+ Рабочая программа по математике 3 класс учителей нач. кл. Байрамуковой З. Х. и Холостых А. С. 2022г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 3 класса

Срок реализации – 2022-2023 учебный год

Разработана учителями:
Байрамуковой Зухурой Хаджи-Махмудовной
и Холостых Анастасией Сергеевной

Учебно-тематическое планирование по математике
Класс: 3
Количество часов:
- всего - 136 часов;
- в неделю - 4 часа.
Плановых контрольных уроков - 10 ч;
Административных контрольных уроков – 4 ч.
Планирование составлено на основе программы УМК «Школа России»
Учебник: Математика 3 класс
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Москва «Просвещение»,2013г.
Дополнительная литература:
Математика.3класс. Проверочные работы. Волкова С. И.; Просвещение, 2022г., Школа России (ФГОС)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету "Математика «составлена в соответствии со следующими основными федеральными
нормативными документами:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального
общего образования);
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100);
6. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20);
7. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
8. Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
9. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
10. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О
формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.

11. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Программа по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика») включает
пояснительную записку, содержание учебного предмета «Математика» для 1—4 классов начальной школы,
распределённое по годам обучения, планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне
начального общего образования и тематическое планирование изучения курса.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических
предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в
каждом классе начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания
обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика видов
деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы (раздела).
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые
им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное
овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы
в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1. Обеспечение личностного развития обучающихся, включая становление их российской идентичности, формирование
представлений о месте Российской Федерации в мире, её исторической роли, культурном и технологическом развитии.
2. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения;
использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные
и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
3. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется
наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и
применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно- неравно», «порядок»), смысла
арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
4. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной
деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать
аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров,
оснований для упорядочения, вариантов и др.).
5. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших
качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения,
математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования
математических знаний в повседневной жизни.
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни —
возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во
времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к
моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами
информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных
предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование
графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать
рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности

выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение
геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной
грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. Из них: во 2
классе — 136 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
3 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и
неравенства: чтение, составление. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел.
Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в».
Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в». Соотношение «цена,
количество, стоимость» в практической ситуации.
Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/медленнее на/в». Соотношение «начало,
окончание, продолжительность события» в практической ситуации.
Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи.
Площадь (единицы площади — квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр).
Арифметические действия
Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с
круглыми числами).

Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000.
Действия с числами 0 и 1.
Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное умножение, деление на однозначное
число в пределах 100. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие,
применение алгоритма, использование калькулятора).
Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со
скобками/без скобок), с вычислениями в пределах 1000.
Однородные величины: сложение и вычитание.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи,
решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с
остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (купля-продажа, расчёт времени, количества), на сравнение
(разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и
оценка полученного результата.
Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной
величины. Задачи на нахождение доли величины.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей).
Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства.

Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника
(квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным
значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения.

Математическая информация
Классификация объектов по двум признакам.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со
связками «если …, то …», «поэтому», «значит».
Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных
процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов); внесение
данных в таблицу; дополнение чертежа данными.
Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм).
Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач.
Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах
обучения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах).

Универсальные учебные действия
Универсальные познавательные учебные действия:
—сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры);
—выбирать приём вычисления, выполнения действия;

—конструировать геометрические фигуры;
—классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) по
выбранному признаку;
—прикидывать размеры фигуры, её элементов;
—понимать смысл зависимостей и математических отношений, описанных в задаче;
—различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления;
—выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов, использование алгоритма);
—соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации;
—составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному правилу;
—моделировать предложенную практическую ситуацию;
—устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи.
Работа с информацией:
—читать информацию, представленную в разных формах;
—извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице, на диаграмме;
—заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертеж;
—устанавливать соответствие между различными записями решения задачи;
—использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и проверки значения
математического термина (понятия).
Универсальные коммуникативные учебные действия:

—использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей;
—строить речевые высказывания для решения задач; составлять текстовую задачу;
—объяснять на примерах отношения «больше/меньше на …», «больше/меньше в …», «равно»;
—использовать математическую символику для составления числовых выражений;
—выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической
ситуацией;
—участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления.
Универсальные регулятивные учебные действия:
—проверять ход и результат выполнения действия;
—вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять;
—формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами;
—выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления; проверять полноту и
правильность заполнения таблиц сложения, умножения.
Совместная деятельность:
—при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания (находить разные решения; определять с помощью
цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время);
—договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли руководителя, подчинённого,
сдержанно принимать замечания к своей работе;
—выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Младший школьник достигает планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и
способностями. На его успешность оказывают влияние темп деятельности ребёнка, скорость психического созревания,
особенности формирования учебной деятельности (способность к целеполаганию, готовность планировать свою
работу, самоконтроль и т.д.).
Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую
очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления
личностных и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. Тем самым
подчёркивается, что становление личностных новообразований и универсальных учебных действий осуществляется
средствами математического содержания курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
—

становление ценностного отношения к своей Родине — России;

—

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

—

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

—

уважение к своему и другим народам;

—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
—

признание индивидуальности каждого человека;

—

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

—

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:
—
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
—

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
—
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том
числе информационной);
—

бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
—

бережное отношение к природе;

—

неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценность научного познания:
—

первоначальные представления о научной картине мира;

— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные
1)

базовые логические действия:

—

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

—

объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

—

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

—
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного педагогическим работником алгоритма;
—
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
—
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или
знакомых по опыту, делать выводы;
2)

базовые исследовательские действия:

—
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных
педагогическим работником вопросов;
—

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

—
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев);
—
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

—
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
—

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3)

работа с информацией:

—

выбирать источник получения информации;

—

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

—
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
педагогическим работником способа её проверки;
—
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
—
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
—

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Коммуникативные
1)

общение:

—
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
—

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

—

признавать возможность существования разных точек зрения;

—

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

—

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

—

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

—

готовить небольшие публичные выступления;

—

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2)

совместная деятельность:

—
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах)
в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
—
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—

ответственно выполнять свою часть работы;

—

оценивать свой вклад в общий результат;

—

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Регулятивные
1)

самоорганизация:

—

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

—

выстраивать последовательность выбранных действий;

2)

самоконтроль:

—

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

—

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
—читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
—находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);
—выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 —
письменно);
умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно);
—выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление с остатком;
—устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без
скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления;
—использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения;
—находить неизвестный компонент арифметического действия;
—использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр,
дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль);
преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
—определять с помощью цифровых и аналоговых приборов,
измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять
продолжительность события;
—сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/

меньше на/в»;
—называть, находить долю величины (половина, четверть);
—сравнивать величины, выраженные долями;
—знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени,
выполнение расчётов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин,
умножение и деление величины на однозначное число;
—решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и
ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность,
проверять вычисления);
—конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные
части;
—сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
—находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя правило/алгоритм;
—распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый»,
«если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том
числе с использованием изученных связок;
—классифицировать объекты по одному-двум признакам;
—извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях
окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык,
этикетка);
—структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу;

—составлять план выполнения учебного задания и следовать
ему; выполнять действия по алгоритму;
—сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);
—выбирать верное решение математической задачи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС (136 ЧАСОВ)
Тематическое планирование рассчитано на изучение предмета «Математика» в течение 34 недель
(4 ч в неделю)
Тема, раздел курса, Предметное содержание
примерное
количество часов
Числа и действия Чтение, запись и сравнение трёхзначных
чисел. Представление трёхзначных чисел в
над ними (58 ч)
виде суммы разрядных слагаемых.
Устное и письменное сложение,
вычитание чисел в пределах 1000.
Сложение и вычитание чисел с
использованием записи «в столбик».
Письменное и устное умножение, деление
на однозначное число в пределах 100;
деление с остатком.
Выполнение действий с числами 0 и 1.
Увеличение и уменьшение числа в
несколько раз; кратное сравнение чисел.
Взаимосвязь компонентов и результатов
действий умножения и деления.
Переместительное и сочетательное
свойства сложения, умножения.
Установление порядка выполнения
действий в числовом выражении.

Методы и формы организации обучения. Характеристика
деятельности обучающихся
Устная и письменная работа с числами: составление и чтение,
сравнение и упорядочение, представление в виде суммы
разрядных слагаемых и дополнение до заданного числа;
выбор чисел с заданными свойствами (число единиц разряда,
чётность и т. д.).
Практическая работа: различение, называние и запись
математических терминов, знаков; их использование на
письме и в речи при формулировании вывода, объяснении
ответа, ведении математических записей.
Работа в парах/группах. Обнаружение и проверка общего
свойства группы чисел.
Игры-соревнования, связанные с анализом
математического текста, распределением чисел (других
объектов) на группы по одному-двум существенным

Нахождение значения числового
выражения, содержащего
несколько действий (со скобками/без
скобок), в пределах 1000.
Проверка результата вычислений, в том
числе с помощью калькулятора

основаниям, представлением числа разными способами (в
виде предметной модели, суммы разрядных слагаемых,
словесной или цифровой записи), использованием числовых
данных для построения утверждения, математического текста
с числовыми данными (например, текста объяснения) и
проверки его истинности.
Упражнения: устные и письменные приёмы вычислений.
Устное вычисление в случаях, сводимых к действиям в
пределах ста (действия с десятками, сотнями, умножение и
деление на 1, 10, 100). Действия с числами 0 и 1. Прикидка
результата выполнения действия.
Комментирование хода вычислений с использованием
математической терминологии. Применение правил порядка
выполнения действий в предложенной ситуации и при
конструирование числового выражения с заданным порядком
выполнения действий. Сравнение числовых выражений без
вычислений.
Упражнение на самоконтроль: обсуждение возможных
ошибок в вычислениях по алгоритму, при нахождении
значения числового выражения. Оценка рациональности
вычисления. Проверка хода и результата выполнения
действия.

Дифференцированное задание: приведение примеров,
иллюстрирующих смысл деления с остатком, интерпретацию
результата деления в практической ситуации.
Оформление математической записи: составление и проверка
правильности математических утверждений относительно
набора математических объектов (чисел, величин, числовых
выражений,
геометрических
фигур).
Наблюдение
закономерностей, общего и различного в ходе выполнения
действий одной ступени (сложения-вычитания, умноженияделения).
Моделирование: использование предметных моделей для
объяснения способа (приёма) нахождения неизвестного
компонента арифметического действия.
Упражнения: алгоритмы сложения и вычитания трёхзначных
чисел, деления с остатком, установления порядка действий
при нахождении значения числового выражения.
Работа
в
парах/группах.
Составление
инструкции
умножения/деления на круглое число, деления чисел
подбором
Величины
и Сравнение предметов по массе. Единица
действия над ними массы — грамм; соотношение между
килограммом и граммом. Установление
(10 ч)
соотношения «тяжелее/легче на/в».

Учебный диалог: обсуждение практических ситуаций.
Ситуации необходимого перехода от одних единиц измерения
величины к другим. Установление отношения (больше,
меньше,
равно)
между
значениями
величины,

Перевод единиц на основе изученных
соотношений.
Сравнение предметов по стоимости:
установление соотношения «дороже/
дешевле на/в». Соотношение: цена,
количество, стоимость.
Единица времени — секунда. Измерение
времени с помощью
цифровых/стрелочных часов.
Соотношение: начало, окончание,
продолжительность события. Перевод
единиц на основе изученных
соотношений.
Измерение длины. Единицы длины —
миллиметр, километр; соотношения между
миллиметром, метром, дециметром и
сантиметром, между метром и
километром. Перевод единиц на основе
изученных соотношений.
Измерение площадей. Единицы площади:
квадратный метр, квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр.
Сравнение предметов и объектов на основе
измерения величин: установление
соотношения «больше/меньше на/в».
Доли величины (половина, четверть) и их
использование при решении задач

представленными в разных единицах. Применение
соотношений между величинами в ситуациях купли-продажи,
движения, работы. Прикидка значения величины на глаз,
проверка измерением, расчётами.
Моделирование: использование предметной модели для
иллюстрации
зависимости
между
величинами
(больше/меньше), хода выполнения арифметических действий
с величинами (сложение, вычитание, увеличение/уменьшение
в несколько раз) в случаях, сводимых к устным вычислениям.
Комментирование. Представление значения величины в
заданных единицах, комментирование перехода от одних
единиц к другим (однородным)

арифметическим
способом Моделирование: составление и использование модели
Текстовые задачи Решение
(25ч)
текстовых задач в два-три действия
(рисунок, схема, таблица, диаграмма, краткая запись) на
разных этапах решения задачи.
Учебный диалог: нахождение одной из трёх взаимосвязанных
величин при решении задач («на движение», «на работу» и
пр.). Работа в парах/группах. Решение задач с косвенной
формулировкой условия, задач на деление с остатком, задач,
иллюстрирующих смысл умножения суммы на число;
оформление разных способов решения задачи, поиск всех
решений.
Комментирование. Описание хода рассуждения для решения
задачи: по вопросам, с комментированием, составлением
выражения. Упражнения на контроль и самоконтроль при
решении задач. Анализ образцов записи решения задачи по
действиям и с помощью числового выражения.
на
конструирование
Пространственные Задачи
геометрических фигур (разбиение фигуры
представления
на части, составление фигур).
и геометрические
Измерение площади: сравнение площадей
фигуры (20 ч)
фигур с помощью наложения; вычисление
площади прямоугольника (квадрата) с
заданными сторонами; изображение на

Исследование объектов окружающего мира: сопоставление их
с изученными геометрическими формами.
Комментирование хода и результата поиска информации о
площади и способах её нахождения. Формулирование и
проверка
истинности
утверждений
о
значениях
геометрических величин
Упражнение: графические и измерительные
построении прямоугольников, квадратов

действия при
с заданными

клетчатой бумаге прямоугольника
заданным значением площади.

с свойствами (длина стороны, значение периметра, площади);
определение размеров предметов на глаз с последующей
проверкой — измерением.
Вычисление периметра и площади
прямоугольника (квадрата) на основе Практические работы: сравнение площадей, периметров.
измерения длин сторон.
Нахождение площади прямоугольника, квадрата, составление
числового
равенства
при
вычислении
площади
прямоугольника (квадрата).
Работа
информацией
(15 ч)

с Классификация объектов по двум и более
признакам.
Распознавание верных (истинных) и
неверных (ложных) высказываний.
Конструирование и проверка истинности
высказываний.

Работа в группах: подготовка суждение
о взаимосвязи изучаемых математических понятий и фактов
из окружающей действительности. Примеры ситуаций,
которые целесообразно формулировать на языке математики,
объяснять и доказывать математическими средствами.
Оформление математической записи. Дифференцированное
задание: составление утверждения на основе информации,
представленной в текстовой форме, использование связок со
связками «если…, то…», «поэтому», «значит». Оформление
результата вычисления по алгоритму.

Использование логических рассуждений с
использованием связок «если..., то…»,
«поэтому», «значит». Извлечение и
использование для выполнения заданий
информации, представленной в
Использование математической терминологии для описания
простейших таблицах с данными о
сюжетной ситуации, отношений и зависимостей.
реальных процессах и явлениях
Практические работы по установлению последовательности
окружающего мира (например, расписание
событий, действий сюжета, выбору и проверке способа

уроков, расписание движения автобусов,
поездов).

действия в предложенной ситуации для разрешения
проблемы (или ответа на вопрос).

Внесение данных в таблицу, дополнение
чертежа данными

Моделирование предложенной ситуации, нахождение и
представление в тексте или графически всех найденных
решений.
Работа с алгоритмами: воспроизведение, восстановление,
использование в общих и частных случаях алгоритмов
устных и письменных вычислений (сложение, вычитание,
умножение, деление), порядка действий в числовом
выражении, нахождения периметра и площади
прямоугольника.
Работа с информацией: чтение, сравнение, интерпретация,
использование в решении данных, представленных в
табличной форме (на диаграмме).
Работа в парах/группах. Работа по заданному алгоритму.
Установление соответствия между разными способами
представления информации (иллюстрация, текст, таблица)

Резерв (8 ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Кол-во
Тема урока

часов

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
1.

Повторение. Нумерация чисел.

1

2.

Устные и письменные приемы сложения и вычитания

1

3.

Выражения с переменной.

1

4.

Решение уравнений

1

5.

Решение уравнений.

1

6.

Обозначение геометрических фигур буквами

1

7.

Сложение и вычитание.

1

8.

Входная контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и
вычитание»
Анализ контрольной работы. Связь умножения и сложения

1

9.

1

10. Связь между компонентами и результатом умножения.

1

11. Четные и нечетные числа. Таблица умножения на 2
Таблица умножения и деления с числом 3.
12. Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»

1

13. Решение задач с понятиями «масса», «количество»

1

1

Дата
По плану

По факту

14. Порядок выполнения действий

1

15. Порядок выполнения действий

1

16. Порядок выполнения действий

1

17. Порядок выполнения действий

1

18. Закрепление «Табличное умножение и деление»

1

19. Контрольная работа «Умножение и деление на 2 и 3»

1

Числа от 1 до 100. Умножение и деление
20. Анализ контрольной работы. Табличное умножение и деление на 4

1

21. Закрепление изученного.

1

22. Задачи на увеличение числа в несколько раз

1

23. Задачи на уменьшение числа в несколько раз

1

24. Задачи на уменьшение числа в несколько раз

1

25. Решение задач

1

26. Таблица умножения и деления с числом 5

1

27. Задачи на кратное сравнение

1

28. Задачи на кратное сравнение

1

29. Контрольная работа «Табличное умножение и деление»

1

30. Анализ контрольной работы. Решение задач

1

31. Таблица умножения и деления с числом 6

1

32. Решение задач

1

33. Решение задач

1

34. Решение задач

1

35. Таблица умножения и деления с числом 7

1

36. Таблица умножения и деления с числом 7

1

37. Закрепление. Что узнали? Чему научились?

1

38. Площадь.

1

39. Сравнение площадей фигур.

1

40. Квадратный сантиметр

1

41. Площадь прямоугольника

1

42. Таблица умножения и деления с числом 8

1

43. Закрепление изученного. Решение задач.

1

44. Закрепление изученного. Решение задач.

1

45. Таблица умножения и деления с числом 9

1

46. Квадратный дециметр

1

47. Таблица умножения. Закрепление.

1

48. Закрепление изученного «Табличное умножение»

1

49. Квадратный метр

1

50. Закрепление изученного. Решение задач

1

51. Закрепление изученного. Решение задач

1

52. Контрольная работа «Табличное умножение и деление на 8 и 9 »

1

53. Анализ контрольной работы. Умножение на 1

1

54. Умножение на 0

1

55. Умножение и деление с числами 1,0.

1

56. Деление нуля на число

1

57. Закрепление изученного «деление и умножение на 0 и 1»

1

58. Доли

1

59. Окружность. Круг

1

60. Диаметр круга. Решение задач

1

61. Диаметр круга. Решение задач

1

62. Единицы времени

1

63. Закрепление изученного

1

64. Контрольная работа за первое полугодие

1

65. Анализ контрольной работы. Решение задач

1

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
66. Умножение и деление круглых чисел

1

67. Деление вида 80: 20

1

68. Умножение суммы на число

1

69. Умножение суммы на число

1

70. Умножение двузначного числа на однозначное

1

71. Умножение двузначного числа на однозначное

1

72. Закрепление изученного. Деление суммы на число.

1

73. Закрепление изученного. Деление суммы на число.

1

74. Деление суммы на число

1

75. Деление двузначного числа на однозначное

1

76. Деление двузначного числа на однозначное

1

77. Делимое. Делитель

1

78. Проверка деления

1

79. Случай деления вида 87:29

1

80. Проверка умножения

1

81. Решение уравнений

1

82. Решение уравнений

1

83. Закрепление изученного. Решение уравнений

1

84. Контрольная работа «Решение уравнений»

1

85. Анализ контрольной работы. Деление с остатком

1

86. Деление с остатком

1

87. Деление с остатком

1

88. Решение задач на деление с остатком

1

89. Случай деления, когда делитель больше делимого

1

90. Проверка деления с остатком

1

91. Закрепление «Деление с остатком»

1

92. Закрепление «Деление с остатком»

1

93. Контрольная работа «Деление с остатком»

1

94. Анализ контрольной работы. Тысяча

1

95. Образование и названия трехзначных чисел

1

Числа от 1 до 1000. Нумерация
96. Запись трехзначных чисел

1

97. Письменная нумерация в пределах 1000

1

98. Увеличение и уменьшение чисел в 10 и в 100 раз

1

99. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

1

100. Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений

1

101. Сравнение трехзначных чисел

1

102. Письменная нумерация в пределах 1000

1

103. Единицы массы. Грамм

1

104. Закрепление изученного «Нумерация в пределах 1000»

1

105. Закрепление изученного «Нумерация в пределах 1000»

1

106. Контрольная работа «Нумерация в пределах 1000»

1

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
107. Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений

1

108. Приемы устных вычислений вида 450+30,620-200

1

109. Приемы устных вычислений вида
470+80, 560- 90
110. Приемы устных вычислений вида260+310.

1

111. Приемы письменных вычислений

1

112. Алгоритм сложения трехзначных чисел.

1

113. Алгоритм вычитания трехзначных чисел

1

114. Виды треугольников

1

115. Закрепление изученного. Сложение и вычитание.

1

116. Закрепление изученного. Сложение и вычитание.

1

117. Контрольная работа «Сложение и вычитание»

1

118. Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений

1

119. Приемы устных вычислений

1

120. Приемы устных вычислений

1

121. Виды треугольников

1

122. Закрепление изученного. Приемы письменных вычислений

1

1

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
123. Приемы письменного умножения в пределах 1000

1

124. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.

1

125. Закрепление изученного. Приемы письменного деления в пределах 1000

1

126. Закрепление изученного. Приемы письменного деления в пределах 1000

1

127. Приемы письменного деления в пределах 1000

1

128. Алгоритм деления трехзначного
числа на однозначное
129. Проверка деления. Закрепление изученного.

1

130. Проверка деления. Закрепление изученного.

1

131. Проверка деления. Закрепление изученного.

1

132. Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором.

1

133. Закрепление изученного. Решение задач

1

134. Итоговая контрольная работа «Приемы письменных вычислений»

1

135. Закрепление изученного

1

136. Обобщающий урок «По океану математики»

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».