МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для 3 класса Срок реализации – 2022-2023 учебный год Разработана учителями: Байрамуковой Зухурой Хаджи-Махмудовной и Холостых Анастасией Сергеевной Учебно-тематическое планирование по окружающему миру Класс: 3 Количество часов: Всего - 68 часов; В неделю - 2 часа; Плановых контрольных уроков - нет. Административных контрольных уроков - 2 ч. Планирование составлено на основе программы УМК «Школа России» Учебник: Окружающий мир А.А. Плешаков. Москва «Просвещение»,2021г Дополнительная литература: Тесты «Окружающий мир» А.А. Плешаков. Москва «Просвещение»,2021г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" составлена в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами: 1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования); 3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального общего образования); 5. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100); 6. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20); 7. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21); 8. Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); 9. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20) 10. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г. 11. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образоват ельной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: - формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); - освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; - проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; - развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; - становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,мнению и индивидуальности Изучение предмета «Окружающий мир» помогает социализации школьников, расширению их знаний о взаимоотношениях с природной и социальной средой обитания и успешному решению задач обучения, развития и воспитания учащихся в начальной школе ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: - раскрытие роли человека в природе и обществе; - освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», — 270 ч (два часа в неделю в каждом классе): 3 класс — 68 ч. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять личностные и метапредметные результаты обучения по классам нецелесообразно. Исходя из этого, планируемые результаты освоения программы учебного предмета начинаются с характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных умений-навыков, способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть сформированы у младших школьников к концу обучения. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета, представленные по годам обучения, отражают в основном предметные достижения обучающегося, но включают также отдельные возможные результаты в области становления личностных и метапредметных умений на этом этапе обучения. Тем самым подчёркивается, что формирование личностных результатов и универсальных учебных действий происходит средствами учебного предмета. Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно-деятельностный подход. В результате изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1.Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине — России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2.Духовно-нравственное воспитание: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3.Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности 4.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью 5.Трудовое воспитание: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям 6.Экологическое воспитание: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред. 7.Формирование представлений о ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать формирование у обучающегося следующих универсальных учебных действийк концу обучения в начальной школе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные базовые логические действия: - сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; - объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; - находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; - выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; базовые исследовательские действия: - определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; - с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; - сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбиратьнаиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); работа с информацией: - выбирать источник получения информации; -согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; - соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; - анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации Коммуникативные общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать своё мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - готовить небольшие публичные выступления; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. совместная деятельность: - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; - оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы Регулятивные самоорганизация: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: - соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; - соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний; - соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; - узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; - проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; - различать расходы и доходы бюджета семьи; - приводить примеры изученных памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и его столицы; - группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; - сравнивать по заданному количеству признаков; - распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; - показывать на карте мира материки, изученные страны мира; - использовать знания о взаимосвязях в природе, знания о взаимосвязях человека и природы для объяснения простейших явлений, и процессов в природе, организме человека; - проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда; - использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; - создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями; - безопасно использовать персональные данные в сети Интернет; определять мошеннические действия по их характерным признакам; - соблюдать правила нравственного поведения на природе. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР». Человек и общество Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. Уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Города Золотого кольца России. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. Человек и природа. Способы изучения природы Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Грибы: съедобные и несъедобные. Первоначальные представления о бактериях. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества Природные сообщества родного края. Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила нравственного поведения на природе. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность в сети Интернет: мошенничество в сети (признаки мошеннических действий, защита персональной информации, способы противодействия мошенничеству). Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, авиа- и водного транспорта. Тематическое планирование № 1 Тема, раздел курса Человек и общество 20 ч Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Наша Родина — Российская Федерация. Анализ информации учебника о Уникальные памятники культуры России, федеративном устройстве России, о родного края. Государственная символика. многонациональном составе населения Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего страны. региона. Уважение к семейным ценностям и Рассказ о достопримечательностях традициям, традициям своего народа и других городов Золотого кольца. Составление народов, государственным символам России. вопросов Города. Золотого кольца России. к викторине по Золотому кольцу. Моделирование маршрута. Золотого кольца с использованием фотографий достопримечательностей, сувениров и т. д. С помощью Интернета подготовка сообщений о любом городе Золотого кольца. Общество — совокупность людей, которые Определение места человека в мире. объединены общей культурой и связаны друг с Характеристика семьи, народа, другом совместной деятельностью во имя общей государства как части общества. цели. Правила нравственного поведения в Обсуждение вопроса о том, почему семья социуме. Внимание, уважительное отношение к является важной частью общества. людям с ограниченными возможностями Обсуждение значения образования для здоровья, забота о них. Семья — коллектив успешного труда человека в выбранной близких, родных людей. Семейный бюджет, сфере деятельности. доходы и расходы семьи. Значение труда в жизни Нахождение сходства и различий человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. 2 Человек и природа 35 ч государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определение источников доходов семьи. Обсуждение расходов семьи. Моделирование семейного бюджета. Обобщение способов изучения природы. Работа с картой: находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. Работа в группе: самостоятельное изучение материала о странах Европы, подготовка сообщений с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Описание достопримечательностей по фотографиям Способы изучения природы. Карта мира. Классификация тел и веществ, приведение Материки и части света. примеров естественных и искусственных Вещество. Разнообразие веществ в окружающем тел, твёрдых, жидких и газообразных мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, веществ. природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Наблюдение и опыты с растворением Простейшие практические работы с веществами, вещества. жидкостями, газами. Исследование с помощью опытов свойств Воздух — смесь газов. Свойства воздуха Значение воздуха, воды. воздуха для растений, животных, человека. Наблюдение в ходе учебного Вода. Свойства воды. Состояния воды, её эксперимента: образование капель при распространение в природе, значение для живых охлаждении пара, формулирование на организмов и хозяйственной основе наблюдений вывода о причинах жизни человека. Круговорот воды в природе. образования облаков и выпадении дождя. Охрана воздуха, воды. Работа со взрослыми: выяснить, какие Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера) Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека Грибы: съедобные и несъедобные Первоначальные представления о бактериях. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Человек — часть природы Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила нравственного поведения на природе. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и полезные ископаемые добываются в регионе (если добываются). Исследование состава почвы в ходе учебного эксперимента. С помощью иллюстраций учебника и атласа определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Составление памятки сбора грибов. Рассказывать о взаимосвязях в сообществах лесе, пруда, луга . Характеристика систем органов человека (их частей и назначение) Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили однокласcники. Моделирование процессов дыхания и питания растений, рассказ об этих жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений 3 Правила безопасной жизни 7ч Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность в сети Интернет: мошенничество в сети (признаки мошеннических действий, защита процессах с помощью схемы . Работа в паре: характеристика условий, необходимых для размножения растений и их распространения. Наблюдение в природе, как распространяются семена деревьев. Выявление роли животных в размножении и развитии растений. Обсуждение мер по охране растений Работа в группе: классификация животных из списка, который предложили одноклассники. Характеристика животных по типу питания Анализ схем цепей питания. Обсуждение роли хищников в поддержании равновесия в природе . Характеристика животных разных групп по способу размножения. Моделирование стадий размножения животных разных групп. Обсуждение мер по охране животных. Работа в группе: на основе текста учебника формулирование правил безопасного поведения во дворе жилого дома, моделирование их с помощью условных знаков, узнавание (расшифровывание) правил по знакам. персональной информации, способы противодействия мошенничеству). Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, авиа- и водного транспорта (на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна) Резерв: 6 ч Анализ ситуаций: «Что может произойти, если…», Ролевая игра: «Расскажи малышу, как нужно вести себя на игровой и спортивной площадке». Анализ информации: правила поведения в транспорте (на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна). Работа в группах: составление памятки «Правила поведения в аэропортах, на борту самолёта, судна (по выбору группы). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Кол-во часов 1 Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей . 1 2 Человек. Ступеньки познания. 1 3 Проект «Богатства, отданные людям». 1 4 Общество. 1 5 Мир глазами эколога. 1 6 Природа в опасности. Охрана природы. 1 7 Тела, вещества, частицы. 1 8 Разнообразие веществ. 1 9 Воздух и его охрана. 1 10 Вода и жизнь. Свойства воды. 1 11 Превращения и круговорот воды в природе. 1 12 Берегите воду! 1 13 Что такое почва. 1 14 Разнообразие растений. 1 15 Солнце, растения и мы с вами. 1 16 Размножение и развитие растений. 1 17 Охрана растений. 1 Дата По плану По факту 18 Разнообразие животных. 1 19 Кто что ест? Цепи питания. 1 20 Невидимая сеть и невидимая пирамида. 1 21 Размножение и развитие животных. 1 22 Охрана животных. 1 23 В Царстве грибов. 1 24 Великий круговорот жизни. 1 25 Организм человека. 1 26 Органы чувств. 1 27 Надёжная защита организма. 1 28 Опора тела и движение. 1 29 Наше питание. Органы пищеварения. 1 30 О дыхании, движении крови. 1 31 Умей предупреждать болезни . 1 32 Здоровый образ жизни (Здоров будешь – все добудешь). 1 33 Проверочная работа «Организм человека». 1 34 Проектная работа «Школа кулинаров». 1 35 Огонь, вода и газ. 1 36 Чтобы путь был счастливым. 1 37 Дорожные знаки. 1 38 Проектная работа «Кто нас защищает». 1 39 Опасные места. 1 40 Природа и наша безопасность . 1 41 Экологическая безопасность. 1 42 Для чего нужна экономика. 1 43 Природные богатства и труд людей – основа экономики. 1 44 Полезные ископаемые. 1 45 Растениеводство. 1 46 Животноводство. 1 47 Какая бывает промышленность. 1 48 Проектная работа «Экономика родного края». 1 49 Что такое деньги. 1 50 Государственный бюджет . 1 51 Семейный бюджет. 1 52 Экономика и экология. 1 53 Золотое кольцо России. 1 54 Золотое кольцо России. 1 55 Проектная работа «Музей путешествий». 1 56 Наши ближайшие соседи. 1 57 На севере Европы. 1 58 На севере Европы. 1 59 Что такое Бенилюкс. 1 60 В центре Европы. 1 61 Путешествие по Франции . 1 62 Путешествие по Великобритании. 1 63 На юге Европы. 1 64, 65 По знаменитым местам мира. 2 66 Достопримечательности нашего города. 1 67 68 Подведение итогов. Презентация. Проверочная работа. 1 1