ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами: 1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования); 3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального общего образования); 5. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100); 6. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20); 7. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21); 8. Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); 9. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20) 10. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г. 11. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонраственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета. В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий. На материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; — овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; — овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексиче-ских, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; — развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА В программе определяются цели изучения учебного предмета. Планируемые результаты освоения младшими школьниками предмета «Русский язык»: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка в начальной школе. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года изучения предмета «Русский язык». Программа устанавливает учебный материал, даёт примерный объём учебных часов для изучения разделов и тем курса, а также рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей младших школьников. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе- 170 ч. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 2 КЛАСС Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова. Использование на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки конца предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: • разделительный мягкий знак; • сочетания чт, щн, нч; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); • прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; • раздельное написание предлогов с именами существительными Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условия ми устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.) Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Тема текста. Основная мысль Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной следующие личностные новообразования: школе у обучающегося будут сформированы гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения. языковых единиц (грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять языковые единицы по определённому признаку; — характеризовать существенные признаки языковых единиц, определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; — анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи, формулировать запрос на дополнительную информацию. Базовые исследовательские действия: — формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — формулировать на основе наблюдения выводы, сравнивать сделанные выводы с формулировками языковых законов, правил; — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание Работа с информацией: — выбирать нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; находить необходимую информацию в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию, обращаясь к словарям, справочникам, учебнику; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова в сети Интернет в условиях контролируемого входа; — анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: — соблюдать правила участия в диалоге: слушать собеседника, задавать вопросы, корректно делать замечания, приводить доказательства своей точки зрения; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения. Создание устных и письменных текстов: — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини исследования, проектного задания Совместная деятельность: — принимать цель совместной деятельности на уроках «Русского языка», коллективно строить план действий по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению орфографической за дачи, при анализе языковых явлений, языковых единиц; — выстраивать последовательность выбранных действий Самоконтроль: — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; — устанавливать причины успеха/неудач при выполнении орфографической задачи; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 2КЛАСС. К концу обучения во втором классе обучающийся научится: — осознавать язык как основное средство общения; — характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости; — определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); делить слово на слоги; — устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я; — обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; — находить однокоренные слова; — выделять в слове корень (простые случаи); — выделять в слове окончание; — выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); — распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; — распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.; — распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; — определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; — находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; — применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; — правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; — писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания; — находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; — строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; — формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения); — составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; — определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; — составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; — писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы; — объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2КЛАСС (170 ЧАСОВ) № п/п 1. 2. Тема, раздел курса Общие сведения о языке (1 ч, далее продолжается изучение во всех разделах курса) Программное содержание Фонетика и графика (6 ч) Повторение изученного в 1 классе: смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления). Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ. Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и явление культуры» Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?» Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры. Работа в парах: сформулировать суждение о красоте и богатстве русского языка. Обсуждение сведений о многообразии языков в Российской Федерации. Коллективное формулирование вывода о многообразии языкового пространства России. Диалог о том, как мы изучаем язык Формулирование коллективного вывода: наблюдение и анализ — методы изучения языка Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему Дидактическая игра «Определи звук по его характеристике» Практическая работа, в ходе которой ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’]и гласный звук [и]. Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — не парный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие) Игра соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры необходимо приводить примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков) Дифференцированное задание: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям Работа в парах: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному основанию. Работа с рисунками (ирис — ирис, замок — замок, атлас — атлас): наблюдение за смыслоразличительной функцией ударения Обсуждение различия в значении слов Самостоятельная работа: группировка слов по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге) Наблюдение за языковым материалом с целью определения функций ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова или разделительный Практическая работа: характеристика функций ь (раздели тельный и показатель мягкости предшествующего согласного) в предложенных Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного. словах. Работа с записями на доске: обобщение способов обозначения на письме мягкости согласных звуков Практическое задание: закрепление на письме способов обозначения мягкости согласных звуков. Учебный диалог о способах обозначения звука [й’] Работа с таблицей: определение способа обозначения звука [й’] в приведённых словах, запись в нужную ячейку таблицы. Наблюдение за языковым материалом: объяснение различий в звукобуквенном составе слов с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Заполнение таблицы: группировка слов с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв). Учебный диалог, в ходе которого актуализируется способ определения количества слогов в слове. Работа в парах: выполнение задания на систематизацию информации (записывать слова в алфавитном порядке) Работа в группах: выполнение практической задачи по поиску предложенного набора слов в толковом словаре (отрабатывается в том числе умение использовать знание алфавита для ориентации в словаре). Комментированное выполнение задания «Правильно ли слова расположили по алфавиту» (отрабатывается умение оценивать правильность выполнения заданий). 3. Орфоэпия (изучается во всех разделах курса) Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах. в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике) Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. 4. Лексика ч) Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление) Выявление слов, значение которых требует уточнения Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (10 Наблюдение за местом ударения и произношением слов, отрабатываемых в учебнике. Дидактическая игра «Придумай рифму» (предлагаются слова из орфоэпического словарика, к ним нужно придумывать рифмы) Дидактическое упражнение: придумать предложения с отрабатываемым словом из орфоэпического словарика Практическая работа: поставить ударение в словах из орфоэпического перечня, а потом правильно их произнести. Творческая работа: сочинить рассказ, включив в него все слова из отрабатываемого в данном учебном году орфоэпического перечня, а потом прочитать его всему классу. Работа с рисунками: объяснять значение слова с опорой на рисунок и систему вопросов. Дидактическая игра «Угадай, какое это слово» (в ходе игры нужно опознавать слова по их лексическим значениям) . Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова, опираясь на текст. Работа с записями на доске: нахождение ошибок в объяснении лексического значения слов. Практическая работа: выписать из толкового словаря значение пяти слов, которые раньше не знал(а) Работа в парах: один ученик читает значение слова из толкового словаря в учебнике, второй (простые наблюдение) случаи, Наблюдение использованием в синонимов, антонимов. за речи отгадывает это слово, потом меняются ролями. Творческое задание: составить кроссворд, часть слов объяснить с помощью рисунков, часть слов с помощью лексического значения слова. Практическая работа: с опорой на толковый словарь учебника определить, лексические значения каких слов записаны. Работа с рисунками, на которых изображены разные значения слов, например, слов корень, иголки, кисть: с опорой на рисунки объяснить значения многозначных слов Учебный диалог, в ходе которого высказываются предположения о причинах появления нескольких значений одного слова. Работа в парах: сопоставление значений многозначного слова. Практическая работа: составление предложений с использованием многозначных слов. Самостоятельная работа: поиск в толковом словаре учебника многозначных слов, выписывание словарной статьи в тетрадь. Творческая работа: подобрать примеры предложений к каждому из значений многозначного слова — можно составлять свои предложения, можно искать в книгах. Наблюдение за сходством и различием значений синонимов с опорой на лексическое значение и на предложения, в которых они употреблены. Учебный диалог, в ходе которого сравниваются слова в синонимическом ряду и выявляются различия между словами. Упражнение, направленное на отработку умения выбирать из пары синонимов тот, который более уместен в заданном предложении, с комментированием выбора. Работа в парах: поиск в тексте синонимов. Дифференцированная работа: реконструкция текста, связанная с выбором из ряда синонимов наиболее подходящего для заполнения пропуска в предложениях текста. Работа с рисунками: развитие умения понимать информацию, представленную в виде рисунка, и соотносить её с приведёнными словами — антонимами. Наблюдение за словами, имеющими противоположное значение (антонимами) Анализ лексического значения слов — антонимов. Дидактическая игра «Назови слово, противоположное по значению» Работа в парах: подбор антонимов к предложенным словам Практическая работа: поиск в текстах антонимов. Работа в группах: анализ уместности использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова. 6. Состав слова (морфемика) (14 ч) Корень как часть слова. обязательная Однокоренные (родственные) слова Наблюдение за языковым материалом и рисунками: сопоставление значений нескольких родственных слов с опорой на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание предположений о сходстве и различии в Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями Выделение в словах корня (простые случаи) Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. значениях слов, выявление слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов Объяснение учителем приёма развёрнутого толкования слова как способа определения связи значений родственных слов Работа с понятиями «корень», «однокоренные слова»: анализ предложенных в учебнике определений. Совместное составление алгоритма выделения корня Использование составленного алгоритма при решении практических задач по выделению корня Самостоятельная работа: находить среди предложенного набора слов слова с заданным корнем. Работа в парах: подбор родственных слов. Анализ текста с установкой на поиск в нём родственных слов. Работа в группах: выполнение задания на обнаружение «лишнего» слова в ряду предложенных (например, синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Дифференцированное задание: контролировать правильность объединения родственных слов в группы при работе с группами слов с омонимичными корнями. Наблюдение за изменением формы слова. Работа с текстом, в котором встречаются формы одного и того же слова: поиск форм слова, сравнение форм слова, выявление той части, которой отличаются формы слова (изменяемой части слова). Работа с понятием «окончание»: анализ предложенного в учебнике определения. Учебный диалог «Как различать разные слова и формы одного и того же слова?» Практическая работа: изменение слова по предложенному в учебнике образцу, нахождение и выделение в формах одного и того же слова окончания. Работа в группе: выполнение задания «Помоги сверстнику из другой страны, начавшему учить русский язык, исправить ошибки» (ошибки связаны с тем, что слова стоят в начальной форме). Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). 7. Морфология (19 Имя существительное Работа с записями на доске: сопоставление однокоренных слов и выявление различий между ними в значении и в буквенной записи (среди родственных слов есть несколько слов с суффиксами, например, это может быть ряд гора, горка, горочка, горный, гористый) Наблюдение за образованием слов с помощью суффиксов, выделение суффиксов, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении суффиксов Работа в группах: поиск среди предложенного набора слов с одинаковыми суффиксами. Дифференцированное задание: наблюдение за синонимией суффиксов. Наблюдение за образованием слов с помощью приставок, выделение приставок, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении приставок. Работа с таблицей: подбор примеров слов с указанными в таблице суффиксами и приставками. Наблюдение за предложенным набором слов: что ч) (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др. ), употребление в речи обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное». Работа в парах: распределение имён существительных на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что?» или «кто?» Наблюдение за лексическим значением имён существительных. Упражнение: находить в тексте слова по заданным основаниям (например, слова, называющие явления природы, черты характера и т. д.). Дифференцированное задание: выявление общего признака группы слов. Практическая работа: различение (по значению и вопросам) одушевлённых и неодушевлённых имён существительных Работа в группах: группировка имён существительных по заданным основаниям Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «глагол». Упражнение: распределение глаголов на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что делать?» или «что сделать?». Наблюдение за лексическим значением глаголов Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства. Практическая работа: выписать из набора слов только глаголы Работа в парах: нахождение в тексте глаголов. 10. Синтаксис (8 ч) Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное». Работа в парах: распределение имён прилагательных на три группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «какой?», «какое?», «какая?» Наблюдение за лексическим значением имён прилагательных. Дифференцированное задание: выявление общего признака группы имён прилагательных. Практическая работа: выписывание из текста имён прилагательных. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др Учебный диалог «Чем похожи и чем различаются предлоги и приставки?» Совместное составление алгоритма различения приставок и предлогов. Списывание предложений с раскрытием скобок на основе применения алгоритма различения предлогов и приставок. Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки. Порядок слов в предложе нии; связь слов в предложении (повторение) Предложение как единица языка Предложение и слово. Обсуждение проблемного вопроса «Чем различаются предложение и „не предложение“?» Наблюдение за связью слов в предложении. Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побуди тельные предложения Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. 12. Орфография пунктуация и Повторение правил правописания, изученных в 1 классе: прописная буква в собственный речевой опыт) Работа в парах: составление предложений из набора слов. Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения отличаются по цели высказывания, например, «Снег идёт Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения. Учебный диалог «Как соотносятся знаки препинания в конце предложения с целевой установкой предложения?» Составление таблицы «Виды предложений по цели высказывания», подбор примеров. Работа с рисунками и подписями к рисункам (предложения отличаются по эмоциональной окраске, например, «Ланды ши расцвели Ландыши расцвели!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунках, наблюдение за интонационным оформлением предложений. Работа в парах: сопоставление предложений, отличающихся по эмоциональной окраске, произношение предложений с соответствующей интонацией Практическая работа: выбирать из текста предложения по заданным признакам. Учебный диалог «Как использовать алгоритм порядка действий при списывании?» (50 ч) начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички. животных); знаки конца предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн . Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки Понятие орфограммы Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове Использование орфографического словаря учебника. для определения (уточнения) написания слова Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных Комментированное письмо: объяснение различия в звукобуквенном составе записываемых слов. Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн Взаимопроверка. Осуществление самоконтроля использования правила. Наблюдение за языковым материалом: формулирование на основе анализа предложенного материала ответа на вопрос, связанный с правилом переноса слов, уточнение правила переноса слов (буквы й, ь, ъ) Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова разделены для переноса): сопоставление различия деления слов на слоги и для переноса, объяснение разницы. Практическая работа: запись слов с делением для переноса, осуществление самоконтроля при делении слов для переноса. Дифференцированное задание: нахождение слов по заданному основанию (слова, которые нельзя перенести) Работа в парах: объяснять допущенные ошибки в делении слов для переноса. Самоконтроль: проверка своих письменных работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов. Практическая работа: запись предложений с использованием правила написания собственных имён текстов. Ознакомление с правила ми правописания и их применение: • разделительный мягкий знак; • сочетания чт, щн, нч; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); • прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; • раздельное написание предлогов с именами существительными. существительных Работа в парах: ответы на вопросы, в которых обязательно нужно будет применить правило написания собственных имён существительных. Творческое задание: написать текст, в котором встретится не менее шести имён собственных Наблюдение за языковым материалом (слова с безударными гласными в корне слова или слова с парными по звонкости — глухости согласными на конце слова): знакомство с понятием «орфограмма». Обсуждение особенностей обозначения буквами проверяемых безударных гласных в корне слова в процессе сравнения написания ударных и безударных гласных в однокоренных словах Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки» Совместная разработка алгоритма применения орфограммы. «Проверяемые безударные гласные в корне слова» Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова» Работа в парах: выявление в ряду родственных слов нескольких проверочных слов. Дифференцированное задание: нахождение ошибок в подборе проверочных слов к словам с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Объяснение учащимися собственных действий при подборе проверочных слов и указание на тип орфограммы. Работа в парах: аргументировать написание в тексте слов с изученными орфограммами. Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы. 13. Развитие речи (30 ч) Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения) Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т п ) Практическое овладение диалогической формой речи Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения Умение договариваться и Учебный диалог, в ходе которого учащиеся учатся определять особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации Обобщение результатов диалога: сообщение учителя о том, что в ситуации общения важно удерживать цель общения, учитывать, с кем и где происходит общение, поскольку от этих особенностей ситуации зависит выбор языковых средств Комментированный устный выбор правильной реплики из нескольких предложенных, обоснование целесообразности выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения Ролевые игры, разыгрывание сценок для отработки умений ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т п Творческое задание: создание собственных диалогов в ситуациях необходимости начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т п Наблюдение за нормами речевого этикета Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных выражений Самонаблюдение с целью оценить собственную речевую приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам культуру во время повседневного общения Работа в группе: анализировать уместность использования средств общения в предложенных речевых ситуациях Упражнение: нахождение в предложенных текстах ошибок, связанных с правилами общения, нормам речевого этикета, исправление найденных ошибок Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры связана с оцениванием правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке и на переменах. Творческое задание: создать плакат с правилами участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы) Речевой тренинг: при разыгрывании ситуаций анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны. Работа с репродукциями картин, рассматривание, анализ собственного эмоционального отклика на картину, ответы на поставленные вопросы Составление устного рассказа по картине с опорой на вопросы / с опорой на ключевые слова / самостоятельно. Экскурсия в художественный музей (при наличии в месте проживания) или виртуальная экскурсия по Текст Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли Тема текста Основная мысль Заглавие текста Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев) Корректирование текстов с художественному музею Выбор картины, которая произвела наибольшее впечатление во время экскурсии Устный рассказ об этой картине. Проектное задание «Готовим виртуальную экскурсию по залам Третьяковской галереи»: каждый ученик в классе выбирает одну картину и готовит о ней рассказ, все рассказы соединяются в целостную экскурсию. Проект «Выставка одной картины»: каждую неделю в классе проводится выставка одной картины, картины по очереди подбирают учащиеся класса и готовят устный рассказ о выбранной картине. Экскурсия, по результатам которой составляется устный рассказ по личным наблюдениям во время экскурсии или по вопросам педагога. Учебный диалог «Сравниваем слово, предложение, текст», выявление в ходе диалога сходства и различия Наблюдение за языковым материалом: несколько примеров текстов и «не текстов» (нарушена последовательность предложений / несколько предложений, которые не связаны единой темой / несколько предложений об одном и том же, но не выражающих мысль), сравнение, выявление признаков текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли Работа в парах: различение текста и «не текста», нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление) Знакомство с жанром поздравления Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы. аргументация своей точки зрения Наблюдение за способами связи предложений в тексте, высказывание предположений о способах связи предложений в тексте Наблюдение за последовательностью предложений в тексте Самостоятельная работа: восстановление деформированного текста — необходимо определить правильный порядок предложений в тексте. Практическая работа: формулирование основной мысли предложенных текстов. Наблюдение за структурой текста, знакомство с абзацем как структурным компонентом текста, формулирование выводов о том, что в абзаце содержится микротема. Совместная работа: определение последовательности абзацев в тексте с нарушенным порядком следования абзацев Индивидуальная работа: определение порядка следования абзацев. Дифференцированное задание: выделение абзацев в тексте, в котором абзацы не выделены Обсуждение: как связана основная мысль текста с содержанием каждого абзаца. Практическая работа: формулирование основной мысли текста и основной мысли каждого абзаца; преобразование основной мысли в предложение Комментированное выполнение задания: подбор заголовка К тексту с обязательной аргументацией Работа в группе: подбор различных заголовков к одному Тексту. Практическая работа: установление соответствия/несоответствия заголовка и текста, аргументация своей точки зрения. Творческая работа: составление текста по заданным характеристикам — названию, количеству абзацев микротемам каждого абзаца Практическая работа: восстановление нарушенной последовательности абзацев, запись исправленного текста. Учебный диалог «Какие могут быть цели при создании текстов?», высказывание учащимися предположений о целях создания текста. Наблюдение за особенностями текста описания, устанавливать его особенности, нахождение в тексте средств создания описания. Обсуждение различных текстовописаний (художественных, научных описаний): выявление сходства и различий Наблюдение за текстомповествованием и установление его особенности. Работа в группах: сравнение текстовповествований с текста миописаниями Наблюдение за текстомрассуждением, установление его особенностей. Учебный диалог «Что важно для составления текстарассуж дения?» Обсуждение особенностей жанра поздравления в ходе анализа предложенных примеров поздравлений, анализ структуры текстовпоздравлений. Творческое задание: создание текста поздравительной открытки (выбор повода для поздравления определяется самими учащимися) Коллективный анализ содержания текста, который предложен как основа для изложения (повествовательный текст объёмом 30—45 слов) Устные ответы на поставленные к тексту вопросы Устный пересказ текста с опорой на вопросы. Письменное подробное изложение содержания текста с опорой на вопросы Самопроверка с возможностью корректировки пересказа. Резерв — 32 ч КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Кол-во Дата п/п час Наша речь (4 часа) 1 Знакомство с учебником. Какая бывает речь? 1 2 Что можно узнать о человеке по речи? 1 3 Как отличить диалог от монолога? 1 4 Проверка знаний тема «Наша речь» 1 Текст (5 часов) 5 Что такое текст? 1 6 Что такое тема и главная мысль теста? 1 7 Текст и его части 1 8 Диктант «На даче» по теме: «Наша речь. Текст» 1 9 Анализ диктанта. Слова с ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ 1 Предложение (12 часов) 10 Предложение. 1 11 Как составить из слов предложение? 1 12 Контрольное списывание по теме: «Предложение» 1 13 Анализ контрольного списывания. Главные члены предложения. 1 14 Что такое второстепенные члены предложения? 1 15 Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения 1 По плану По факту 16 Распространенные и нераспространенные предложения 1 17 Как установить связь слов предложении? 1 18 Контрольный диктант «Пушок» по теме: «Предложение» 1 19 Анализ диктанта. Предложение 1 20 Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. И.С. 1 Остроухова «Золотая осень» 21 Анализ сочинения. Предложение. 1 Слова, слова, слова (22часа) 22 Лексическое значение слова. 1 23 Что такое лексическое значение слова? 1 24 Однозначные и многозначные слова. 1 25 Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? 1 26 Что такое синонимы? 1 27 Что такое антонимы? 1 28 Что такое антонимы? 1 29 Контрольный диктант «Осенний лес» по теме «Значение слова» 1 30 Анализ диктанта. Слова. 1 31 Что такое родственные слова? 1 32 Что такое родственные слова? 1 33 Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? 1 34 Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? 1 35 Какие бывают слоги? 1 36 Как определить ударный слог? 1 37 Как определить ударный слог? 1 38 Как переносить слова с одной строки на другую? 1 39 Как переносить слова с одной строки на другую? 1 40 Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок. 1 41 Анализ сочинения. Проверить знание по теме «Слова» 1 42 Проверочная работа на тему «Слово» 1 43 Правила переноса слов 1 Звуки и буквы в речи (34 часа) 44 Как различить звуки и буквы? 1 45 Как используем алфавит? 1 46 Как используем алфавит? 1 47 Какие слова пишутся с заглавной буквы? 1 48 Как определить гласные звуки? 1 49 Контрольный диктант «Друзья» по теме: «Звуки и буквы» 1 50 Анализ диктанта. Заглавная буква 1 51 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 1 52 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 1 53 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 1 54 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 1 55 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. 1 56 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком 1 в корне. 57 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком 1 в корне. 58 Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком 1 в корне. 59 Развитие речи. Обучающее сочинение 1 С.А.Тутунов «Зима пришла. Детство» 60 Анализ сочинения. Правописание слов с безударным гласным звуком в 1 корне. 61 Диктант «В роще» по теме: «Безударные гласные» 1 62 Анализ диктанта. Как проверить безударную гласную в словах? 1 63 Согласный звук [й] и буква и краткое. 1 64 Согласный звук [й] и буква и краткое. 1 65 Слова с удвоенными согласными. 1 66 Развитие речи 1 67 Гласные и согласные звуки. 1 68 Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие. 1 69 Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие. 1 70 Как обозначить мягкостью согласного на письме 1 71 Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими 1 согласными. 72 Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими 1 согласными. 73 Контрольный диктант «Снежок» по теме « Согласные звуки и 1 буквы» 74 Анализ диктанта. Мягкий знак 1 75 Проверочная работа по теме «Согласные звуки и буквы» 1 76 Наши проекты. Пишем письмо. 1 77 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, ЧН, НЧ 1 78 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, ЧН, НЧ 1 79 Развитие речи. Обучающее изложение 1 80 Анализ изложения. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» 1 81 Контрольный диктант «В лесу» по теме: 1 « Твёрдые и мягкие согласные» 82 Анализ диктанта. Закрепление знаний. 1 83 Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. 1 84 Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. 1 85 Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя. 1 86 Как отличать звонкие согласные звуки от глухих? 1 87 Как отличать звонкие согласные звуки от глухих? 1 88 Проверка парных согласных в корне слова. 1 89 Проверка парных согласных в корне слова. 1 90 Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных 1 согласных 91 Проверка парных согласных. 1 Изложение повествовательного текста. 92 Анализ изложения. Правописание парных согласных на конце слова. 1 93 Правописание парных согласных на конце слова. 1 94 Правописание парных согласных на конце слова. 1 95 Правописание парных согласных на конце слова. 1 96 Проверка знаний по теме: «Правописание парных согласных в конце 1 слова» 97 Диктант «Зяблик» по теме: «Правописание парных согласных в 1 конце слова» 98 Анализ диктанта. Обобщение изученного материала. 1 99 Написание слов с разделительным мягким знаком 1 100 Написание слов с разделительным мягким знаком 1 101 Написание слов с разделительным мягким знаком 1 102 Контрольное списывание Кораблик» по теме: «Разделительный 1 мягкий знак» 103 Анализ списывания. Упражнения в написании слов с разделительным 1 мягким знаком. 104 Обучающее сочинение «Зимние забавы» 1 105 Анализ сочинения. Обобщение изученного материала. 1 106 Закрепление изученного материала. Разделительный мягкий знак. 1 Части речи (48часов) 107 Что такое части речи? 1 108 Что такое части речи? 1 109 Что такое имя существительное? 1 110 Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 1 111 Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание 1 собственных имен существительных. 112 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная 1 буква в именах, отчествах и фамилиях людей. 113 Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная 1 буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. 114 Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. 1 115 Заглавная буква в географических названиях. 1 116 Изложение по вопросам с дополнением текста «Люлька» 1 117 Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы 1 118 Диктант «Главный город» по теме «Большая буква в именах 1 существительных» 119 Анализ диктанта. Большая буква в различных формах 1 существительных. 120 Единственное и множественное число имен существительных. 1 121 Единственное и множественное число имен существительных. 1 122 Единственное и множественное число имен существительных. 1 123 Развитие речи. Обучающее изложение 1 124 Анализ изложения. Имена существительные. 1 125 Что такое глагол? 1 126 Что такое глагол? 1 127 Что такое глагол? 1 128 Единственное и множественное число глаголов. 1 129 Единственное и множественное число глаголов. 1 130 Правописание частицы НЕ с глаголами. 1 131 Правописание частицы НЕ с глаголами. 1 132 Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» 1 133 Что такое текст-повествование? 1 134 Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» 1 135 Что такое имя прилагательное? 1 136- Связь имени прилагательного с именем существительным. 2 137 138 Прилагательные, близкие и противоположные по значению. 1 139 Единственное и множественное число имен прилагательных. 1 140 Что такое текст- описание? 1 141 Закрепление изученного материала. Имя прилагательное. 1 142 Общее понятие о предлоге. 1 143 Раздельное написание предлогов со словами. 1 144 Восстановление предложений. 1 145 Проверка знаний. Предлоги. 1 146 Диктант «Дети в лесу» по теме: «Предлог» 1 147 Анализ диктанта. Части речи 1 148 Что такое местоимение? 1 149 Что такое местоимение? 1 150 Что такое текст- рассуждение? 1 151 Проверка знаний 1 152 Контрольный диктант «Гроза» по теме: «Части речи» 1 153 Анализ диктанта. Повторение. Части речи. 1 Повторение (16 часов) 154 Повторение по теме: «Текст» 1 155 Развитие речи. Сочинение по картине И.И Шишкина 1 156 Анализ сочинения. Повторение по теме «Предложение» 1 157 Повторение по теме «Предложение» 1 158 Повторение по теме «Слово и его значение» 1 159 Повторение по теме «Части речи» 1 160 Повторение по теме «Части речи» 1 161 Повторение по теме «Звуки и буквы» 1 162 Повторение по теме: «Правила правописания» 1 164 Контрольное списывание «Родина» по теме «Правила 1 правописания» 165 Анализ списывания. Повторение и закрепление изученного материала 1 166 Повторение и закрепление изученного материала 1 167 Итоговый контрольный диктант 1 168 Анализ диктанта. Обобщение знаний по курсу за 2 класс 1 169 Повторение и закрепление Игра «Что? Где? Когда?» 1 170 Повторение и закрепление изученного материала 1