Рабочая программа по истории 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по истории
для 9 класса
Разработана Аппаевой Индирой Хамитовной,
учитель истории обществознания.
высшая категория

Срок реализации- 2022-2023 учебный год

2022г.

Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных
общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования (далее – образовательные организации), сформированы в
соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014
г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;

Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ Министерства
просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки
Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов образовательных
организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 20212022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.
Курс предмета история включает курсы «История России» и «Всеобщая история »
Образовательная область «История» входит в инвариантную (неизменную) часть
структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе
базисного учебного плана. Инвариантная часть базисного учебного плана обеспечивает
единство образовательного пространства на территории России. Рабочая программа для 9
класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 9 классе реализуются в
рамках двух курсов – «Истории России» и «Новейшая и современная история».
Курс Россия в XX – начале XXI века и рассчитано на 40 часа учебного времени.
Тематика занятий соответствует программным требованиям, одобренным
Министерством образования РФ. В данное тематическое планирование включен раздел
посвященный современному развитию Российской Федерации и ее перспективам в
будущем.
Учебник авторов Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова,А. А. Левандовского, А. Я.
Токаревой «История России.9 класс» (далее — Учебник) продолжает УМК по
отечественной истории и освещает ключевые вопросы истории
России XIX—начала XX в. Учебник создан в соответствии
с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного
образовательного стандарта
По окончании изучения курса предусмотрен 1 час итогового повторения материала.
Курс Новейшая история зарубежных стран и рассчитан на 38 часов учебного времени.
Тематика занятий соответствует программным требованиям, одобренным
Министерством образования РФ. По окончании изучения курса предусмотрен 1 час
итогового повторения материала.

Курс истории в 9 классе направлен на развитие ключевых образовательных
компетентностей. Особое внимание уделяется развитию коммуникативной,
информационной и гражданской компетентностей.
Предполагается последовательное изучение курсов.
История России XVIII века. Учебник для 9 класса. Н.М. Арсентьева, А.А.Данилов , М.,
2017 г.
О.С. Сороко - Цюпа, А.О. Сороко – Цюпа Новейшая история зарубежных стран XX –
начало XXI века. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,
«Просвещение», 2018г.
Методические пособия:
1. Парецкова С. В., Варакина И. И. Новейшая история зарубежных стран XX –
начало XXI века. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2017 г.
2. Соловьев К. А. Поурочные разработки по новейшей истории. XX – начало XXI
века. 9 класс. М., 2017 г.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.; выделять этапы (периоды) в
развитии ключевых событий и процессов;
выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов отечественной и
всеобщей истории XIX — начала XX в.;
определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XIX —
начала XX в. на основе анализа причинно-следственн
Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий
отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в.;
группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому признаку
(хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и
др.);
составлять систематические таблицы.
2. Работа с исторической картой:
выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных
социально- экономических и политических событий и процессов отечественной и
всеобщей истории XIX — начала XX в.;
определять на основе карты влияние географического фактора на развитие различных
сфер жизни страны (группы стран).
3. Работа с историческими источниками:
представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников
особенности таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная
публицистика, программы политических партий, статистические данные;

определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять принадлежность
источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и др.;
извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и
всеобщей истории XIX — начала XX в. из разных письменных, визуальных и
вещественных источников;
различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого.
4. Историческое описание (реконструкция):
представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и всеобщей
истории XIX — начала XX в. с использованием визуальных материалов (устно,
письменно в форме короткого эссе, презентации);
составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX — начала XX в. с
описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);
составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах
в XIX — начале XX в., показывая изменения, происшедшие в течение рассматриваемого
периода;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой
эпохи, их назначения, использованных при их создании технических и художественных
приемов и др.
5. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического
развития России и других стран в XIX — начале XX в.; б) процессов модернизации в
мире и России; в) масштабных социальных движений и революций в рассматриваемый
период; г) международных отношений рассматриваемого периода и участия в них
России;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и
всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории
XIX — начала XX в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и
следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое отношение к
существующим трактовкам причин и следствий исторических событий;
проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей
истории XIX — начала XX в.: а) указывать повторяющиеся черты исторических
ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось
своеобразие ситуаций в России, других странах.

6. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по спорным
вопросам отечественной и всеобщей истории XIX — начала XX в., объяснять,
что могло лежать в их основе;
оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать
и аргументировать свое мнение;
объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую
эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать свое
отношение к ним.
7. Применение исторических знаний:
распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе
памятники материальной и художественной культуры XIX — начала ХХ в.,
объяснять, в чем заключалось их значение для времени их создания и для
современного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XIX —
начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);
объяснять, в чем состоит наследие истории XIX — начала ХХ в. для России,
других стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к
культурному наследию в общественных обсуждениях.

Календарно -тематический план по истории 9 класс
№
п-п

Тема урока

Колво
часов

Дата
Пла
н

Фак
т
(б)

(а)
1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX
вв.
2. Александр I: начало правления.
Реформы М. М. Сперанского

1

3. Внешняя политика Александра I в
1801—1812 гг
4. Отечественная война 1812 г.

1

5. Заграничные походы русской армии.

1

6. Внешняя политика Александра I в
1813— 1825 гг.
7. Либеральные и охранительные
тенденции во внутренней политике
Александра I в 1815—1825 гг.
8. Национальная политика Александра

1

9. Общественное движение при
Александре I.
10. Выступление декабристов

1

11. Повторительно-обобщающий урок
по материалам главы I
12. Реформаторские и консервативные
тенденции во внутренней политике
Николая I
13. Социально-экономическое развитие
страны во второй четверти XIX в.
14. Общественное движение при
Николае I
15. Национальная и религиозная
политика Николая I.
Этнокультурный облик страны
16. Внешняя политика Николая I.

1

17. Кавказская война 1817—1864 гг.

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

(б)
(а)

18. Крымская война 1853—1856 гг.
19. Культурное пространство империи в
пер- вой половине XIX в.
20. Повторительно-обобщающий урок
по материалам главы II
21. Европейская индустриализация и
предпосылки реформ в России
22. Александр II: начало правления.
Крестьянская реформа 1861 г.

1
1
1
1
1

23. Реформы 1860— 1870-х гг.:
социальная и правовая модернизация
24. Социально-экономическое развитие
страны в по- реформенный период
25. Общественное движение при
Александре II и политика
правительства
26. Национальная и религиозная
политика Александра II.
Национальный вопрос в Европе и в
России
27. Внешняя политика Александра II.
Русско-турецкая война 1877—1878
гг.
28. Повторительно-обобщающий урок
по материалам главы III.
29. Александр III: особенности
внутренней политики
30. Перемены в экономике и социальном
строе
31. Общественное движение в 1880-х —
первой половине 1890-х гг.
32. Национальная и религиозная
политика Александра III
33. Внешняя политика Александра III

1

34. Культурное пространство империи
во второй половине XIX в.
35. Повседневная жизнь разных слоёв
населения в XIX в.

1

36. Повторительно-обобщающий урок
по материалам главы IV

1

1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

1

37. Россия и мир на рубеж XIX—XX вв.:
динамика и противоречия развития
38. Социально-экономическое развитие
страны на рубеже XIX—XX вв.
39. Николай II: начало правления.
Политическое развитие страны в
1894—1904 гг
40. Внешняя политика Николая II.
Русско-японская война 1904—1905
гг.
41. Первая российская революция и
политические реформы 1905—1907
гг
42. Социально-экономические реформы
П. А. Столыпина
43. Политическое развитие страны в
1907—1914 гг
44. Серебряный век русской культуры

1

45. Повторительно-обобщающий урок
по материалам главы V
46. Итоговой урок по истории России

1

47. Индустриальное общество в начале
XXвека

1

48. Политическое развитие в начале
XXвека. Причины Первой мировой
войны.

1

1
1

1

1

1
1
1

1

49. Первая мировая война.
50. Последствия войны: революции и
распад империй.
51. Капиталистический мир в 1920-е гг.

1
1

1
52. Мировой экономический кризис
1929-1933 гг.
53. США: «новый курс» Ф. Рузвельта.

1
1

54. Демократические страны Европы в
1930-е гг. Великобритания, Франция.

1

55. Тоталитарные режимы в 1930-е гг.

1

56. Восток и Латинская Америка в 1930е гг.

1

57. Культура и искусство первой
половиныXXвека.

1

58. Международные отношения в 1930-е
гг.
Вторая мировая война 1939-1945 гг.
59. К/р : Мир в первой половине XX
века.

1

60. Послевоенное мирное
урегулирование. Начало «холодной
войны»
61. Политическое развитие.
Гражданское обществ и. социальные
движения.

1

62. США. Великобритания.

1

63. Франция. Италия.

1

64. Германия: раскол и объединение.

1

65. Преобразования и революции в
странах Восточной Европы. 19452007 гг.

1

66. Страны Азии, Африки и Латинской
Америки во второй половине XX –
начале XXI в. Закрепление.
67. Итоговая контрольная работа

1

68. Итоговый урок

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».