Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Утверждаю ПРИНЯТА решением Педагогического совета ПРИКАЗ № 166/а___ от 01.09_2022г. Протокол №__1_ от 30.08_2022г. Директор МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» _______________________/З.М.Чомаева / Рабочая программа По литературному чтению на родном языке__________________________________________________________ (название учебного предмета для_________3__________________________________________________класса Разработана учителем Узденовой Ф.М.,высшая______________________________________________________ (Ф.И.О.,должность, категория) Срок реализации -2022-2023 учебный год Пояснительная записка 1. Общие положения 1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации), сформированы в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599; Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20); Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21); Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16; Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20) Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022-2023 учебный год» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета Личностные результаты Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе . Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней) Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха . При составлении рабочей программы календарно – тематического и поурочного планирования по родной речи за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (3 класс – 34 часа – 1 час в неделю), составленная в соответствии с учебником «литературное чтение на родном языке» – 3 класс, составители: Казалиева А. К., Кечерукова М.З., Байрамукова Р. А. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня знания родного языка и интереса к литературе. Таким образом, курс родной речи нацелен на решение следующих основных задач: * развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; * учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; * Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление; * развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; * формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; * обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; * формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; * обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; * расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; * обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения; * работать с различными типами текстов; * создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности. Основные разделы: «Ана тилим – джарыкъ кюнюм», «Тёгерекде тюрлю – тюрлю», «Сени сюеме, туугъан джуртум!», «Иги неди – аман неди», «Къар джауады, борайды», «Халкъ байрамла эм адетле», «Ишни сюйген сюйюмлю», «Аскер _ Ата джуртну джакъчысы», «Халкъ аууз чыгъармачылыгъы», «Хорламлы Май», «Классдан тышында окъуллукъ чыгъармала». Распределение тем программы Родной язык – мой светлый день (1 ч) «Ана тилим» Семёнов И., Сохта тенглериме. Будаев А., Ана тилим.Мамчуева Д. Вокруг разное – разное (6 ч) Тубанлы кёл. Ортабаева Т.; Иги джолгъа. Хапчаев С.; Расулну къоянчыгъы. Каракетов Ю.; Къобан. Узденов А.; Къач. Хубиев О.; Алтындан да багъалы зат. Джулабов Ю.; Тауукъ – айта билгеннге зауукъ. Народная сказка;Внекл. чт. Къарашауайны къара сууу. Нартская сказка;Внекл. чтение Къанаты сыннган къаз бала. Байрамукова Ф.; Суусаб болгъан гоккала. Кечерукова Б.; Сюрюучю джаш бла джылан. Народная сказка; Орайда. Народное сказание. Тенгиз тузлу некди? Народная сказка; Внеклассное чтение Люблю тебя – Родина моя (2 ч) Чакъырады Къартджурт. Узденов А.; Туугъан джерим. Хубиев Н.; Эресей, десенг. Кагиева Н.; Сибил нартла. Джаубаев Х.; Дуниям башланады элимден. Акбаев А.; Къарачай ёзен. Байчоров С.; Къарачайым. Байрамуков У. Снег идёт, метелит (5 ч) Къыш. Джылны чакълары. Магаяева – Гаппоева А.;Скороговорки; Бармыды тюзлюк? Ёгюз бла эшек. Атасы бла джашы. Народные сказки; Времена года. Стихи; Элде биринчи ёлка. Баучуев А.;Буз Акка. Байрамукова Ф.; Джангы джыл. Семенов А.; Чынар чана. Лайпанов Р.; Къанатлыла бизни шохларыбыздыла. Работа над картиной. Что хорошо – что плохо (5 ч) Адамлыкъ. Каракетов Ю.; Тилек. Семенов А.; Тири джашчыкъ. Чотчаев М.; Анам, кеч! Аппаев Б.; Каска бла къумурсха. Басня. (И. А. Крылов.) Биджиев А.; Балам, сеннге аманатым. Боташева А.; Бёрючюк. Узденов Р.; Насыб. Джулабов Ю.; Нек ауруду Акъайчыкъ? Шидаков М.; Гырджын. Байрамукова Ф.; Бешик джыр. Абайханов Н.; Ашыкъ оюн. Лайпанов Б.; Хойнух оюн. Детские народные игры. Народные праздники и обычаи (2 ч) Сабийлеге. Биджиев И.; Сокъмакъ. Хубиев Н.; Агъаз. Батчаев М.; Усталыкъ сайлау. Баучиев А.;Джыл гырджын. Адетлени дерси. Салпагарова К. Любящий работать – обаятельный (4 ч) Чалкъыгъа чыкъгъан кюн. Семенов И.;Загадки о труде. Пословицы. Атаны сёзю. Батчаев М.;Архыз башында. Байчоров М.; Тирменчик. Ортабаева Т.;Нек джашайма. Семенов И.; Муратчыкъны дарманы. Байрамукова Х.; Ишни багъасы. Народное;Мен – мен. Шаманова М. Пришла весна на зелёном коне (7 ч) Бу не затды? Семенов А.; Джаз. Каракетов Ю.; Шыбыла. Абайханов Н.; Анам. Суюнчев А.;Эмен терек. Тохчуков С.; Ананг сеннге теджейди. Гочияева С.; Гуду чакъынджик. Джулабов Ю.;Гошаях къала. Кагиева Н.; Хорламлы май. Кечерукова Б.; Дуниягъа - тынчлыкъ. Акбаев А.; Генерал. Джулабов Ю.; Къурч адам. Кубеков Б.; Тирменчи Тихон. Джазаев Б.; Аскер – Ата Джуртну джакъчысы. Джулабов Ю.; Бир кюн сыртда. Лайпанов С.; Ата джуртубуз ючюн. Богатырёв Х. Устное народное творчество (2 ч) Джолоучулукъда. Сказка. Тюлкю бла джылан. Народная сказка. Поэтические тетради. Узденов А. (« Къобан», «Чакъырады Къартджурт»); Кечерукова Б. («Суусаб болгъан гоккала», «Ананы алгъышы»); Семёнов И. («Ана тилим», «Чалкъыгъа чыкъгъан кюн», «Нек джашайма»); Семёнов А. («Джангы джыл», «Тилек», «Бу не затды?»); Мамчуева Д. («Ана тилим»); Хубиев О. («Къач»); Байрамукова Ф. («Алтын бюртюк», «Къанаты сыннган къаз бала», «Гырджын», «Буз Акка»); Хубиев Н. («Туугъан джерим», «Сокъмакъ»); Джаубаев Х. («Сибил нартла»); Акбаев А. («Дуниям башланады элимден», «Дуниягъа тынчлыкъ»); Байчоров С. («Къарачай ёзен»); Байрамуков У.(«Къарачайым»); Каракетов Ю. («Адамлыкъ», «Джаз»); Боташева А. («Балам, сеннге аманатым»); Шидаков М. («нек Ауруду Акъайчыкъ?»); Абайханов Н. («Бешик джыр», «Шыбыла»); Лайпанов Б. («Ашыкъ оюн»); Гаппоева А. («Къыш», «Джылны чакълары»); Биджиев И. («Сабийлеге»); Байрамукова Х. («Муратчыкъны дарманы»); Суюнчев А. («Анам»); Тохчуков И. («Эмен терек»); Гочияева С. («Ананг сеннге теджейди»); Аппаев Б. («Насыб деген ол не затды?»); Узденов Р.(«Бёрючюк»). Список литературы Литература для учащихся: Литературное чтение на родном языке 3 класс Авторы: (Казалиева А. К., Кечерукова М. З., Байрамукова Р. А.) Пособия для учителя: Примерная программа начального общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку 1 – 11 классов (2008г.), авторской программы Гочияевой С.А., Батчаева А–М. Х., Алиевой Т. К., Караевой А.И., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Мамаевой Ф. Т., Хубиевой А.А., Умаровой К.И. № Тема урока Кол . час. Дата План 1 Введение в литературу. Семёнов Исмаил «Ана тилим» 1 2 Хапчаев Салых «Иги джолгьа» 1 3 Хубиев Осман «Кьач» 1 4 Джулабов Юзегер «Алтындан багьалы зат» 1 5 Лайпанов Рашид «Кьачхы чегетде» 1 6 Джулабов Юзейр «Кегюрчюн бла будай бюртюкле» 1 7 Батчаев Мусса «Сюрюучю джаш бла джылан» 1 8 «Люблю тебя, край мой родной».Узденов Альберт «Чакъырады Къартджурт» 1 9 Кагиева Н. «Эресей десенг» Хубиев Н. «Туугъан джерим». 1 10 Байчоров Сослан «Кьарачай езен» 1 11 «Что такое хорошо? Что такое плохо?».Каракетов Юсуф «Адамлыкъ» 1 12 Чотчаев Магомет «Тири джшчыкь» 1 Факт 13 Аппаев Билял «Анам кеч!» 1 14 И.А. Крылов. «Каска бла Кьумурсха » 1 15 Джулабов Юзегер «Насыб» 1 16 Шидаков Магомет «Нек ауруду Акъайчыкъ».Байрамукова Фатима «Гырджын» 1 17 Абайханов Насу «Бешик джыр» 1 18 Гаппоева Аминат «Кьыш» 1 19 Устное народное творчество. Скороговорки 1 20 Магаяева- Гаппоева Аминат «Джылны чакьлары» 1 21 Байрамукова Ф. «Буз акка» Семенов Азрет «Джарнгы джыл» 1 22 Лайпанов Рашид «Чынар чана» 1 23 Джулабов Юзеир Защитники отечества «Солдат» 1 24 Сюйюнчев Азамат «Мама» «8-Мартха» 1 25 Салпагарова К. Обычаи и традиции. Семёнов И. Счастье работать.«Чалкьычыкьгьа чыкьгьан кюн.» 1 26 Развитие речи.Пословицы. Загадки. 1 27 Байчоров Магомет «Архыз башында» 1 28 Ортабаев Тохтар «Тирменчик» 1 29 Семенланы И. «Нек джашайма?» Байрамкулова Халимат «Муратчыкьны дарманы.» 1 30 Каракетов Юсюф Весна пришла «Джаз» 1 31 Тахчуков Исмаил «Эмен терек» Кагиева Назифа «Гошаях къала» 1 32 1 мая О.Хубиев Внеклассное чтение. 1 33 9 мая. Кечерукова Байдымыт «Ананы алгъышы» 1 34 Итоговый урок 1