Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа по технологии для 1 а, б класса Срок реализации – 2022-2023 учебный год Разработана учителями: Батчаевой Мриной Рамазановной, Катчиевой Кезбау Магометовной 2022 год Календарно-тематическое планирование по технологии Класс: 1а, б Учитель: Батчаева Мрина Рамазановна, Катчиева Кезбау Магометовна Количество часов : Всего - 33 часа; В неделю - 1 час; Плановых контрольных уроков - 0 ч. Планирование составлено на основе программы УМК «Школа России» Учебник: Технология Н.И. Роговцева Москва «Просвещение» 2010г .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету музыка составлена в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами: 1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования); 3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального общего образования); 5. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100); 6. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20); 7. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21); 8. Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); 9. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20) 10. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г. 11. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Учебный предмет «Технология» закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовнокультурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека. Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его собственная предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Такая среда является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной и духовной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться. Эта же среда является для младшего школьника условием формирования всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и пр.). Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика, что, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Цель изучения курса технологии — развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненнопрактического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека. Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач: — стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; — формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметнопреобразующей деятельности человека; — формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметнопреобразующей, художественно-конструкторской деятельности; — формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; — развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); — развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; — формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; — развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; — ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития; — овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ». 3 класс Личностные результаты Учащийся научится с помощью учителя: – объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера; – уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; – понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Учащийся научится с помощью учителя: – определять цель деятельности на уроке; – выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); – планировать практическую деятельность на уроке; – выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); – предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных; – работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, технологические карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов); – определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем). Познавательные УУД Учащийся научится с помощью учителя: – наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; – сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; – понимать, что нужно использовать проблемно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения, исследовать конструктивные особенности изделий; – находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал); – выявлять конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; – самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД Учащийся научится с помощью учителя: – вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; – вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; – слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение; – выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек, договариваться, помогать одноклассникам. Предметные результаты 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. Учащийся будет знать на уровне представлений: – об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие, динамика); – о гармонии предметов и окружающей среды; – о профессиях мастеров родного края; – о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства. Учащийся будет уметь: – самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; – готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; – выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; – самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения; – применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. 2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности. Учащийся будет знать: – обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка; – названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; – происхождение натуральных тканей (лён, шерсть и др.) и их виды; – способы соединения деталей, изученные соединительные материалы; – основные характеристики простейшего чертежа; – линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, осевая и центровая, линия симметрии) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов; – названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль). Учащийся будет уметь: – читать простейшие чертежи (эскизы); – выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) с опорой на простейший чертёж (эскиз); – оформлять изделия и соединять детали строчкой прямого и косого стежков и их вариантами; – решать несложные конструкторско-технологические задачи; – справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец, рисунки и технологическую карту. 3. Конструирование и моделирование. Учащийся будет знать: – неподвижный и подвижный способы соединения деталей; – отличия макета от модели. Учащийся будет уметь: – конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; – определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. 5. Использование информационных технологий. Учащийся будет знать: – о назначении персонального компьютера, о поиске заданной информации с помощью взрослых. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё. Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. 3. Конструирование и моделирование. Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.). 4. Практика работы на компьютере. Информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Количество часов Контро Практи льные ческие работы работы Тема урока Дата План Виды, формы контроля Факт 1 Как работать с учебником. Я и мои друзья. 1 Устный опрос 2 Материалы и инструменты. Организация рабочего 1 места. Экскурсия на учебный участок. «Что у нас на грядке?» Урок-путешествие «Что такое технология». 1 Устный опрос 3. Природный материал. Выполнение аппликации по заданному образцу. Изделие: «Аппликация из листьев». Пластилин. Приёмы работы с пластилином Изделие: «Ромашковая поляна». Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Изделие «Мудрая сова». Растения. Изделие: «Заготовка семян» 1 8 Растения. Использование растений человеком. Получение и сушка семян. 1 9 Бумага. Составление 1 4 5 6 7 симметричного орнамента из 1 1 1 Устный опрос Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 10 геометрических фигур Проект «Осенний урожай» Изделие. «Овощи из пластилина» 1 11 Бумага. Изделие «Закладка из бумаги». 1 12 Насекомые. Изготовление материалов Изделие «Пчелы и соты». 13 Дикие животные. Изделие: Коллаж «Дикие животные» Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Украшение на елку. Домашние животные. Изготовление фигурок животных из пластилина. Изделие: «Котенок». Такие разные дома. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов. Изделие: « Домик из веток». Посуда. Сервировка стола и правила поведения за столом(комбинированный) Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка», «чайник», «сахарница» Свет в доме. Знакомство с правилами безопасной работы шилом Изделие: «Торшер». Мебель Отделка изделия по собственному замыслу. Изделие: «Стул» Одежда. Ткань. Нитки. Способы создания одежды. Изделие: «Кукла из ниток» Учимся шить. Знакомство с правилами работы иглой. 14 15 16 1718 19 20 21 22 изделий из разных 1 1 1 1 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 Практическая работа 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 1 1 23 Учимся шить. Пришивание пуговицы с двумя и 1 четырьмя отверстиями. Изделия: «Закладка с вышивкой», «Медвежонок». Практическая работа 24 Передвижение по земле. Знакомство с конструктором, его деталями и приёмами соединения деталей. Изделие: «Тачка». Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Правила ухода за комнатными растениями. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями» Питьевая вода. Создание композиции на основе заданного образца Изделие: «Колодец» Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот» Использование ветра. Знакомство со способами разметки при помощи линейки. Изделие: «Вертушка Полеты птиц. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Изделие: «Попугай» (комбинированный) Полеты человека. Моделирование. Изделие: «Самолет», «Парашют» Способы общения. Перевод информации в разные знаково-символическую систему. Важные телефонные номера. Правила движения. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. Компьютер. Освоение правил пользование компьютером 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 25 26 27 28 29 30 31 32 33 1 1 1 Практическая работа Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 1 1 Практическая работа