5 класс родная литература

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Утверждаю
ПРИНЯТА решением Педагогического совета
ПРИКАЗ №_166/а_ от __01.09.2022г.
Протокол №_1__от __ 30.08.2022г.
Директор МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
_______________________/З.М.Чомаева /

Рабочая программа
По литературному чтению на родном языке
_____________________________________________________________________
(название учебного
предмета)для__________5__________________________________________________класса
Разработана учителем Узденовой Ф.М.,высшая_________________________________________________________
(Ф.И.О., должность, категория)

Срок реализации -2022-2023

Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные
организации), сформированы в соответствии со следующими основными федеральными нормативными
документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС
начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС
основного общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ
Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
«О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные
общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы,
а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе .

Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность
к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой
на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней)
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности
жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека с оценкой поступков литературных героев
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью
героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей

среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности Личностные
результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных
произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в
действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых
знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение
оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на
жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать
в отсутствии гарантий успеха .

Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику «Родная литература» (Ана литература) 5 класс.
Авторы: Суюнчев А., Азаматова Х. ,Майкоп 2014 г. составлена на основе регионального компонента
государственного стандарта основного общего образования.
Ведущая проблема в 5 классе – внимание к книге. Изучение литературы как искусства слова предполагает
систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание,
методика курса литературы. Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия, для чтения,
истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5 классов активно воспринимают
прочитанный текст, но не достаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени
уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
*авторов и содержание изученных художественных произведений; *основные теоретико-литературные понятия:
фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола,
сравнение; (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные
представления); басня, аллегория, (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и
прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и
аллитерация; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения;
драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного
произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:
*воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
* отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении
(ритм, рифма, строфа);
*видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при
обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
* выявлять основную нравственную проблематику произведения; *определять главные эпизоды в эпическом
произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;
* прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении; *воспринимать многозначность слов в
художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных
средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому; * различать особенности построения и
языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
*пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
* ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и
др.);
*выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое
своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
* готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
*словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

* аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и
оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

*видеть общность

и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
* писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных
впечатлений;
*сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
* создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы:
Мой родной язык – сладкоголосый колокольчик — 3 часа.
Карачаевский фольклор, сказки.- 2 часа.
Сказки писателей – 3 часа.
Пословицы и загадки – 3 часа.
Произведения карачаевских писателей – 22 часа. Итоговый урок-1ч.

Родная литература

Кол-во
часов

№

Дата
План

1

Инструктаж по технике безопасности. Введение в родную литературу.

1

2

Суюнчев А.А. «Ана тилим – татлы тилли къонгурау».

1

3

Семенов И.Х. «Минги Тау»

1

4

Фольклор. Сказки.

1

5

Сказка «Къызчыкъ бла къозучукъ».

1

6

Сказка «Батыр джашчыкъ».

1

7

Сказки «Акъыллы устаз.» , «Байлыкъ, насыб, акъыл».

1

8

Сказка «Къара къуш».

1

Сказки карачаевских авторов
9

Алиев У. Б. «Аймуш.»

1

10

Байкулов Даут «Къайсы уллуду.»

1

Факт

11

Байкулов Д. «Айю бла къарт.»

1

12

Хубиев М. «Шохайчыкъла.»

1

13

Пословицы. Загадки.

1

14

Новые загадки

1

15

Байкулов Д. Рассказ «Бекмырзаны джашауу.»

1

16

Байрамукова Х. «Къарачай таула.»

1

17

Джаубаев Х. «Огъурлу къарт.»

1

18

Блимготов М. «Джур балачыкъ.»

1

19

Сюйюнчев А. «Алтын къач.»

1

20

Биджиев А. «Къыш. «Боран.»

1

21

Уртенов А. «Уучула.»

1

22

Хубиев О. «Къартны анты.». «Эринчек.»

1

23

Суюнчев А «Джигер къолла.» Боташева А. «Б
иринчи къуш.»

1

24

Бостанов Х. «Бизни таула.» «Гокка хансчыкъ.»

1

25-26

Эбзеев Х. «Мурат бла Тулпар.

2

27

Хубиев Н. «Урушдан хапар.»

1

28

Салпагарова К. «Тенгим эсенг.»

1

29

Доюнов А. Муссаны «огонёклары» «Таулу къызгъа»

1

30

Къобанланы А. «Алма терекни чагъыуу»

1

31

Батчаев Али-Мурат «Джылкъычы джашчыкъ» «Тау джайлыкълада»

1

32

Хубиев Осман «Джанкъылычха къарасам»

1

33

Гочияева «Архыз»

1

34

Тебуев Шукур «Хур арбаз»

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».