4 класс литература

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
Утверждаю
ПРИНЯТА решением Педагогического совета
ПРИКАЗ №_166/а_ от __01.09.2022г.
Протокол №_1__от __ 30.08.2022г.
Директор МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
_______________________/З.М.Чомаева /

Рабочая программа
По родной литературе_________________________________________________
(название учебного предмета)
для__________4__________________________________________________класса

Разработана учителем Узденовой Ф.М., высшая___________________________
(Ф.И.О. должность, категория)
Срок реализации -2022-2023учебный год

Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации),
сформированы в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ Министерства
просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О
формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2022-2023 учебный год» .

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также
литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в
литературе .
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с
опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной

совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней)
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности
с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности
жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на
примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность

навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и
литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при
знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности Личностные результаты, обеспечивающие
адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные
по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в
условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать
в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов,
необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции

устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия
с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствии гарантий успеха .

Учебник: РОДНАЯ РЕЧЬ. (АНА ТИЛ) 4 КЛАСС.
Авторы: (Гочияева С. А., Эбзеева А. И. Чотчаева Р.У.) Черкесск 2020
Рабочая программа по предмету «Родная речь» для школ с изучением родного языка составлена на основе
регионального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной
образовательной области с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса по
литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных
часов по крупным разделам курса и темам.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную
записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения,
основные содержательные линии, этапы работы с текстом; основное содержание обучения с распределением учебных
часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому
изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1)
формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа
читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2)
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных
ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3)
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает
литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое
ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4)
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря);
развитие творческих способностей детей.
В курсе родной речи реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии,
общие с курсом карачаевского языка:
•
овладение функциональной грамотностью;
•
овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
•
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Родная речь»:
•
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к
прочитанному;
•
приобщение к литературе как искусству слова;
•
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории карачаевской литературы:
о писателях и их героях, о темах и жанрах.
Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской
литературы.
Программа 4 класса содержит следующие разделы:
«Родная речь – мой светлый день»;
«Моё Отечество – моя Родина»;
«Охрана природы»;
«Жизнь горских детей в старину».
«Устное народное творчество».
«Времена года».
«Хвала женщине!»

«Сыновья Карачая для большой Победы»
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4
до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера из следующих произведений: «Минги Тауну къушу»
Кагиева Н., «Тиширыугъа махтау» М. Горький, «Ёрге къобуу» Байрамукова Х.
В 4-ом классе на изучение литературного чтения отводится: 34 часа за учебный год
(1 час в неделю).
Основные развивающие и воспитательные цели развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование
эстетического
отношения
к
искусству слова; совершенствование всех видов речевой
деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования
младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о
добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России и Карачаево – Черкесии.
Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе
Преобразование читательской деятельности учеников 4 класса происходит по пути увеличения доли самостоятельности
ребенка на каждом из этапов освоения текста, в основном за счет творческой деятельности.
В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы. I. Работа
с текстом до чтения.
В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к
необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его
творчестве, жанровых особенностях текста.
Такой подход помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе
знакомства с текстом, то есть до его чтения.
В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до
чтения:

1.
Как часть домашнего задания, где учащийся выполняет привычные действия
(рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании,
героях текста).
2.
Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и
осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.
3.
Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала,
определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.
II. Работа с текстом во время чтения.
1.
Самостоятельное чтение текста про себя.
Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной
беседы по тексту.
2.
Чтение вслух
небольшими
фрагментами
с
комментированием,
продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.
В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие
вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно
также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся.
Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли
у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих
вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.
3.
Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу
чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем в учебнике (в том числе это может быть и
предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).
III. Работа с текстом после чтения.
Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих,
активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. В 4 классе
возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их
обобщениями и систематизацией сведений об авторах, определением их места в литературном процессе,
высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя.

№

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
Факт
План

1

Введение. О Родине. Ана тилим – джарыкь кюнюм.

1

2

Мамчуева Д. «Минги Тау»

1

3

Хубиев Н. «Джашил джай»

1

4

Кулиев К. «Джылы сентябрь кюню»

1

5

Аппоев Х. «Акъбурун»

1

6

Шаманова М. «Джанкъылыч»

1

7

Баузуллаев А. «Табигъатны ышанлары»

1

8

Батчаев А. «Къарылгъачла»

1

9

Эбзеев Х. «Мурат бла Тулпар»

1

10

Батчаев М. «Умарны сабий джыллары»

1

11

Катчиева Н. «Къанатлы джумарыкъ»

1

12

Внеклассное чтение. Нартский эпос.

1

13

Байчоров С. «Къарча»

1

14

Кагиева Н. «Минги Тауну къушу». Хубиев О. «Фахмунгу зыраф этме».

1

15

Русское народное творчество. Нарты.

1

16

Сказка «Сосуркъа бла Эмеген»

1

17

Семёнов И. «Бачха салгъан кюн къызчыкъгъа»

1

18

Мечиев К.Насихатла. Кулиев К. «Ана»

1

19

Аппоев Х. «Ибрагимни сагъышы»

1

20

Уртенов А. «Сафият»

1

21

Хубиев О. «Аманат». Байрамукова Х. «Залихат».

1

22

Мамчуева Д. «Бир уллу юйдегиде».

1

23

Каракетов И. «Кавказ»

24

Акбаев И. Салпагарова К. Басни

1

25

Шаманова М. «Аджашхан къарчыкъ».

1

26

Джаубаев Х. «Джангы джыл».

1

27

Внеклассное чтение. «Весна пришла».

1

28

Уртенов А. «Сабийликде», Байрамукова Х. «Юч ана бла юч бала.

1

29

Байрамукъланы Х. «Ёрге къобуу».

1

30

Лайпанов С. «Къарачайны уланы- Беларусияны джигити»

1

31

Богатырев Х. «Днепр ючюн урушлада».

1

32

Борлаков К. «Тау илячин». Лайпанов Р. «Джюрек унутмайды», «Кемеуюл».

1

33

Джаубаев Х. «Рахатлыкъны белгиси»

1

34

Керти шохлукъну джоллары. Макаев «Джырлагъан джашчыкъ. Летнее
задание.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».