ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии со следующими основными
федеральными нормативными документами:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального
общего образования);
5.
Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021
№64100);
6. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20);
7. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
8. Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
9. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
10. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
«О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом
определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших
школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и
социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях
общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции
общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонраственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно
связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа.
Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению
русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных
результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые
им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий.
На материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в
жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
—
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на
территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание
правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
—
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
—
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике,
морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в
речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексиче-ских, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
—
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и
дальнейшему успешному образованию.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В программе определяются цели изучения учебного предмета.
Планируемые результаты освоения младшими школьниками предмета «Русский язык»: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций
и особенностей преподавания русского языка в начальной школе. Предметные планируемые результаты освоения
программы даны для каждого года изучения предмета «Русский язык».
Программа устанавливает учебный материал, даёт примерный объём учебных часов для изучения разделов и тем
курса, а также рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного
содержания и учёте психологических и возрастных особенностей младших школьников.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников.
Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие
устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов
речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых
норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию
речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе- 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные
представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы
познания языка: наблюдение,
анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков,
твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’];
обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный
звук [и] (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости
согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный;
согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со
словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка),
пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного
перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью
толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных)
слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение
в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и
неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»),
употребление в речи
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в
устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки конца
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих жи,
ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1
классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие
орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и
самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
•
разделительный мягкий знак;
•
сочетания чт, щн, нч;
•
проверяемые безударные гласные в корне слова;
•
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
•
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические
названия;
•
раздельное написание предлогов с именами существительными
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условия ми устного общения для эффективного решения
коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.) Практическое овладение диалогической
формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и
групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и
вопросам.
Тема текста. Основная мысль Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность
частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной
следующие личностные новообразования:
школе у обучающегося будут сформированы
гражданско-патриотического воспитания:
—
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
—
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
—
уважение к своему и другим народам;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
—
признание индивидуальности каждого человека;
—
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
трудового воспитания:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
ценности научного познания:
—
первоначальные представления о научной картине мира;
—
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
—
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для
сравнения.
языковых единиц (грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять языковые единицы по определённому признаку;
—
характеризовать существенные признаки языковых единиц, определять существенный признак для
классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
—
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма
наблюдения;
—
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;
—
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи, формулировать запрос на
дополнительную информацию.
Базовые исследовательские действия:
—
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
—
формулировать на основе наблюдения выводы, сравнивать сделанные выводы с формулировками языковых
законов, правил;
—
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание
Работа с информацией:
—
выбирать нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; находить необходимую
информацию в словарях, справочниках;
—
распознавать достоверную и недостоверную информацию, обращаясь к словарям, справочникам, учебнику;
—
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова,
о синонимах слова в сети Интернет в условиях контролируемого входа;
—
анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
—
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать
схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные
действия.
Общение:
—
соблюдать правила участия в диалоге: слушать собеседника, задавать вопросы, корректно делать замечания,
приводить доказательства своей точки зрения;
—
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения.
Создание устных и письменных текстов:
—
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументировано
высказывать своё мнение;
—
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой
ситуацией;
—
готовить небольшие выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения,
выполненного мини исследования, проектного задания
Совместная деятельность:
—
принимать цель совместной деятельности на уроках «Русского языка», коллективно строить план действий по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
—
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
—
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
—
планировать действия по решению орфографической за дачи, при анализе языковых явлений, языковых единиц;
—
выстраивать последовательность выбранных действий
Самоконтроль:
—
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике,
использованию языковых единиц;
—
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и
пунктуационную ошибку;
—
устанавливать причины успеха/неудач при выполнении
орфографической задачи;
—
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
—
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по
предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
2КЛАСС.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
—
осознавать язык как основное средство общения;
—
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по
твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости;
—
определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги;
—
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
—
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
—
находить однокоренные слова;
—
выделять в слове корень (простые случаи);
—
выделять в слове окончание;
—
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по
учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
—
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
«что?»;
—
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
—
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»;
—
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
—
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
—
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные
гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные
(перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными,
разделительный мягкий знак;
—
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
—
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с
учётом изученных правил правописания;
—
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
—
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
—
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по
наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
—
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2
предложения);
—
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
—
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
—
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
—
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы;
—
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2КЛАСС (170 ЧАСОВ)
№
п/п
1.
2.
Тема,
раздел
курса
Общие сведения о
языке (1 ч, далее
продолжается
изучение во всех
разделах курса)
Программное содержание
Фонетика
и
графика (6 ч)
Повторение изученного в 1
классе: смыслоразличительная
функция звуков; различение
звуков и букв; различение
Язык как основное средство
человеческого
общения
и
явление
национальной
культуры.
Многообразие
языкового
пространства России и мира
(первоначальные
представления). Знакомство с
различными
методами
познания языка: наблюдение,
анализ.
Методы
и
формы
организации
обучения.
Характеристика деятельности обучающихся
Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения
людей и явление культуры» Учебный диалог «Как язык
помогает понять историю и культуру народа?»
Коллективное формулирование вывода о языке как
основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры.
Работа в парах: сформулировать суждение о красоте и
богатстве русского языка.
Обсуждение сведений о многообразии языков в Российской
Федерации.
Коллективное формулирование вывода о многообразии
языкового пространства России.
Диалог о том, как мы изучаем язык Формулирование
коллективного вывода: наблюдение и анализ — методы
изучения языка
Работа со схемой «Звуки русского языка»,
характеристика звуков речи с опорой на схему
Дидактическая
игра «Определи звук
по его
характеристике» Практическая работа, в ходе которой
ударных
и
безударных
гласных звуков, твёрдых и
мягких согласных звуков,
звонких и глухих согласных
звуков; шипящие согласные
звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’];
обозначение
на
письме
твёрдости
и
мягкости
согласных звуков, функции
букв е, ё, ю, я; согласный звук
[й’]и гласный звук [и]. Парные
и непарные по твёрдости —
мягкости согласные звуки
Парные и непарные по
звонкости
—
глухости
согласные звуки Качественная
характеристика звука: гласный
—
согласный;
гласный
ударный
—
безударный;
согласный твёрдый — мягкий,
парный — не парный;
согласный звонкий — глухой,
парный — непарный Функции
ь:
показатель
мягкости
предшествующего согласного
в конце и в середине слова;
разделительный.
Использование на письме
разделительных
ъ
и
ь
необходимо дать характеристику нескольким звукам
(гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие,
звонкие/глухие)
Игра соревнование «Приведи пример звука» (в
ходе игры необходимо приводить примеры
гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих
согласных; парных и непарных по твёрдости —
мягкости согласных звуков; парных и непарных по
звонкости
— глухости
согласных звуков)
Дифференцированное задание: классифицировать
звуки русского языка по значимым основаниям
Работа в парах: соотнесение звука (выбирая из ряда
предложенных) и его качественной характеристики
Комментированное
выполнение
задания:
группировка звуков по заданному основанию.
Работа с рисунками (ирис — ирис, замок — замок,
атлас
—
атлас):
наблюдение
за
смыслоразличительной
функцией
ударения
Обсуждение различия в значении слов
Самостоятельная работа: группировка слов по
заданному основанию (ударение на первом, втором
или третьем слоге) Наблюдение за языковым
материалом с целью определения функций ь:
показатель мягкости предшествующего согласного
в конце и в середине слова или разделительный
Практическая работа: характеристика функций ь
(раздели
тельный
и
показатель
мягкости
предшествующего согласного) в предложенных
Установление
соотношения
звукового
и
буквенного
состава в словах с буквами е,
ё, ю, я (в начале слова и после
гласных).
Деление слов на слоги
(в том числе при стечении
согласных).
Использование
знания алфавита при работе со
словарями
Использование
небуквенных
графических
средств:
пробела
между
словами,
знака
переноса,
абзаца
(красной
строки),
пунктуационных знаков (в
пределах изученного.
словах.
Работа с записями на доске: обобщение способов
обозначения на письме мягкости согласных звуков
Практическое задание: закрепление на письме
способов обозначения мягкости согласных звуков.
Учебный диалог о способах обозначения звука [й’]
Работа
с
таблицей:
определение
способа
обозначения звука [й’] в приведённых словах,
запись в нужную ячейку таблицы.
Наблюдение за языковым материалом: объяснение
различий в звукобуквенном составе слов с буквами
е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).
Заполнение таблицы: группировка слов с разным
соотношением
количества
звуков
и
букв
(количество звуков равно количеству букв,
количество звуков меньше количества букв,
количество звуков больше количества букв).
Учебный диалог, в ходе которого актуализируется
способ определения количества слогов в слове.
Работа в парах: выполнение задания на
систематизацию информации (записывать слова в
алфавитном
порядке)
Работа
в
группах:
выполнение практической задачи по поиску
предложенного набора слов в толковом словаре
(отрабатывается в том числе умение использовать
знание алфавита для ориентации в словаре).
Комментированное
выполнение
задания
«Правильно ли слова расположили по алфавиту»
(отрабатывается умение оценивать правильность
выполнения заданий).
3.
Орфоэпия
(изучается
во
всех
разделах
курса)
Произношение звуков и
сочетаний звуков, ударение
в словах.
в соответствии с нормами
современного
русского
литературного
языка
(на
ограниченном перечне слов,
отрабатываемом
в учебнике) Использование
отработанного перечня слов
(орфоэпического
словаря
учебника)
для
решения
практических задач.
4.
Лексика
ч)
Понимание
слова
как
единства
звучания
и
значения.
Лексическое значение слова
(общее
представление)
Выявление слов, значение
которых требует уточнения
Определение значения слова
по тексту или уточнение
значения
с
помощью
толкового
словаря.
Однозначные
и
многозначные
слова
(10
Наблюдение за местом ударения и произношением слов,
отрабатываемых в учебнике.
Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются
слова из орфоэпического словарика, к ним нужно
придумывать рифмы) Дидактическое упражнение:
придумать предложения с отрабатываемым
словом
из
орфоэпического
словарика
Практическая работа: поставить ударение в
словах из орфоэпического перечня, а потом
правильно их произнести. Творческая работа:
сочинить рассказ, включив в него все слова из
отрабатываемого в данном учебном году
орфоэпического перечня, а потом прочитать его
всему классу.
Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой
на рисунок и систему вопросов.
Дидактическая игра «Угадай, какое это слово» (в
ходе игры нужно опознавать слова по их лексическим
значениям) .
Работа в группах: наблюдение за значением слов в
тексте, установление значения слова, опираясь на текст.
Работа с записями на доске: нахождение ошибок в
объяснении лексического значения слов.
Практическая работа: выписать из толкового
словаря значение пяти слов, которые раньше не
знал(а) Работа в парах: один ученик читает значение
слова из толкового словаря в учебнике, второй
(простые
наблюдение)
случаи,
Наблюдение
использованием
в
синонимов, антонимов.
за
речи
отгадывает это слово, потом меняются ролями.
Творческое задание: составить кроссворд, часть слов
объяснить с помощью рисунков, часть слов с помощью
лексического значения слова.
Практическая работа: с опорой на толковый словарь
учебника определить, лексические значения каких слов
записаны.
Работа с рисунками, на которых изображены разные
значения слов, например, слов корень, иголки, кисть:
с опорой на рисунки объяснить значения
многозначных слов
Учебный диалог, в ходе которого высказываются
предположения о причинах появления нескольких
значений одного слова.
Работа
в
парах:
сопоставление
значений
многозначного слова.
Практическая работа: составление предложений с
использованием многозначных слов.
Самостоятельная работа: поиск в толковом словаре
учебника
многозначных
слов,
выписывание
словарной статьи в тетрадь.
Творческая работа: подобрать примеры предложений
к каждому из значений многозначного слова —
можно составлять свои предложения, можно искать в
книгах.
Наблюдение за сходством и различием значений
синонимов с опорой на лексическое значение и на
предложения, в которых они употреблены.
Учебный диалог, в ходе которого сравниваются слова
в синонимическом ряду и выявляются различия
между словами.
Упражнение, направленное на отработку умения
выбирать из пары синонимов тот, который более уместен
в заданном предложении, с комментированием выбора.
Работа в парах: поиск в тексте синонимов.
Дифференцированная
работа:
реконструкция
текста, связанная с выбором из ряда синонимов
наиболее подходящего для заполнения пропуска в
предложениях текста. Работа с рисунками:
развитие
умения
понимать
информацию,
представленную в виде рисунка, и соотносить её с
приведёнными словами — антонимами.
Наблюдение
за
словами,
имеющими
противоположное значение (антонимами) Анализ
лексического значения слов — антонимов.
Дидактическая
игра
«Назови
слово,
противоположное по значению»
Работа в парах: подбор антонимов к предложенным
словам Практическая работа: поиск в текстах
антонимов.
Работа
в
группах:
анализ
уместности
использования слов в предложениях, находить
случаи неудачного выбора слова.
6.
Состав
слова
(морфемика) (14
ч)
Корень как
часть слова.
обязательная
Однокоренные
(родственные)
слова
Наблюдение за языковым материалом и рисунками:
сопоставление значений нескольких родственных слов с
опорой на собственный речевой опыт и рисунки,
высказывание предположений о сходстве и различии в
Признаки
однокоренных
(родственных) слов.
Различение
однокоренных
слов
и
синонимов,
однокоренных слов и слов с
омонимичными
корнями
Выделение в словах корня
(простые случаи)
Окончание как изменяемая
часть
слова.
Изменение
формы слова с помощью
окончания.
Различение
изменяемых
и
неизменяемых слов.
значениях слов, выявление слова, с помощью которого
можно объяснить значение всех родственных слов
Объяснение учителем приёма развёрнутого толкования
слова как способа определения связи значений
родственных слов Работа с понятиями «корень»,
«однокоренные слова»: анализ предложенных в учебнике
определений.
Совместное составление алгоритма выделения корня
Использование составленного алгоритма при решении
практических
задач
по
выделению
корня
Самостоятельная
работа:
находить
среди
предложенного набора слов слова с заданным корнем.
Работа в парах: подбор родственных слов.
Анализ текста с установкой на поиск в нём родственных
слов.
Работа в группах: выполнение задания на обнаружение
«лишнего» слова в ряду предложенных (например,
синоним в группе родственных слов или слово с
омонимичным корнем в ряду родственных слов).
Дифференцированное
задание:
контролировать
правильность объединения родственных слов в группы
при работе с группами слов с омонимичными корнями.
Наблюдение за изменением формы слова.
Работа с текстом, в котором встречаются формы одного и
того же слова: поиск форм слова, сравнение форм слова,
выявление той части, которой отличаются формы слова
(изменяемой части слова).
Работа
с
понятием
«окончание»:
анализ
предложенного в учебнике определения.
Учебный диалог «Как различать разные слова и
формы одного и того же слова?»
Практическая
работа:
изменение
слова
по
предложенному в учебнике образцу, нахождение и
выделение в формах одного и того же слова окончания.
Работа в группе: выполнение задания «Помоги сверстнику
из другой страны, начавшему учить русский язык,
исправить ошибки» (ошибки связаны с тем, что слова стоят
в начальной форме).
Суффикс как часть слова
(наблюдение).
Приставка как часть слова
(наблюдение).
7.
Морфология (19
Имя
существительное
Работа с записями на доске: сопоставление
однокоренных слов и выявление различий между ними в
значении и в буквенной записи (среди родственных слов
есть несколько слов с суффиксами, например, это может
быть ряд гора, горка, горочка, горный, гористый)
Наблюдение за образованием слов с помощью
суффиксов, выделение суффиксов, с помощью которых
образованы слова, высказывание предположений о
значении суффиксов Работа в группах: поиск среди
предложенного набора слов с одинаковыми суффиксами.
Дифференцированное
задание:
наблюдение
за
синонимией суффиксов.
Наблюдение за образованием слов с помощью
приставок, выделение приставок, с помощью которых
образованы слова, высказывание предположений о
значении приставок.
Работа с таблицей: подбор примеров слов с указанными
в таблице суффиксами и приставками.
Наблюдение за предложенным набором слов: что
ч)
(ознакомление):
общее
значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в
речи.
Глагол
(ознакомление):
общее значение, вопросы
(«что
делать?»,
«что
сделать?»
и
др.
),
употребление в речи
обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование
вывода, введение понятия «имя существительное».
Работа в парах: распределение имён существительных на
две группы в зависимости от того, на какой вопрос
отвечают:
«что?» или «кто?»
Наблюдение
за
лексическим
значением
имён
существительных.
Упражнение: находить в тексте слова по заданным
основаниям (например, слова, называющие явления
природы, черты характера и т. д.).
Дифференцированное задание: выявление общего
признака группы слов.
Практическая работа: различение (по значению и
вопросам) одушевлённых и неодушевлённых
имён существительных Работа в группах:
группировка имён существительных по заданным
основаниям
Наблюдение за предложенным набором слов: что
обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование
вывода, введение понятия «глагол».
Упражнение: распределение глаголов на две группы в
зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что
делать?» или «что сделать?».
Наблюдение за лексическим значением глаголов
Дифференцированное задание: группировка глаголов в
зависимости от того, называют они движение или чувства.
Практическая работа: выписать из набора слов только
глаголы Работа в парах: нахождение в тексте глаголов.
10. Синтаксис (8 ч)
Имя
прилагательное
(ознакомление):
общее
значение,
вопросы
(«какой?», «какая?»,
«какое?»,
«какие?»),
употребление в речи.
Наблюдение за предложенным набором слов: что
обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование
вывода, введение понятия «имя прилагательное».
Работа в парах: распределение имён прилагательных на
три группы в зависимости от того, на какой вопрос
отвечают:
«какой?», «какое?», «какая?»
Наблюдение
за
лексическим
значением
имён
прилагательных.
Дифференцированное
задание:
выявление
общего
признака
группы
имён
прилагательных.
Практическая работа: выписывание из текста имён
прилагательных.
Предлог. Отличие предлогов
от
приставок.
Наиболее
распространённые предлоги:
в, на, из, без, над, до, у, о, об
и др
Учебный диалог «Чем похожи и чем различаются
предлоги и приставки?»
Совместное
составление
алгоритма
различения
приставок и предлогов.
Списывание предложений с раскрытием скобок на
основе применения алгоритма различения предлогов и
приставок.
Творческая
работа:
составление
предложений, в которых есть одинаково звучащие
предлоги и приставки.
Порядок слов в предложе нии;
связь слов в предложении
(повторение)
Предложение
как
единица
языка
Предложение и слово.
Обсуждение проблемного вопроса «Чем различаются
предложение и „не предложение“?»
Наблюдение за связью слов в предложении.
Упражнение: запись предложений с употреблением
слов в предложениях в нужной форме (с опорой на
Отличие предложения от
слова.
Наблюдение
за
выделением в устной речи
одного из слов предложения
(логическое ударение)
Виды предложений по цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные,
побуди
тельные предложения Виды
предложений
по
эмоциональной окраске (по
интонации): восклицательные
и
невосклицательные
предложения.
12. Орфография
пунктуация
и
Повторение
правил
правописания, изученных в 1
классе: прописная буква в
собственный речевой опыт)
Работа в парах: составление предложений из набора слов.
Работа с рисунками и подписями к рисункам
(предложения отличаются по цели высказывания,
например, «Снег идёт Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение
ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование
вывода о целях, с которыми произносятся предложения.
Учебный диалог «Как соотносятся знаки препинания в
конце предложения с целевой установкой предложения?»
Составление таблицы «Виды предложений по цели
высказывания», подбор примеров.
Работа с рисунками и подписями к рисункам
(предложения отличаются по эмоциональной окраске,
например, «Ланды ши расцвели Ландыши расцвели!»):
сравнение ситуаций, изображённых на рисунках,
наблюдение
за
интонационным
оформлением
предложений.
Работа
в
парах:
сопоставление
предложений,
отличающихся по эмоциональной окраске, произношение
предложений
с соответствующей интонацией
Практическая работа: выбирать из текста предложения по
заданным признакам.
Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка
действий при списывании?»
(50 ч)
начале предложения и в
именах собственных (имена,
фамилии, клички.
животных);
знаки
конца
предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта
морфемного членения слова);
гласные после шипящих жи,
ши
(в
положении
под
ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн .
Формирование
орфографической
зоркости:
осознание места возможного
возникновения
орфографической
ошибки
Понятие
орфограммы
Использование
различных
способов
решения
орфографической задачи в
зависимости
от
места
орфограммы
в
слове
Использование
орфографического
словаря
учебника.
для определения (уточнения)
написания слова Контроль и
самоконтроль при проверке
собственных и предложенных
Комментированное письмо: объяснение различия в
звукобуквенном составе записываемых слов.
Упражнения на закрепление правила написания
сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн
Взаимопроверка.
Осуществление
самоконтроля
использования правила.
Наблюдение
за
языковым
материалом:
формулирование на основе анализа предложенного
материала ответа на вопрос, связанный с правилом
переноса слов, уточнение правила переноса слов
(буквы й, ь, ъ)
Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены
по слогам, в другом столбце эти же слова разделены
для переноса): сопоставление различия деления слов на
слоги и для переноса, объяснение разницы.
Практическая работа: запись слов с делением для
переноса, осуществление самоконтроля при делении
слов для переноса.
Дифференцированное задание: нахождение слов по
заданному основанию (слова, которые нельзя
перенести)
Работа в парах: объяснять допущенные ошибки в
делении слов для переноса.
Самоконтроль: проверка своих письменных работ по
другим предметам с целью исправления возможных
ошибок на применение правила переноса слов.
Практическая работа: запись предложений с
использованием правила написания собственных имён
текстов.
Ознакомление с правила ми
правописания
и
их
применение:
•
разделительный мягкий
знак;
•
сочетания чт, щн, нч;
•
проверяемые
безударные гласные в корне
слова;
•
парные звонкие и глухие
согласные в корне слова;
•
непроверяемые гласные
и согласные (перечень слов в
орфографическом
словаре
учебника);
•
прописная буква в
именах собственных: имена,
фамилии, отчества людей,
клички
животных,
географические названия;
•
раздельное написание
предлогов
с
именами
существительными.
существительных Работа в парах: ответы на вопросы, в
которых обязательно нужно будет применить правило
написания собственных имён существительных.
Творческое задание: написать текст, в котором
встретится не менее шести имён собственных
Наблюдение за языковым материалом (слова с
безударными гласными в корне слова или слова с
парными по звонкости — глухости согласными на
конце слова): знакомство с понятием «орфограмма».
Обсуждение особенностей обозначения буквами
проверяемых безударных гласных в корне слова в
процессе сравнения написания ударных и безударных
гласных в однокоренных словах
Учебный диалог «Как планировать порядок действий
при выявлении места возможной орфографической
ошибки»
Совместная
разработка
алгоритма
применения орфограммы.
«Проверяемые безударные гласные в корне слова»
Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы
«Проверяемые безударные гласные в корне слова»
Работа в парах: выявление в ряду родственных слов
нескольких проверочных слов.
Дифференцированное задание: нахождение ошибок в
подборе проверочных слов к словам с орфограммой
«Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Объяснение учащимися собственных действий при
подборе проверочных слов и указание на тип
орфограммы.
Работа в парах: аргументировать написание в тексте
слов с изученными орфограммами.
Комментированное письмо при записи слов под
диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых
орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм
Самостоятельная работа: находить и фиксировать
(графически обозначать) орфограммы.
13.
Развитие речи
(30 ч)
Выбор языковых средств в
соответствии с целями и
условиями устного общения
для эффективного решения
коммуникативной задачи (для
ответа на заданный вопрос,
для выражения собственного
мнения)
Овладение
основными
умениями
ведения разговора (начать,
поддержать,
закончить
разговор, привлечь внимание
и т п ) Практическое
овладение
диалогической
формой речи Соблюдение
норм речевого этикета и
орфоэпических
норм
в
ситуациях
учебного
и
бытового общения
Умение договариваться и
Учебный диалог, в ходе которого учащиеся учатся
определять особенности ситуации общения: цели, задачи,
состав участников, место, время, средства коммуникации
Обобщение результатов диалога: сообщение учителя о
том, что в ситуации общения важно удерживать цель
общения, учитывать, с кем и где происходит общение,
поскольку от этих особенностей ситуации зависит выбор
языковых средств Комментированный устный выбор
правильной реплики из нескольких предложенных,
обоснование целесообразности выбора языковых средств,
соответствующих цели и условиям общения
Ролевые игры, разыгрывание сценок для отработки
умений ведения разговора: начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т п
Творческое задание: создание собственных диалогов в
ситуациях необходимости начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т п
Наблюдение за нормами речевого этикета
Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных
выражений
Самонаблюдение с целью оценить собственную речевую
приходить
к
общему
решению в совместной
деятельности
при
проведении
парной
и
групповой работы.
Составление устного рассказа
по репродукции картины.
Составление
устного рассказа по личным
наблюдениям и вопросам
культуру во время повседневного общения
Работа
в
группе:
анализировать
уместность
использования
средств общения в предложенных речевых ситуациях
Упражнение: нахождение в предложенных текстах
ошибок, связанных с правилами общения, нормам
речевого этикета, исправление найденных ошибок
Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры связана с
оцениванием правильности выбора языковых и
неязыковых средств устного общения на уроке и на
переменах.
Творческое задание: создать плакат с правилами
участия
в диалоге (умение слышать, точно реагировать на
реплики, поддерживать разговор, приводить доводы)
Речевой тренинг: при разыгрывании ситуаций
анализировать собственную успешность участия в
диалоге, успешность участия в нём другой стороны.
Работа с репродукциями картин, рассматривание, анализ
собственного эмоционального отклика на картину, ответы
на
поставленные вопросы Составление устного рассказа по
картине с опорой на вопросы / с опорой на ключевые слова
/
самостоятельно.
Экскурсия в художественный музей (при наличии в месте
проживания)
или
виртуальная
экскурсия
по
Текст
Признаки
текста:
смысловое
единство
предложений
в
тексте;
последовательность
предложений
в
тексте;
выражение
в
тексте
законченной мысли Тема
текста
Основная
мысль
Заглавие
текста
Подбор
заголовков к предложенным
текстам. Последовательность
частей
текста
(абзацев)
Корректирование текстов с
художественному
музею Выбор картины, которая произвела наибольшее
впечатление во время экскурсии Устный рассказ об этой
картине.
Проектное задание «Готовим виртуальную экскурсию по
залам Третьяковской галереи»: каждый ученик в классе
выбирает одну картину и готовит о ней рассказ, все
рассказы соединяются в целостную экскурсию.
Проект «Выставка одной картины»: каждую неделю в
классе проводится выставка одной картины, картины по
очереди подбирают учащиеся класса и готовят устный
рассказ о выбранной картине.
Экскурсия, по результатам которой составляется устный
рассказ по личным наблюдениям во время экскурсии или
по вопросам педагога.
Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение,
текст», выявление в ходе диалога сходства и различия
Наблюдение за языковым материалом: несколько
примеров текстов и «не текстов» (нарушена
последовательность
предложений / несколько предложений, которые не
связаны единой темой / несколько предложений об одном
и том же, но не выражающих мысль), сравнение,
выявление признаков текста: смысловое единство
предложений в тексте; последовательность предложений в
тексте; выражение
в тексте законченной мысли
Работа в парах: различение текста и «не текста»,
нарушенным
порядком
предложений и абзацев.
Типы
текстов:
описание,
повествование, рассуждение, их
особенности
(первичное
ознакомление)
Знакомство
с
жанром
поздравления
Понимание текста: развитие
умения
формулировать
простые выводы на основе
информации, содержащейся в
тексте.
Выразительное чтение текста
вслух
с
соблюдением
правильной интонации
Подробное
изложение
повествовательного
текста
объёмом 30—45 слов с
опорой на вопросы.
аргументация своей точки зрения
Наблюдение за способами связи предложений в тексте,
высказывание предположений о способах связи
предложений в тексте
Наблюдение за последовательностью предложений в
тексте
Самостоятельная
работа:
восстановление
деформированного текста — необходимо определить
правильный порядок предложений в тексте.
Практическая работа: формулирование основной мысли
предложенных текстов.
Наблюдение за структурой текста, знакомство с абзацем
как
структурным компонентом текста, формулирование
выводов
о том, что в абзаце содержится микротема.
Совместная работа: определение последовательности
абзацев
в тексте с нарушенным порядком следования абзацев
Индивидуальная работа: определение порядка следования
абзацев.
Дифференцированное задание: выделение абзацев в
тексте,
в котором абзацы не выделены
Обсуждение: как связана основная мысль текста с
содержанием каждого абзаца.
Практическая работа: формулирование основной мысли
текста и основной мысли каждого абзаца; преобразование
основной мысли в предложение
Комментированное выполнение задания: подбор заголовка
К тексту с обязательной аргументацией
Работа в группе: подбор различных заголовков к одному
Тексту.
Практическая
работа:
установление
соответствия/несоответствия
заголовка
и
текста,
аргументация своей точки зрения.
Творческая работа: составление текста по заданным
характеристикам — названию, количеству абзацев
микротемам каждого абзаца
Практическая работа: восстановление нарушенной
последовательности абзацев, запись исправленного текста.
Учебный диалог «Какие могут быть цели при создании
текстов?», высказывание учащимися предположений о
целях создания текста.
Наблюдение за особенностями текста описания,
устанавливать его особенности, нахождение в тексте
средств создания описания.
Обсуждение
различных
текстовописаний
(художественных, научных
описаний): выявление
сходства и различий Наблюдение за текстомповествованием и установление его особенности.
Работа в группах: сравнение текстовповествований с
текста миописаниями
Наблюдение за текстомрассуждением, установление его
особенностей.
Учебный диалог «Что важно для составления текстарассуж дения?»
Обсуждение особенностей жанра поздравления в ходе
анализа предложенных примеров поздравлений, анализ
структуры текстовпоздравлений.
Творческое задание: создание текста поздравительной
открытки (выбор повода для поздравления определяется
самими учащимися)
Коллективный анализ содержания текста, который
предложен как основа для изложения (повествовательный
текст объёмом 30—45 слов) Устные ответы на
поставленные к тексту вопросы Устный пересказ текста с
опорой на вопросы. Письменное подробное изложение
содержания текста
с опорой на вопросы Самопроверка с возможностью
корректировки пересказа.
Резерв — 32 ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Кол-во
Дата
п/п
час
Наша речь (4 часа)
1
Знакомство с учебником. Какая бывает речь?
1
2
Что можно узнать о человеке по речи?
1
3
Как отличить диалог от монолога?
1
4
Проверка знаний тема «Наша речь»
1
Текст (5 часов)
5
Что такое текст?
1
6
Что такое тема и главная мысль теста?
1
7
Текст и его части
1
8
Диктант «На даче» по теме: «Наша речь. Текст»
1
9
Анализ диктанта. Слова с ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ
1
Предложение (12 часов)
10
Предложение.
1
11
Как составить из слов предложение?
1
12
Контрольное списывание по теме: «Предложение»
1
13
Анализ контрольного списывания. Главные члены предложения.
1
14
Что такое второстепенные члены предложения?
1
15
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
1
По плану
По факту
16
Распространенные и нераспространенные предложения
1
17
Как установить связь слов предложении?
1
18
Контрольный диктант «Пушок» по теме: «Предложение»
1
19
Анализ диктанта. Предложение
1
20
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. И.С.
1
Остроухова «Золотая осень»
21
Анализ сочинения. Предложение.
1
Слова, слова, слова (22часа)
22
Лексическое значение слова.
1
23
Что такое лексическое значение слова?
1
24
Однозначные и многозначные слова.
1
25
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
1
26
Что такое синонимы?
1
27
Что такое антонимы?
1
28
Что такое антонимы?
1
29
Контрольный диктант «Осенний лес» по теме «Значение слова»
1
30
Анализ диктанта. Слова.
1
31
Что такое родственные слова?
1
32
Что такое родственные слова?
1
33
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
1
34
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
1
35
Какие бывают слоги?
1
36
Как определить ударный слог?
1
37
Как определить ударный слог?
1
38
Как переносить слова с одной строки на другую?
1
39
Как переносить слова с одной строки на другую?
1
40
Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок.
1
41
Анализ сочинения. Проверить знание по теме «Слова»
1
42
Проверочная работа на тему «Слово»
1
43
Правила переноса слов
1
Звуки и буквы в речи (34 часа)
44
Как различить звуки и буквы?
1
45
Как используем алфавит?
1
46
Как используем алфавит?
1
47
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
1
48
Как определить гласные звуки?
1
49
Контрольный диктант «Друзья» по теме: «Звуки и буквы»
1
50
Анализ диктанта. Заглавная буква
1
51
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1
52
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1
53
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1
54
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1
55
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
1
56
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком
1
в корне.
57
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком
1
в корне.
58
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком
1
в корне.
59
Развитие речи. Обучающее сочинение
1
С.А.Тутунов «Зима пришла. Детство»
60
Анализ сочинения. Правописание слов с безударным гласным звуком в
1
корне.
61
Диктант «В роще» по теме: «Безударные гласные»
1
62
Анализ диктанта. Как проверить безударную гласную в словах?
1
63
Согласный звук [й] и буква и краткое.
1
64
Согласный звук [й] и буква и краткое.
1
65
Слова с удвоенными согласными.
1
66
Развитие речи
1
67
Гласные и согласные звуки.
1
68
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие.
1
69
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие.
1
70
Как обозначить мягкостью согласного на письме
1
71
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими
1
согласными.
72
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими
1
согласными.
73
Контрольный диктант «Снежок» по теме « Согласные звуки и
1
буквы»
74
Анализ диктанта. Мягкий знак
1
75
Проверочная работа по теме «Согласные звуки и буквы»
1
76
Наши проекты. Пишем письмо.
1
77
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, ЧН, НЧ
1
78
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, ЧН, НЧ
1
79
Развитие речи. Обучающее изложение
1
80
Анализ изложения. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»
1
81
Контрольный диктант «В лесу» по теме:
1
« Твёрдые и мягкие согласные»
82
Анализ диктанта. Закрепление знаний.
1
83
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.
1
84
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.
1
85
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя.
1
86
Как отличать звонкие согласные звуки от глухих?
1
87
Как отличать звонкие согласные звуки от глухих?
1
88
Проверка парных согласных в корне слова.
1
89
Проверка парных согласных в корне слова.
1
90
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных
1
согласных
91
Проверка парных согласных.
1
Изложение повествовательного текста.
92
Анализ изложения. Правописание парных согласных на конце слова.
1
93
Правописание парных согласных на конце слова.
1
94
Правописание парных согласных на конце слова.
1
95
Правописание парных согласных на конце слова.
1
96
Проверка знаний по теме: «Правописание парных согласных в конце
1
слова»
97
Диктант «Зяблик» по теме: «Правописание парных согласных в
1
конце слова»
98
Анализ диктанта. Обобщение изученного материала.
1
99
Написание слов с разделительным мягким знаком
1
100
Написание слов с разделительным мягким знаком
1
101
Написание слов с разделительным мягким знаком
1
102
Контрольное списывание Кораблик» по теме: «Разделительный
1
мягкий знак»
103
Анализ списывания. Упражнения в написании слов с разделительным
1
мягким знаком.
104
Обучающее сочинение «Зимние забавы»
1
105
Анализ сочинения. Обобщение изученного материала.
1
106
Закрепление изученного материала. Разделительный мягкий знак.
1
Части речи (48часов)
107
Что такое части речи?
1
108
Что такое части речи?
1
109
Что такое имя существительное?
1
110
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
1
111
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание
1
собственных имен существительных.
112
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная
1
буква в именах, отчествах и фамилиях людей.
113
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная
1
буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.
114
Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи.
1
115
Заглавная буква в географических названиях.
1
116
Изложение по вопросам с дополнением текста «Люлька»
1
117
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы
1
118
Диктант «Главный город» по теме «Большая буква в именах
1
существительных»
119
Анализ диктанта. Большая буква в различных формах
1
существительных.
120
Единственное и множественное число имен существительных.
1
121
Единственное и множественное число имен существительных.
1
122
Единственное и множественное число имен существительных.
1
123
Развитие речи. Обучающее изложение
1
124
Анализ изложения. Имена существительные.
1
125
Что такое глагол?
1
126
Что такое глагол?
1
127
Что такое глагол?
1
128
Единственное и множественное число глаголов.
1
129
Единственное и множественное число глаголов.
1
130
Правописание частицы НЕ с глаголами.
1
131
Правописание частицы НЕ с глаголами.
1
132
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»
1
133
Что такое текст-повествование?
1
134
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»
1
135
Что такое имя прилагательное?
1
136- Связь имени прилагательного с именем существительным.
2
137
138
Прилагательные, близкие и противоположные по значению.
1
139
Единственное и множественное число имен прилагательных.
1
140
Что такое текст- описание?
1
141
Закрепление изученного материала. Имя прилагательное.
1
142
Общее понятие о предлоге.
1
143
Раздельное написание предлогов со словами.
1
144
Восстановление предложений.
1
145
Проверка знаний. Предлоги.
1
146
Диктант «Дети в лесу» по теме: «Предлог»
1
147
Анализ диктанта. Части речи
1
148
Что такое местоимение?
1
149
Что такое местоимение?
1
150
Что такое текст- рассуждение?
1
151
Проверка знаний
1
152
Контрольный диктант «Гроза» по теме: «Части речи»
1
153
Анализ диктанта. Повторение. Части речи.
1
Повторение (16 часов)
154
Повторение по теме: «Текст»
1
155
Развитие речи. Сочинение по картине И.И Шишкина
1
156
Анализ сочинения. Повторение по теме «Предложение»
1
157
Повторение по теме «Предложение»
1
158
Повторение по теме «Слово и его значение»
1
159
Повторение по теме «Части речи»
1
160
Повторение по теме «Части речи»
1
161
Повторение по теме «Звуки и буквы»
1
162
Повторение по теме: «Правила правописания»
1
164
Контрольное списывание «Родина» по теме «Правила
1
правописания»
165
Анализ списывания. Повторение и закрепление изученного материала
1
166
Повторение и закрепление изученного материала
1
167
Итоговый контрольный диктант
1
168
Анализ диктанта. Обобщение знаний по курсу за 2 класс
1
169
Повторение и закрепление Игра «Что? Где? Когда?»
1
170
Повторение и закрепление изученного материала
1