Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Утверждаю ПРИНЯТА решением Педагогического совета ПРИКАЗ №__166/а_ от ____01.09___2022г. Протокол №_1_от __30.08___2022 г. Директор МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» _______________________/З.М.Чомаева / Рабочая программа По родному языку. __________________________________________________________ (название учебного предмета) для__________3__________________________________________________класса Разработана учителем Узденовой Ф.М.,высшая______________________________________________________ (Ф.И.О.,должность, категория) Срок реализации -2022- 2023учебный год Пояснительная записка 1. Общие положения 1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации), сформированы в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599; Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20); Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21); Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16; Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20) Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022-2023 учебный год» . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения. Примерной рабочей программы по родному языку для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык»; ценностное отношение к родному языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство) Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности родного языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело века, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия . Примерная программа начального общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку 1 – 11 классов (2008г.), авторской программы Гочияевой С.А., Батчаева А–М. Х., Алиевой Т. К., Караевой А.И., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Мамаевой Ф. Т., Хубиевой А.А., Умаровой К.И. Родной язык. 3 класс Рабочая программа по предмету «Карачаевский язык» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Регионального компонента государственного образовательного стандарта (2009 г.), Примерной программы начального общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку 1 – 11 классов (2008г.), авторской программыГочияевой С.А., Батчаева А–М. Х., Алиевой Т. К., Караевой А.И., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Мамаевой Ф. Т., Хубиевой А.А., Умаровой К.И. Целями обучения карачаевскому языку являются: 1. ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; 2. формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; 3. развитие устной и письменной речи учащихся; 4. развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Задачи: -формирование у младших школьников научного представления о системе и структуре родного языка; -развитие логического и абстрактного мышления, представления о родном (карачаевском) языке как части окружающего мира; -формирование умений находить, вычленять и характеризовать языковые единицы изучаемого уровня; -формирование навыков самоконтроля; -формирование умений правильно отбирать и использовать языковые средства исходя из условий речевой ситуации. 20 Учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне и обеспечивает реализацию основных положений концепции лингвистического образования младших школьников. В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка. В программе курса «Карачаевский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения родному языку: 1. «Как устроен наш язык» 2. «Правописание» 3. «Развитие речи» Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. Такое структурирование курса позволяет: -успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления; -решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся; -сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет. -избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы. В основе методики преподавания предмета «Карачаевский язык» лежит учебный диалог и проблемнопоисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей. Программа обеспечена следующим методическим комплектом: Учебник:Родной язык язык. 3 класс. Эльканов М. К. Эльканова С. М. Программа рассчитана на 68 часов. В используемом учебнике для 3 класса представлено меньшее количество уроков. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям регионального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу внесены изменения, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. Количество часов в год – 68 Количество часов в неделю – 2 Содержание разделов: Фонетика и графика Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематичкого слуха, орфографической зоркости. Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа тапха, джаякъ; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями -чч, - чш, -ннг, нл, -нм. 1. Карачаевский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: сабий бла, береди да и т.д.), черточка (знак переноса: чал - къы, джы – йын и т.д.). Состав слова Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов. Значение суффиксов. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме суффиксах. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование словаря. 2. Морфология Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; на вопрос «кто?» отвечают слова, указывающие на людей; Собственные и нарицательные существительные. Нет рода у существительных. Изменение существительных по числам. 3. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Имя прилагательное, как и существительное, изменяется по числам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных. Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Близкие и противоположные по значению имена прилагательные. 4.Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопрос «не этерге?» Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. 6.Синтаксис и пунктуация Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение). Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Распространённые и нераспространённые предложения. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Учебно – тематический план по разделам по предмету «Карачаевский язык» на 68 часов 1. Тема урока Кол-во часов. Дата План 1 Повторение за 2 класс. Звуки и буквы. 1 2 Гласные звуки и буквы. 1 3 Согласные звуки и буквы. 1 4 Правописание с большой и маленькой буквой. 1 5 Сочинение по картине «Вспомним лето» 1 6 Диктант. Повторение за 2 класс. 1 7 Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные в конце слова. 1 8 Звонкие и глухие согласные в середине слова. 1 9 Чередование согласных. 1 10 Чередование согласных «ч», «ш». 1 11 Изложение «Жадная собака» 1 12 Анализ изложения. Состав слова. Корень слова. 1 13 Слоги. 1 Факт 14 Ударение. 1 15 Повторение пройденного материала. 1 16 Контрольный диктант по итогам I четверти. 1 17 Двойные согласные. 1 18 Двойные согласные. Перенос слов с двойными согласными. 1 19 Перенос слов «Й У» 1 20 Перенос слов «Ъ, Ь» 1 21 Близкие по значению слова. 1 22 Слова противоположные по значению. 1 23 Повторение. 1 24 Диктант по теме: «Лексика» 1 25 Работа над ошибками. Части речи. 26 Значение существительного. Имя существительное. 1 1 27 Личные и нарицательные имена существительные. 1 28 Единственное, множественное число существительного. 1 29 Образование множественного числа существительного. 1 30 Повторение темы: «Имя существительное». 1 31 Диктант по теме «Имя существительное». 1 32 Работа над ошибками. Имя прилагательное. 1 33 Значение прилагательного. 1 34 Близкие по значению прилагательные. 1 35 Противоположные по значению прилагательные. 1 36 Повторение темы: «Имя прилагательное». 1 37 Контрольный диктант по теме Имя прилагательное». 1 38 Работа над ошибками. Глагол. 1 39 Значение глагола. 1 40 Времена глагола. 1 41 Настоящее время глагола. 1 42 Прошедшее время глагола. 1 43 Будущее время глагола. 1 44 Повторение темы «Глагол» 1 45 Диктант по теме: «Глагол». 1 46 Работа над ошибками. Предложение. 1 47 Виды предложения. 1 48 Связь слов в предложений 1 49 Изложение «Биринчи къонакъла». 1 50 Работа над ошибками. Члены предложения. 1 Главный член предложения. Подлежащее и сказуемое. 1 53 Диктант по теме: «Главные члены предложения». 1 54 Второстепенные члены предложение. 1 Распространенные и не распространённые предложения. 2 51-52 55-56 Диктант по теме «Распространённые и нераспространённые предложения» 1 58-60 Работа над ошиб. Слова отвечающие на вопросы какой? какие? в втор. чл. пред. 3 61-62 Слова отвечающие на вопросы когда? куда? откуда? где? как? в втор. чл. пред. 2 63 Повторение. 1 64 Изложение «Пил» 1 Повторение пройденного материала за 3класс. 2 67 Контрольная работа по итогам года. 1 68 Итоговый урок. 1 57 65-66