МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 3 класса Срок реализации – 2022-2023 учебный год Разработана учителями: Байрамуковой Зухурой Хаджи-Махмудовной и Холостых Анастасией Сергеевной Учебно-тематическое планирование по математике Класс: 3 Количество часов: - всего - 136 часов; - в неделю - 4 часа. Плановых контрольных уроков - 10 ч; Административных контрольных уроков – 4 ч. Планирование составлено на основе программы УМК «Школа России» Учебник: Математика 3 класс Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Москва «Просвещение»,2013г. Дополнительная литература: Математика.3класс. Проверочные работы. Волкова С. И.; Просвещение, 2022г., Школа России (ФГОС) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету "Математика «составлена в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами: 1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования); 3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального общего образования); 5. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100); 6. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20); 7. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21); 8. Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); 9. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20) 10. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г. 11. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Программа по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика») включает пояснительную записку, содержание учебного предмета «Математика» для 1—4 классов начальной школы, распределённое по годам обучения, планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования и тематическое планирование изучения курса. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика видов деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы (раздела). Представлены также способы организации дифференцированного обучения. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: 1. Обеспечение личностного развития обучающихся, включая становление их российской идентичности, формирование представлений о месте Российской Федерации в мире, её исторической роли, культурном и технологическом развитии. 2. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. 3. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно- неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). 4. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). 5. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. Из них: во 2 классе — 136 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» 3 КЛАСС Числа и величины Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение, составление. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел. Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в». Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации. Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/медленнее на/в». Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации. Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи. Площадь (единицы площади — квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Арифметические действия Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами). Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с числами 0 и 1. Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора). Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), с вычислениями в пределах 1000. Однородные величины: сложение и вычитание. Текстовые задачи Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (купля-продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата. Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины. Пространственные отношения и геометрические фигуры Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства. Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения. Математическая информация Классификация объектов по двум признакам. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит». Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными. Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм). Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач. Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах). Универсальные учебные действия Универсальные познавательные учебные действия: —сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры); —выбирать приём вычисления, выполнения действия; —конструировать геометрические фигуры; —классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) по выбранному признаку; —прикидывать размеры фигуры, её элементов; —понимать смысл зависимостей и математических отношений, описанных в задаче; —различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления; —выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов, использование алгоритма); —соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации; —составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному правилу; —моделировать предложенную практическую ситуацию; —устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи. Работа с информацией: —читать информацию, представленную в разных формах; —извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице, на диаграмме; —заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертеж; —устанавливать соответствие между различными записями решения задачи; —использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и проверки значения математического термина (понятия). Универсальные коммуникативные учебные действия: —использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей; —строить речевые высказывания для решения задач; составлять текстовую задачу; —объяснять на примерах отношения «больше/меньше на …», «больше/меньше в …», «равно»; —использовать математическую символику для составления числовых выражений; —выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией; —участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления. Универсальные регулятивные учебные действия: —проверять ход и результат выполнения действия; —вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять; —формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами; —выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления; проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения. Совместная деятельность: —при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания (находить разные решения; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время); —договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли руководителя, подчинённого, сдержанно принимать замечания к своей работе; —выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Младший школьник достигает планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями. На его успешность оказывают влияние темп деятельности ребёнка, скорость психического созревания, особенности формирования учебной деятельности (способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и т.д.). Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. Тем самым подчёркивается, что становление личностных новообразований и универсальных учебных действий осуществляется средствами математического содержания курса. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическое воспитание: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценность научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные 1) базовые логические действия: — сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; — объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; — с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные 1) общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Регулятивные 1) самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: —читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000; —находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000); —выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно); —выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление с остатком; —устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления; —использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения; —находить неизвестный компонент арифметического действия; —использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль); преобразовывать одни единицы данной величины в другие; —определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события; —сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/ меньше на/в»; —называть, находить долю величины (половина, четверть); —сравнивать величины, выраженные долями; —знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число; —решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления); —конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части; —сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений); —находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя правило/алгоритм; —распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок; —классифицировать объекты по одному-двум признакам; —извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка); —структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; —составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму; —сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное); —выбирать верное решение математической задачи. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС (136 ЧАСОВ) Тематическое планирование рассчитано на изучение предмета «Математика» в течение 34 недель (4 ч в неделю) Тема, раздел курса, Предметное содержание примерное количество часов Числа и действия Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел. Представление трёхзначных чисел в над ними (58 ч) виде суммы разрядных слагаемых. Устное и письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Сложение и вычитание чисел с использованием записи «в столбик». Письменное и устное умножение, деление на однозначное число в пределах 100; деление с остатком. Выполнение действий с числами 0 и 1. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз; кратное сравнение чисел. Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Переместительное и сочетательное свойства сложения, умножения. Установление порядка выполнения действий в числовом выражении. Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Устная и письменная работа с числами: составление и чтение, сравнение и упорядочение, представление в виде суммы разрядных слагаемых и дополнение до заданного числа; выбор чисел с заданными свойствами (число единиц разряда, чётность и т. д.). Практическая работа: различение, называние и запись математических терминов, знаков; их использование на письме и в речи при формулировании вывода, объяснении ответа, ведении математических записей. Работа в парах/группах. Обнаружение и проверка общего свойства группы чисел. Игры-соревнования, связанные с анализом математического текста, распределением чисел (других объектов) на группы по одному-двум существенным Нахождение значения числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), в пределах 1000. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора основаниям, представлением числа разными способами (в виде предметной модели, суммы разрядных слагаемых, словесной или цифровой записи), использованием числовых данных для построения утверждения, математического текста с числовыми данными (например, текста объяснения) и проверки его истинности. Упражнения: устные и письменные приёмы вычислений. Устное вычисление в случаях, сводимых к действиям в пределах ста (действия с десятками, сотнями, умножение и деление на 1, 10, 100). Действия с числами 0 и 1. Прикидка результата выполнения действия. Комментирование хода вычислений с использованием математической терминологии. Применение правил порядка выполнения действий в предложенной ситуации и при конструирование числового выражения с заданным порядком выполнения действий. Сравнение числовых выражений без вычислений. Упражнение на самоконтроль: обсуждение возможных ошибок в вычислениях по алгоритму, при нахождении значения числового выражения. Оценка рациональности вычисления. Проверка хода и результата выполнения действия. Дифференцированное задание: приведение примеров, иллюстрирующих смысл деления с остатком, интерпретацию результата деления в практической ситуации. Оформление математической записи: составление и проверка правильности математических утверждений относительно набора математических объектов (чисел, величин, числовых выражений, геометрических фигур). Наблюдение закономерностей, общего и различного в ходе выполнения действий одной ступени (сложения-вычитания, умноженияделения). Моделирование: использование предметных моделей для объяснения способа (приёма) нахождения неизвестного компонента арифметического действия. Упражнения: алгоритмы сложения и вычитания трёхзначных чисел, деления с остатком, установления порядка действий при нахождении значения числового выражения. Работа в парах/группах. Составление инструкции умножения/деления на круглое число, деления чисел подбором Величины и Сравнение предметов по массе. Единица действия над ними массы — грамм; соотношение между килограммом и граммом. Установление (10 ч) соотношения «тяжелее/легче на/в». Учебный диалог: обсуждение практических ситуаций. Ситуации необходимого перехода от одних единиц измерения величины к другим. Установление отношения (больше, меньше, равно) между значениями величины, Перевод единиц на основе изученных соотношений. Сравнение предметов по стоимости: установление соотношения «дороже/ дешевле на/в». Соотношение: цена, количество, стоимость. Единица времени — секунда. Измерение времени с помощью цифровых/стрелочных часов. Соотношение: начало, окончание, продолжительность события. Перевод единиц на основе изученных соотношений. Измерение длины. Единицы длины — миллиметр, километр; соотношения между миллиметром, метром, дециметром и сантиметром, между метром и километром. Перевод единиц на основе изученных соотношений. Измерение площадей. Единицы площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Сравнение предметов и объектов на основе измерения величин: установление соотношения «больше/меньше на/в». Доли величины (половина, четверть) и их использование при решении задач представленными в разных единицах. Применение соотношений между величинами в ситуациях купли-продажи, движения, работы. Прикидка значения величины на глаз, проверка измерением, расчётами. Моделирование: использование предметной модели для иллюстрации зависимости между величинами (больше/меньше), хода выполнения арифметических действий с величинами (сложение, вычитание, увеличение/уменьшение в несколько раз) в случаях, сводимых к устным вычислениям. Комментирование. Представление значения величины в заданных единицах, комментирование перехода от одних единиц к другим (однородным) арифметическим способом Моделирование: составление и использование модели Текстовые задачи Решение (25ч) текстовых задач в два-три действия (рисунок, схема, таблица, диаграмма, краткая запись) на разных этапах решения задачи. Учебный диалог: нахождение одной из трёх взаимосвязанных величин при решении задач («на движение», «на работу» и пр.). Работа в парах/группах. Решение задач с косвенной формулировкой условия, задач на деление с остатком, задач, иллюстрирующих смысл умножения суммы на число; оформление разных способов решения задачи, поиск всех решений. Комментирование. Описание хода рассуждения для решения задачи: по вопросам, с комментированием, составлением выражения. Упражнения на контроль и самоконтроль при решении задач. Анализ образцов записи решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. на конструирование Пространственные Задачи геометрических фигур (разбиение фигуры представления на части, составление фигур). и геометрические Измерение площади: сравнение площадей фигуры (20 ч) фигур с помощью наложения; вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами; изображение на Исследование объектов окружающего мира: сопоставление их с изученными геометрическими формами. Комментирование хода и результата поиска информации о площади и способах её нахождения. Формулирование и проверка истинности утверждений о значениях геометрических величин Упражнение: графические и измерительные построении прямоугольников, квадратов действия при с заданными клетчатой бумаге прямоугольника заданным значением площади. с свойствами (длина стороны, значение периметра, площади); определение размеров предметов на глаз с последующей проверкой — измерением. Вычисление периметра и площади прямоугольника (квадрата) на основе Практические работы: сравнение площадей, периметров. измерения длин сторон. Нахождение площади прямоугольника, квадрата, составление числового равенства при вычислении площади прямоугольника (квадрата). Работа информацией (15 ч) с Классификация объектов по двум и более признакам. Распознавание верных (истинных) и неверных (ложных) высказываний. Конструирование и проверка истинности высказываний. Работа в группах: подготовка суждение о взаимосвязи изучаемых математических понятий и фактов из окружающей действительности. Примеры ситуаций, которые целесообразно формулировать на языке математики, объяснять и доказывать математическими средствами. Оформление математической записи. Дифференцированное задание: составление утверждения на основе информации, представленной в текстовой форме, использование связок со связками «если…, то…», «поэтому», «значит». Оформление результата вычисления по алгоритму. Использование логических рассуждений с использованием связок «если..., то…», «поэтому», «значит». Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в Использование математической терминологии для описания простейших таблицах с данными о сюжетной ситуации, отношений и зависимостей. реальных процессах и явлениях Практические работы по установлению последовательности окружающего мира (например, расписание событий, действий сюжета, выбору и проверке способа уроков, расписание движения автобусов, поездов). действия в предложенной ситуации для разрешения проблемы (или ответа на вопрос). Внесение данных в таблицу, дополнение чертежа данными Моделирование предложенной ситуации, нахождение и представление в тексте или графически всех найденных решений. Работа с алгоритмами: воспроизведение, восстановление, использование в общих и частных случаях алгоритмов устных и письменных вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление), порядка действий в числовом выражении, нахождения периметра и площади прямоугольника. Работа с информацией: чтение, сравнение, интерпретация, использование в решении данных, представленных в табличной форме (на диаграмме). Работа в парах/группах. Работа по заданному алгоритму. Установление соответствия между разными способами представления информации (иллюстрация, текст, таблица) Резерв (8 ч) КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Кол-во Тема урока часов Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 1. Повторение. Нумерация чисел. 1 2. Устные и письменные приемы сложения и вычитания 1 3. Выражения с переменной. 1 4. Решение уравнений 1 5. Решение уравнений. 1 6. Обозначение геометрических фигур буквами 1 7. Сложение и вычитание. 1 8. Входная контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» Анализ контрольной работы. Связь умножения и сложения 1 9. 1 10. Связь между компонентами и результатом умножения. 1 11. Четные и нечетные числа. Таблица умножения на 2 Таблица умножения и деления с числом 3. 12. Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» 1 13. Решение задач с понятиями «масса», «количество» 1 1 Дата По плану По факту 14. Порядок выполнения действий 1 15. Порядок выполнения действий 1 16. Порядок выполнения действий 1 17. Порядок выполнения действий 1 18. Закрепление «Табличное умножение и деление» 1 19. Контрольная работа «Умножение и деление на 2 и 3» 1 Числа от 1 до 100. Умножение и деление 20. Анализ контрольной работы. Табличное умножение и деление на 4 1 21. Закрепление изученного. 1 22. Задачи на увеличение числа в несколько раз 1 23. Задачи на уменьшение числа в несколько раз 1 24. Задачи на уменьшение числа в несколько раз 1 25. Решение задач 1 26. Таблица умножения и деления с числом 5 1 27. Задачи на кратное сравнение 1 28. Задачи на кратное сравнение 1 29. Контрольная работа «Табличное умножение и деление» 1 30. Анализ контрольной работы. Решение задач 1 31. Таблица умножения и деления с числом 6 1 32. Решение задач 1 33. Решение задач 1 34. Решение задач 1 35. Таблица умножения и деления с числом 7 1 36. Таблица умножения и деления с числом 7 1 37. Закрепление. Что узнали? Чему научились? 1 38. Площадь. 1 39. Сравнение площадей фигур. 1 40. Квадратный сантиметр 1 41. Площадь прямоугольника 1 42. Таблица умножения и деления с числом 8 1 43. Закрепление изученного. Решение задач. 1 44. Закрепление изученного. Решение задач. 1 45. Таблица умножения и деления с числом 9 1 46. Квадратный дециметр 1 47. Таблица умножения. Закрепление. 1 48. Закрепление изученного «Табличное умножение» 1 49. Квадратный метр 1 50. Закрепление изученного. Решение задач 1 51. Закрепление изученного. Решение задач 1 52. Контрольная работа «Табличное умножение и деление на 8 и 9 » 1 53. Анализ контрольной работы. Умножение на 1 1 54. Умножение на 0 1 55. Умножение и деление с числами 1,0. 1 56. Деление нуля на число 1 57. Закрепление изученного «деление и умножение на 0 и 1» 1 58. Доли 1 59. Окружность. Круг 1 60. Диаметр круга. Решение задач 1 61. Диаметр круга. Решение задач 1 62. Единицы времени 1 63. Закрепление изученного 1 64. Контрольная работа за первое полугодие 1 65. Анализ контрольной работы. Решение задач 1 Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление 66. Умножение и деление круглых чисел 1 67. Деление вида 80: 20 1 68. Умножение суммы на число 1 69. Умножение суммы на число 1 70. Умножение двузначного числа на однозначное 1 71. Умножение двузначного числа на однозначное 1 72. Закрепление изученного. Деление суммы на число. 1 73. Закрепление изученного. Деление суммы на число. 1 74. Деление суммы на число 1 75. Деление двузначного числа на однозначное 1 76. Деление двузначного числа на однозначное 1 77. Делимое. Делитель 1 78. Проверка деления 1 79. Случай деления вида 87:29 1 80. Проверка умножения 1 81. Решение уравнений 1 82. Решение уравнений 1 83. Закрепление изученного. Решение уравнений 1 84. Контрольная работа «Решение уравнений» 1 85. Анализ контрольной работы. Деление с остатком 1 86. Деление с остатком 1 87. Деление с остатком 1 88. Решение задач на деление с остатком 1 89. Случай деления, когда делитель больше делимого 1 90. Проверка деления с остатком 1 91. Закрепление «Деление с остатком» 1 92. Закрепление «Деление с остатком» 1 93. Контрольная работа «Деление с остатком» 1 94. Анализ контрольной работы. Тысяча 1 95. Образование и названия трехзначных чисел 1 Числа от 1 до 1000. Нумерация 96. Запись трехзначных чисел 1 97. Письменная нумерация в пределах 1000 1 98. Увеличение и уменьшение чисел в 10 и в 100 раз 1 99. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых 1 100. Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений 1 101. Сравнение трехзначных чисел 1 102. Письменная нумерация в пределах 1000 1 103. Единицы массы. Грамм 1 104. Закрепление изученного «Нумерация в пределах 1000» 1 105. Закрепление изученного «Нумерация в пределах 1000» 1 106. Контрольная работа «Нумерация в пределах 1000» 1 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание 107. Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений 1 108. Приемы устных вычислений вида 450+30,620-200 1 109. Приемы устных вычислений вида 470+80, 560- 90 110. Приемы устных вычислений вида260+310. 1 111. Приемы письменных вычислений 1 112. Алгоритм сложения трехзначных чисел. 1 113. Алгоритм вычитания трехзначных чисел 1 114. Виды треугольников 1 115. Закрепление изученного. Сложение и вычитание. 1 116. Закрепление изученного. Сложение и вычитание. 1 117. Контрольная работа «Сложение и вычитание» 1 118. Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений 1 119. Приемы устных вычислений 1 120. Приемы устных вычислений 1 121. Виды треугольников 1 122. Закрепление изученного. Приемы письменных вычислений 1 1 Числа от 1 до 1000. Умножение и деление 123. Приемы письменного умножения в пределах 1000 1 124. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. 1 125. Закрепление изученного. Приемы письменного деления в пределах 1000 1 126. Закрепление изученного. Приемы письменного деления в пределах 1000 1 127. Приемы письменного деления в пределах 1000 1 128. Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное 129. Проверка деления. Закрепление изученного. 1 130. Проверка деления. Закрепление изученного. 1 131. Проверка деления. Закрепление изученного. 1 132. Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. 1 133. Закрепление изученного. Решение задач 1 134. Итоговая контрольная работа «Приемы письменных вычислений» 1 135. Закрепление изученного 1 136. Обобщающий урок «По океану математики» 1 1