+Рабочая программа учителей начальных классов Холостых А. С., Байрамуковой З. Х.-М., музыка 3 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 3 класса

Срок реализации – 2022-2023 учебный год
Разработана учителями:
Байрамуковой Зухурой Хаджи-Махмудовной
и Холостых Анастасией Сергеевной

Учебно-тематическое планирование
по музыке
Класс: 3
Количество часов :
- всего - 17 часов;
- в неделю - 0,5 часов;
Плановых контрольных уроков - не;
Административных контрольных уроков – не.
Планирование составлено на основе программы УМК «Школа России»
"Музыка. Начальная школа", автор Е.Д.Криской, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Просвещение 2010г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии со следующими основными федеральными
нормативными документами:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального
общего образования);
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100);
6. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20);
7. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
8. Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
9. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
10. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
«О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.

11. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания. Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и
условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка)
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно,
важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни
современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы
массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др . При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм
развития музыки.
Цели программы:
 формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
 воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

 развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
 обогащение знаний о музыкальном искусстве;
 овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки,
игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
 развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
 понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
 освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
 изучение особенностей музыкального языка;
 формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие,
исполнение), а также – творческих способностей детей.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия
музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкальнотворческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного
многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания
школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает
постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории,
произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой
развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные,
например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует раз-

витию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной
деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое
интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты
как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Общее число часов, отведённых на изучение курса «Музыка» в 3
классе -17 ч. (0,5часа в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство второклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами родного края и составляет 10% учебного времени:
Урок №3 «Моя Россия!» - Р/К Музыкальные образы родного края;
Урок №9 Русские народные инструменты. - Р/К Инструменты народов Кавказа.
Урок №11 Обряды и праздники русского народа - Р/К (Масленица)
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия. Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой
М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается
музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные
средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной
формы: запев, припев). Этот урок знакомит учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина
моя!» и Г. Струве (сл. Н Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.
Урок 3. Гимн России. Р/К Музыкальные образы родного края; Сочинения отечественных композиторов о Родине
(«Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом,
гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные
образы родного края.
Тема раздела: «День, полный событий» (5ч.)
Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационнообразная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.
Урок 5. Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Урок 6. Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная
речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи,
выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 7. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и
изобразительность в музыке. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Урок 8. Обобщающий урок «День, полный событий». Обобщение музыкальных впечатлений. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч.)
Урок 9. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Р/К Инструменты народов Кавказа. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.
Урок 10. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами.
Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.
Урок 11. Проводы зимы. Обряды и праздники русского народа. Р/К (Масленица)
Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор
России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.
Урок 12. Встреча весны. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф
«Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога.
Урок 13. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет.
Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера,
художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Тема раздела: «В концертном зале» (2 ч.)
Урок 14. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Урок 15. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо.
Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (2 ч.)
Урок 16. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! Интонация –
источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство
учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
Урок 17. Обобщающий урок. Природа и музыка. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных
впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. Тест.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во
взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные
интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное
отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности
(дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета
«Музыка»:
1.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
—сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения,
объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

—определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные
инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др );
—находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и
наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
—выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма; —устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным
искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
—с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать
серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
—сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
—осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения,
композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
—имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах
искусства;
—с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
—стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой
деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Тематическое планирование.
Содержательные линии
Музыкальный пейзаж. Образы
родной природы к музыке русских композиторов. Песенность,
как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России
(флаг, герб, гимн). Гимн —
главная песня нашей Родины.
Художественные символы России (Московский Кремль, храм
Христа Спасителя, Большой театр).

Тематическое планирование
Россия — Родина моя (3ч)
Мелодия. Здравствуй. Родина моя! Моя Россия. Гимн России.
Примерный музыкальный материал
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере
«Хованщина». М. Мусоргский.
Гимн России А. Александров, слова С. Михалкова.
Патриотическая песня. М. Глинка, слова Д.
Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю.
Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г.
Струве, слова Н. Соловьевой.

Характеристика деятельности учащихся
Размышлять об отечествен
ной музыке, ее характере и средствах
выразительности.
Подбирать слова отражавшие содержание музыкальных произведений
(словарь эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на
уроках и школьных праздниках.
Воплощать художественно-образное
содержание музыки в пении, слове,
пластике, рисунке и др. Исполнять Гимн России.
Участвовать в хоровом исполнении
гимнов своей республики, края, города,
школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Исполнять мелодии с ориентацией на
нотную запись.
Расширять запас музыкальных впечатлений в
самостоятельной творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять

сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С.
Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано — его
выразительные
возможности.
Песенность,
танцевальность,
маршевость в передаче содержания и эмоционального строя
музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы,
сказка в музыке. Колыбельные
песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

День, полный событий (5ч)
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти
разные марши. Звучащие картины. Расскажи
сказку. Колыбельные. Мама.
Обобщающий урок 1 четверти.
Примерный музыкальный материал
Детский
альбом. Пьесы.
П.
Чайковский; Детская музыка.
Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты
«Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Начинаем перепляс. Из вокального цикла
«Пять песен для детей». С. Соснин, слова П.
Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова
И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А.
Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жужу, латышская народная песня; Колыбельная
Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е.
Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Распознавать и
эмоционально откликаться на выразительные и
изобразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния
в различных видах музыкальнотворческой деятельности: пение, игра
на детских элементарных музыкальных
инструментах, импровизация соло, в
ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.
Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5ч)
Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля.
Детский музыкальный театр:
опера и балет. Песен
ность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля.
Элементы оперного и балетного
спектаклей. Увертюра. Сцены из
оперы «Руслан и Людмила».
Музыкальные темы - характеристики главных действующих
лиц. Финал.

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая
сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и
различных групп инструментов
симфонического оркестра. Пар-

Сказка будет впереди. Детский музыкальный
театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из
оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра.
Финал.
Примерный музыкальный материал
Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. Руслан и Людмила.
Опера (фрагменты). М. Глинка. Песня-спор.
Из телефильма «Новогодние приключения
Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

В концертном зале (2ч)
Симфоническая сказка «Петя и Волк».
Обобщающий урок III четверти.
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра.
Примерный музыкальный материал
Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Про-

Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лип опер и балетов.
Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального
спектакля.
Рассказывать сюжеты литературных
произведений, положенных в основу
знакомых опер и балетов. Выявлять
особенности развитии образов.
Оценивать собственную музыкальнотворческую деятельность.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Узнавать тембры инструментов симфонического
оркестра
и сопоставлять их с музыкальными
образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов: партитура,
увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном вопло-

титура.
Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической
музыки: увертюра, симфония.
Симфония № 40 соль минор В.А. Моцарта. Увертюра к опере
«свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.
Выразительность и изобразительность образов музыки
В.-А. Моцарта,
М. Мусоргского

кофьев.
Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония №
40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт;
Увертюра К опере «Свадьба Фигаро». В.-А.
Моцарт;
Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М.
Глинка.
Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А.
Кушнера.

щении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (2ч)
Композитор — исполнитель — Волшебный цветик-семицветик. Музыкаль- Понимать триединство деятельности
слушатель. Интонационная при- ные инструменты. Музыкальные инструмен- композитора - исполнителя - слушатерода музыки. Музыкальная речь ты. И всё это — Бах! Всё в движении. Трой- ля.
и музыкальный язык. Музы- ка. Попутная песня. Музыка учит людей по- Анализировать художественнокальные инструменты (орган). нимать друг друга. Два лада. Легенда. При- образное содержание, музыкальный
Выразительность и изобрази- рода и музыка. Весна. Осень. Печаль моя язык произведений мирового музытельность музыки. Жанры музы- светла. Первый. Мир композитора. Могут ли кального искусства.
ки. Сочинения И.-С. Баха. М. иссякнуть мелодии?
Исполнять различные по образному
Глинки. В.-А. Моцарта, Г. Сви- Обобщающий урок IV четверти — заключи- содержанию образцы профессиональридова. Д. Кабалевского. Музы- тельный урок-концерт.
ного и музыкальнопоэтического творкальные и живописные пейзажи Примерный музыкальный материал
чества.
(мелодия - рисунок, лад - цвет). Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Оценивать собственную музыкальноМеждународный конкурс ис- Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За творческую деятельность и деятельполнителей им. П. И. Чайков- рекою старый дом, русский текст Д. Тонско- ность одноклассников.

ского в Москве. Темы, сюжеты и го; Токката ре минор для органа; Хорал;
образы музыки С. Прокофьева, Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах. Весенняя.
П. Чайковского.
В.-А. Моцарт. слова И.-Ф. Овербек. пер. Т.
Сикорской; Колыбельная Б. Флис - В.-А.
Моцарт. русский текст С. Свириденко. Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский
концерт для фортепиано с оркестром № 1.
Часть 1-я (фрагменты). II. Чайковский.
Тройка; весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
Г.Свиридов. Кавалерийская; Клоуны: Карусель (слова И. Рахилло), Д. Кабалевский.
Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова;
Пусть всегда будет солнце. А. Островский,
слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету.
Е. Птичкин. слова М. Пляцковско-го; Это
очень интересно; Пони. С. Никитина, слова
Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей". С.Соснин,
слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского:
Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены
Жигалкиной и А. Хайта.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.
Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и
исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.
Участвовать в концертах, конкурсах,
фестивалях детского творчества.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками.

Календарно-тематическое планирование по музыке
№

Разделы и темы

Кол-во

п/п
1.

часов
Мелодия- душа музыки. Мелодизм - основное свойство русской музыки.

1

П.Чайковский
2.

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

1

3.

Виват, Россия! Наша слава- Русская держава.

1

4.

Опера "Иван Сусанин" М.И.Глинки

1

5.

Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных

1

комптров(П.Чайковский, Э.Григ)
6.

Портрет в музыке. Детские образы С.Прокофьева

1

7.

Детские образы М.Мусоргского "В детской"

1

8.

Образы вечерней природы. Обобщение темы "День, полный

9.

Образ матери в современном искусстве .

1

10.

Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.

1

11.

Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике.

1

12.

Образы народных сказителей в русских операх.

1

13.

Масленица- праздник русского народа. Звучащие картины.

1

событий"

1

Дата
По плану

По факту

14.

Опера "Руслан и Людмила" М.Глинки

1

15.

Жанр инструментального концерта

1

16.

Музыкальные инструменты - флейта, скрипка.

1

Образы музыкантов в произведениях живописи.
17.

Урок-концерт.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».