1 кл.2022-2023

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Утверждаю
ПРИНЯТА решением Педагогического совета
ПРИКАЗ №_166/а_ от __01.09.2022г.
Протокол №_1__от __30.08.2022г.
Директор МКОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
_______________________/З.М.Чомаева /

Рабочая программа

По литературному чтению на родном языке_______________________________
(название учебного предмета)
для__________1__________________________________________________класса

Разработана учителем Узденовой Ф.М.,высшая____________________________
(Ф.И.О.,должность, категория)

Срок реализации -2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Обучение грамоте является начальным этапом изучения родного языка, следовательно, цели, реализуемые посредством предметного
курса
«Родной язык», соотносятся с целями, преследуемыми на уроках по обучению грамоте (чтению), а именно:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и совершенствование на этой основе знаково-символического
восприятия и логического мышления
выработка коммуникативной компетенции учащихся
Задачами курса являются:
создание первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
совершенствование диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений;
воспитание нравственных и эстетических чувств;
создание условий для творческой деятельности.
Структура курса
Обучение грамоте строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и
познавательную направленность, через реализацию системно-деятельного подхода в обучении.
I. Давайте знакомиться! (подготовительный этап)
Мир общения.
Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.
Слово в общении.
Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.
Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим
значением.
Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.
Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.
«Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с
помощью слов.
Рисунки и предметы в общении.
Предыстория письменной речи.
Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной
речи.
Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.
Сообщения, записанные знаками-символами.
Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.

Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.
Первоначальные обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении с людьми, средства общения.
Слово как главное средство общения.
Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.
Звуковая структура слова.
Звуки в природе.
Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение.
Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).
Звучание и значение слова.
Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии).
Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет).
Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ
слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.
Слова и слоги. Ударение в слове.
Слог – минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово – номинативная (назывная) единица, слог – единица
произношения. Слогообразующая функция гласных.
Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения.
Смыслоразличительная роль ударения
Слово и предложение.
Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.
Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.
Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов.
Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение
и звучание. Предложение, схема предложения.
II. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап)
Гласные звуки и буквы.
Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.
Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).
Звучание и значение слова.
Согласные звуки и буквы.
Согласные звуки, обозначение их буквами.
Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами.
Смыслоразличительная функция звуков.
Мягкие и твердые согласные.
Обозначение на письме мягкости согласных.
Звонкие и глухие согласные.
Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам.
Открытый и закрытый слоги.
Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.
Буквы е, ё, ю, я.

Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного
звука; обозначение двух звуков: звука й' и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и
твердого знаков).
Буквы ь и ъ.
Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
Употребление ь и ъ как разделительных знаков.
Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.
Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.
Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблюдения).
Повторение – мать учения! Старинные азбуки и буквари.
Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).
Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.
III. Про все на свете (послебукварный этап)
Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику.
Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).
Звуко-слоговой состав слов.
Слово и предложение.
Знаки препинания в конце предложения.
Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак.
Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь.
Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова
Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического
слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование
устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие
«общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение родного языка и литературы.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Совершенствуется техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.
Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью,
правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений
различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно
Содержание учебного предмета
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и
образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое
их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места
ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ,
ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости
согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как
разделительных знаков.
Знакомство с алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков
буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности.
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение
слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие
осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по
вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное
употребление в речи слов, называющих отдельные предметы и слов с обобщающим значением
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих
употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
употребление ъ и ь как разделительных знаков;
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение
предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с
помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр,
занятий, наблюдений.
Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и
уважении к собеседнику.
Результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и
доброжелательности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и
находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное
выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и
монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей,
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения;
первоначальное усвоение главных понятий курса родного языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих
основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;

понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной
(знаковой) функции языка;
овладение первоначальными представлениями о нормах родного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач;
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека.

1 класс родная литература.
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Введение
Сегодня 1 сентября. В школе учимся, а дома делаем домашнее задание.

1

2

Моя родина. Моя республика.

1

3

Сегодня 1 сентября. В школе учимся, а дома делаем домашнее задание.

1

4

Моя семья. Дома мы всей семьей работаем.

1

5

Домашние и дикие животные.

1

6

Учимся здороваться.

1

7

Как вести себя в магазине.

1

8

Алфавит. Слияние согласного звука с гласным.

1

9

Гласный звук [а] буквы А, а согласный звук [л] буквы Л, л

1

10

Согласный звук [н]буквы Н, н согласный звук [м] буквы М, м

1

11

Согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Звуки [р],[р'] Буквы Р, р

1

12

Звуки [т] [т’] буквы Т, т

1

13

Гласный звук [ы], буквы Ы, ы гласный звук [у] буквы И, и

1

14

Звуки [у], буквы У ,у .гласный звук [о] буквы О, о

1

15

Согласный звук [б], буквы Б, б гласный звук [ и] буквы И, и

1

16

Согласный звук [д] буквы Д, д согласный звук[ з ]буквы З, з согласный звук[ с ]
буквы С, с

1

Дата
План

Факт

1

18

Согласный звук [х] буквы Х ,х согласный звук [ к ]буквы К, к гласный звук[е ] буквы
Е, е
Согласный звук [ч] буквы Ч, ч согласный звук [п] буквы П, п

19

Согласный звук [г] буквы Г, г согласный звук [й] буквы Й, й

1

20
21

Гласный звук [э ]буквы Э, э гласный звук [ю] буквы Ю, ю гласный звук [ё] буквы Ё, ё
Согласный звук[ къ] буквы Къ, къ согласный звук [ гъ] буквы Гъ, гъ

1
1

22

Согласный звук [нг] буквы Нг, нг согласный звук [ж] буквы Ж, ж согласный звук
[дж] буквы Дж, дж
Гласный звук [я] буквы Я, я согласный звук [ф] буквы Ф, ф

1

1

25

Согласный звук [ц] буквы Ц, ц согласный звук [в] буквы В, в согласный звук [щ ]
буквы Щ, щ
Согласный звук [ъ] буквы Ъ, ъ согласный звук [ь ]буквы Ь, ь

26

Времена года

1

27

Кочкаров Касбот. «Ёксюз гылыучукъ»

1

28

Мечиев Кязим. «Иги сез»

1

29

Крымшаухалов Исмаил. «Бёрю бла киштик»

1

30

Акбаев Исмаил. «Тюлкю бла джюзюмле»

1

31

Традиций Карачаевского Народа.

1

32

Семенов Исмаил. «Минги тау»

1

33

Хубиев Магомед. 9 мая – День Победы.

17

23
24

1

1

1

Родной язык

№

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
План

Пропись 1
1

Инструктаж по технике безопасности. О Родине.
Гигиенические правила письма. Рабочая строка.

1

2

Письмо наклонных прямых.
Письмо наклонных прямых с закруглением внизу Письмо овалов.

1

Пропись 2
1

4

Прописная буква А,Л.
Строчная буква а,л
Прописная буква Л, Н. Строчная буква л ,н.

5

Прописная буква М, Ш. Строчная буква м,ш..

1

6

Прописная буква Р, Т. Строчная буква р, т.

1

7

Прописная буква Ы ,У . Строчная буква ы,у.

1

8

1

9

Прописная буква У - краткая.
Строчная буква у - краткая.
Прописная буква О,Б. Строчная буква о,б.

10

Прописная буква И. Строчная буква и.

1

3

1

1

Факт

11

Прописная буква Д , З. Строчная буква д, з.

1

12

Прописная буква

С Х. Строчная буква с х.

1

13

Прописная буква

К, Ч. Строчная буква к, ч.

1

14

Прописная буква Е. Строчная буква е.

1

15

Прописная буква П , Г. Строчная буква п, г.

1

16

Прописная буква Й, Э. Строчная буква й, й

1

17

Прописная буква Ё, Ю. Строчная буква ё, ю

1

18

Прописная буква Къ, ГЬ. Строчная буква кь, гь.

1

19

Прописная буква Нг, Дж. Строчная буква Нг , Дж.

1

20

Прописная буква Ж,Я. Строчная буква ж, я.

1

21

Прописная буква Ф,В. Строчная буква ф,в.

1

22

Прописная буква Ц, Щ. Строчная буква ц,щ.

1

23

Прописная буква Ъ,Ь. Строчная буква Ъ,Ь.

1

24

Что такое устная речь? Что такое письменная речь?
Звуки и буквы.
Гласные буквы.
Согласные буквы. Согласные буквы.

1

Алфавит. Слоги, деление слов на слоги. Перенос слов.

1

25

26

1

1

28

Контрольное списывание текста.
Ударение.
Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

29

Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»

1

30

Слова, отвечающие на вопросы, «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

1

31

Предложение. Знаки препинания в конце слова

1

32

Заглавная буква в именах собственных.
Заглавная буква в кличках животных.
Заглавная буква в названиях городах, аулов, улиц .
Контрольное списывание текста.
Летнее задания.

1

27

33

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».