Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
Рабочая программа
по родному (русскому) языку
для 8 (восьмого) А класса
Разработана учителем:Чомаевой К.А.
Срок реализации 2022-20223учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных
общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования (далее – образовательные организации), сформированы в соответствии со следующими
основными федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №
373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №
1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №
413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП
2.4.3648-20);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8
апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8
апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 12.05. 2016
г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении
2
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки КарачаевоЧеркесской Республики «О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР,
реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от
03.08.2021г.
3
Программа рассчитана на изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» на
базовом уровне в объеме 70 часов (2 часа в неделю).
1. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга
перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека
с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и
ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать
свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов;
умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
4
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к
учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах (интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей
действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации
совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации
деятельности, рефлексии изменений, способов
5
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные
этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего
Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
6
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для
решения задачи и достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии
оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и
7
способы действий;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;
объединять
предметы
и явления
в группы
по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного
явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
излагать полученную информацию;
8
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
определять идею текста;
преобразовывать текст;
оценивать содержание и форму текста.
3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные
работы.
4. Развитие
мотивации
к
овладению
культурой
активного
использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять
взаимодействие
с
электронными
поисковыми
системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска.
Коммуникативные
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
9
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и
неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых
средств;
использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
10
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
–
ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных
и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для
разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности.
11
В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределенности.
Предметные результаты
Ученик научится:
Ученик получит возможность
научиться:
1) систематизировать научные знания
с
окружающими людьми в ситуациях о родном языке; осознавать взаимосвязь его
базовых
формального
и
неформального уровней и единиц; освоение
понятий
лингвистики,
основных
межличностного
и
межкультурного
единиц и грамматических категорий
общения;
2) понимание определяющей роли родного языка;
2) использовать
активный
и
языка в развитии интеллектуальных и
потенциальный
словарный
запас,
творческих способностей личности в
использовать в речи грамматические
процессе образования и самообразования;
средства для свободного выражения мыслей
3)
использовать
и чувств на родном языке адекватно
коммуникативно-эстетические
ситуации и стилю общения;
возможности родного языка;
3) ответственности за языковую культуру
4) проводить различные виды анализа как общечеловеческую ценность.
слова
(фонетического,
морфемного, 4) аргументировать
свое
мнение
и
словообразовательного,
лексического, оформлять его словесно в устных и
морфологического),
синтаксического письменных высказываниях разных жанров,
анализа
словосочетания
и создавать
развернутые
высказывания
предложения, а также многоаспектного аналитического
и
анализа текста;
интерпретирующего
характера,
5)
использовать в речевой
1) взаимодействовать
практике
при
создании
устных
и
письменных
высказываний
стилистические
ресурсы
лексики
и
фразеологии родного языка, основные
нормы родного языка (орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические,
пунктуационные), нормы речевого этикета
и
стремиться
к
речевому
самосовершенствованию;
6) осознавать значимость чтения и
изучения родной литературы для своего
дальнейшего
развития;
испытывать
потребность в
систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного
участвовать
в
обсуждении
прочитанного,
сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5)
понимать
литературные
художественные
произведения,
отражающие
разные
этнокультурные
традиции;
6)
овладеть
процедурами
смыслового и эстетического анализа текста
на основе понимания принципиальных
отличий
литературного
художественного
текста
от
научного,
делового,
публицистического
и
т.п.,
уметь
воспринимать,
анализировать,
критически
оценивать
и
12
диалога;
7)
воспринимать
родную
литературу как одну из основных
национально-культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни;
8) осознавать
коммуникативноэстетические возможности родного языка
на
основе
изучения
выдающихся
произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры;
интерпретировать
прочитанное,
осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении,
на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального
осмысления.
13
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК». 8 КЛАСС.
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и
изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как
живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления
предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни
обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы
как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по
степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным
запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор,
диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как
проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы
ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего
времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с
непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы
управления, функционально- стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные
речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
14
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа
настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и
будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить) ‚ формы
глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении.
Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь –
машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать,
облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп
речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов.
Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь.
Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.
Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные
(дедуктивно-индуктивные),
15
стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная
функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять
собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые
и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах
художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
3. Тематическое планирование по родному (русскому) языку 7 класс
№№
п.п.
Раздел
К-во
часов
1
Язык и культура
8
2
Культура речи
6
КР № 1
3
Речь. Речевая деятельность.
Текст
14
КР № 2
2
4
Обобщение изученного
1
Итого
29
2
3
Контроль
Развитие
речи
1
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по родному (русскому) языку в 8 классе.
№
Тема урока
Колво
Дата
План
Факт
часо
в
Язык и культура (16+ 3ч.)
1
Исконно русская лексика и ее особенности
1 ч.
2
Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного
1ч.
языка
3
Фонетические приметы старославянизмов
1 ч.
4
Номинативная функция старославянизмов
1 ч.
5
Экспрессивная функция старославянизмов
1 ч.
6-
Р.Р. Сочинение-рассуждение о роли старославянизмов в
2 ч.
7
развитии русского литературного языка
8
Иноязычные слова в разговорной речи
1ч.
9
Ранние иноязычные заимствования
1 ч.
16
10
Поздние иноязычные заимствования
1 ч.
11
Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности
1 ч.
12
Вежливость и этикет. Правила речевого поведения.
1 ч.
13
Формулы речевого этикета
1 ч.
14
Проявление форм речевого этикета у разных народов
1 ч.
15
Р.Р. Устное сообщение на одну из выбранных тем
1 ч.
16
Русский человек в обращении к другим
1 ч.
17
Национально-культурные особенности русского речевого
1 ч.
общения
18
Табель о рангах. Формы обращения к чинам каждого класса
1 ч.
19
Контрольная работа по теме «Этикет» (устный опрос)
1 ч.
Культура речи (16+2 ч.)
20
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в
1 ч.
современной речи
21
Историческая основа русского литературного произношения
1 ч.
22
Тенденция развития русского литературного произношения
1 ч.
23
Контрольная работа на знание орфоэпических норм
1 ч.
24
Нормы употребления терминов
1 ч.
25
Терминологическая система
1 ч.
26
Функция терминов в тексте
1 ч.
27
Переносное значение терминологического сочетания
1 ч.
28
Трудные случаи соглосования в русском языке
1 ч.
29
Несклоняемые имена существительные
1 ч.
30
Сочетание числительных с существительными мужского и
1 ч.
женского рода
31
Контрольная работа по исправлению текста
1 ч.
32
Особенности современного речевого этикета
1 ч.
33
Традиции русского речевого этикета
1 ч.
34
Речевая агрессия и ее отличие от этикетных речевых жанров
1 ч.
35
Активная и пассивная речевая агрессия
1 ч.
36
Р.Р. Устное выступление на одну из предложенных тем из
2 ч.
-
раздела «Культура речи»
37
Речь. Текст (28+5 ч.)
38
Информация: способы и средства ее получения и переработки
1 ч.
17
39
О выборе книг для самообразования
1 ч.
40
Классификация информации
1 ч.
41
Работа с текстом
1 ч.
42
Слушание как вид речевой деятельности
1 ч.
43
Активное и пассивное слушание
1 ч.
44
Р.Р. по упр.125
1 ч.
45
Рекомендации для слушателя
1 ч.
46
Эффективность восприятия информации и способы ее
1 ч.
получения
47
Работа с планом
1 ч.
484
Р.Р. Сжатое изложение
2 ч.
50
Аргументация
1 ч.
51
Правила эффективной аргументации
1 ч.
52
Тезис, довод, аргумент
1 ч.
53
Примеры аргументации. Работа с аргументами
1 ч.
54
Доказательство и его структура
1 ч.
55
Прямое и косвенное доказательство
1 ч.
56
Три способа опровержения доводов
1 ч.
57
Р.Р. Доказательство тезиса
1 ч.
58
Разговорная речь
1 ч.
59
Самопрезентация
1 ч.
60
Формы самопрезентации
1 ч.
61
Работа с монологом-самопрезентацией
1 ч.
62
Портфолио
1 ч.
63
Структура портфолио
1 ч.
64
Научный стиль речи
1 ч.
65
Реферат
1 ч.
66
Практическая работа по написанию реферата
1 ч.
67
Учебно-научная дискуссия. Приемы ведения дискуссии
1 ч.
686
Р.Р. Сочинение в жанре письма
2 ч.
Заключительный урок. Обобщение пройденного.
1 ч.
9
9
70
18
Используемая литература, а также дополнительно используемые
информационные ресурсы.
Александрова О.М., Вербицкая А.А. и др. Русский родной язык. 8 класс. – М.:
Просвещение. – 2018. – 160 с.
А.Н.Рудяков А.Н.,Т.Я.Фролова,М.Г.МаркинаГурджи,А.С.Бурдина.Русский язык.8класс: учебное пособие для общеобразовательных
организаций.-М.Просвещение,2019.-223с.
Перечень ЭОР, доступных в сети Интернет:
1.
Владимир
Даль.
Проект
портала
Philolog.ruhttp://www.philolog.ru/dahl
2.
Всероссийская
олимпиада
школьников
по русскому
языку
http://rus.rusolymp.ru
3.
Институт
русского
языка им.
В.В. Виноградова Российской академии
наук http://www.ruslang.ru
4.
Интернет-проект
исследователей-русистов
Ruthenia.ru
http://www.ruthenia.ru
5.
Кабинет русского языка и литературы http://ruslit.ioso.ru
6.
Конкурс
«Русский
Медвежонок
— языкознание
для всех»
http://www.rm.kirov.ru
7.
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
8.
Материалы
по
теории
языка
и
литературе
http://philologos.narod.ru
9.
Машинный фонд русского языка http://cfrl.ruslang.ru
10.
МедиаЛингва:
электронные
словари,
лингвистические
технологии
http://www.medialingua.ru
11.
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
(МАПРЯЛ) http://mapryal.russkoeslovo.org
12.
Научно-методический
журнал
«Русский
язык
в школе»
http://www.riash.ru
13.
Национальный
корпус
русского
языка:
информационносправочная система http://www.ruscorpora.ru
14.
Портал русского языка «ЯРУС» http://yarus.aspu.ru
15.
Портал «Русское слово» http://www.russkoeslovo.org
16.
Проект «Русские словари»http://www.slovari.ru
17.
Российское
общество
преподавателей
русского
языка
и
литературы (РОПРЯЛ) http://www.ropryal.ru
18.
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
19
20