Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса, 2021г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии со следующими основными
федеральными нормативными документами:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального
общего образования);
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100);
6. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20);
7. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
8. Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
9. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
10. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О
формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.

11. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Примерная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. «Литературное
чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовнонравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и
литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на
обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. Предмет «Литературное чтение»
способствует становлению грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как
средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. При обретённые младшими
школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и
универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в
основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной
школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию
художественной литературы и произведений устного народного творчества;

— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего
развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного
народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста
изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее
представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки,
загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный
герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части;
стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл
прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
Рабочая программа представляет возможный вариант распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов, отражает примерную последовательность изучения тем/разделов, содержит
рекомендации по объёму учебного времени с выделением резервных часов, позволяющие учитывать индивидуальные
потребности и способности обучающихся и организовывать дифференцированный подход. Содержание учебного
предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника:
речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим
школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственноэстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей
мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое
развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и

чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора,
художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература»
в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной
грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности
обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной
школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной
школе. Освоение программы по предмету «Литературное чтение» во 2 классе — 102 ч (3 ч в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2 КЛАСС
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А.
А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и др.). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе.
Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ
заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение
эмоционального отклика на произведение. Отражение темы Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И.
Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы,
скороговорки, небылицы, загадки). Шуточные фольклорные произведения — скороговорки, небылицы. Особенности
скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт —
основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр
фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных

сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки
народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о
волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные
произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в
произведениях литературы. Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства
выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика.
Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах
художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина) и музыкальных
произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди).
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: произведения
С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В. П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В.
В. Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь
друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика
(портрет), оценка поступков.
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты. Фольклорная основа
авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и
«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского).
Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения: части текста, их главные темы.
Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы,
стихотворения). Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, Е. И.
Чарушина, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М.
М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои
стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-

познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия:
отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и
стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок
(поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В.
В. Бианки.
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и
фольклорных произведениях. Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и
сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема
художественных произведений: Международный женский день, День Победы.
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка: зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро,
братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж. Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и
языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов.
Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в
раскрытии содержания произведения.
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых
знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе
рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства
учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего
школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты
освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально
значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,

социокультурным и духовно-нравственным
представлений и отношений на практике.

ценностям,

приобретение

опыта

применения

сформированных

Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к
изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и
настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и
культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской
литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление
сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям,
независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в
ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации
литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
Эстетическое воспитание:

— понимание образного
художественный образ;

языка

художественных

произведений,

выразительных

средств,

создающих

— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений
фольклора и художественной литературы;
— проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в
том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в
литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие
интереса к творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

— понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающихся формируются универсальные учебные познавательные
действия: базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора,
устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и
видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную
последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при
составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных
учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько
вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта
изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном
виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации; универсальные учебные
коммуникативные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; —
признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё
мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные
тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,
плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных
задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы; универсальные учебные
регулятивные действия: самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету
«Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний,
умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам
обучения.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях:
переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения
(изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и
небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного
оценивания);
— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о
детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм,
рифма);
— понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы
по фактическому содержанию произведения;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы,
народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль,
воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный,
номинативный);
— описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств,
оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками,
сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его
поступкам;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте
примеры использования слов в прямом и переносном значении; — осознанно применять для анализа текста изученные
понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность
произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
— пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды
из произведения;
— составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений);
— сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию,
условным обозначениям;

— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки,
рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2КЛАСС (102 ЧАСА)
Тематическое планирование рассчитано на изучение предмета «Литературное чтение» в течение 34 недель
(3 ч в неделю).
Тема,

раздел

Программное

Методы и формы организации обучения.

курса
1.

О нашей Родине
(6 ч)

содержание
Круг чтения: произведения о
Родине
(на
примере
стихотворений
И.
С.
Никитина, Ф. П. Савинова,
А. А. Прокофьева, Н. М.
Рубцова).
Патриотическое
звучание
произведений о родном крае и
природе.
Отражение
произведениях нравственноэтических понятий: любовь к
Родине,
родному
краю,
Отечеству.
Анализ заголовка, соотнесение
его с главной мыслью и идеей
произведения. Иллюстрация к
произведению как отражение
эмоционального отклика на
произведение. Отражение темы
Родины в изобразительном
искусстве (пейзажи И. И.
Левитана, И. И. Шишкина,
В. Д. Поленова и др.)

Характеристика
деятельности
учащихся
Учебный диалог: определение учебной задачи изучения
произведений данного раздела.
Слушание стихотворных произведений, оценка своей
эмоциональной реакции на прослушанное произведение,
определение темы. Например, стихотворения И. С.
Никитина «Русь»,
Ф. П. Савинова «Родина», А. А. Прокофьева
«Родина», Н. М. Рубцова «Россия. Русь — куда я
ни взгляну…»,
З. Н. Александровой «Родина».
Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение
главной мысли произведения — любовь к Родине
неотделима от любви к родной земле и её природе.
Работа с текстом произведения: читать отдельные
строфы, задание на поисковое чтение: ответы на
вопросы. Например, в чём раскрывается истинная
красота родной земли?
Беседа на тему «Родина бывает разная, но у всех она
одна… (З. Н. Александрова)», составление своего
высказывания по содержанию произведения (не менее
5 предложений).
Чтение вслух прозаических произведений по изучаемой
теме. Например, С. Т. Романовский «Русь», К. Г.
Паустовский
«Мещёрская сторона» (отрывки) и др.
Распознавание
прозаического
и
стихотворного

2. Фольклор (устное Произведения малых жанров
народное
фольклора (потешки, считалки,
творчество) (16 ч
пословицы,
скороговорки,
небылицы, загадки). Шуточные
фольклорные произведения —
скороговорки, небылицы.
Особенности скороговорок, их
роль в речи.
Игра со словом, «перевёртыш
событий»
как
основа
построения небылиц.
Ритм и счёт — основные
средства выразительности и
построения
считалки.
Народные
песни,
их

произведений, сравнение произведений разных авторов
на одну тему, заполнение таблицы, проверка результатов
своей работы. Задания на поисковое выборочное чтение:
например, объяснение понятий «Родина», «Русь»,
«Отечество» с подтверждением своего ответа примерами
из текста, нахождение значения слов в словаре (Русь,
Родина, родные, род, Отечество).
Выразительное чтение наизусть стихотворений о Родине
(одно по выбору).
Составление устного рассказа по репродукциям картин
художников (И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. Д.
Поленов и др.). Представление выставки книг,
прочитанных летом, рассказ «Любимая книга»
Работа со схемой «Малые жанры фольклора»:
заполнение, подбор примеров (на материале изученного
в 1 классе).
Участие в учебном диалоге: обсуждение значения
пословицы, пословица как главная мысль произведения.
Упражнение в чтении вслух целыми словами малых
жанров фольклора: потешек, считалок, скороговорок,
небылиц, загадок.
Групповая работа: чтение скороговорок с увеличением
темпа,
проведение
конкурса
«Лучший
чтец
скороговорок».Работа
с
текстом:
анализ
юмористических событий в небылицах, нахождение
созвучных (рифмованных) слов. Упражнение
в чтении народных песен с учётом их назначения

особенности. Загадка
как
жанр
фольклора,
тематические группы загадок.
Сказка — выражение народной
мудрости, нравственная идея
фольклорных
сказок.
Особенности сказок разного
вида (о животных, бытовые,
волшебные).
Особенности
сказок
о
животных: сказки народов
России. Бытовая сказка: герои,
место действия, особенности
построения и языка. Диалог в
сказке. Понятие о волшебной
сказке (общее представление):
наличие присказки, постоянные
эпитеты, волшебные герои.
Фольклорные
произведения
народов России: отражение
в сказках народного быта и
культуры.

(колыбельные — спокойно, медленно, чтобы убаюкать,
хороводные — весело, радостно для передачи состояний
разных явлений природы), выделение ключевых слов.
Чтение загадок и объединение их по темам.
Упражнение на распознавание отдельных малых жанров
фольклора (потешка, пословица, загадка, считалка,
небылица).
Сочинение по аналогии небылиц, загадок, считалок.
Чтение молча (про себя) небольших по объёму сказок о
животных: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Журавль и
цапля»,
«Лиса и журавль», «Заячья избушка», «Зимовье зверей»,
«Лисичка-сестричка и серый волк» (1—2 произведения
по выбору).
Контроль восприятия произведения, прочитанного молча
(про
себя): ответы на вопросы по фактическому содержанию
текста.
Сравнение сказок о животные народы России: тема,
основная идея, герои.
Слушание сказок, различение бытовой и волшебной
сказок, характеристика особенностей каждой (на
примере сказок: «Каша из топора», «У страха глаза
велики», «Снегурочка», «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Не плюй в колодец — пригодится воды
напиться», «Гуси-лебеди» (по выбору).
Анализ структуры сказки: выделение присказки,
нахождение завязки.

3. Звуки
и краски родной
природы в разные
времена
года
(осень) (8 ч)

Тема природы в разные
времена
года
(осень)
в
произведениях литературы.
Формирование эстетического
восприятия явлений природы
(звуки,
краски
осени).

Сравнение героев бытовых и волшебных сказок,
нахождение и выразительное чтение диалогов.
Работа
с
текстом
сказок:
определение
последовательности событий, выделение опорных слов,
составление плана произведения (номинативный).
Пересказ (устно) текста произведения подробно (с
учётом всех сюжетных линий).
Задание на поисковое выборочное чтение: нахождение в
тексте сказки национальных особенностей (например,
имя героя, название жилища, предметов одежды и т. д.).
Например, «Хитрая лиса» (корякская народная сказка),
«Три сестры» (татарская народная сказка), «Мышь и
воробей» (удмуртская народная сказка), «Айога»
(нанайская народная сказка), «Четыре ленивца»
(мордовская народная сказка). Учебный диалог:
обсуждение нравственно-этических понятий (о труде,
дружбе, добре, семье) в фольклорных произведениях.
Дифференцированная работа в группах: составление
сценария народной сказки, определение фрагмента для
чтения по ролям, освоение ролей для инсценирования,
разучивание текста, представление отдельных эпизодов
(драматизация) или всей сказки
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов «О
чём ты узнаешь?»,«Чему ты будешь учиться?».
Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин
«Уж небо осенью дышало…», Ф. И. Тютчев «Есть в
осени первоначальной…», А. Н. Плещеев «Осень», К. Д.

Использование
средств
выразительности при описании
природы: сравнение и эпитет.
Настроение, которое создаёт
пейзажная лирика (об осени).
Иллюстрация к произведению
как отражение эмоционального
отклика
на
произведение.
Отражение темы «Осенняя
природа»
в
картинах
художников (пейзаж): И. И.
Левитана,В. Д. Поленова, А. И.
Куинджи, И. И. Шишкина и
музыкальных
произведениях
композиторов

Бальмонт «Осень», В. Я. Брюсов «Сухие листья, сухие
листья…», А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш
бедный сад…», Е. Ф. Трутнева «Осень», В. Ю.
Голяховский «Листопад», И. П. Токмакова «Опустел
скворечник» (по выбору 2—3 произведения), выражение
своего отношения к пейзажной лирике.
Обсуждение прослушанного произведения: ответ на
вопрос «Какое настроение вызывает произведение?
Почему? С чем сравнивает поэт осенний лес?».
Работа с текстом произведения: упражнение в
нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте
слов, использованных в прямом и переносном значении,
наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения,
объяснение образных слов и выражений, поиск значения
слова по словарю.
Выразительное чтение с интонационным выделением
знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм.
Чтение молча (про себя) небольших по объёму
прозаических произведений об осени, доступных для
восприятия младшими школьниками. Например, С. Т.
Аксаков «Осень, глубокая осень!», Н. И. Сладков
«Сентябрь», «Осень на пороге», М. М. Пришвин «Утро»,
Г. А. Скребицкий «Четыре художника. Осень».
Контроль восприятия произведения, прочитанного молча
(про себя): определение формы (прозаическое или
стихотворное), ответы на вопросы по фактическому
содержанию текста.

4. О детях и дружбе Тема
дружбы
в
(12 ч)
художественном произведении
(расширение круга чтения:
произведения
С. А. Баруздина, Н. Н. Носова,
В. А. Осеевой, А. Гайдара,
В. В. Лунина и др.). Отражение
в произведениях нравственноэтических понятий: дружба,
терпение, уважение, помощь
друг другу. Главная мысль
произведения.
Герой
произведения
(введение

Упражнение на сравнение произведений писателей на
одну тему, определение понравившегося, объяснение
своего выбора.
Дифференцированное задание: выборочный пересказ
(устно) отдельного эпизода.
Чтение наизусть стихотворения об осенней природе (1—
2 по выбору).
Рассматривание репродукций картин художников
(например, В. Д. Поленов «Осень в Абрамцево», И. И.
Левитан «Золотая осень»), составление устного рассказаописания по репродукциям картин художников и/или на
основе личного опыта с использованием средств
выразительности: сравнений, эпитетов.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка произведений об осени.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О
чём ты узнаешь?»,
«Чему ты будешь учиться?».
Чтение целыми словами без пропусков и перестановок,
постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя
произведений о детях: А. Л. Барто «Катя», Ю. И.
Ермолаев «Два пирожных», С. А. Баруздин «Как Алёшке
учиться надоело», Е. А. Пермяк «Смородинка», «Две
пословицы», Н. Н. Носов «Заплатка», «На горке», В. В.
Лунин «Я и Вовка», В. А. Осеева «Синие листья»,
«Волшебное слово», «Просто старушка», А. Гайдар
«Совесть», М. С. Пляцковский «Настоящий друг» (по

понятия
«главный
герой»),
его
характеристика
(портрет),
оценка поступков

выбору).
Учебный диалог: определение темы и главной мысли
произведения, соотнесение главной мысли с пословицей,
подбор пословиц к тексту.
Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое
выборочное чтение): ответы на вопросы, характеристика
героя, установление взаимосвязи между характером
героя и его поступками, нахождение описания героя,
оценка его поступков (с опорой на текст).
Упражнение на сравнение героев одного произведения
по предложенному алгоритму.
Обсуждение авторской позиции, выражение своего
отношения к героям с подтверждением примерами из
текста.
Работа в парах: определение последовательности
событий
в произведении, составление вопросного плана текста с
выделением
эпизодов,
обсуждение
результатов
деятельности.
Подробный пересказ (устно) содержания произведения.
Упражнение в умении формулировать вопрос по
фактическому содержанию прочитанного произведения.
Работа в группах: сравнение предложенных текстов
художественных произведений (распознавание жанров),
заполнение таблицы, проверка своего результата.
Дифференцированная работа: пересказ (устно) текста
произведения от третьего лица.
Проверочная работа: демонстрация начитанности и

5. Мир сказок (12 ч)

Расширение представлений о
фольклорной (народной) и
литературной
(авторской)
сказке: «бродячие» сюжеты.
Определение
фольклорной
основы авторских сказок.
Характеристика
авторской
сказки: герои, особенности
построения и языка. Сходство
тем и сюжетов сказок разных
народов. Тема дружбы в
произведениях
зарубежных
авторов. Составление плана
произведения: части текста, их
главные темы. Иллюстрации,
их значение в раскрытии

сформированности специальных читательских умений:
соотнесение
фамилий
авторов
с
заголовками
произведений,
определение
тем
указанных
произведений, различение жанров произведения,
нахождение
ошибки
в
предложенной
последовательности событий одного из произведений,
приведение примеров пословиц на определённую тему и
другие задания.
Проверка своей работы по предложенному образцу.
Составление выставки книг писателей на тему о детях, о
дружбе. Рассказ о главном герое прочитанного
произведения по предложенному алгоритму
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О
чём ты узнаешь?»,
«Чему ты будешь учиться?».
Упражнение в чтении целыми словами без пропусков и
перестановок с постепенным переходом от чтения вслух
к чтению про себя фольклорных и литературных сказок.
Например, русская народная сказка «Золотая рыбка» и
произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,
русская народная сказка
«У страха глаза велики» и произведение братьев Гримм
«Маленькие человечки», русская народная сказка
«Снегурочка» и произведение В. И. Даля «Девочка
Снегурочка».
Задание на сравнение фольклорной и литературной
(авторской) сказки: нахождение признаков народной

содержания произведения

сказки, используемых в авторском произведении
сказочного жанра.
Учебный диалог: обсуждение ответов на вопросы
учебника, приведение примеров из текста, установление
сходств тем, героев, сюжетов, осознание понятия
«бродячий сюжет» (без предъявления термина).
Выполнение заданий при работе с текстом (изучающее и
поисковое выборочное чтение): определение главной
мысли сказки, соотнесение её с пословицей,
характеристика героя, установление взаимосвязи между
характером героя и его поступками, описание характера
героя, нахождение портрета героя.
Работа
с
текстом
произведения:
определение
последовательности
событий
в
произведении,
конструирование (моделирование) плана произведения:
деление текста на смысловые части, определение
эпизодов, выделение опорных слов для каждой части
плана, озаглавливание части (формулировать вопрос или
назывное предложение по каждой части текста).
Упражнение
на
формулирование
вопросов
по
фактическому содержанию прочитанного произведения.
Пересказ (устно) содержания сказки выборочно.
Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия
сказок. Работа в группах: выбор сказки, определение
эпизода,
распределение
ролей,
инсценирование
отдельных частей произведения. Работа с книгами по
теме «Сказки»: выбирать, называть, представлять книги
с народными и авторскими сказками.

6. Звуки
краски
родной
Природы в разные
времена года(зима)
(12 ч)

Тема природы в разные
времена года
(зима)
в
произведениях
литературы.
Формирование эстетического
восприятия явлений природы
(звуки,
краски
зимы).
Использование
средств
выразительности при описании
природы: сравнение и эпитет.
Настроение, которое создаёт
пейзажная лирика (о зиме).
Иллюстрация к произведению
как отражение эмоционального
отклика
на
произведение.
Отражение темы «Природа
зимой» в картинах художников
(пейзаж):И. И. Левитана, В. Д.
Поленова, А. И. Куинджи, И. И.
Шишкина
и
музыкальных

Чтение книг с авторскими сказками: работа с
предисловием, аннотацией, оглавлением, составление
выставки книг по изучаемой теме.
Работа со схемой: распознавание сказок (фольклорные и
автор- ские), приведение примеров.
Поиск
информации:
получение
дополнительной
информации об авторах литературных сказок,
представление своего сообщения в классе.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение
учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты
узнаешь?»,
«Чему ты будешь учиться?».
Слушание стихотворных произведений о зимней
природе:
А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!..
Крестьянин, торжествуя…», С. А. Есенин «Поёт зима —
аукает…», Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…», И. З.
Суриков «Первый
снег», И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», А. А.
Прокофьев «Как на горке, на горе…», З. Н.
Александрова
«Снежок»,
(по
выбору
2—3
произведения), обсуждение эмоционального состояния
при восприятии описанных картин природы.
Чтение молча (про себя) небольших по объёму
прозаических произведений о зиме, доступных для
восприятия младшими
школьниками. Например, С. А. Иванов «Каким бывает

произведениях композиторов

снег», И. С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», «Узоры на
снегу», М. М. Пришвин «Деревья в лесу». Контроль
восприятия произведения, прочитанного молча (про
себя): ответы на вопросы по фактическому содержанию
текста.
Работа с текстом произведения: сравнение описаний
зимней природы в стихотворных и повествовательных
текстах, объяснение образных слов и выражений, работа
со словарём: поиск значения незнакомых слов,
нахождение в тексте сравнений и эпитетов, приведение
примеров использования слов в прямом и переносном
значении, определение особенностей стихотворного
произведения (ритм, рифма).
Чтение наизусть с интонационным выделением знаков
препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм стихотворения о зимней природе
(1—2 по выбору).
Чтение произведений новогодней тематики (например,
С. В. Михалков «Новогодняя быль», «Событие», А.
Гайдар «Чук и Гек» (отрывок), С. Я. Маршак «Декабрь»,
Е. А. Пермяк «Волшебные краски»), сравнение
произведений писателей на одну тему, выбор
понравившегося, объяснение своего выбора.
Рассматривание репродукций картин художников
(И. И. Шишкин, А. М. Васнецов, И. Грабарь и др.),
составление рассказа-описания на тему «Какие картины
зимней природы мне нравятся?».
Работа в группе: распределение обязанностей, выбор

7. О братьях наших Жанровое
многообразие
меньших (18 ч)
произведений
о животных
(песни, загадки, сказки, басни,
рассказы, стихотворения).
Дружба людей и животных —
тема литературы (произведения
Е. И. Чарушина, В. В. Бианки,
В. В. Чаплиной, С. В.
Михалкова, Б. С. Житкова,
С. В. Образцова, М. М.
Пришвина и др.). Отражение
образов животных в фольклоре
(русские народные песни,
загадки, сказки).
Герои
стихотворных
и
прозаических произведений о
животных. Описание
животных в художественном и
научно-познавательном тексте.
Приёмы раскрытия автором
отношений людей и животных.
Нравственно-этические
понятия: отношение человека к
животным (любовь и забота).
Особенности басни как жанра
литературы, прозаические

произведений для инсценирования и рассказывания
наизусть, проведение новогоднего праздника в классе
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О
чём ты узнаешь?»,
«Чему ты будешь учиться?».
Слушание художественных произведений о животных и
оценка своего
эмоционального состояния
при
восприятии произведения. Например, русская народная
песня «Коровушка», стихотворения Н. М. Рубцова «Про
зайца», Саши Чёрного «Жеребёнок», Р. С. Сефа
«Птенцы», В. Д. Берестова «Кошкин щенок»,
«С фотоаппаратом», «Прощание с другом», С. В.
Михалкова «Мой щенок», А. Л. Барто «Думают ли
звери?», «Он был совсем один», И. М. Пивоваровой
«Жила-была собака» и др. Учебный диалог: обсуждение
прослушанного произведения, по данному началу.
Пересказ (устно) текста произведения от лица героя.
Знакомство с новым литературным жанром, чтение
вслух басен И. А. Крылова, Л. Н. Толстого
(произведения
по
выбору),
сравнение
формы:
прозаическая или стихотворная. Учебный диалог:
обсуждение героев, сюжета басни, нахождение морали
(поучения).
Задания
на
распознавание
отдельных
жанров
художественной
литературы
(рассказы,
басни,
стихотворения, литературные сказки), сравнение
произведений писателей на одну тему: называть

и стихотворные басни (на
примере произведений
И. А.
Крылова, Л. Н.
Толстого).
Мораль
басни
как
нравственный урок (поучение).
Знакомство с художникамииллюстраторами, анималистами
(без использования термина):
Е. И. Чарушин, В. В. Бианки

8. Звуки и краски
Родной природы
в разные времена
года (весна, лето)
(18 ч)

Тема природы в разные
времена года (весна, лето) в
произведениях литературы.
Формирование эстетического
восприятия явлений природы
(звуки, краски весны, лета).
Использование средств

понравившееся, объяснять свой выбор (составление
высказывания из не менее 4 предложений).
Работа в группе: разыгрывание небольших диалогов с
выражением настроения героев.
Создание небольших историй с героями прочитанных
произведений (воображаемая ситуация).
Проверочная работа: демонстрация начитанности и
сформированности специальных читательских умений:
выполнение проверочных заданий, проверка и оценка
своей работы по предложенным критериям.
Составление выставки книг писателей на тему о
животных, рассказ о своей любимой книге по
предложенному
алгоритму.
Творческая
работа:
составление сказки или рассказа с героем- животным по
аналогии. Например, сказочная история о лисе, ёжике.
Поиск в справочной литературе дополнительной
информации о художниках-иллюстраторах: В. И.
Чарушине, В. В. Бианки. Дифференцированная работа в
группе: выполнение коллективного проекта «Книжкасамоделка „Животные — герои произведений“»,
представление его в классе.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О
чём ты узнаешь?»,
«Чему ты будешь учиться?».
Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин
«Гонимы вешними лучами…», В. А. Жуковский
«Жаворонок»,

выразительности при описании
природы: сравнение и эпитет.
Настроение, которое создаёт
пейзажная лирика (о весне и
лете). Иллюстрация
к произведению как
отражение
эмоционального
отклика
на
произведение.
Отражение тем «Весенняя
природа», «Летняя природа» в
картинах художников (пейзаж):
И. И. Левитана, В. Д. Поленова,
А. И. Куинджи, И. И. Шишкина
и музыкальных произведениях
композиторов

«Приход весны», А. Н. Плещеев «Весна», Ф. И. Тютчев
«Зима недаром злится…», А. А. Фет «Уж верба вся
пушистая…»,
С. Я. Маршак «Весенняя песенка», А. Л. Барто «Апрель»
(по выбору 2—3 произведения), выражение своего
отношения
к пейзажной лирике.
Обсуждение прослушанного произведения: ответ на
вопрос
«Какое настроение вызывает произведение? Почему?
Каковы
звуки весеннего леса?».
Работа
с
текстом
произведения:
различение
прозаического
и
стихотворного
произведений,
упражнение в нахождении сравнений и эпитетов,
выделение в тексте слов, использованных в прямом и
переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом
стихотворения, нахождение образных слов и выражений,
работа со словарём.
Выразительное чтение с интонационным выделением
знаков препинания, с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм.
Чтение молча (про себя) небольших по объёму
прозаических произведений о весне, доступных для
восприятия младшими школьниками. Например, А. П.
Чехов «Весной», Г. А. Скребицкий «Четыре художника.
Весна», Н. И. Сладков «Апрельские шутки», И. С.
Соколов-Микитов «Весна», контроль

9. О наших
близких,
о семье (13 ч)

Тема
семьи,
детства,
взаимоотношений взрослых и
детей в творчестве писателей и
фольклорных произведениях.
Отражение
нравственных
семейных
ценностей
в
произведениях о семье: любовь
и сопереживание, уважение и
внимание
к
старшему
поколению, радость общения
и защищённость в семье.

восприятия произведения, прочитанного молча (про
себя):ответы на вопросы по фактическому содержанию
текста.
Дифференцированное задание: выборочный пересказ
(устно)отдельного эпизода.
Сравнение произведений писателей на одну тему,
определение понравившегося, объяснение своего
выбора.
Чтение наизусть стихотворения о весенней (летней)
природе (1—2 по выбору).
Рассматривание репродукций картин художников А. И.
Куинджи, И. И. Левитана и др., составление устного
рассказа-описания по репродукциям картин художников
и/или на основе личного опыта.
Выбор книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка произведений о весенней
природе.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение
учебной задачи, обсуждение вопросов: «О чём ты
узнаешь?»,
«Чему ты будешь учиться?».
Чтение целыми словами без пропусков и перестановок,
постепенно переходя от чтения вслух к чтению про себя
произведений о детях: Л. Н. Толстой «Отец и сыновья»,
«Лучше всех», В. А. Осеева «Сыновья», В. В. Орлов «Я и
мы», Ю. А. Яковлев «Мама», татарская народная сказка
«Три дочери», А. Л. Барто «Зажигают фонари», Л. Ф.

Международный женский день, Воронкова «Катин подарок», Ю. И. Коринец «Март».
День
Победы
—
тема Работа с текстом произведения: определение темы и
художественных произведений главной мысли произведения, соотнесение главной
мысли с пословицей, ответы на вопросы, используя
изучающее и поисковое выборочное чтение.
Характеристика героя: установление взаимосвязи между
характером героя и его поступками, поиск описания
героя, оценка его поступков, нахождение в тексте
средств изображения героев и выражения их чувств,
сравнение
героев
одного
произведения
по
предложенному алгоритму.
Чтение народных колыбельных песен и авторских
произведений, их сравнение. Например, М. Ю.
Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…», А. Н.
Плещеев «В бурю»: схожесть и различие тем, языка.
Работа в парах: определение последовательности
событий
в произведении, составление вопросного плана текста с
выделением
эпизодов,
обсуждение
результатов
деятельности.
Подробный пересказ (устно) содержания произведения.
Упражнение в умении формулировать вопрос по
фактическому содержанию прочитанного произведения.
Работа с таблицей: сравнение текстов художественных
произведений (распознавание жанров) и заполнение
таблицы.
Слушание и чтение произведений о Великой
Отечественной войне: С. В. Михалков «Быль для детей»,

10. Зарубежная
литература (11 ч)

Литературная
(авторская)
сказка: зарубежные писателисказочники (Ш. Перро, братья
Гримм,
Х.-К.
Андерсен).
Характеристика
авторской
сказки: герои, особенности
построения и языка. Сходство
тем и сюжетов сказок разных
народов. Тема дружбы в
произведениях
зарубежных
авторов. Составление плана
художественного
произведения: части текста, их

С. А. Баруздин «Салют», С. А. Васильев «Белая берёза»,
Л. А. Кассиль «Сестра», Б. А. Лавренёв «Большое
сердце», обсуждение авторской позиции, выражение
своего отношения к героям с подтверждением
примерами из текста.
Составление выставки книг писателей на тему о детях, о
дружбе, рассказ о героях прочитанных произведений по
предложенному алгоритму.
Работа в группах: составление сценария праздников «8
Марта», «9 Мая»: чтение наизусть произведений,
исполнение песен, слушание музыки, посвящённой
праздникам.
Дифференцированная работа: подготовка сообщения о
своих родных — участниках Великой Отечественной
войны.
Учебный диалог: знакомство с новым разделом,
определение учебной задачи, обсуждение вопросов: «О
чём ты узнаешь?», «Чему ты будешь учиться?».
Упражнение в чтении произведений зарубежных
писателей: братья Гримм «Бременские музыканты», Ш.
Перро «Кот в сапогах», Дж. Харрис «Братец Лис и
Братец Кролик», Э. Распэ «Необыкновенный олень», Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Огниво» (по
выбору).
Характеристика героя: установление взаимосвязи между
характером героя и его поступками, описание характера
героя, нахождение портрета героя.
Работа
с
текстом
произведения:
определение

главные темы. Иллюстрации, последовательности
событий
в
произведении,
их значение в раскрытии конструирование (моделирование) плана произведения:
содержания
деление текста на смысловые части, определение
произведения.
эпизодов, выделение опорных слов для каждой части
плана, озаглавливание части (формулировать вопрос или
назывное предложение по каждой части текста).
Упражнение
на
формулирование
вопросов
по
фактическому содержанию прочитанного произведения.
Пересказ (устно) содержания сказки выборочно.
Упражнение на узнавание по иллюстрациям названия
сказок. Работа в группах: выбор сказки, определение
эпизода,
распределение
ролей,
инсценирование
отдельных частей произведения. Работа со схемой:
обобщение информации о писателях-сказочниках,
работа со схемой.
Составление выставки книг на тему «Зарубежные
писатели». Ролевая игра: выполнение роли экскурсовода
по выставке книг писателей-сказочников (рассказывание
о книгах изучаемой тематики).
11. Библиографическая Книга
как
источник Экскурсия в библиотеку, ориентировка в пространстве
культура (работа
необходимых
знаний. школьной библиотеки, работа с тематическим
с детской книгой
Элементы книги: содержание каталогом.
и
справочной или оглавление, аннотация, Беседа с библиотекарем на тему важности чтения для
литера- турой) (2 ч) иллюстрация.
обучения и развития.
Выбор
книг
на
основе Выбор книги с учётом рекомендательного списка, по
рекомендательного
списка, тематическому каталогу в библиотеке.
тематические
картотеки Сравнение книг по теме, автору, заголовку,
библиотеки. Книга учебная, ориентировка в содержании книги/учебника по

художественная, справочная

оглавлению, аннотации, предисловию, условным
обозначениям.
Рассказ о прочитанной книге с использованием
изученных понятий.
Составление списка прочитанных книг. Группировка
книг по изученным разделам и темам.
Поиск необходимой информации в словарях и
справочниках об авторах изученных произведений.
Рассказ о своих любимых книгах по предложенному
алгоритму. Рекомендации по летнему чтению,
оформление дневника читателя.

Резерв — 8 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
По плану

По факту

1

Введение. Самое великое чудо на свете. Библиотеки. Книги.

1

Устное народное творчество (18 часов)
2,3,4

3

5-6

Устное народное творчество. Русские народные песни, потешки и
прибаутки.
Скороговорки, считалки, загадки, пословицы и поговорки

7-8

Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…»

2

9

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

1

10-11

Сказка «У страха глаза велики»

2

12

Сказка «Лиса и тетерев»

1

13-14

Сказка «Лиса и журавль»

2

15-16

Сказка «Каша из топора»

2

17-18

Сказка «Гуси - лебеди»

2

19

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»

1

2

Люблю природу русскую. Осень (6 часов)
20 -21

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,
К.Бальмонт «Поспевает брусника…»,А.Плещеев «Осень
наступила…»

2

22- 23

А.Фет «Ласточки пропали…»,В.Берестов «Хитрые грибы». Осенние
листья

2

24

М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» 1

25
Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Осень.»
Русские писатели (12ч часов)
26
А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». Викторина по сказкам
поэта
27
Стихи А.С.Пушкина

1

28

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

29

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

30

Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина »

1

31

И.Крылов «Лебедь, рак и щука»

1

32

И.Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

33

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

1

34-35

Л.Н.Толстой «Филипок»

2

36

Л.Н.Толстой «Правда всего дороже» ,«Котенок»

1

37

Веселые стихи. Обобщающий урок по теме «Русские писатели»

1

1
1

О братьях наших меньших (7 часов)
38

1

39

Б.Заходер «Плачет киска…», И.Пивоварова «Жила была собака…»
В.Берестов «Кошкин щенок»
М.М.Пришвин «Ребята и утята». Домашние животные

40

Е.И.Чарушин «Страшный рассказ»

1

41

Б.С.Житков «Храбрый утенок»

1

42-43

В.В.Бианки «Сова». «Музыкант»

2

44

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Знакомство 1
с детскими журналами.

1

Из детских журналов (6часов)
45-46

Д.Хармс «Игра», «Вы знаете?..», «Веселые чижи»

2

47

Д.Хармс «Что это было?», «Очень- очень вкусный пирог»

1

48-49

Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»

2

50

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Проверка
техники чтения
Люблю природу русскую. Зима (7 часов)

1

50-52

Стихотворения о первом снеге. Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»,
С.Есенин«Поет зима– аукает…», «Береза»

3

53

Сказка «Два Мороза»

1

54

С.Михалков «Новогодняя быль»,

1

55-56

А.Барто «Дело было в январе». Обобщающий урок по теме «Люблю
природу русскую. Зима»

2

Писатели детям (13часов)
57

Писатели - детям. К.Чуковский «Путаница», К.Чуковский «Радость»

1

58-59

К.Чуковский «Федорино горе»

2

60

С.Я.Маршак «Кот и лодыри», «Дом, который построил Джек»

1

61

С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

1

62

С.В.Михалков «Мой щенок»

1

63

А.Л.Барто «Веревочка»

1

64

А.Л.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу…»

1

65

А.Л.Барто «Вовка- добрая душа»

1

66

Н.Н.Носов «Затейники»

1

67

Н.Н.Носов «Живая шляпа»

1

68-69

Н.Н.Носов «На горке». Обобщающий урок по теме «Писателидетям»
Я и мои друзья (8 часов)

2

70-71

Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах.

2

72

Н.Булгаков «Анна не грусти!»

1

73

Ю.И.Ермолаева «Два пирожных»

1

74

В.А.Осеева «Волшебное слово»

1

75

В.А.Осеева «Хорошее»

1

76-77

В.А.Осеева «Почему». Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья.»

2

Люблю природу русскую. Весна (5 часов)
78

Стихи Ф.И.Тютчева о весне

1

79

Стихотворения о весне А.Н.Плещеева, А. А Блока, С. Я. Маршака

1

80

И.А.Бунин «Матери», А.Н.Плещеев «О матерях», «В бурю»

1

81

Е.А.Благинина «Посидим в тишине», Э.Э.Мошковская «Я маму мою
обидел»

1

82

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Весна .»

1

И в шутку и всерьёз (9часов)
83

Б.В.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

1

84

Б.В.Заходер. песенка Винни-Пуха

1

85-86

Э.Н.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…»

2

87

В.Д.Берестов «Знакомый», «Кисточка»

1

88

И.П.Токмакова «Плим», «В чудной стране»

1

89

Г.Б.Остер «Будем знакомы»

1

90

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».

1

91

Обобщающий урок по теме «И в шутку и всерьез»

1

Литература зарубежных стран (11часов)
92

Американская и английская народные песенки.

1

93

Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети…»

1

94-95

Ш.Перро «Кот в сапогах »

2

96-97

Ш.Перро «Красная Шапочка»

2

98-99

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

2

100-101

Э.Хогарт «Мафин и паук»

2

102

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран», КВН
«Цветик- семицветик»

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».