+Рабочая программа учителей начальных классов Холостых А. С., Байрамуковой З. Х.-М., литературное чтение 3 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 3 класса

Срок реализации – 2022-2023 учебный год
Разработана учителями:
Байрамуковой Зухурой Хаджи-Махмудовной
и Холостых Анастасией Сергеевной

Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению
Класс: 3
Количество часов :
Всего - 102 часа;
В неделю 3 часа;
Плановых контрольных уроков :нет
Тестов - 13 ч;
Административных контрольных уроков -4 ч.
Планирование составлено на основе программы УМК «Школа России»Учебник:
Литературное чтение Л.Ф.Климова, В.Г. Горецкий. «Просвещение»,2021г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" составлена в соответствии со следующими основными
федеральными нормативными документами:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального
общего образования);
5.
Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021
№64100);
6. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20);
7. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
8. Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
9. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
10. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
«О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.

11. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) с учётом
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся. «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который
обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников.
Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование
навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с
детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию
творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Предмет «Литературное чтение» способствует становлению грамотного читателя, мотивированного к
использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в
успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное
произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение»
станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию
художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для
всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного
народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе
текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений
(общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы,
поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые
части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл
прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
Программа представляет возможный вариант распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов, отражает примерную последовательность изучения тем/разделов,
содержит рекомендации по объёму учебного времени с выделением резервных часов, позволяющие учитывать
индивидуальные потребности и способности обучающихся и организовывать дифференцированный подход.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного
образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения:
- соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов;
- представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы;
- влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на
совершенствование его творческих способностей.
При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом
знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также
перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета
«Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих

формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. Предмет «Литературное
чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
Освоение
программы по предмету «Литературное чтение» в 3 классе — 102 ч (3 ч в неделю в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы. Чувство любви к
Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные
ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях
писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой
родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции
картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух:
интонация, темп, ритм, логические ударения.
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки,
небылицы, скороговорки, загадки). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение,
характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи:
использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных
произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных,
бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика).
Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например,
картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках
народного быта и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. История создания песни как
лирического произведения. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как
народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность

исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал).
Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие
слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам
фольклорного произведения.
Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина:
средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в
стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста,
особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными.
Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин иллюстратор
сказок А. С. Пушкина.
Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки.
Иносказание в баснях. И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова: назначение, темы и герои,
особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.
Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ
передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей: Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М.
Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П.
Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в
произведениях лирики:
- эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение. Олицетворение как одно из
средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому
произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения),
в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).
Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль.
Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция):
начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа:
основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения.
Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.

Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей. Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка,
В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности
авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность,
преданность, забота и любовь. Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М.
Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий,
композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне».
Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания,
особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы
крестьянских детей, дети на войне. Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка
нравственных качеств, проявляющихся в военное время.
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства
выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов: М. М.
Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др.
Зарубежная литература. Круг чтения: литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга,
Дж. Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных
писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.
Библиографическая культура (работа
с
детской
книгой и справочной литературой). Ценность чтения
художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом
учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного
читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными
книгами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства
учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего
школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты

освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально
значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
—
становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению
родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в
культуре общества;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и
культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской
литературы и творчества народов России;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
—
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление
сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим
людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
—
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в
ситуации нравственного выбора;
—
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации
литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
—
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
Эстетическое воспитание:
—
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих
художественный образ;

—
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений
фольклора и художественной литературы;
—
проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
—
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в
том числе информационной);
—
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
—
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в
литературных произведениях;
—
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
—
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
—
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие
интереса к творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
— понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей,
чувств, идей автора.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающихся формируются универсальные учебные познавательные
действия:
базовые логические действия:
—
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора,
устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
—
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

—
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и
видам;
—
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную
последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
—
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
—
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при
составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
—
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных
учителем вопросов;
—
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
—
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев);
—
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
—
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, классификации, сравнения, исследования);
—
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
работа с информацией:
—
выбирать источник получения информации;
—
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде;
—
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
учителем способа её проверки;
—
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;

—
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
—
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;
универсальные учебные коммуникативные действия:
общение:
—
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
—
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
—
признавать возможность существования разных точек зрения;
—
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
—
готовить небольшие публичные выступления;
—
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
—
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных
задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
—
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—
ответственно выполнять свою часть работы;
—
оценивать свой вклад в общий результат;
—
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
универсальные учебные регулятивные действия:
самоорганизация:
—
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
—
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:

—
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету
«Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний,
умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам
обучения.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
—
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы,
находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры
разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
—
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее,
ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
—
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и
небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного
оценивания);
—
читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
—
различать художественные произведения и познавательные тексты;
—
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм,
рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
—
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать
и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
—
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы,
народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов
России;

—
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль,
определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять
план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
—
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные
характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев
одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
—
отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам,
описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
—
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте
примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение);
—
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема,
идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
—
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и
диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно
формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные
литературные понятия;
—
пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица
рассказчика, от третьего лица;
—
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с
учётом специфики учебного и художественного текстов;
—
читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
—
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 7
предложений), корректировать собственный письменный текст;
—
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
—
сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
—
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию,
иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

—
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки,
рассказывать о прочитанной книге;
—
использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для
получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

Тематическое планирование
№ Тема,
Программное содержание
Методы и формы организации обучения.
раздел
Характеристика деятельности учащихся
курса
1 О Родине
Любовь к Родине и её история — важные темы
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
и её истории произведений литературы. Чувство любви к
прогнозирование содержания произведений в этом разделе,
(6 ч)
Родине, сопричастность
установление мотива изучения.
к прошлому и настоящему своей страны и родного Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений,
края — главные идеи, нравственные ценности,
понимание их фактического содержания и ответы на вопросы по
выраженные в произведениях о Родине. Образ
содержанию текста, осознание нравственно-этических понятий:
Родины в стихотворных и прозаических
любовь к родной стране и земле — на примере произведений о
произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ
Родине. Например, К. Д. Ушинский «Наше отечество», Ф. Н.
веков. Осознание нравственно-этических понятий: Глинка «Москва», М. М. Пришвин «Моя Родина», К. М.
любовь к родной стороне, малой родине, гордость Симонов «Родина» (по выбору).
за красоту и величие своей Отчизны.
Учебный диалог: обсуждение вопроса «С чего начинается
Родина?», объяснение своей позиции, сравнение произведений,
относящихся к одной теме, но разным жанрам.
Работа с текстом произведения: анализ заголовка, определение
темы, выделение главной мысли, осознание идеи текста,
нахождение доказательства отражения мыслей и чувств автора.
Упражнение в выразительном чтении, соблюдение
интонационного рисунка (пауз, темпа, ритма, логических ударений)
в соответствии с особенностями текста для передачи
эмоционального настроя произведения.
Наблюдение и рассматривание иллюстраций и репродукций
картин, соотнесение их сюжета с соответствующими фрагментами
текста: озаглавливание. Обсуждение вопросов, например, «Какие
слова из произведения подходят для описания картины?», «Какие

слова могли бы стать названием картины?».
Составление рассказа-описания по иллюстрации или картине:
пейзажи А. А. Рылова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д.
Поленова .
2 Фольклор Расширение знаний о малых жанрах фольклора Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
(устное
(пословицы, потешки, считалки, небылицы,
прогнозирование содержания, установление мотива изучения.
народное
скороговорки, загадки). Знакомство
«Чтение» информации, представленной в схематическом виде,
творчество) с видами загадок. Пословицы народов России
объяснение значения слова «фольклор», обобщение
(10 ч)
(значение, характеристика, нравственная основа). представлений о жанрах фольклора малой формы, работа со схемой
Книги и словари, созданные
«Назовите жанры. Приведите примеры».
В. И. Далем. Активный словарь: образные слова, Фольклор.
пословицы и поговорки, крылатые выражения
Выразительное чтение (потешки, считалки, небылицы,
в устной речи. Нравственные ценности в
скороговорки, пословицы, песни), используя интонацию, паузы,
фольклорных
темп, ритм, логические ударения в соответствии с особенностями
произведениях народов России.
текста для передачи эмоционального настроя произведения.
Фольклорная сказка как отражение
Беседа на тему: ценность произведений фольклора, их роль и
общечеловеческих ценностей и нравственных
значение в современной жизни.
правил. Виды сказок (о животных, бытовые,
Учебный диалог: обсуждение вопросов «Какие бывают загадки?»,
волшебные). Художественные особенности
«Появляются ли загадки сейчас? Почему?», чтение загадок и их
сказок: построение (композиция), язык
группировка по темам и видам.
(лексика). Характеристика героя, волшебные
Работа в группе (совместная деятельность): сочинение загадок(по
помощники, иллюстрация как отражение сюжета аналогии), проведение конкурса на лучшего знатока загадок.
волшебной сказки (например, картины В. М.
Задания на развитие речи: объяснение значения пословиц народов
Васнецова, иллюстрации
России, установление тем пословиц, сравнение пословиц на одну
Ю. А. Васнецова,
тему, упражнения на восстановление текста пословиц, соотнесение
И. Я. Билибина, В. М. Конашевич).
пословиц с текстом произведения (темой и главной мыслью),
Отражение в сказках народного быта
упражнения на обогащение речи образными словами,
и культуры. Составление плана сказки.
пословицами, оценка их значения в устной речи. Рассказ о В. И.
Расширение представлений о народной песне.
Дале, знакомство с его книгами: выбор книг В. И. Даля,

Чувства, которые рождают песни, темы песен.
рассматривание их, чтение пословиц по определённой теме,
История создания песни как лирического
составление высказывания о культурной значимости
произведения.
художественной литературы и фольклора с включением в
Описание картин природы как способ рассказать в собственную речь пословиц, крылатых выражений и других
песне о родной земле.
средств выразительности.
Былина как народный
Работа со схемой: «чтение» информации, представленной в
песенный сказ о важном историческом событии. схематическом виде, обобщение представлений о видах
Фольклорные особенности
сказок, выполнение задания «Вспомните и назовите
жанра былин: язык картин как иллюстрации к
произведения».Сказки
эпизодам фольклорного произведения
Фольклорные. Литературные .Волшебные. Бытовые. О
животных.
Чтение вслух и про себя (молча) фольклорных произведений
(народных сказок), определение мотива и цели чтения, ответ на
вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая
произведение?», различение реальных и сказочных событий в
народных произведениях, определение фольклорной основы
литературной сказки. На примере сказок «Дочь-семилетка»,
«Самое дорогое» (сравнение со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о
рыбаке и рыбке»), «Про ленивую и нерадивую» (сравнение со
сказкой
В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»), «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Сивкабурка», «Летучий корабль», «Морозко», «По щучьему
веленью» (по выбору).
Учебный диалог: осознание нравственно-этических норм: смелость,
храбрость, доброта, трудолюбие, честность в народных и
литературных (авторских) произведениях, нахождение
особенностей сказок, определение их вида (бытовая, о животных,
волшебная).

Наблюдение за особенностями построения волшебной сказки
(зачин, троекратные повторы, концовка), выделение смысловых
частей сказки в соответствии с сюжетом, определение
последовательности событий в произведении.
Работа с текстом произведения: составление характеристики героя
(описание внешнего вида, поступков, языка) с приведением
примеров из текста, нахождение языковых особенностей народных
произведений (лексика, сказочные выражения), составление
номинативного плана текста, используя назывные предложения.
Обсуждение перед чтением истории создания народных песен,
особенность жанра — напевность, настроение, которое создаёт
произведение. Самостоятельная работа: чтение про себя (молча)
народных песен, определение темы, формулирование главной
мысли,
поиск ключевых слов, составление интонационного рисунка.
Сравнение произведений устного народные творчества (песни) и
авторские произведения: тема, настроение, описание природы.
Например, народная песня и авторские произведения И. З.
Сурикова «Рябина», А. В. Кольцова «Русская песня».
Выразительное чтение вслух с сохранением интонационного
рисунка произведения.
3 Творчество
А. С. Пушкина
(9 ч)

А. С. Пушкин — великий русский поэт.
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
Лирические произведения А. С. Пушкина: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и
средства художественной выразительности цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить
(сравнение, эпитет); рифма, ритм.
ответ, читая произведение?».
Литературные сказки
Слушание стихотворных произведений А. С. Пушкина,
А. С. Пушкина в стихах: «Сказка
обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных
о царе Салтане, о сыне его славном и могучем картин природы, ответ на вопрос «Какое настроение вызывает

богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
произведение? Почему?». На примере отрывков из романа
прекрасной царевне Лебеди» —
«Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода…», «Опрятней
нравственный смысл произведения,
модного паркета…». Работа с текстом произведения: упражнение в
структура сказочного текста, особенности
нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов,
сюжета, приём повтора как основа изменения использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за
сюжета.
рифмой
Связь пушкинских сказок с фольклорными. и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений,
Положительные и отрицательные герои,
поиск значения незнакомого слова в словаре. Выразительное чтение
волшебные помощники, язык авторской
и чтение наизусть лирических произведений с интонационным
сказки.
выделением знаков препинания,
И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм.
Пушкина
Слушание и чтение произведения А. С. Пушкина «Сказка
о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», удержание
в памяти последовательности событий сказки, обсуждение сюжета.
Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое
выборочное чтение): анализ сюжета, повтор как основа изменения
сюжета, характеристика героев (положительные или
отрицательные, портрет), описание чудес в сказке.
Творческое задание: составление словесных портретов главных
героев с использованием текста сказки. Работа в группах:
заполнение таблицы на основе сравнения сказок, сходных по
сюжету (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди» и русская народная сказка «Царевич
Нехитёр-Немудёр»): сюжеты, герои, чудеса и превращения.
4 Творчество
И. А. Крылова

Басня — произведение-поучение, которое
помогает увидеть свои и чужие недостатки.

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
прогнозирование содержания, установление мотива изучения и

(6 ч)

5 Картины природы
в произведениях
поэтов и
писателей ХIХ
века
(9 ч)

Иносказание в баснях. И. А. Крылов —
великий русский баснописец. Басни И. А.
Крылова: назначение, темы и герои,
особенности языка. Явная
и скрытая мораль басен. Использование
крылатых выражений в речи

цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить
ответ, читая произведение?».
Слушание басен И. А. Крылова (например, «Мартышка и
Очки», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Чиж и
Голубь»,
«Лисица и Виноград», «Кукушка и Петух» (по выбору),
подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?».
Обсуждение сюжета басни, осознание нравственно-этических
понятий: лесть, похвала, глупость.
Работаем с текстом произведения: характеристика героя
(положительный или отрицательный), поиск в тексте морали
(поучения) и крылатых выражений.
Работа в парах: сравнение прочитанных басен: тема, герои, мораль.
Игра «Вспомни и назови»: поиск басен по названным героям.
Дифференцированная работа: знакомство с историей
возникновения басен, чтение басен Эзопа (например, «Лисица и
вино- град», «Ворон и лисица»), работа с таблицей.
Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с выражением
настроения героев, инсценирование басен.

Лирические произведения как способ
передачи чувств людей, автора.
Картины природы
в лирических произведениях поэтов ХIХ
века: Ф. И. Тютчева,
А. А. Фета,
М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова,
Н. А. Некрасова. Чувства, вызываемые

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
прогнозирование содержания, установление мотива изучения и
цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить
ответ, читая произведение?».
Слушание лирических произведений, обсуждение эмоционального
состояние при восприятии описанных картин природы, ответ на
вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Почему?». На
примере стихотворений Ф. И. Тютчева «Листья»,

лирическими произведениями. Средства
выразительности
в произведениях лирики: эпитеты,
синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись,
её выразительное значение. Олицетворение
как одно из средств выразительности
лирического произведения. Живописные
полотна как иллюстрация к лирическому
произведению: пейзаж. Сравнение средств
создания пейзажа в тексте-описании
(эпитеты, сравнения, олицетворения), в
изобразительном искусстве (цвет,
композиция),
в произведениях
музыкального искус ства (тон, темп,
мелодия)

«Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной…», «В небе
тают облака», А. А. Фета «Осень», «Мама! Глянь-ка из
окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…», И. С. Никитина
«Встреча зимы», Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над
бором…»,
«Славная осень! Здоровый, ядрёный…», «Однажды в студёную
зимнюю пору…», А. Н. Майкова «Осень», «Весна», И. С.
Никитина «Утро», И. З. Сурикова «Детство» (по выбору).
Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения
от прозаического.
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении
сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в
прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой
и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений,
поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения,
характеристика звукописи, определение вида строф.
Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме,
созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам,
анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора.
Рассматривание репродукций картин и подбор к ним
соответствующих стихотворных строк. Например, картины
К. Ф. Юона «Мартовское солнце», И. И. Шишкина «Зима
в лесу», «Дождь в дубовом лесу». Выразительное чтение вслух и
наизусть с сохранением интонационного рисунка произведения.
Дифференцированная работа: восстановление
«деформированного» поэтического текста.

6 Творчество
Жанровое многообразие произведений
Л.Н.Толстого Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль.
(10 ч)
Рассказ как повествование: связь содержания с
реальным событием.
Структурные части произведения
(композиция): начало, завязка действия,
кульминация, развязка. Эпизод как часть
рассказа. Различные виды плана. Сюжет
рассказа: основные события, главные герои,
действующие лица, различение рассказчика и
автора произведения. Художественные
особенности текста-описания, текстарассуждения.

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
прогнозирование содержания, установление мотива изучения и
цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить
ответ, читая произведение?».
Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого: рассказы
«Акула», «Лебеди», «Зайцы», «Какая бывает роса на траве»,
«Куда девается вода из моря?», быль «Прыжок», «Лев и
собачка», сказка «Ореховая ветка», басня «Белка и волк» и др.
( по выбору).
Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение
признаков жанра (литературная сказка, рассказ, басня),
характеристика героев с использованием текста.
Анализ сюжета рассказа: определение последовательности
событий, формулирование вопросов по основным событиям
сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий,
нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного
плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей.
Работа с композицией произведения: определение завязки,
кульминации, развязки.
Пересказ содержания произведения, используя разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики
художественного, научно-познавательного и учебного текстов.
Работа в парах: сравнение рассказов (художественный и научнопознавательный), тема, главная мысль, события, герои.
Работа со схемой: «чтение» информации, представленной
в схематическом виде, обобщение представлений о произведениях
Л. Н. Толстого, выполнение задания «Вспомните и назовите
произведения».
Дифференцированная работа: составление устного или

письменного высказывания (не менее 8 предложений) на тему «Моё
любимое произведение Л. Н. Толстого».
Составление выставки на тему «Книги Л. Н. Толстого»

7 Литературная Литературная сказка русских писателей,
сказка (8 ч)
расширение круга чтения на примере
произведений Д. Н. Мамина- Сибиряка,
В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина,
М. Горького, И. С. Соколова- Микитова.

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
прогнозирование содержания, установление мотива изучения и
цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить
ответ, читая произведение?».
Слушание и чтение литературных сказок. Например, произведения
Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца — длинные
уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Воробья
Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу», «Серая
шейка», «Умнее всех», И. С. Соколова-Микитова
«Листопадничек», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», В. М.
Гаршина «Лягушка-путешественница».
Работа с текстом произведения (характеристика героя):
нахождение описания героя, определение взаимосвязи между
поступками героев, сравнение героев по аналогии или по
контрасту, оценка поступков героев.
Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям,
поступкам, описанным в сказках.
Анализ сюжета рассказа: определение последовательности
событий, формулирование вопросов по основным событиям
сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий,

нахождение в тексте заданного эпизода, составление
цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов,
смысловых частей.
Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов,
смысловых частей.
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно. Работа в
парах: чтение диалогов по ролям. Выбор книги для
самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
написание аннотации к самостоятельно
прочитанному произведению.
8 Картины
природы
в
произведениях
поэтов
и писателей
ХХ века
(8 ч)

Картины природы
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
в лирических и
прогнозирование содержания, установление мотива изучения и
прозаических произведениях писателей
цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить
ХХ века (расширение
ответ, читая произведение?».
круга чтения на
Слушание художественных произведений, обсуждение
примере произведений И. А. Бунина, К. Д.
эмоционального состояния при восприятии описанных картин
Бальмонта, С. А. Есенина, А. П. Чехов,
природы (пейзажа), ответ на вопрос «Какое чувство создаёт
И. С. Соколова-Микитова и др.).
произведение? Почему?». На примере произведений И. А.
Чувства, вызываемые описанием природы
Бунина «Первый снег», «Полевые цветы», А. П. Чехова
(пейзажа) в художественном произведении.
«Степь»(отрывок), А. А. Блока «Ворона», «Сны», К. Д.
Средства художественной выразительности при Бальмонта «Снежинка», «Золотое слово», С. А. Есенина
описании пейзажа (расширение
«Нивы сжаты, рощи голы», «Черёмуха», «С добрый утром!»,
представления):эпитеты, олицетворения,
«Берёза», Саши Чёрного «Летом», С. Я. Маршака «Гроза
синонимы, антонимы, сравнения, звукопись.
днём», «В лесу над росистой поляной», «Ландыш» (по выбору).
Повтор как приём художественной
Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения
выразительности. Репродукция картины как
от эпического.
иллюстрация к художественному
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении
произведению.
сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в

прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой
и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений,
поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск олицетворения,
характеристика звукописи, определение вида строф.
Работа в парах: сравнение лирических произведений по теме,
созданию настроения, подбор синонимов к заданным словам,
анализ поэтических выражений и обоснование выбора автора.
Рассматривание репродукций картин и подбор к ним
соответствующих стихотворных строк. Например, картины В. Д.
Поленова «Первый снег», А. К. Саврасова «Зима», «Сосновый
бор на берегу реки», И. Э. Грабаря «Зимнее утро», «Февральская
лазурь», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и др.
Работа в парах: составление устного рассказа по иллюстрации
(репродукции картины).
Выразительное чтение вслух и наизусть с сохранением
интонационного рисунка. Дифференцированная работа:
составление устного или письменного высказывания (не менее 8
предложений) на тему «Моё любимое произведение о природе».
Составление выставки книг на тему «Природа в произведениях
поэтов».
9 Произведения Человек и его отношения с животными:
о
верность, преданность, забота и любовь
взаимоотношен (расширение круга чтения на примере
иях человека и произведений
животных
Д. Н. Мамина- Сибиряка,
(8 ч)
К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В.
Образцова,
В. Л. Дурова,

Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения
(вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачи
и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая
произведение?». Чтение вслух и про себя (молча) рассказов
К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Котворюга», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», А. И. Куприна
«Барбос и Жулька», «Слон», М. М. Пришвина «Выскочка»,
«Жаркий час», Б. С. Житкова «Про обезьянку», стихотворений

Б. С. Житкова и др.). Особенности рассказа:
тема, герои, реальность событий, композиция,
объекты описания (портрет героя, описание
интерьера)

10 Произведения Дети — герои произведений: раскрытие тем
о детях (10 ч) «Разные детские судьбы», «Дети на войне».
Отличие автора от героя и рассказчика. Герой

А. Л. Барто, Саши Чёрного и других писателей и поэтов.
Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение
признаков жанра (стихотворение, рассказ). Работа с текстом
произведения: составление портретной характеристики персонажей
с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средства
изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их
внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между
поступками, чувствами героев.
Упражнение в составлении вопросов к произведению. Анализ
сюжета рассказа: определение последовательности событий,
формулирование вопросов по основным событиям сюжета,
восстановление нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление
вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов,
смысловых частей. Работа с композицией произведения:
определение завязки, кульминации, развязки. Пересказ содержания
произведения от лица героя с изменением лица рассказчика.
Работа в парах: сравнение рассказов (тема, главная мысль, герои).
Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация
начитанности и сформированности специальных читательских
умений. Проверка и оценка своей работы по предложенным
критериям.
Дифференцированная работа: составление рассказа от имени одного
из героев-животных.
Составление выставки книг (тема дружбы человека и животного),
рассказ о любимой книге на эту тему.
Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения
(вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачи
и ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая

художественного произведения: время и место
проживания, особенности внешнего вида и
характера. Историческая обстановка как фон
создания произведения: судьбы крестьянских
детей, дети на войне. Основные события
сюжета, отношение к ним героев произведения.
Оценка нравственных качеств, проявляющихся
в военное время.

произведение?», обсуждение событий из истории страны: жизнь
крестьянских детей, нелёгкие судьбы детей в период войны.
Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детей
в разное время: А. П. Чехов «Ванька», В. Г. Короленко «Слепой
музыкант», М. Горький «Пепе», Л. Пантелеев «Честное слово»,
«На ялике», Л. А. Кассиль «Алексей Андреевич», А. П. Гайдар
«Горячий камень», «Тимур и его команда», Н. Н. Носов «Огурцы»,
Е. А. Пермяк «Дедушкин характер», В. Ф. Панова
«Серёжа», С. В. Михалков «Данила Кузьмич», А. И. Мусатов
«Оружие», И. Никулина «Бабушкин кактус» и др. Учебный диалог:
обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая жизнь крестьянских детей,
на войне ребёнок становится раньше времени взрослым, понимание
нравственно-этического смысла понятий «ответственность»,
«совесть», «честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос «Какие
качества мы ценим в людях?» (с примерами из текста
произведений).
Работа с текстом произведения: составление портретной
характеристики персонажей с приведением примеров из текста,
нахождение в тексте средств изображения героев и выражения их
чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам,
установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев,
определение авторского отношения к героям.
Анализ заголовка.
Упражнение в составлении вопросов к произведению. Анализ
сюжета рассказа: определение последовательности событий,
формулирование вопросов по основным событиям сюжета,
восстановление нарушенной последовательности
событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление
вопросного плана текста с выделением отдельных эпизодов,

11 Юмористичес
кие
произведения
(4 ч)

Комичность как основа сюжета. Герой
юмористического произведения. Средства
выразительности текста юмористического
содержания: преувеличение.
Авторы юмористических рассказов:
М. М. Зощенко, Н. Н. Носов

смысловых частей, определение завязки, кульминации, развязки
(композиция произведения).
Работа в парах: составление цитатного плана, оценка совместной
деятельности.
Упражнения в выразительном чтении небольших эпизодов с
соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении
вслух.
Пересказ (устно) произведения от лица героя или от третьего лица.
Дифференцированная работа: составление рассказа от имени
одного из героев.
Работа в группе: выбор книги по теме «Дети на войне»,
представление самостоятельно прочитанного произведения и
выбранной книги с использованием аппарата издания (обложка,
оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, сноски,
примечания)
Учебный диалог: анализ юмористических ситуаций (с опорой на
текст), постановка мотива и цели чтения.
Слушание чтения художественных произведений, оценка
эмоционального состояния при восприятии юмористического
произведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжет
рассказа? Почему?». На примере произведений Н. Н. Носова
«Федина задача», «Телефон», М. М. Зощенко «Великие
путешественники», «Пора вставать!» и др.
Обсуждение комичности сюжета, дифференциация этических
понятий «врать, обманывать» и «фантазировать».
Работа с текстом произведения: составление портретной
характеристики персонажей с приведением примеров из текста,
нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их
чувств.

Зарубежная
12 литература
(8 ч)

Работа в парах: чтение диалогов по ролям, выбор интонации,
отражающей комичность ситуации.
Дифференцированная работа: придумывание продолжения
прослушанного/прочитанного рассказа.
Проверочная работа по итогам изученного раздела: демонстрация
начитанности и сформированности специальных читательских
умений. Проверка и оценка своей работы по предложенным
критериям.
Составление выставки на тему «Книги Н. Н. Носова», написание
краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по
заданному образцу.
Круг чтения: литературные сказки
Учебный диалог: работа с названием темы/раздела:
Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц.Топелиуса,
прогнозирование содержания, установление мотива изучения и
Р. Киплинга, Дж. Родари. Особенности
цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить
авторских сказок (сюжет, язык, герои).
ответ, читая произведение?».
Рассказы о животных зарубежных писателей. Чтение литературных сказок зарубежных писателей. Напри- мер,
Известные переводчики зарубеж ной
произведения Ш. Перро «Подарки феи», Х.-К. Андерсена
литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. «Гадкий утёнок», Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре», Р.
В. Заходер
Киплинга «Маугли», Дж. Родари «Волшебный барабан».
Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение
описания героя, определение взаимосвязи между поступками
героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка
поступков героев.
Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям,
поступкам, описанным в сказках.
Анализ сюжета сказки: определение последовательности событий,
формулирование вопросов по основным событиям сюжета,
восстановление нарушенной последовательности событий,
нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного

плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей.
Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов,
смысловых частей.
Пересказ (устно) содержания произведения выборочно.

13 Библиографич Ценность чтения художественной литературы и Экскурсия в школьную или ближайшую детскую библиотеку:
еская культура фольклора, осознание важности читательской знакомство с правилами и способами выбора необходимой книги,
(работа
деятельности.
выполнение правил юного читателя: культура поведения в
с детской
Использование
библиотеке, работа с каталогом.
книгой
с учётом учебных задач аппарата издания
Учебный диалог: обсуждение проблем значения чтения для
и справочной (обложка,
развития личности, роли книги в жизни человека.
литературой) оглавление, аннотация, предисловие,
Работа в парах: сравнение художественного и научно(4 ч)
иллюстрации).
познавательного текстов. Например, используя отрывок из
Правила юного
произведения Н. П. Кончаловской «Наша древняя столица» и
читателя. Книга как
информационный текст из справочника или энциклопедии о первом
особый вид искусства.
книгопечатнике Иване Фёдорове.
Общее представление
Обсуждение (устно) ответа на вопрос «Для чего нужна книга?»
о первых книгах на
и написание небольшого текста-рассуждения на тему «Почему
Руси, знакомство
так важно читать?», корректирование (редактирование)
с рукописными книгами.
собственного текста с использованием словаря.
Выбор книги с учётом учебных задач: ориентировка в аппарате
учебника/книги (обложка, оглавление (содержание), аннотация,
предисловие, иллюстрации).
Упражнения в выразительном чтении стихотворных и прозаических
произведений с соблюдением орфоэпических и интонационных

норм при чтении вслух. Например, произведения
С. Я. Маршака «Книжка про книжку», Н. А. Найдёновой
«Мой друг», Б. В. Заходера «Что такое стихи» (по выбору).
Составление аннотации (письменно) на любимое произведение.
Экскурсия в музей (при наличии условий) рукописной книги.
Коллективная работа: подготовка творческого проекта на темы
«Русские писатели и их произведения», «Сказки народные
и литературные», «Картины природы в творчестве поэтов»,
«Моя любимая книга».
Резерв - 2ч.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2

Тема урока

Кол-во
Дата
часов План Факт
1
1

Рукописные книги Древней Руси
Первопечатник Иван Федоров

3
4

Путешествие в прошлое.
Устное народное творчество. Русские народные песни.

1
1

5

Докучные сказки

1

6-7

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка

2

8-9

«Иван – царевич и серый волк», русская народная сказка

2

10-11
12

«Сивка - бурка», русская народная сказка
Урок КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)

2
1

13

Как научиться читать стихи. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза»

1

14

Ф.И.Тютчев. «Листья»

1

15

А.А. Фет «Мама! Глянь–ка из окошка…»

1

16
17
18

И. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
И. Никитин. «Встреча зимы»
И. Суриков «Детство»

1
1
1

19

И. Суриков «Зима»

1

20
21

Путешествие в Литературную страну
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…»,
«За весной, красой природы… »

1
1

1

26

А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний
вечер»
А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди
А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди
И.А.Крылов «Мартышка и очки»

27

И.А. Крылов. «Зеркало и обезьяна»

1

28

И.А. Крылов «Ворона и лисица»

1

29

1

30
31
32

М.Л. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит
одиноко…»
М.Ю.Лермонтов «Утес»
М.Ю.Лермонтов «Осень»
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

33
34

Л. Толстой «Акула»
Л.Н. Толстой. «Прыжок»

1
1

35
36

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1
1

37

1

38

Литературный праздник(обобщающий урок по теме «Великие русские
писатели»)
Н.А. Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

39

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

40

К.Д. Бальмонт. «Золотое слово»

1

22
23
24-25

1
2
1

1
1
1

1

1

42

И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у
дороги…»
Развивающий час (урок – обобщение по теме «поэтическая тетрадь 2»)

43

Д. Мамин – Сибиряк. «Присказка к Аленушкиным сказкам»

1

44

1

47
48

Д. Мамин – Сибиряк.
«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
В.М.Гаршин
«Лягушка - Путешественница»
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Урок – КВН (Обобщающий урок по первой части учебника)

49
50
51
52

М. Горький «Случай с Евсейкой»
М. Горький «Случай с Евсейкой»
К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей
К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

1
1
1
1

53

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

54

А.И.Куприн «Слон»

1

55

А.И.Куприн «Слон»

1

56
57
58

А.И.Куприн «Слон»
Урок – путешествие по «Былям - небылицам»
Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон»

1
1
1

59
60

А. А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
С.А.Есенин «Черемуха»

1
1

41

45-46

1

2
1
1

61

Урок – Викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3»

1

62
63
64

М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
И.Соколов-Микитов. «Листопадничек»
И.Соколов-Микитов. «Листопадничек»

1
1
1

65
66
67

В.И.Белов. «Манька провинилась»
В.В.И.Белов «Еще раз про Маньку»
В.В.Бианки. «Мышонок Пик»

1
1
1

68

В.В.Бианки. «Мышонок Пик»

1

69

Б.С.Житков. «Про обезьянку»

1

70
71

Б.С.Житков. «Про обезьянку»
Б.С.Житков. «Про обезьянку»

1
1

72
73
74

В.Л.Дуров «Наша Жучка»
В.П.Астафьев. «Капалуха»
В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится»

1
1
1

75
76

Турнир знатоков по теме «Рассказы о животных»
Урок-конференция «Земля-наш дом родной»
С.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

1
1

77
78

А. Барто «Разлука», «В театре»
С.В.Михалков. «Если», «Рисунок»

1
1

79

Е.Благинина. «Кукушка», «Котенок»

1

80

«Крестики-нолики»(обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь)

1

81

Б.Щергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

82-83
84
85-86

А.П.Платонов. «Цветок на земле»,
А.П.Платонов. «Еще мама»
М.М.Зощенко
«Золотые слова»
М. М. Зощенко «Великие путешественники»

2
1
2

87-88

Н. Носов «Федина задача». Н. Носов «Телефон»

2

89
90

В.Л. Драгунский. «Друг детства».
Игра - конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1
1

91

Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели».

1

92
93

Г. Б. Остер. «Вредные советы»
Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

1
1

94
95
96
97

Р. Сеф. «Веселые стихи»
Читательская конференция по теме «По страницам детских журналов».
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»
Мифы Древней Греции.

1
1
1
1

98
99
100

Мифы Древней Греции.
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»
Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»

1
1
1

101

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»

1

102

Брейн - ринг. Игра «Литературные тайны»

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».