Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
Рабочая программа
по родному языку
для 5(пятого) Б класса
Разработана учителем:Хабовой Тахминой Хасанбиевной
Срок реализации -2022-2023учебный год
Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации),
сформированы в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ
Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О
формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2022-2023 учебный год» № 4405 от 01.09.2022г.
Родной язык (КЪАРАЧАЙ ТИЛ)
5 класс Авторы: Гочияева С., Батчаев А – М., Мамаева Ф.Т., Черкесск
2017г.
Календарно-тематическое планирование по карачаевскому языку в 5 классе составлено на основе регионального
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений КЧР (2017 г.).
Данное тематическое планирование имеет познавательно-тематическую направленность в соответствии с
требованиями основных нормативных документов: Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего
образования по карачаевскому языку, Примерной программы по карачаевскому языку для общеобразовательных
учебных заведений (1 - 11классы).
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию
обучающихся на основе приобретения ими опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора и
личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности,
способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои
потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его
в различные виды человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор,
личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение
рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений
и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Цели обучения:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку; сознательного отношения к языку как
духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение карачаевским языком; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о карачаевском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях
общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение
словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Задачи обучения:
приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитие и
функционировании;
овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; основными
нормами карачаевского языка; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи; •
освоение компетенций коммуникативной, языковедческой и культуроведческой. Виды контроля: контрольный
диктант, словарный диктант, сочинение,
изложение, проверочная работа, тестирование.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся должны знать:
определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и
пунктуационных правил.
-
-
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) –
синтаксически; составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять;
- пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы родного языка в пределах изученного материала;
По орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы;
- находить орфографические ошибки и исправлять их;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания,
- обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными
правилами. По связной речи:
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов,
животных);
- составлять простой план исходного и собственного текста;
- писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также
описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым
материалом);
- правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного
содержания;
- грамотно пользоваться
известными
лексическими
и
грамматическими средствами в устной и
письменной речи;
Тематическое планирование по курсу «Родной (карачаевский) язык» в 5 классе.
Учебник «Къарачай тил», авторы Гочияева С.А., Батчаева А-М.Х,Мамаева Ф.Т.
Тема
Часы
1.
Повторение. Состав слова. Однокоренные слова
1
2.
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное
1
3.
Имя числительное. Местоимение.
1
4.
Глагол.
1
5.
Диктант по разделу повторение за 5кл.
1
Синтаксис и пунктуация
6.
Работа над ошибками. Словосочетание.
1
7.
Текст. Виды текста.
1
8.
Стили речи. Предложение .Виды предложений.
1
9.
Входная контрольная работа.
1
10
Члены предложения .Главные члены предложения.
1
11
Сочинение «Кьачхы табигьат.»
1
Дата
План
Факт
12
Второстепенные члены предложения. Дополнение и определение
1
13
Распространённые и нераспространённые предложения.
1
14
Однородные члены предложения. Знаки предложения при
однородных членах предложения.
1
15
Контрольный диктант по итогам 1 четверти.
1
16
Работа над ошибками. Обращение. Знаки препинания в
обращений.
1
17
1
18
Сложное предложение.
Союзы в сложном предложений. Знаки препинания в сложном
предложений.
1
19
Разбор простого и сложного предложения.
1
20
Изложение (эсден джазма)
1
21
Работа над ошибками. Прямая речь.
1
22
Знаки препинания при прямой речи.
1
23
Диалог. Знаки препинания в диалоге.
1
24
Повторение. Тест сынам.
1
Фонетика. Графика. Орфография.
25
Звуки и буквы. Гласные звуки.
1
26
Гласные звуки. Сингармонизм.
1
27
Согласные звуки буквы.
1
28
Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные.
1
29
Диктант по теме: фонетика.
1
30
Работа над ошибками. Правописание согласной буквы «Б»
1
31
Правописание согласных букв Кь-гь,к-г,ч-ш, х.
1
32
Правописание Ч-дж.
1
33
Удвоенные согласные
1
34
Буквы и алфавит.
1
35
Слог. Ударение.
1
36
Фонетический разбор.
1
Лексика. Культура речи
37
Лексическое значение слова.
1
38
Переносное значение слов.
1
39
Сочинение «Кьыш»
1
4041
42
Анализ ошибок . Омонимы, синонимы, антонимы.
2
Фразеология. Фразеологизмы.
1
43
Диктант по теме «Лексика».
1
Состав слова. Орфография
44
Работа над ошибками. Состав слова. Однокоренные слова.
1
45
Корень слова. Основа слова.
1
46
Суффиксы.
1
47
Разбор слова по составу.
1
48
Изложение.
1
Морфология.
49
Анализ ошибок. Части речи.
1
50
Имя существительное. Лексическое значение существительного.
Число существительных.
1
51
Притяжательная форма сущ.
1
52
Собственные и нарицательные существительные.
1
53
Падежи. Склонение существительных.
1
54
Морфологический разбор существительных.
1
55
Контрольный диктант по итогам 3 четверти.
1
56
Анализ ошибок. Имя прилагательное. Роль прилагательных в
предложений.
1
57
Простые и составные прилагательные. Морфологический разбор
прилагательного.
1
58
Имя числительное. Порядковые и количественные
числительные.
1
59
Правописание числительных.
1
60
Местоимение. Лексическое и грамматические значение.
1
61
1
62
Личные местоимения.
Изменение по падежам.
Изложение
63
Работа над ошибками. Глагол.
1
1
64
Лексическое и грамматическое значение. Роль глагола в
предложений.
Изменение глагола. (Этимни джегилиую)
1
65
Времена глагола.
1
66
Морфологический разбор глагола .Повторение.
1
67
Контрольный диктант по итогам года.
1
68
Итоговый урок.