Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Утверждаю ПРИНЯТА решением Педагогического совета ПРИКАЗ №_166/а_ от __01.09.2022г. Протокол №_1__от __ 30.08.2022г. Директор МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» _______________________/З.М.Чомаева / Рабочая программа По литературному чтению на родном языке _____________________________________________________________________ (название учебного предмета)для__________5__________________________________________________класса Разработана учителем Узденовой Ф.М.,высшая_________________________________________________________ (Ф.И.О., должность, категория) Срок реализации -2022-2023 Пояснительная записка 1. Общие положения 1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации), сформированы в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599; Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20); Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21); Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16; Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20) Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета Личностные результаты Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе . Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней) Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха . Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс. Авторы: Суюнчев А., Азаматова Х. ,Майкоп 2014 г. составлена на основе регионального компонента государственного стандарта основного общего образования. Ведущая проблема в 5 классе – внимание к книге. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы. Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия, для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5 классов активно воспринимают прочитанный текст, но не достаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: *авторов и содержание изученных художественных произведений; *основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления). Учащиеся должны уметь: *воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов; * отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа); *видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению); * выявлять основную нравственную проблематику произведения; *определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними; * прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении; *воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому; * различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ); *пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки; * ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.); *выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ); * готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; *словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет); * аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки; *видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений; * писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений; *сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.); * создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению. Место предмета На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. Распределение учебных часов по разделам программы: Мой родной язык – сладкоголосый колокольчик — 3 часа. Карачаевский фольклор, сказки.- 2 часа. Сказки писателей – 3 часа. Пословицы и загадки – 3 часа. Произведения карачаевских писателей – 22 часа. Итоговый урок-1ч. Родная литература Кол-во часов № Дата План 1 Инструктаж по технике безопасности. Введение в родную литературу. 1 2 Суюнчев А.А. «Ана тилим – татлы тилли къонгурау». 1 3 Семенов И.Х. «Минги Тау» 1 4 Фольклор. Сказки. 1 5 Сказка «Къызчыкъ бла къозучукъ». 1 6 Сказка «Батыр джашчыкъ». 1 7 Сказки «Акъыллы устаз.» , «Байлыкъ, насыб, акъыл». 1 8 Сказка «Къара къуш». 1 Сказки карачаевских авторов 9 Алиев У. Б. «Аймуш.» 1 10 Байкулов Даут «Къайсы уллуду.» 1 Факт 11 Байкулов Д. «Айю бла къарт.» 1 12 Хубиев М. «Шохайчыкъла.» 1 13 Пословицы. Загадки. 1 14 Новые загадки 1 15 Байкулов Д. Рассказ «Бекмырзаны джашауу.» 1 16 Байрамукова Х. «Къарачай таула.» 1 17 Джаубаев Х. «Огъурлу къарт.» 1 18 Блимготов М. «Джур балачыкъ.» 1 19 Сюйюнчев А. «Алтын къач.» 1 20 Биджиев А. «Къыш. «Боран.» 1 21 Уртенов А. «Уучула.» 1 22 Хубиев О. «Къартны анты.». «Эринчек.» 1 23 Суюнчев А «Джигер къолла.» Боташева А. «Б иринчи къуш.» 1 24 Бостанов Х. «Бизни таула.» «Гокка хансчыкъ.» 1 25-26 Эбзеев Х. «Мурат бла Тулпар. 2 27 Хубиев Н. «Урушдан хапар.» 1 28 Салпагарова К. «Тенгим эсенг.» 1 29 Доюнов А. Муссаны «огонёклары» «Таулу къызгъа» 1 30 Къобанланы А. «Алма терекни чагъыуу» 1 31 Батчаев Али-Мурат «Джылкъычы джашчыкъ» «Тау джайлыкълада» 1 32 Хубиев Осман «Джанкъылычха къарасам» 1 33 Гочияева «Архыз» 1 34 Тебуев Шукур «Хур арбаз» 1