования в 7 классе реализовано за 68 ч. (2 часа в неделю). Распределение часов в 7 классе: Программа 7 класса рассчитана на 68 учебных часов. Из них 23 часов – история Нового времени. 45 часов – история России, из этих 45 ч. отводится 2ч. на изучение региональной истории. Срок реализации программы – один год. По отечественной истории в 7 классе изучается период «РОССИЯ В ХVI ХVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ». ФЗ «Об образовании в РФ» И ФГОС ООО предусматривают включение региональной истории в основные образовательные программы общеобразовательных организаций. Региональная история в контексте ФГОС России изучается как учебный модуль в рамках федерального курса «Истории России» и на её изучение отводится 6 ч. По всеобщей истории в 7 классе изучается период «ХVI - ХVII вв.: ОТ АБСОЛЮТИЗМА К ПАРЛАМЕНТАРИЗМУ Цель изучения курсов «История Нового времени» и «История России XVI - XVIII вв.»: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе до конца XVIII века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI - XVIII вв.; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Задачи изучения курса «История Нового времени» в 7 классе следующие: 1. формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни; 2. овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны; 3. воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время; 4. воспитание гражданских, демократических и патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения; 5. развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени; 6. формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности. 7. деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет обозначить через ключевые задачи основные личностные, предметные и универсальные результаты образования и воспитания. Рабочая программа по всеобщей истории обеспечивает уровень компетентности учащихся, позволяющий увидеть неоднозначность основных процессов в развитии человечества, ознакомиться с различным опытом народов мира, ощутить связь времён и извлечь для себя уроки на будущее. Задачи изучения курса истории России в 7 классе: 1. продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России; 2. овладение учащимися основными знаниями по истории России ХVII— ХVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства ХУII в. и Российской империи ХVIII в. во все мирно- историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества; 3. воспитание учащихся в духе уважения к истории России ХVII—ХVIII вв. и гордости за героические свершения предков; 4. развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России ХVII—ХVIII вв. Предметные результаты изучения истории учащимися 7 КЛАССА 1. Знание хронологии, работа с хронологией: —называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические рамки; —локализовать во времени ключевые события отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.; определять их принадлежность к части века (половина, треть, четверть); —устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: —указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.; —группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их принадлежности к историческим процессам, составление таблиц, схем). 3. Работа с исторической картой: —использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.; —устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и особенностями ее экономического, социального и политического развития. 4. Работа с историческими источниками: —различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и др.); —характеризовать обстоятельства и цель создания источника, раскрывать его информационную ценность; —проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи; —сопоставлять и систематизировать информацию из нескольких однотипных источников. 5. Историческое описание (реконструкция): —рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв., их участниках; —составлять краткую характеристику известных персоналий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв. (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность); —рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в раннее Новое время; —представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: —раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVI—XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых веяний в духовной жизни общества, культуре; г) революций XVI—XVII вв. в европейских странах; —объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций; —объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; —проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: —излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв., представленные в учебной литературе; объяснять, на чем основываются отдельные мнения; —выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI—XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей. 8. Применение исторических знаний: —раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени, как меняются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы общественных ценностей; —объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI—XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного общества; —выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI— XVII вв. (в том числе на региональном материале). ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В XVI—XVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ (45 ч) Россия в XVI в. (13 ч) Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства. Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. *«Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь. Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Унификация денежной системы. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами. Губная реформа. *Московское восстание 1547 г. *Ереси. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: *дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа — формирование органов местного самоуправления. Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Битва при Молодях. Укрепление южных границ. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые люди. *Формирование Государева двора и «служилых городов». Торговоремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: Указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Многонациональный состав населения Русского государства. *Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. *Служилые татары. *Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство. Опричнина, *дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного. Результаты и цена преобразований. Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. *Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: Указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. Смута в России (9 ч) Накануне Смуты. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Голод 1601—1603 гг. и обострение социальноэкономического кризиса. Смутное время начала XVII в. Дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. *Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление Речи Посполитой в войну против России. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национальноосвободительного движения. Патриарх Гермоген. *Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе земские ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всея земли». Освобождение Москвы в 1612 г. Окончание Смуты. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. *Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти.Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. *Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Россия в XVII в. (16 ч) Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. *Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. *Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского: итоги его деятельности.Патриарх Никон, его конфликт с царской властью. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами и Востоком. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления крепостного права и территория его распространения. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина. 38 Примерная рабочая программа Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. *Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение земель Войска Запорожского в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Укрепление южных рубежей. Белгородская засечная черта. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. *Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Освоение новых территорий. Народы России в XVII в. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья и Сибири. *Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. *Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. Культурное пространство XVI–XVII вв. (5 ч) Изменения в картине мира человека в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоев населения страны. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. *Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой.Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Ново- Иерусалимский). Крепости (Китай-город, Смоленский, Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. *Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. *Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. *Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. *Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. *Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. *Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. *«Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории. Наш край в XVI—XVII вв. Обобщение (2 ч) Введение . Понятие «Новое время». Хронологические рамки и периодизация истории Нового времени. Великие географические открытия Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами морских путей в страны Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие Австралии. Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф. Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северовосточного морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий конца XV — XVI в. Изменения в европейском обществе в XVI—XVII вв. Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление мануфактур. Возникновение капиталистических отношений. Распространение наемного труда в деревне. Расширение внутреннего и мирового рынков. Изменения в сословной структуре общества, появление новых социальных групп. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень. Реформация и контрреформация в Европе Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер. Развертывание Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Кальвинизм. Религиозные войны. Борьба католической церкви против реформационного движения. Контрреформация. Инквизиция. Государства Европы в XVI—XVII вв. Абсолютизм и сословное представительство. Преодоление раздробленности. Борьба за колониальные владения. Начало формирования колониальных империй. Испания под властью потомков католических королей. Внутренняя и внешняя политика испанских Габсбургов. Национально-освободительное движение в Нидерландах: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение Нидерландской революции. Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация управления страной. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV. Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и кардинал Ришелье. Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV Англия. Великие географические открытия Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами морских путей в страны Востока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Кругосветное плавание Магеллана. Плавания Тасмана и открытие Австралии. Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф. Кортес, Ф. Писарро). Европейцы в Северной Америке. Поиски северовосточного морского пути в Китай и Индию. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий конца XV — XVI в. Изменения в европейском обществе в XVI—XVII вв. Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление мануфактур. Возникновение капиталистических отношений. Распространение наемного труда в деревне. Расширение внутреннего и мирового рынков. Изменения в сословной структуре общества, появление новых социальных групп. Повседневная жизнь обитателей городов и деревень. Реформация и контрреформация в Европе Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер. Развертывание Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Кальвинизм. Религиозные войны. Борьба католической церкви против реформационного движения. Контрреформация. Инквизиция. Государства Европы в XVI—XVII вв. Абсолютизм и сословное представительство. Преодоление раздробленности. Борьба за колониальные владения. Начало формирования колониальных империй. Испания под властью потомков католических королей. Внутренняя и внешняя политика испанских Габсбургов. Национально-освободительное движение в Нидерландах: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение Нидерландской революции. Франция: путь к абсолютизму. Королевская власть и централизация управления страной. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV. Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и кардинал Ришелье. Фронда. Французский абсолютизм при Людовике XIV. 34 Примерная рабочая программа Англия. Развитие капиталистического предпринимательства в городах и деревнях. Огораживания. Укрепление королевской власти при Тюдорах. Генрих VIII и королевская реформация. «Золотой век» Елизаветы I. Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы революции. Размежевание в революционном лагере. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Реставрация Стюартов. Славная революция. Становление английской парламентской монархии. Страны Центральной, Южной и ЮгоВосточной Европы. В мире империй и вне его. Германские государства. Итальянские земли. Положение славянских народов. Образование Речи Посполитой. Международные отношения в XVI—XVII вв. Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими державами. Столкновение интересов в приобретении колониальных владений и господстве на торговых путях. Противостояние османской экспансии в Европе. Образование державы австрийских Габсбургов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. Европейская культура в раннее Новое время Высокое Возрождение в Италии: художники и их произведения. Северное Возрождение. Мир человека в литературе раннего Нового времени. М. Сервантес. У. Шекспир. Стили художественной культуры (барокко, классицизм). Французский театр эпохи классицизма. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся ученые и их открытия (Н. Коперник, И. Ньютон). Утверждение рационализма. Страны Востока в XVI—XVII вв. Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I Великолепный: завоеватель, законодатель. Управление многонациональной империей. Османская армия.Индия при Великих Моголах. Начало проникновения европейцев. Ост-Индские компании.Китай в эпоху Мин. Экономическая и социальная политика государства. Утверждение маньчжурской династии Цин.Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сегуната Токугава, укрепление централизованного государства. «Закрытие» страны для иноземцев. Культура и искусство стран Востока в XVI—XVII вв Обобщение (1 ч). Историческое и культурное наследие Раннего Нового времени. График контрольных работ и проектов по темам. уч.год раздел кол-во Вид часов контроля Входная 1 тест контрольная работа Россия в XVI в 1 тест Россия в XVII в 1 тест Итоговый урок 1 тест Обобщение. Мир в 1 тест эпоху Нового времени. 7 класс. 2021-2022 Календарно- тематическое планирование по истории 7 класс № Тема урока Часы Дата Дата План Факт п-п Глава I. Россия в ХVI веке (21ч) 1 Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. 1 2 Территория, население и хозяйство России в начале ХVI века. 1 3 Входная контрольная работа 1 1 4 Формирование единых государств в Европе и России. 5 Российское государство в первой трети ХVI века. 1 6 Внешняя политика Российского государства в первой трети ХVI века. 1 7 Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады. 1 8 Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады(закрепление). 1 9 Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине ХVI века. 1 10 Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середина XVI в.(закрепление) 1 11 Внешняя политика России во второй половине ХVI века 1 12 Внешняя политика России во второй половине ХVI века (закрепление) 1 13 Российское общество ХVI в.: ’’служилые’’ и ’’тяглые’’. 1 14 Российское общество ХVI в.: ’’служилые’’ и ’’тяглые’’ 1 15 Опричнина 1 16 Опричнина(Закрепление). 1 17 Россия в конце ХVI века. 1 18 Церковь и государство в ХVI в. 1 19 Культура и повседневная жизнь народов России в ХVI веке. 1 20 Культура и повседневная жизнь народов России в ХVI веке. 1 21 Повторительно-обобщающий урок или контрольно-оценочный урок по теме: Россия в ХVI веке 1 Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых(24ч.) 22 Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVIначале XVII в. 1 23 Смута в Российском государстве 1 24 Смута в Российском государстве 1 25 Окончание Смутного времени 1 26 Экономическое развитие России в XVII в. 1 27 Россия при первых Романовых : перемены в государственном устройстве 1 28 Изменения в социальной структуре российского общества 1 29 Народные движения в XVII в. 1 30 Народные движения в XVII в. 1 31 Россия в системе международных отношений 1 32 Россия в системе международных 1 отношений 33 «Под рукой» российского государя: 1 вхождение Украины в состав России 34 Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол 1 35 Русские путешественники и первопроходцы XVII в. 1 36 Культура народов России в XVII в. 1 37 Культура народов России в XVII в. 1 38 Народы России в XVII в. Сословный 1 быт и картина мира русского человека в XVII в. 39 Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. 1 40 История родного края в XVI в. 1 41 История родного края в XVII в. 1 4243 Повторительно-обобщающий урок или контрольно-оценочный урок по теме: «Смутное время. Россия при первых Романовых» 2 4445 Повторительно-обобщающий урок 2 Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (13 ч.) 1 Введение.Технические открытия и выход к Мировому океану. 1 2 Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. 1 3 Усиление королевской власти в XVI-XVI вв. Абсолютизм в Европе. 1 4 Дух предпринимательства 1 преобразует экономику. 5 Европейское общество в раннее Новое время. 1 6 Повседневная жизнь. 1 7 Великие гуманисты Европы. 1 8 Мир художественной культуры Возрождения 2 9 Рождение новой европейской науки 1 10 Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. 1 11 Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. 1 12 Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. 1 13 Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции 1 Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения(борьба за первенство в Европе и в колониях)(3ч.) 14 Освободительная война в 1 Нидерландах. Рождение республики Соединенных провинций. 15 Парламент против короля. Революция в Англии. 1 16 Международные отношения в XVIXVIIIвв. 1 Глава III. Эпоха просвещения. Время преобразований. (6ч.) 17 Великие просветители Европы. 1 18 Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриализации. 1 19 Английские колонии в Северной 1 Америке. 20 Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. 21 Франция в XVIII веке. Французская 1 революция. От монархии к республике. 22 Обобщение. Мир в эпоху Нового времени. 1 23 Итоговый урок 1 Всего 68 часов 1