5класс род.яз.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Утверждаю
ПРИНЯТА решением Педагогического совета
ПРИКАЗ №_166/а_ от __01.09.2022г.
Протокол №_1__от __ 30.08.2022г
Директор МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
_______________________/З.М.Чомаева /

Рабочая программа
По родному языку____________________
(название учебного предмета)
для__________5_______________________________________класса
Разработана учителем Узденовой Ф.М.,высшая________________
(Ф.И.О.,должность, категория)
Срок реализации -2022-2023учебный год

Пояснительная записка.
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные
организации), сформированы в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ
Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О
формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения. Примерной рабочей программы по родному языку для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку для основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык»; ценностное
отношение к родному языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли

различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на родном языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство)
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения; осознание важности родного языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития чело века, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками
чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия .

Авторы: Гочияева С., Батчаев А – М., Мамаева Ф.Т.,

Черкесск 2017г.

Календарно-тематическое планирование по карачаевскому языку в 5 классе составлено на основе регионального
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений КЧР (2017 г.).
Данное тематическое планирование имеет познавательно-тематическую направленность в соответствии с
требованиями основных нормативных документов: Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего
образования по карачаевскому языку, Примерной программы по карачаевскому языку для общеобразовательных
учебных заведений (1 - 11классы).
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию
обучающихся на основе приобретения ими опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора и
личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности,
способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои
потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его
в различные виды человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор,
личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение
рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений
и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Цели обучения:
•
•
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку; сознательного отношения к языку как
духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение карачаевским языком; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о карачаевском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях
общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение
словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки
зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Задачи обучения:
• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитие и
функционировании;
• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; основными
нормами карачаевского языка; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи; •
освоение компетенций коммуникативной, языковедческой и культуроведческой. Виды контроля: контрольный
диктант, словарный диктант, сочинение,
изложение, проверочная работа, тестирование.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся должны знать:
- определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и
пунктуационных правил.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;

- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) –
синтаксически; составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять;
- пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать произносительные нормы родного языка в пределах изученного материала;
По орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы;
- находить орфографические ошибки и исправлять их;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания,
- обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными
правилами. По связной речи:
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов,
животных);
- составлять простой план исходного и собственного текста;
- писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также
описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым
материалом);
- правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного
содержания;
- грамотно пользоваться
известными
лексическими
и
грамматическими средствами в устной и
письменной речи;

Тематическое планирование по курсу «Родной (карачаевский) язык» в 5 классе.

№

Тема

1

Повторение. Состав слова. Однокоренные слова
1.
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное .Имя
числительное. Местоимение. Глагол.

2

Часы
1
1

3
4

Местоимение. Глагол.
Диктант по разделу повторение за 5кл.

1

Синтаксис и пунктуация
5

Работа над ошибками. Словосочетание.

1

6

Текст. Виды текста.

1

7

Стили речи .Простое предложение . Виды предложений.

1

8

Сочинение «Кьачхы табигьат».

1

9

Члены предложения .Главные члены предложения.

1

1011
12

Второстепенные члены предложения. Дополнение и
определение.
Распространённые и нераспространённые предложения.

2
1

Дата
План

Факт

13

Однородные члены предложения. Знаки предложения при
однородных членах предложения.

1

14

Контрольный диктант по итогам 1 четверти.

1

15

Работа над ошибками. Обращение. Знаки препинания в
обращений.

1

16

1

17

Сложное предложение.
Союзы в сложном предложений. Знаки препинания в сложном
предложений.

1

18

Разбор простого и сложного предложения.

1

19

Изложение (эсден джазма)

1

20

Работа над ошибками. Прямая речь.

1

21

Знаки препинания при прямой речи.

1

22

Диалог. Знаки препинания в диалоге.

1

23

Повторение. Тест сынам.

1

Фонетика. Графика. Орфография.
24

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

25

Гласные звуки. Сингармонизм.

1

26

Согласные звуки буквы.

1

27

Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные.

1

28

Диктант по теме: фонетика.

1

29

Работа над ошибками. Правописание согласной буквы «Б»

1

30

Правописание согласных букв Кь-гь,к-г,ч-ш, х.

1

31

Правописание Ч-дж.

1

32

Удвоенные согласные

1

33

Буквы и алфавит.

1

34

Слог. Ударение.

1

35

Фонетический разбор.

1

Лексика. Культура речи
36

Лексическое значение слова.

1

37

Переносное значение слов.

1

38

Сочинение «Кьыш»

1

3940
41

Анализ ошибок . Омонимы, синонимы, антонимы.

2

Фразеология. Фразеологизмы.

1

42

Диктант по теме «Лексика».

1

Состав слова. Орфография
43

Работа над ошибками. Состав слова. Однокоренные слова.

1

44

Корень слова. Основа слова.

1

45

Суффиксы.

1

46

Разбор слова по составу.

1

47

Изложение.

1

Морфология.
48

Анализ ошибок. Части речи.

1

49

Имя существительное. Лексическое значение существительного.
Число существительных.

1

50

Притяжательная форма сущ.

1

51

Собственные и нарицательные существительные.

1

52

Падежи. Склонение существительных.

1

53

Морфологический разбор существительных.

1

54

Контрольный диктант по итогам 3 четверти.

1

55

Анализ ошибок. Имя прилагательное. Роль прилагательных в
предложений.

1

56

Простые и составные прилагательные. Морфологический разбор
прилагательного.

1

57

Имя числительное. Порядковые и количественные
числительные.

1

58

Правописание числительных.

1

59

Местоимение. Лексическое и грамматические значение.

1

60

Личные местоимения.
Изменение по падежам.
Изложение

1

Работа над ошибками. Глагол.
Лексическое и грамматическое значение. Роль глагола в
предложений.
Изменение глагола. (Этимни джегилиую)

1

61
6263
64

1

1

65

Времена глагола.

1

66

Морфологический разбор глагола .Повторение.

1

67

Контрольный диктант по итогам года.

1

68

Итоговый урок Летнее задание.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».