рабочая программа по родному языку для 3 класса. Учитель- Хабова Тахмина Хасанбиевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по родному языку
для 3 а класса

Разработана учителем: Хабовой Тахминой Хасанбиевной

Учитель начальных классов

Срок реализации -2022- 2023учебный год

Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации),
сформированы в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ Министерства
просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О
формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2022-2023 учебный год» .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения. Примерной рабочей программы по родному языку для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку для основного общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык»; ценностное
отношение к родному языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство)
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с

позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения; осознание важности родного языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития чело века, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства
познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного
языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия .

Примерная программа начального общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку 1 – 11
классов (2008г.), авторской программы Гочияевой С.А., Батчаева А–М. Х., Алиевой Т. К., Караевой А.И., Салпагаровой
К.А., Чотчаевой Р. У., Мамаевой Ф. Т., Хубиевой А.А., Умаровой К.И.
Родной язык. 3 класс Рабочая программа по предмету «Карачаевский язык» для 3 класса составлена в соответствии с
требованиями Регионального компонента государственного образовательного стандарта (2009 г.), Примерной
программы начального общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку 1 – 11 классов
(2008г.), авторской программыГочияевой С.А.,
Батчаева А–М. Х., Алиевой Т. К., Караевой А.И., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Мамаевой Ф. Т., Хубиевой А.А.,
Умаровой К.И. Целями обучения карачаевскому языку являются:
1.
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
2.
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
3.
развитие устной и письменной речи учащихся;
4.
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Задачи:
-формирование у младших школьников научного представления о системе и структуре родного языка;
-развитие логического и абстрактного мышления, представления о родном
(карачаевском) языке как части окружающего мира;
-формирование умений находить, вычленять и характеризовать языковые единицы изучаемого уровня;
-формирование навыков самоконтроля;
-формирование умений правильно отбирать и использовать языковые средства исходя из условий речевой ситуации.
20
Учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены
к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне и
обеспечивает реализацию основных положений концепции лингвистического образования младших школьников. В
содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать
дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с
интересными фактами и явлениями из жизни родного языка.
В программе курса «Карачаевский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения
родному языку:
1.
«Как устроен наш язык»
2.
«Правописание»
3.
«Развитие речи»
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
Такое структурирование курса позволяет:
-успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; -решить практические задачи по
формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет.
-избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных
видов работы.

В основе методики преподавания предмета «Карачаевский язык» лежит учебный диалог и проблемнопоисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся
индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Учебник:Родной язык язык. 3 класс. Эльканов М. К. Эльканова С. М.
Программа рассчитана на 68 часов. В используемом учебнике для 3 класса представлено меньшее количество уроков.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям регионального
компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу внесены изменения, при этом
учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных
программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Количество часов в год – 68
Количество часов в неделю – 2 Содержание разделов: Фонетика и графика
Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных
детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематичкого слуха, орфографической зоркости.
Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые;
парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги.
Словесное ударение.
Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на
письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове,
обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа тапха, джаякъ; в словах с йотированными
гласными, с двойными и непроизносимыми согласными. Разделительное произношение звуков в слове и способы их
обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями -чч, - чш, -ннг, нл, -нм. 1. Карачаевский алфавит: правильное название букв, знание их
последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические средства:
пробел (раздельность написания: сабий бла, береди да и т.д.), черточка (знак переноса: чал - къы, джы – йын и т.д.).
Состав слова
Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, суффикса. Разбор слова по
составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с

помощью суффиксов. Значение суффиксов. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.
Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание
удвоенных согласных. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме суффиксах. Разные способы
проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование словаря.
2.
Морфология
Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и
«что?»; на вопрос «кто?» отвечают слова, указывающие на людей; Собственные и нарицательные существительные. Нет
рода у существительных. Изменение существительных по числам.
3.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Имя прилагательное, как и существительное, изменяется по
числам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных. Правописание безударных
окончаний имен прилагательных. Близкие и противоположные по значению имена прилагательные.
4.Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопрос «не этерге?» Изменение глаголов по
временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
6.Синтаксис и пунктуация
Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели
высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) –
предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и
восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).
Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии).
Подлежащее и сказуемое. Распространённые и нераспространённые предложения. Установление связи слов в
предложении. Порядок слов в предложении.
Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами.
Учебно – тематический план по разделам по предмету «Карачаевский язык» на 68 часов
1.

Тема урока

Кол-во
часов.

Дата
План

1

Повторение за 2 класс. Звуки и буквы.

1

2

Гласные звуки и буквы.

1

3

Согласные звуки и буквы.

1

4

Правописание с большой и маленькой буквой.

1

5

Сочинение по картине «Вспомним лето»

1

6

Диктант. Повторение за 2 класс.

1

7

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные в конце слова.

1

8

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

1

9

Чередование согласных.

1

10

Чередование согласных «ч», «ш».

1

11

Изложение «Жадная собака»

1

12

Анализ изложения. Состав слова. Корень слова.

1

Факт

13

Слоги.

1

14

Ударение.

1

15

Повторение пройденного материала.

1

16

Контрольный диктант по итогам I четверти.

1

17

Двойные согласные.

1

18

Двойные согласные. Перенос слов с двойными согласными.

1

19

Перенос слов «Й У»

1

20

Перенос слов «Ъ, Ь»

1

21

Близкие по значению слова.

1

22

Слова противоположные по значению.

1

23

Повторение.

1

24

Диктант по теме: «Лексика»

1

25

Работа над ошибками. Части речи.

Имя существительное.

1

26

Значение существительного.

1

27

Личные и нарицательные имена существительные.

1

28

Единственное, множественное число существительного.

1

29

Образование множественного числа существительного.

1

30

Повторение темы: «Имя существительное».

1

31

Диктант по теме «Имя существительное».

1

32

Работа над ошибками. Имя прилагательное.

1

33

Значение прилагательного.

1

34

Близкие по значению прилагательные.

1

35

Противоположные по значению прилагательные.

1

36

Повторение темы: «Имя прилагательное».

1

37

Контрольный диктант по теме Имя прилагательное».

1

38

Работа над ошибками. Глагол.

1

39

Значение глагола.

1

40

Времена глагола.

1

41

Настоящее время глагола.

1

42

Прошедшее время глагола.

1

43

Будущее время глагола.

1

44

Повторение темы «Глагол»

1

45

Диктант по теме: «Глагол».

1

46

Работа над ошибками. Предложение.

1

47

Виды предложения.

1

48

Связь слов в предложений

1

49

Изложение «Биринчи къонакъла».

1

50

Работа над ошибками. Члены предложения.

1

Главный член предложения. Подлежащее и сказуемое.

1

53

Диктант по теме: «Главные члены предложения».

1

54

Второстепенные члены предложение.

1

51-52

Распространенные и не распространённые предложения.

2

Диктант по теме «Распространённые и нераспространённые предложения»

1

58-60

Работа над ошиб. Слова отвечающие на вопросы какой? какие? в втор. чл. пред.

3

61-62

Слова отвечающие на вопросы когда? куда? откуда? где? как? в втор. чл. пред.

2

63

Повторение.

1

64

Изложение «Пил»

1

Повторение пройденного материала за 3класс.

2

67

Контрольная работа по итогам года.

1

68

Итоговый урок.

1

55-56
57

65-66


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».