+Рабочая программа учителей начальных классов Холостых А. С., Байрамуковой З. Х.-М., русский язык 3 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 3 класса
Срок реализации – 2022-2023 учебный год
Разработана учителями:
Байрамуковой Зухурой Хаджи-Махмудовной
и Холостых Анастасией Сергеевной

Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс: 3
Количество часов:
- всего - 170 часов;
- в неделю - 5 часов;
Плановых контрольных уроков - 9 ч;
Тестов - 6 ч;
Административных контрольных уроков – 4 ч.
Планирование составлено на основе программы УМК «Школа России»
Учебник:
Русский язык В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Москва «Просвещение»,2021г.
Дополнительная литература:
Русский язык. Рабочая тетрадь В.П. Канакина «Просвещение»2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету "Русский язык" составлена в соответствии со следующими основными
федеральными нормативными документами:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального
общего образования);
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100);
6. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20);
7. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (СанПин 1.23685-21);
8. Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
9. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
10. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О

формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом
определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и
анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших
школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и
социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей,
развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют
успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом
определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно
важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовно­нраственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с
осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми
личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им
знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории
Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
- понимание роли языка как основного средства общения;
- осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
- понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
- осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного
русского литературного языка:
- аудированием, говорением, чтением, письмом; овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка:
- фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и
особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему
успешному образованию.
В программе определяются цели изучения учебного предмета.
Планируемые результаты освоения младшими школьниками предмета «Русский язык»: личностные, метапредметные,
предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей
преподавания русского языка в начальной школе. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для
каждого года изучения предмета «Русский язык».
Программа устанавливает учебный материал, даёт примерный объём учебных часов для изучения разделов и тем курса, а
также рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учёте
психологических и возрастных особен ностей младших школьников.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой
материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи
младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку
навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе
устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным
предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского язы ка», — 675 (5 часов в неделю в каждом классе):
- в 1 классе — 165 ч;
- во 2—4 классах — по 170 ч.
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации Методы познания языка: наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика.
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный,
согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия
использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными знаками ь и ъ, в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия.
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

Лексика.
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика).
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных)
слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в
словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое
окончание (ознакомление).
Морфология.
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и
множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и
числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3­го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы
имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на
-ий, -ья, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их
употребление в речи Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее,
прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение .
Синтаксис.
Предложение Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Предложения распространённые и нераспространённые.

Наблюдение за однородными членами предложения с союза­ ми и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы
решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи.
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др.
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства,
помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и
групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста,
заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью
личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые словав тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие
личностные новообразования:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
трудового воспитания:
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова,предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения.
языковых единиц (грамматический признак, лексическое значение и др ); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять языковые единицы по определённому признаку;
характеризовать существенные признаки языковых единиц, определять существенный признак для классификации
языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи, формулировать запрос на дополнительную
информацию.
Базовые исследовательские действия:
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
формулировать на основе наблюдения выводы, сравнивать сделанные выводы с формулировками языковых законов,
правил;
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному
плану проектное задание
Работа с информацией:
выбирать нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; находить необходимую информацию в
словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию, обращаясь к словарям, справочникам, учебнику;

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова в
сети Интернет в условиях контролируемого входа;
анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы
для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
соблюдать правила участия в диалоге: слушать собеседника, задавать вопросы, корректно делать замечания, приводить
доказательства своей точки зрения;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать
возможность существования разных точек зрения.
Создание устных и письменных текстов:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументировано высказывать своё
мнение;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания
Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности на уроках «Русского языка», коллективно строить план действий по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:

планировать действия по решению орфографической за­ дачи, при анализе языковых явлений, языковых единиц;
выстраивать последовательность выбранных действий
Самоконтроль:
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию
языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную
ошибку;
устанавливать причины успеха/неудач при выполнении орфографической задачи;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых орфографических ошибок;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложен ным
критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и
буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с
непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;

распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и
родом имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять
грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (про шедшем времени); изменять глагол по временам
(простые случаи), в прошедшем времени — по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных
повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученныеправила; применять изученные правила правописания, в том
числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые
согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не
с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по
наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные
тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием
норм речевого этикета;

определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

Тематическое планирование
№
п/п

Тема, раздел
курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся

1

Сведения о
русском языке
(1 ч, далее
продолжается
изучение во всех
разделах курса)

Русский язык как государственный
язык Российской Федерации
Знакомство с различными методами
познания языка: наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент

Рассказ­ пояснение учителя на тему «Русский язык как
государственный язык Российской Федерации». Учебный
диалог, в ходе которого формулируются суждения о
многообразии языкового пространства России и о значении
русского языка как государственного языка Российской
Федерации.
Работа в парах: придумать ситуацию применения русского
языка как государственного языка Российской Федерации.
Обсуждение возможности использования
лингвистического мини-эксперимента как метода изучения
языка.
Учебный диалог «Как выбирать источник информации при
выполнении мини­эксперимента?».

2

Фонетика
и графика
(2 ч)

Повторение: звуки русского языка:
гласный/согласный, гласный ударный/
безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непарный,
согласный глухой/звонкий,
парный/непарный; функции
разделительных мягкого и твёрдого
знаков, условия

Упражнение: определить существенный признак для
классификации звуков.
Работа в парах: классификация предложенного набора
звуков с последующей коллективной проверкой.
Комментированное выполнение задания, связанного с
объяснением различий в звуко­буквенном составе слов с
разделительными знаками ь и ъ, в словах с
непроизносимыми согласными.

использования на письме
разделительных мягкого и твёрдого
знаков.
Соотношение звукового и буквенного
состава в словах с разделительными
знаками ь и ъ, в словах с
непроизносимыми согласными.
Использование алфавита
при работе со словарями,
справочниками, каталогами.

3

Орфоэпия
(изучается
во всех
разделах
курса)
(40ч.)

Нормы произношения звуков и
сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного
русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике)
Использование орфоэпического
словаря для решения практических
задач

Работа в группах: определение соотношения количества
звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение
таблицы с тремя колонками: количество звуков равно
количеству букв, количество звуков меньше количества
букв, количество звуков больше количества букв.
Самостоятельная работа по систематизации информации:
записывать предложенный набор слов в алфавитном
порядке.
Дифференцированное задание: нахождение ошибок при
выполнении задания расставить фамилии в алфавитном
порядке.
Практическая работа: расставить книги в библиотечном
уголке класса в алфавитном порядке, ориентируясь на
фамилию автора. Практическая работа при изучении всех
разделов курса, связанная с применением знания алфавита
при работе со словарями, справочниками.
Наблюдение за местом ударения и произношением слов,
отрабатываемых в учебнике.
Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются
слова из орфоэпического словарика, к ним нужно
придумывать рифмы). Дидактическое упражнение:
придумать предложения с отрабатываемым словом из
орфоэпического словарика. Практическая работа: поставить
ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом
правильно их произнести. Творческая работа: сочинить
рассказ, включив в него все слова из отрабатываемого в
данном учебном году орфоэпического перечня, а потом

прочитать его всему классу.
Работа в группах: найти в учебном орфоэпическом словаре
слова из предложенного списка (не совпадает с
отрабатываемым перечнем слов) и поставить в них
ударение. Игра­соревнование «Где поставить ударение»
4

Лексика
(5 ч)

Повторение: лексическое значение
слова.
Прямое и переносное значение слова
(ознакомление) Устаревшие слова
(ознакомление)

Учебный диалог «Как можно узнать значение
незнакомого слова?» .
Рассказ учителя «Способы толкования лексического
значения слова».
Наблюдение за структурой словарной статьи.
Практическая работа с учебным толковым словарём, поиск
в словаре значений нескольких слов, целью работы
является освоение в процессе практической деятельности
принципа построения толкового словаря.
Самостоятельная работа: выписывание значений слов из
толкового словаря в учебнике или из толкового словаря на
бумажном или электронном носителе.
Творческое задание: составление словарных статей,
объясняющих слова, о значении которых удалось догадаться
по контексту, с последующим сравнением составленного
толкования со словарной статьёй в учебном толковом
словаре. Практическая работа: ведение собственных
толковых словариков.
Наблюдение за употреблением слов в переносном значении
с использованием юмористических рисунков.
Комментированное выполнение заданий, направленных на

развитие умения анализировать употребление в тексте слов
в прямом и переносном значении.
Работа в парах: нахождение в тексте слов в переносном
значении.
Работа в группах: работа с ситуациями, в которых
необходимо сравнивать прямое и переносное значение
слов, подбирать предложения, в которых слово употреблено
в прямом/ переносном значении.
Учебный диалог «По каким причинам слова выходят из
употребления?», высказывание предположений с
последующим сопоставлением предположений с
информацией в учебнике.
Работа в парах: соотнесение устаревших слов с их
современными синонимами.
Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и
установление их значения.
Проектное задание: составление (в процессе коллективной
деятельности или самостоятельно) словаря устаревших
слов по материалам работы со сказками на уроках
«Литературного чтения».
Творческое задание: придумать несколько ситуаций, в
которых возникает необходимость использования
дополнительных источников для уточнения значения слова.
5

Состав слова
(морфемика)
(8 ч)

Повторение: корень как обязательная
часть слова; однокоренные
(родственные) слова; признаки

Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем
они различаются? Как найти корень слова?».
Наблюдение за группами родственных слов, поиск для

однокоренных (родственных) слов;
различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями; выделение в
словах корня (простые случаи);
окончание как изменяемая часть слова
Однокоренные слова и формы одного и
того же слова Корень, приставка,
суффикс — значимые части слова.
Нулевое окончание. (ознакомление)

каждой группы слова, с помощью которого можно
объяснить значение родственных слов.
Упражнение: выделение корня в предложенных словах с
опорой на алгоритм выделения корня.
Комментированный анализ текста: поиск в нём
родственных слов.
Работа в парах: обнаружение среди родственных слов слова
с омонимичным корнем.
Самостоятельная работа: объединение в группы слов с
одним и тем же корнем.
Творческое задание: составление собственного словарика
родственных слов.
Дифференцированное задание: контролировать
правильность объединения родственных слов в группы при
работе с группами слов с омонимичными корнями.
Работа по построению схемы, отражающей различие
родственных слов и форм одного и того же слова с учётом
двух позиций: значение и состав слова (обсудить разные
способы передачи на схеме идеи о полном совпадении
значения у форм слова и сходстве основного значения, но
не полной тождественности значения родственных слов;
различие только в окончаниях между формами слов и
различия в составе слова у родственных слов — появление
приставок, суффиксов). Объяснение роли и значения
суффиксов/приставок.
Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в
нём слов с заданными приставками / суффиксами.

Наблюдение за словами с нулевым окончанием.
Совместное построение алгоритма разбора слова по составу.
Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с
отрабатываемым алгоритмом, корректировка с помощью
учителя своих учебных действий для преодоления ошибок
при выделении в слове корня, окончания, приставки,
суффикса. Комментированное выполнение анализа
заданных схем состава слова и подбор слов заданного
состава. Дифференцированное задание: обнаружение
ошибок в установлении соответствия схем состава слова и
слов.
6

Морфологя (43 ч)

Части речи.
Имя существительное: общее
значение, вопросы, употребление в
речи. Имена существительные
единственного и множественного
числа. Имена существительные
мужского, женского и среднего рода.
Падеж имён существительных.
Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное.
Изменение имён существительных по
падежам и числам (склонение). Имена
существительные 1, 2, 3­го склонения
Имена существительные одушевлённые
и неодушевлённые. Имя

Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем
слова по частям речи?». Составление по результатам
диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках
таблицы отражены следующие параметры: «значение»,
«вопросы», «какие признаки не изменяются», «какие
признаки изменя ются».
Упражнение: группировка предложенного набора слов на
основании того, какой частью речи они являются.
Наблюдение за грамматическими признаками имён
существительных, соотнесение сделанных выводов с
информацией в учебнике. Работа в парах: нахождение у
группы имён существительных грамматического признака,
который объединяет эти имена существительные в группу.
Практическая работа: изменение имён существительных
по указанному признаку.

прилагательное: общее значение,
вопросы, употребление в речи
Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного.
Изменение имён прилагательных по
родам, числам и падежам (кроме имён
прилагательных на
-ий, -ья, -ов, -ин). Склонение имён
прилагательных.
Местоимение (общее представление).
Личные местоимения, их употребление
в речи. Глагол: общее значение,
вопросы, употребление в речи.
Неопределённая форма глагола.
Настоящее, будущее, прошедшее время
глаголов.
Изменение глаголов по временам,
числам. Род глаголов в прошедшем
времени.
Частица не, её значение

Работа в группах: объединение имён существительных в
группы по определённому признаку (например, род или
число).
Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён
существительных такого слова, которое по
грамматическому признаку отличается от остальных слов
в ряду.
Наблюдение за соотнесением формы имени
прилагательного с формой имени существительного,
формулирование вывода по результатам наблюдения,
соотнесение собственных выводов с информацией в
учебнике.
Комментированное выполнение задания на нахождение
грамматических признаков имён прилагательных.
Практическая работа: поиск ошибок на согласование имён
существительных и имён прилагательных, исправление
найденных ошибок.
Наблюдение за грамматическими признаками глаголов
(число, время, род в прошедшем времени),
формулирование выводов по результатам наблюдений,
соотнесение собственных выводов с информацией в
учебнике.
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём
глаголов, грамматические характеристики которых даны
(из числа изученных).
Творческая работа: трансформировать текст, изменяя
время глагола.

Обсуждение правильности соотнесения глаголов и
грамматических характеристик (из числа изученных).
Работа в парах: группировка глаголов на основании
изученных грамматических признаков.
Наблюдение за ролью местоимений в тексте.
Практическая работа: корректировка текста,
заключающаяся в замене повторяющихся в тексте имён
существительных соответствующими местоимениями.
Работа в группах: определение уместности употребления
местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок,
связанных с неудачным употреблением местоимений.
Проверочная работа: проверка умения ориентироваться в
изученных понятиях: часть речи, склонение; падеж, время,
род — умения соотносить понятие с его краткой
характеристикой, объяснять своими словами значение
изученных понятий, определять изученные
грамматические признаки.

7

Синтаксис (13 ч)

Предложение Установление при
помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связи между словами в
предложении. Главные члены
предложения — подлежащее и
сказуемое. Второстепенные члены
предложения (без деления на виды).
Предложения распространённые и
нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами
предложения с союзами и, а, но и без
союзов.

Комментированное выполнение задания: выписать из
предложения пары слов, от одного из которых к другому
можно задать смысловой (синтаксический) вопрос.
Самостоятельная работа: установление при помощи
смысловых (синтаксических) вопросов связи между
словами в предложении.
Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о
видах предложений по цели высказывания и по
эмоциональной окраске.
Дифференцированное задание: определение признака
классификации предложений.
Упражнение: нахождение в тексте предложений с
заданными характеристиками.
Работа с таблицей: по горизонтали в строках — вид по
эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах — вид по
цели высказывания, подбор примеров для ячеек таблицы.
Работа в группах: соотнесение предложений и их
характеристик (цель высказывания, эмоциональная
окраска). Самостоятельная работа: выписывание из текста
повествовательных, побудительных, вопросительных
предложений. Работа в парах: классификация
предложений.
Совместное составление алгоритма нахождения главных
членов предложения.
Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых.
Наблюдение за предложениями с однородными членами.

8

Орфография и
пунктуация
(50 ч)

Повторение правил правописания,
изученных в 1 и 2 классах.
Формирование орфографической
зоркости: осознание места возможного
возникновения орфографической
ошибки, использование различных
способов решения орфографической
задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря для
определения (уточнения) написания
слова. Контроль и само­ контроль при
проверке собственных и предложенных
текстов. Ознакомление с правилами

Объяснение выбора нужного союза в предложении с
однородными членами.
Комментированное выполнение задания на нахождение в
тексте предложений с однородными членами.
Работа в парах: продолжение ряда однородных членов
предложения.
Творческое задание: составление предложений с
однородными членами.
Проверочная работа, направленная на проверку ориентации
в изученных понятиях: подлежащее, сказуемое,
второстепенные члены предложения, умения соотносить
понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими
словами значение изученных понятий.
Учебный диалог «Как планировать свои действия по
решению орфографической задачи?», по результатам
диалога актуализация последовательности действий по
проверке изученных орфограмм.
Моделирование алгоритмов применения изучаемых в
данном классе орфографических правил, следование
составленным алгоритмам. Работа в парах: группировка
слов по месту орфограммы. Работа в парах: группировка
слов по типу орфограммы. Работа в группах: группировка
слов, написание которых можно объяснить изученными
правилами, и слов, написание которых изученными
правилами объяснить нельзя. Комментированное
выполнение анализа текста на наличие
в нём слов с определённой орфограммой.

правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне
слова; мягкий знак после шипящих на
конце имён существительных;
безударные гласные в падежных
окончаниях имён существительных (на
уровне наблюдения); безударные
гласные в падежных окончаниях имён
прилагательных.

Резерв-12ч.

Моделирование предложений, включая в них слова с
непроверяемыми орфограммами
Упражнение на развитие контроля: нахождение
орфографических ошибок (с указанием на их количество и
без такого указания).
Оценивание собственного результата выполнения
орфографической задачи, корректировка с помощью
учителя своих действий для преодоления ошибок при
списывании текстов и записи под диктовку.
Проектное задание: составление собственного словарика
трудных слов (тех, написание которых не удаётся сразу
запомнить, при написании которых регулярно возникают
сомнения и т. д.).
Создание ситуации выбора для оценки своих возможностей
при выборе упражнений на закрепление орфографического
материала.
Проблемная ситуация, требующая использования
дополнительных источников информации: уточнение
написания слов по орфографическому словарю (в том
числе на электронном носителе).
Проектное задание: создание собственных текстов с
максимальным количеством включённых в них словарных
слов.
Проектное задание: создание собственных текстов с
максимальным количеством включённых в них слов с
определённой орфограммой.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№п/п

Разделы и темы

Кол-во
часов

1.

Наша речь и наш язык. Виды речи.

1

2.

Для чего нужен язык?

1

3.

Что такое текст? Какие бывают тексты?

1

4.

Что такое текст? Какие бывают тексты?

1

5.

Что такое предложение?

1

6.

Виды предложений по цели высказывания.

1

7.

Виды предложений по интонации.

1

8.

Предложения с обращением.

1

9.

Главные и второстепенные члены предложений.

1

10.

Главные и второстепенные члены предложений.

1

11.

Простое и сложное предложение.

1

12.

Простое и сложное предложение.

1

13.

Входной контрольный диктант по теме «Предложение».

1

14.

Работа над ошибками. Словосочетание.

1

Дата
По плану

По факту

15.

Словосочетание.

1

16.

Обучающее изложение .

1

17.

Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные

1

и многозначные слова.
18.

Синонимы и антонимы.

1

19.

Омонимы.

1

20.

Слово и словосочетание.

1

21.

Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы).

1

22.

Подробное изложение после зрительного восприятия текста.

1

23.

Части речи.

1

24.

Имя существительное. Местоимение.

1

25.

Имя прилагательное

1

26.

Глагол.

1

27.

Имя числительное как часть речи.

1

28.

Однокоренные слова.

1

29.

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

30.

Звуки и буквы. Согласные звуки.

1

31.

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

1

32.

Изложение по серии картинок.

1

33.

Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного.

1

34.

Обобщение и закрепление изученного.

1

35.

Проект «Рассказ о слове».

1

36.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

1

37.

Работа над ошибками. Что такое корень слова? Как найти в слове

1

корень?
38.

Сложные слова.

1

39.

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

40.

Окончание слова

1

41.

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

42.

Значения приставок.

1

43.

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

44.

Значения суффиксов.

1

45.

Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова

1

«В голубом просторе».
46.

Работа над ошибками. Основа слова.

1

47.

Обобщение знаний о составе слова.

1

48.

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

1

49.

Анализ контрольного диктанта. Обобщение изученного.

1

50.

Обучающее изложение.

1

51.

Проект «Семья слов».

1

52.

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1

53.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

54.

Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными

1

гласными.
55.

Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными

1

гласными.
56.

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости

1

согласными в корне.
57.

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости

1

согласными в корне.
58.

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости

1

согласными в корне.
59.

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости
согласными в корне.

1

60.

Обучающее изложение.

1

61.

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в

1

корне.
62.

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в

1

корне.
63.

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в

1

корне.
64.

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

65.

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

66.

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова

1

«Снегурочка».
67.

Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными

1

согласными.
68.

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слова».

1

69.

Работа над ошибками. Правописание приставок и суффиксов.

1

70.

Суффиксы –ик; -ек

1

71.

Упражнение в правописании суффиксов.

1

72.

Правописание приставок и предлогов.

1

73.

Правописание приставок и предлогов.

1

74.

Слова с разделительным твердым знаком.

1

75.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

76.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

77.

Проверочный диктант «Написание слов с «ъ».

1

78.

Работа над ошибками. Закрепление пройденного.

1

79.

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова».

1

80.

Анализ контрольного диктанта. Части речи.

1

81.

Имя существительное как часть речи.

1

82.

Значение и употребление имён существительных.

1

83.

Значение и употребление имён существительных.

1

84.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

85.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

86.

Изложение повествовательного текста.

1

87.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и

1

нарицательные имена существительные.
88.

Изменение имен существительных по числам.

1

89.

Имена существительные, употребляемые в форме единственного

1

числа.
90.

Изменение имен существительных по числам. Упражнение по

1

развитию связной речи.
91.

Род имен существительных.

1

92.

Определение рода имен существительных в косвенных падежах.

1

93.

Имена существительные общего рода.

1

94.

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

1

95.

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

1

96.

Контрольный диктант «Имя существительное».

1

97.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение имён

1

существительных.
98.

Изменение имен существительных по падежам (общее

1

представление о склонении).
99.

Изменение имен существительных по падежам (общее

1

представление о склонении).
100. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-

1

квакушка».
101. Работа над ошибками. Именительный падеж имен

1

существительных.
102. Родительный падеж имен существительных

1

103. Дательный падеж имен существительных.

1

104. Винительный падеж имен существительных

1

105. Творительный падеж имен существительных.

1

106. Предложный падеж имен существительных

1

107. Все падежи.

1

108. Все падежи.

1

109. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы.

1

Полдень».
110. Работа над ошибками, допущенными при написании сочинения.

1

Проект «Зимняя страничка».
111. Контрольный диктант по теме «Правописание падежных

1

окончаний имён существительных».
112. Работа над ошибками. Предложный падеж имен

1

существительных.
113.

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

114.

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

115. Связь имен прилагательных с именами существительными.

1

116. Текст-описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-

1

лебедь».
117. Работа над ошибками.

1

Изменение имён прилагательных по родам.
118. Изменение имён прилагательных по родам.

1

119. Изменение имен прилагательных по родам. Правописание

1

родовых окончаний имен прилагательных.
120. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

121. Изменение имен прилагательных по числам

1

122. Изменение имен прилагательным по числам

1

123. Изменение имен прилагательным по числам

1

124. Изменение имен прилагательным по числам

1

125. Упражнение в определении падежа имен прилагательных.

1

126. Упражнение в определении падежа имен прилагательных.

1

127. Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с

1

персиками».
128. Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Составление

1

пригласительного письма.
129. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

130. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение

1

знаний об имени прилагательном.
131. Личные местоимения (общее представление).

1

132. Личные местоимения третьего лица.

1

133. Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

1

134. Обобщение знаний о местоимении.

1

135. Обучающее изложение.

1

136. Работа над ошибками. Понятие о глаголе как части речи.

1

137. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

1

138. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

1

139. Глаголы в неопределенной форме.

1

140. Глаголы в неопределенной форме.

1

141. Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

1

142. Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

1

143. Времена глаголов.

1

144. Изменение глаголов по временам.

1

145. Изменение глаголов по временам.

1

146. Упражнение в изменении глагола по временам.

1

147. Подробное изложение повествовательного текста.

1

148. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Изменение

1

глаголов прошедшего времени по родам.
149. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

150. Частица не с глаголами.

1

151. Частица не с глаголами.

1

152. Правописание не с глаголами.

1

153. Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

154. Работа над ошибками.Обобщение знаний о глаголе.

1

155. Обобщение знаний о глаголе.

1

156. Обобщение знаний о глаголе.

1

157. Части речи.

1

158. Части речи.

1

159. Обучающее изложение.

1

160. Обобщение изученного о словах, предложениях.

1

161. Правописание окончаний имен прилагательных.

1

162. Правописание предлогов и приставок.

1

163. Правописание безударных гласных.

1

164. Правописание значимых частей слова.

1

165. Итоговый контрольный диктант.

1

166. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

167. Однокоренные слова. Обучающее изложение.

1

168. Текст.

1

169. Сочинение «Почему я жду летних каникул».

1

170. КВН «Знатоки русского языка».

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».