+Рабочая программа учителей начальных классов Холостых А. С., Байрамуковой З. Х.-М., изобразительное искусство 3 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 3 класса

Срок реализации – 2022-2023 учебный год
Разработана учителями:
Байрамуковой Зухурой Хаджи-Махмудовной
и Холостых Анастасией Сергеевной

Учебно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
Класс: 3
Количество часов :
Всего - 17 часов;
В неделю - 0,5 часа;
Плановых контрольных уроков - нет.
Административных контрольных уроков - нет.

Планирование составлено на основе программы УМК «Школа России»
Учебник:
"Изобразительное искусство" Б.М.Неменский, В.Г.Горяева ,Г.Е.Гурова
Москва «Просвещение»,2010г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии со следующими основными
федеральными нормативными документами:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального
общего образования);
5.
Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021
№64100);
6. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20);
7. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
8. Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
9. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)

10. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
«О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования, на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
Примерной программе воспитания. Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и
воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство».
Изобразительное искусство является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно, важно изобразительное искусство для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование
художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений,
выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые
искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на
прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Цели курса:
 Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта,
представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность
выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
 Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к
восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной
деятельности;

 Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных,
архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
 Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение
опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными
материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
 Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
 Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура,
дизайн, скульптура и пр.);
 Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для
визуальных пространственных искусств:
 изобразительная художественная деятельность;
 декоративная художественная деятельность
 конструктивная художественная деятельность.
Программа обеспечивает достижения третьеклассниками определенных личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они
должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой,
потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности), ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;

 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде
одноклассников од руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с
общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с
позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей
учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать,
выделять главное,
 обобщать;
 формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать
 даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной
творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в
процессе поиска
 дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по
живописи, графике,
 моделированию и т. д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
находить варианты
 решения различных художественно-творческих задач;

 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных
творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его
роли в духовно
 нравственном развитии человека;
 сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры
родного края,
 эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве
и в общении с искусством;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной
деятельности (рисунке,
 Живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной
деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной
(дизайна и
 архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественнотворческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений
русского и
 мирового искусства;

 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и
выразительных
 средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в
театре, на
 празднике;
 способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и
художественные
 техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое
отношение к
 природе, человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
 освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы
графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами
аппликации и
 коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей
страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых
разных природных
 условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам)
народов, передача
 особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, —
свидетелей
 нашей истории;
 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной
жизни, красоту
 внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» у обучающихся:
 будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в
художественном творчестве и в общении с искусством;
 начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности,
эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
 формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное
отношение к миру, художественный вкус;
 появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной
деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
 установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и
духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя
семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа
Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
 будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится
осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
 овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу
искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
 получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении
значимых явлений жизни и искусства;
 научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего
региона);

Основные требования к уровню подготовки обучающихся
Ученики должны знать:
 основные виды и жанры изобразительных искусств;
 основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
 имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
 названия наиболее крупных художественных музеев России;
 названия известных центров народных художественных ремесел России.
Ученики должны уметь:
 применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
 различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
 узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
 применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в
рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и
музыки;
Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:
 для самостоятельной творческой деятельности;
 обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
 оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного
творчества и др.;
Владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
учебный предмет «Изобразительное искусство» является обязательным для изучения и преподаётся в начальной
школе с 1 по 4 класс включительно. Общее число часов, отведённых на изучение курса «Изобразительное искусство»
в 3 классе -17 ч. (0,5часа в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ Содержание предмета
п/п
1.

Кол - Основные виды учебной деятельности
во
часов
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды
Искусство в твоем доме. 8
Твои игрушки (создание
игрушек, материалы, из которых они сделаны.
формы).
Понимать и объяснять единство материала, формы и
Твои игрушки (лепка из
украшения. Выявлять в воспринимаемых образцах
пластилина).
игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и
Посуда у тебя дома.
Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и
Обои и шторы в твоем
объяснять образное содержание конструкции и
доме.
украшения предмета. Создавать выразительную пластиМамин платок.
ческую форму игрушки и украшать ее, добиваясь
Твои книжки.
целостности цветового решения. Характеризовать связь
Открытки.
между формой, декором посуды (ее художественным
Труд художника для
образом) и ее назначением. Уметь выделять
твоего дома (обобщение
конструктивный образ (образ формы, постройки) и
темы).
характер декора, украшения (деятельность каждого из
Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).
Овладевать навыками создания выразительной формы
посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками
изображения посудных форм, объединённых общим,
образным решением. Рассказывать о роли художника и
этапах его работы (постройка, изображение, украшение)
при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и
художественно-практические навыки в создании эскиза
обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. Понимать зависимость

Форма
организации
занятий
Практическая
работа, групповая
работа,
исследование,
коллективное
обсуждение
вопросов, работа в
парах,
дидактическая игра.

2.

Искусство на улицах 7
твоего
города.
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.

характера узора, цветового решения платка от того,
кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять
основные варианты композиционного решения росписи
платка (с акцентировкой изобразительного мотива в
центре, по углам, в виде свободной росписи), а также
характер узора (растительный, геометрический).
Обрести
опыт
творчества
и
художественнопрактические навыки в создании эскиза росписи платка
(фрагмента). Понимать роль художника и БратьевМастеров в создании книги (многообразие форм книг,
обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Узнавать и
называть произведения нескольких художниковиллюстраторов детской книги. Создавать проект
детской книжки-игрушки. Понимать и уметь объяснять
роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм
открыток, изображений на них. Приобретать навыки
выполнения лаконичного выразительного изображения.
Участвовать
в
творческой
обучающей
игре,
организованной на уроке, в роли зрителей, художников,
экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную
роль художника, его труда в создании среды жизни
человека, предметного мира в каждом доме.
Воспринимать и оценивать эстетические достоинства
старинных и современных построек родного города
(села). Раскрывать особенности архитектурного образа
города. Понимать, что памятники архитектуры - это
достояние народа, которое необходимо беречь.
Различать в архитектурном образе работу каждого из
Братьев-Мастеров. Сравнивать и анализировать парки,

Практическая
работа, групповая
работа,
исследование,
коллективное
обсуждение
вопросов,

Витрины.
Удивительный
транспорт.
Труд
художника
на
улицах твоего города
(села) (обобщение темы).

3.

Художник и зрелище.
Художник в цирке.
Художник в театре.
Театр на столе.
Театр кукол.

11

скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения
и устроения (парк для отдыха, детская площадка, паркмемориал и др.). Создавать образ парка в технике
коллажа,
гуаши
или
выстраивая
объемнопространственную композицию из бумаги. Сравнивать
между собой ажурные ограды и другие объекты
(деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и
т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных
оград. Различать фонари разного эмоционального
звучания. Уметь объяснять роль художника и БратьевМастеров при создании нарядных обликов фонарей.
Фантазировать,
создавать
творческий
проект
оформления
витрины
магазина.
Овладевать
композиционными и оформительскими навыками в
процессе создания образа витрины. Характеризовать,
сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их
украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь
природных форм с инженерными конструкциями и
образным решением различных видов транспорта.
Фантазировать, создавать образы фантастических
машин. Создавать из отдельных детских работ,
выполненных в течение четверти, коллективную
композицию.
Придумывать и создавать красочные выразительные
рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры,
взаимоотношения между персонажами. Учиться
изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать

моделирование,
работа в парах.

Практическая
работа, групповая
работа,
исследование,
коллективное

Мы
художники
кукольного театра.
Конструирование
сувенирной куклы.
Театральные маски.
Конструирование масок.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный
карнавал
(обобщение темы).

объекты, элементы театрально-сценического мира,
видеть в них интересные выразительные решения,
превращение простых материалов в яркие образы.
Создавать «Театр на столе» - картинный макет с
объёмными
(лепными,
конструктивными)
или
плоскостными
(расписными)
декорациями
и
бумажными фигурками персонажей сказки для игры в
спектакль. Овладевать навыками создания объёмнопространственной
композиции.
Придумывать
и
создавать выразительную куклу (характерную головку
куклы, характерные детали костюма, соответствующие
сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.
Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.
Придумывать и создавать сувенирную куклу;
применять для работы различные материалы. Отмечать
характер, настроение, выраженные в маске, а также
выразительность формы и декора, созвучные образу.
Объяснять роль маски в театре и на празднике.
Конструировать выразительные и острохарактерные
маски к театральному представлению или празднику.
Иметь представление о назначении театральной афиши,
плаката (привлекает внимание, сообщает название,
лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь
видеть и определять в афишах-плакатах изображение,
украшение и постройку. Иметь творческий опыт
создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому
представлению; добиваться образного единства
изображения и текста. Создавать в рисунке проект

обсуждение
вопросов, работа с
учебником, работа
в
парах,
моделирование,
проект.

4.

Художник и музей.
8
Музеи в жизни города.
Картина - особый мир.
Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и
бытовые.
Скульптура в музее и на
улице.
Художественная
выставка
(обобщение
темы).

оформления праздника. Придумывать и создавать
оформление к школьным и домашним праздникам.
Участвовать в театрализованном представлении или
веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
Беседовать о самых значительных музеях искусств
России - Государственной Третьяковской галерее,
Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь
представление о разных видах музеев и роли художника
в создании их экспозиций. Рассуждать о творческой
работе зрителя, о своем опыте восприятия
произведений
изобразительного
искусства.
Рассматривать
и
сравнивать
картины-пейзажи,
рассказывать о настроении и разных состояниях, которые
художник
передает
цветом
(радостное,
праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).
Изображать пейзаж по представлению с ярко
выраженным
настроением.
Рассказывать
об
изображенном на портрете человеке (какой он, каков
его внутренний мир, особенности его характера).
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо
знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет)
по
представлению,
используя
выразительные
возможности цвета. Воспринимать картину-натюрморт
как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о
времени, в котором он живёт, его интересах.
Изображать натюрморт по представлению с ярко
выраженным настроением (радостное, праздничное,

Практическая
работа, групповая
работа,
исследование,
моделирование,
коллективное
обсуждение
вопросов, работа с
учебником, работа
в парах, проект,
выставка.

грустное и т.д.). Развивать живописные и композиционные навыки. Рассказывать, рассуждать о наиболее
понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и
настроении. Развивать композиционные навыки.
Изображать сцену из своей повседневной жизни.
Рассуждать, эстетически относиться к произведению
искусства
(скульптуре),
объяснять
значение
окружающего
пространства
для
восприятия
скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников.
Лепить фигуру человека или животного, передавая
выразительную пластику движения. Участвовать в
организации выставки детского художественного
творчества,
проявлять
творческую
активность.
Проводить экскурсии по выставке детских работ
Итого:

34

Календарно – тематическое планирование
№

Темы урока

Кол-во часов

Дата
По плану

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Обои и шторы у себя дома
Мамин платок
Памятники архитектуры
Ажурные ограды
Волшебные фонари
Удивительный транспорт
Художник в цирке
Театр кукол
Маски
Афиша и плакат
Праздник в городе
Картина-портрет
Картина-натюрморт
Скульптура в музее и на улице
Художественная выставка (обобщение темы).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

По факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».