МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ» Рабочая программа По внеурочной деятельности «Мир спортивных игр»(ФГОС) (спортивно-оздоровительное направление) для 5а класса Срок реализации-2022-2023 учебный год Разработана учителем: Хабовой Тахминой Хасанбиевной Учитель начальных классов 2022 год Пояснительная записка Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 5 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления. Программа реализуется на занятии, которое проводится один раз в неделю. Сроки реализации рабочей программы: 5 учебных лет Цель: формирование у учащихся 5 классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, что соответствует цели физического воспитания учащихся по базовому компоненту. Задачи: пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся; популяризация спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол) как вида спорта и активного отдыха; формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми; обучение технике и тактике в спортивных играх (баскетбол, волейбол, футбол); развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); формирование у учащихся необходимых теоретических знаний; воспитание моральных и волевых качеств. Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (занятий) из расчета 1ч в неделю. II. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: Личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению спортивные игры является формирование следующих умений: -определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); -в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению спортивные игры является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривать последовательность действий. -Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. -Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. -Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. -Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД. -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. -Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. 3. Коммуникативные УУД. -Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. -Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры. В области познавательной культуры: • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность. В области эстетической культуры: • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. В области коммуникативной культуры: • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения; • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи. В области физической культуры: • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению спортивные игры учащиеся должны знать: особенности воздействия двигательной активности на организм человека; основы рационального питания; правила оказания первой помощи; способы сохранения и укрепление здоровья; основы развития познавательной сферы; свои права и права других людей; влияние здоровья на успешную учебную деятельность; значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. должны уметь: составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; выполнять физические упражнения для развития физических навыков; заботиться о своем здоровье; применять коммуникативные и презентационные навыки; оказывать первую медицинскую помощь при травмах; находить выход из стрессовых ситуаций; принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; отвечать за свои поступки; отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. III. Содержание курса внеурочной деятельности Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению спортивные игры соответствуют возрастным особенностям учащихся, способствуют формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих технологий. К концу обучения по внеурочной деятельности по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению «Спортивные игры» учащиеся получат возможность: Первый год обучения Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 Спортивные игры Баскетбол Волейбол Футбол ИТОГО Количество часов Всего Теория 12 1 12 1 10 1 34 3 Содержание курса Общая физическая подготовка Основная стойка, стойка в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. построение в шеренгу. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта п о команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места , со скакалкой, с высоты до 40 см, запрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. Метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая комбинация упражнения в висах и упорах. Баскетбол 1.Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как у крепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и ре жим питания. 2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (м яч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении низко летящего и летящего на уровне головы. Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. П одвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами. Волейбол 1.Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положитель ные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка. 2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках ловля мяча на месте и в движении низко летящего и летящего на уровне головы. Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?» Футбол 1.Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника. П ричины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки п ростудного заболевания. 2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота». Второй год обучения Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 Спортивные игры Баскетбол Волейбол Футбол ИТОГО Всего 12 12 10 34 Количество часов Теория 1 1 1 3 Содержание курса Общая физическая подготовка Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Ходьба на носках, пятках, в полуприседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Бег с высокого старта на 30, 40 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 3х15 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, с высоты до 50 см, в длину с места и в высоту с разбега, запрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты. стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах. Баскетбол 1.Основы знаний. Товарищ и друг. В чём сила командной игры. Физиче ские упражнения – путь к здоровью, работоспособности и долголетию. 2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя рукам и от груди на месте и в движении. Ведение мяча правой и левой руко й по прямой, по дуге, с остановками по сигналу. Бросок мяча дву мя руками от груди с отражением от щита с места, после ведения и остановки. Подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения и остановки . Волейбол 1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Что такое безопа сность на спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях спо ртивными играми. Гигиенические правила – как их соблюдение способствует укреплению здоровья. 2. Специальная подготовка. Подводящие упражнения для обучения прямо й нижней и боковой подаче. Подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища. Подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок». Футбол 1.Основы знаний. Утренняя физическая зарядка. Предматчевая разминка. Что запрещено при игре в футбол. 2. Специальная подготовка. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча вн ешней и внутренней частью подъёма по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Футбольный бильярд». Третий год обучения Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 Спортивные игры Количество часов Баскетбол Волейбол Футбол ИТОГО Всего 12 12 10 34 Содержание курса Общая физическая подготовка Теория 1 1 1 3 О.Ф.П. 11 11 9 31 Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнени я с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, запрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. Метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями. Баскетбол 1.Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значен ие для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие межд у ними различия? Закаливание организма. 2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойк е баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача м яча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направл ения. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с мес та, бросок одной рукой после ведения. Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения. Волейбол 1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и е го основные приёмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка. 2. Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками вперёдвверх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта». Футбол 1.Основы знаний. Различие между футболом и мини-футболом (футзалом). Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сок ращений (ЧСС). Закаливание организма зимой. 2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и ка тящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Под вижные игры: «Передал – садись», «Передай мяч головой». Четвертый год обучения Учебно-тематический план № Спортивные игры п/п Количество часов Всего Теория О.Ф.П. С.Т.П. 1 Баскетбол 12 1 6 5 2 Волейбол 13 1 6 6 3 Футбол 10 1 5 4 ИТОГО 35 3 17 15 Содержание курса Общая физическая подготовка Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнени я с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 60 100 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, длительный бег 10-12 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, запрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. Метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями. Длинные кувырки через препятствия высотой 60 см. Баскетбол 1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и инд ивидуальных здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособно сть. Физическая подготовка и её связь с развитием систем дыхания и к ровообращения. 2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра. Волейбол 1.Основы знаний. Физические качества человека и их развитие. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регулирования физическ ой нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений. 2.Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя рука ми. Передача мяча сверху двумя руками через сетку. Передача мяча с с обственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений. Н ижняя прямая подача. Подвижные игры:«Не давай мяча водящему», «Пионербол». Футбол 1.Основы знаний. Правила самостоятельного выполнения скоростных и с иловых упражнений. Правила соревнований по футболу: поле для игры, число игроков, обмундирование футболистов. Составные части ЗОЖ. 2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и ка тящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Эста феты с ведением мяча, с передачей мяча партнёру. Игра в футбол по упрощённым правилам (м ини-футбол) Пятый год обучения Учебно-тематический план № Спортивные игры п/п Количество часов Всего Теория О.Ф.П. С.Т.П. 1 Баскетбол 12 1 6 5 2 Волейбол 13 1 6 6 3 Футбол 9 1 4 4 ИТОГО 34 3 16 15 Содержание курса Общая физическая подготовка Упражнения для рук и плечевого пояса; для мышц шеи; для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты, наклоны, сгибание и разгибание рук, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления. Акробатические упражнения. Кувырки, полет – кувырок вперед с места и с разбега, перевороты. Подвижные игры и упражнения. Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, метание в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 200 м; на 400, 500, 800, 1500 м. Кроссы от 1 до 3 км. Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Баскетбол 1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и инд ивидуальных здоровых привычек. Аэробная и анаэробная работоспособно сть. Физическая подготовка и её связь с развитием систем дыхания и к ровообращения. 2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение. Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении. Броски в движении после двух шагов. Учебная игра. Волейбол 1.Основы знаний. Приёмы силовой подготовки. Основные способы регул ирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнений. 2.Специальная подготовка. Верхняя передача двумя руками в прыжке. Прямой нападающий удар. Верхняя, нижняя передача двумя руками назад. Совершенствование приема мяча с подачи и в защите. Двусторонняя учебная игра. Одиночное блокирование и страховка. Командные тактические действия в нападении и защите. Подвижные игры. Футбол 1.Основы знаний. Правила игры в футбол. Роль команды и значение взаимопонимания для игры. Роль капитана команды, его права и обязанности. Пояснения к правилам игры в футбол. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечание, предупреждение и удаление игроков с полей. Планирование спортивной тренировки. Методы развития спортивной работоспособности футболистов. Виды соревнований. Система розыгрыша. Правила соревнований, их организация и проведение. 2.Специальная подготовка Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением с последующим быстрым выпрямлением подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге с последующим подскоком вверх. Лежа на животе сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора. Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность. Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч. Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами. В упоре лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте). В упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевыми амортизаторами. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками. Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Ловля набивных мячей, направляемых 2 –3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками. Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков (10 – 30 м) из различных исходных положений. Бег с изменениями (до 180*). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости. Челночный бег лицом и спиной вперед. Бег боком и спиной вперед (10 – 20 м) наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками. Бег с быстрым изменением способа передвижения. Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударам по воротам. Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); те же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180*. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры. Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и поворотный бег с мячом. Двусторонние игры. Игровые упражнения с мячом (трое против трех, двое против двух и т.д.) большой интенсивности. Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течении 3 – 10 мин. Упражнения для формирования умения двигаться без мяча. Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом, изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Цикличный бег (с поворотным скачком на одной ноге). Прыжки: вверх, вверх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо, вверх – влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега. Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега переступая и на одной ноге. Остановки во время бега – выпадом, прыжком, переступанием. Формы организации и виды деятельности Однонаправленные занятия Комбинированные занятия Целостно-игровые занятия Контрольные занятия Посвящены только одному из компонентов подготовки баскетболиста, волейболиста, футболиста: техникой, тактикой или физической подготовки. Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Построены на учебной двухсторонней игре в баскетбол по правилам. Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. Календарно-Тематическое планирование № Тема п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Баскетбол – 13 часов Инструктаж по т/б на занятиях по спортивным играм. Стойка игрока (исходные положения) Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед Передача от плеча Передача от груди Передача из-за головы Передача в движении Передача на месте и в движении Перехват мяча при передаче. Перехват мяча при ведении. Ведение мяча, остановка прыжком на две ноги, бросок в кольцо. Ведение, два шага, бросок в кольцо. Броски в кольцо “из под кольца”. Броски в кольцо по трёх секундной зоне. Штрафной бросок. Волейбол – 13 часов Инструктаж по т/б на занятиях по спортивным играм.Разучивание стойки игрока (исходные положения) Стойка игрока (исходные положения) Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперёд Игровое занятие Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата по плану Дата по факту 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 прыжки вверх) Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) Эстафеты с различными способами перемещений Разучивание верхней передачи мяча над собой Верхняя передача мяча над собой Верхняя передача мяча над собой Футбол – 9 часов Инструктаж по т/б на занятиях по спортивным играм. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с одногодвух шагов; Подвижные игра: «Точная передача». Удар внутренней стороной стопы по по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игра: «Попади в ворота». Освоение техники ведения мяча. Освоение техники остановки катящегося мяча. Закрепить стойки и перемещения футболиста. Закрепить удар по неподвижному мячу различными частями стопы и подъёма. Двусторонняя игра в футбол. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1