РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 2 КЛАССА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена в соответствии со следующими основными
федеральными нормативными документами:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
3. Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС начального
общего образования);
5. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 №64100);
6. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СП 2.4.3648-20);
7. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
8. Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
9. Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
10. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О
формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.

11. Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В программе нашли своё отражение: Поручение Президента Российской Федерации об обеспечении внесения в
примерные основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего
общего образования изменений, предусматривающих обязательное выполнение воспитанниками и учащимися
упражнений основной гимнастики в целях
их
физического развития (с учётом ограничений, обусловленных
состоянием здоровья); условия Концепции модернизации преподавания учебного предмета «Физическая культура» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы,
научные и методологические подходы к изучению физической культуры в начальной школе.
Общая характеристика учебного курса «Физическая культура»
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с
общеразвивающей направленностью с использованием основных направлений физической культуры в классификации
физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем: гимнастика, игры, туризм, спорт
— и
упражнений по преимущественной целевой направленности их использования с учётом сенситивных периодов развития
учащихся начальной школы. В процессе овладения этой деятельностью формируется костно-мышечная система,
укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются необходимые двигательные действия,
активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учебный предмет «Физическая культура» обладает широкими возможностями в использовании форм, средств и методов
обучения. Существенным компонентом содержания учебного предмета «Физическая культура» является физическое
воспитание граждан России. Учебный предмет «Физическая культура» обогащает обучающихся системой знаний о
сущности и общественном значении физической культуры и её влиянии на всестороннее развитие личности. Такие
знания обеспечивают развитие гармоничной личности, мотивацию и способность обучающихся к различным видам
деятельности, повышают их общую культуру.
Программа основана на системе научных знаний о человеке, сущности физической культуры, общих закономерностях её
функционирования и использования с целью всестороннего развития людей и направлена на формирование основ

знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных
двигательных действий, укрепление здоровья.
В программе учтены приоритеты в обучении на уровне начального образования, изложенные в Концепции
модернизации преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской
Федерации, которые нашли отражение в содержании программы в части получения знаний и умений выполнения
базовых упражнений гимнастики для правильного формирования опорно-двигательного аппарата, развития гибкости,
координации, моторики; получения эмоционального удовлетворения от выполнения физических упражнений в игровой
деятельности.
Программа обеспечивает создание условий для высокого качества преподавания учебного предмета «Физическая
культура» на уровне начального общего образования; выполнение требований, определённых статьёй 41 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации».
«Охрана здоровья обучающихся», включая определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий,
создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся; способствует решению задач,
определённых в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. и
Межотраслевой программе развития школьного спорта до 2024 г., и направлена на достижение национальных целей
развития Российской Федерации, а именно: а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей; б) создание
возможностей для самореализации и развития талантов.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО).
В основе программы лежат представления об уникальности личности каждого учащегося начальной школы,
индивидуальных возможностях каждого школьника и ученического сообщества в целом, профессиональных качествах
учителей и управленческих команд системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения
образовательных возможностей учащимся в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации.
Ценностные ориентиры содержания программы направлены на воспитание творческих, компетентных и успешных
граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
Обучение по программе позволяет формировать у обучающихся установку на формирование, сохранение и укрепление
здоровья; освоить умения, навыки ведения здорового и безопасного образа жизни; выполнить нормы ГТО.
Содержание программы направлено на эффективное развитие физических качеств и способностей
обучающихся
начальной школы; на воспитание личностных качеств, включающих в себя готовность и способность к саморазвитию,

самооценке,
рефлексии,
анализу;
формирует
творческое
нестандартное
мышление,
инициативность,
целеустремлённость; воспитывает этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других
людей; учит взаимодействовать с окружающими людьми и
работать в команде; проявлять лидерские качества.
Содержание программы строится на принципах личностно-ориентированной, личностно-развивающей педагогики,
которая определяет повышение внимания к культуре физического развития, ориентации физкультурно-спортивной
деятельности на решение задач развития культуры движения, физическое воспитание.
Важное значение в освоении программы уделено играм и игровым заданиям как простейшей форме физкультурноспортивной деятельности. В программе используются сюжетные и импровизационно-творческие подвижные игры,
рефлексивно-метафорические игры, игры на основе интеграции интеллектуального и двигательного компонентов. Игры
повышают интерес к занятиям физической культурой, а также содействуют духовно-нравственному воспитанию
обучающихся.
В соответствии со ФГОС НОО содержание программы учебного предмета «Физическая культура» состоит из
следующих компонентов:
знания о физической культуре (информационный компонент деятельности);
способы физкультурной деятельности (операциональный компонент деятельности);
физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности), которое подразделяется на
физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность.
Концепция программы основана на следующих принципах:
Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности предполагает
регулярность занятий и систему чередования нагрузок с отдыхом, а также определённую последовательность занятий и
взаимосвязь между различными сторонами их содержания. Учебный материал программы должен быть разделён на
логически завершённые части, теоретическая база знаний подкрепляется практическими навыками. Особое внимание в
программе уделяется повторяемости. Повторяются не только отдельные физические упражнения, но и
последовательность их в занятиях. Также повторяется в определённых чертах и последовательность самих занятий на
протяжении
недельных, месячных и других циклов. Принцип систематичности и последовательности повышает
эффективность динамики развития основных физических качеств младших школьников с учётом их сенситивного
периода развития: гибкости, координации, быстроты.

Принципы непрерывности и цикличности. Эти принципы выражают основные закономерности построения занятий в
физическом воспитании. Они обеспечивает преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяжённость их
во времени. Кроме того, принцип непрерывности тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение
тренированности, улучшает физическую подготовленность обучающегося.
Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Программа
учитывает
возрастные и
индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, что способствует гармоничному формированию
двигательных умений и навыков.
Принцип наглядности. Наглядность обучения и воспитания предполагает, как широкое использование зрительных
ощущений, восприятия образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря
которым достигается непосредственный эффект от содержания программы. В процессе физического воспитания
наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность обучающихся носит в основном практический
характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.
Принцип доступности и индивидуализации. Принцип доступности и индивидуализации означает требование
оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям обучающихся. При
реализации принципа доступности учитывается готовность обучающихся к освоению материала, выполнению той или
иной физической нагрузки и определена мера доступности задания. Готовность к выполнению заданий зависит от
уровня физического и интеллектуального развития, а также от их субъективной установки, выражающейся в
преднамеренном, целеустремлённом и волевом поведении обучающихся.
Принцип осознанности и активности. Принцип осознанности и активности предполагает осмысленное отношение
обучающихся к выполнению физических упражнений, осознание и последовательность техники выполнения
упражнений (комплексов упражнений), техники дыхания, дозированности объёма и интенсивности выполнения
упражнений в соответствии с возможностями. Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на
организм, обучающиеся учатся самостоятельно и творчески решать двигательные задачи.
Принцип динамичности. Принцип динамичности выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к
обучающимся в соответствии с программой, которая заключается в постановке и выполнении всё более трудных новых
заданий, в постепенном нарастании объёма и интенсивности и связанных с ними нагрузок. Программой предусмотрено
регулярное обновление заданий с общей тенденцией к росту физических нагрузок.

Принцип вариативности. Принцип вариативности программы предполагает многообразие и гибкость используемых в
программе форм, средств и методов обучения в зависимости от физического развития, индивидуальных особенностей и
функциональных возможностей обучающихся, которые описаны в программе. Соблюдение этих принципов позволит
обучающимся достичь наиболее эффективных результатов.
Освоение программы предполагает соблюдение главных педагогических правил: от известного к неизвестному, от
лёгкого к трудному, от простого к сложному. Планирование учебного материала рекомендуется в соответствии с
постепенным освоением теоретических знаний, практических умений и навыков в учебной и самостоятельной
физкультурной, оздоровительной деятельности.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, целью которого является формирование у обучающихся
полного представления о возможностях физической культуры. В содержании программы учитывается взаимосвязь
изучаемых явлений и процессов, что позволит успешно достигнуть планируемых результатов — предметных,
метапредметных и личностных.
Цели изучения учебного предмета «Физическая культура»
Цели изучения учебного предмета «Физическая культура» — формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Цели и задачи программы обеспечивают результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования по учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с ФГОС НОО.
К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных функций учебного предмета «Физическая
культура» традиционно относят формирование знаний основ физической культуры как науки области знаний о человеке,
прикладных умениях и навыках, основанных на физических упражнениях для формирования и укрепления здоровья,
физического развития и физического совершенствования, повышения физической и умственной работоспособности, и
как одного из основных компонентов общей культуры человека.
Используемые в образовательной деятельности технологии программы позволяют решать преемственно комплекс
основных задач физической культуры на всех уровнях общего образования.

В содержании программы учтены основные направления развития познавательной активности человека, включая
знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы
деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Задача учебного предмета состоит в формировании системы физкультурных знаний, жизненно важных прикладных
умений и навыков, основанных на физических упражнениях для укрепления здоровья (физического, социального и
психологического), освоении упражнений основной гимнастики, плавания как жизненно важных навыков человека;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (распорядок дня, утренняя гимнастика,
гимнастические минутки, подвижные и общеразвивающие игры и т. д.); умении применять правила безопасности при
выполнении физических упражнений и различных форм двигательной деятельности и как результат — физическое
воспитание, формирование здоровья и здорового образа жизни.
Наряду с этим программа обеспечивает:
-единство образовательного пространства на территории Российской Федерации с целью реализации равных
возможностей получения качественного начального общего образования;
-преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего
образования;
- возможности формирования индивидуального подхода и различного уровня сложности с учётом образовательных
потребностей и способностей обучающихся (включая одарённых детей, детей с ограниченными возможностями
здоровья);
-государственные гарантии качества начального общего образования, личностного развития обучающихся;
-овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, освоение цифровых
образовательных сред для проверки и приобретения знаний, расширения возможностей личного образовательного
маршрута;
-формирование у обучающихся знаний о месте физической культуры и спорта в национальной стратегии развития
России, их исторической роли, вкладе спортсменов России в мировое спортивное наследие;
-освоение обучающимися технологий командной работы на основе личного вклада каждого в решение общих задач,
осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей.
Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет обучающимся осваивать программу в соответствии с
возможностями каждого.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по программе являются:

—
умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства физической культуры для
достижения цели динамики личного физического развития и физического совершенствования;
—
умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении
общих целей, проявлять лидерские качества в соревновательной деятельности, работоспособность в учебнотренировочном процессе, взаимопомощь при изучении и выполнении физических упражнений;
—
умение доносить информацию в доступной, яркой, эмоциональной форме в процессе общения и взаимодействия
со сверстниками и взрослыми людьми, в том числе при передаче информации на заданную тему, по общим сведениям,
теории физической культуры, методикам выполнения физических упражнений, правилам проведения общеразвивающих
подвижных игр и игровых заданий;
—
умение работать над ошибками, в том числе при выполнении физических упражнений, слышать замечания и
рекомендации педагога, концентрироваться при практическом выполнении заданий, ставить перед собой задачи
гармоничного физического развития.
Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Физическая культура» в начальной школе, составляет
405 ч (три часа в неделю в каждом классе): 1 класс —99 ч; 2 класс — 102 ч; 3 класс — 102 ч; 4 класс — 102 ч.
При планировании учебного материала по программе, являющейся обязательным компонентом содержательного
раздела основной образовательной программы образовательной организации обязательной части учебного предмета
«Физическая культура», рекомендуется реализовывать на уроках физической культуры учебный план: для всех классов
начального образования в объёме не менее 80% учебных часов должно быть отведено на выполнение физических
упражнений.
Для 2—4 классов отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение гимнастических упражнений и
плавание (при наличии материально-технических возможностей для обучения плаванию) как обязательной части, в том
числе выполняемых в рамках игр и игровых заданий, к общему времени занятия физической культурой должно
составлять не менее 65%.

Планируемые результаты освоения учебного Предмета «Физическая культура» на уровне начального общего
образования
В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ начального общего
образования ФГОС программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов по физической культуре.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в ходе обучения физической
культуре в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Физическая культура» в начальной школе должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
—
ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию,
понимание значения физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной
информацией о спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной спортивной арене,
основных мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека, заинтересованность
в научных знаниях о человеке.
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
—
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к
разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение
физических упражнений, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания по- следствий поступков; оказание посильной помощи и моральной поддержки
сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок
и способов их устранения.

Ценности научного познания:
—
знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в европейской и
российской культурно-педагогической традиции;
—
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической культуре, необходимых для
формирования здоровья и здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования;
—
познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
—
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию,
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Формирование культуры здоровья:
—
осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным
занятиям физической культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных
жизнеобеспечивающих умений; установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности
при занятиях физической культурой и спортом.
Экологическое воспитание:
—
экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в
жизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное отношение к собственному физическому и
психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих
здоровью и жизни людей;
—
экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной
практике.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по физической культуре отражают овладение
универсальными познавательными действиями.
В составе метапредметных результатов выделяют такие значимые для формирования мировоззрения формы научного
познания, как научный факт, гипотеза, теория, закон, понятие, проблема, идея, категория, которые используются в
естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление

о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по физической культуре отражают овладение
универсальными учебными действиями, в том числе:
1)
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:
—
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в физической культуре (в пределах изученного),
применять изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
—
выявлять признаки положительного влияния занятий физической культурой на работу организма, сохранение
его здоровья и эмоционального благополучия;
—
моделировать правила безопасного поведения при освоении физических упражнений, плавании;
—
устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием на развитие физических качеств;
—
классифицировать виды физических упражнений в соответствии с определённым классификационным признаком:
по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, по преимущественной целевой направленности
их использования, преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека;
—
приводить примеры и осуществлять демонстрацию гимнастических упражнений, навыков плавания, ходьбы на
лыжах, упражнений начальной подготовки по виду спорта (по выбору);
—
самостоятельно (или в совместной деятельности) составлять комбинацию упражнений для утренней гимнастики с
индивидуальным дозированием физических упражнений;
—
формировать умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности, в том числе для целей
эффективного развития физических качеств и способностей в соответствии с сенситивными периодами развития,
способности конструктивно находить решение и действовать даже в ситуациях неуспеха;
—
овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами; использовать знания и умения в области культуры движения, эстетического
восприятия в учебной деятельности иных учебных предметов;
—
использовать информацию, полученную посредством наблюдений, просмотра видеоматериалов, иллюстраций, для
определения вида спорта;

—
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических
задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её
использования для решения конкретных учебных задач.
2)
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие способность обучающегося осуществлять
коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях;
самостоятельную организацию речевой деятельности в устной и письменной форме:
—
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать
собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
— описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное благополучие человека;
—
строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при выполнении физических
движений, играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах;
—
организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно) игры, спортивные эстафеты, выполнение
физических упражнений в коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности, распределение ролей,
выполнение функциональных обязанностей, осуществление действий для достижения успешного результата;
—
проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения,
высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;
—
продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач выполнения
физических упражнений, игровых заданий и игр на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
—
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
3)
Регулятивные универсальные учебные действия, отражающие способности обучающегося строить учебнопознавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка):
—
оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего организма (снятие утомляемости,
улучшение настроения, уменьшение простудных заболеваний);
—
контролировать состояние организма на уроках физической культуры и в самостоятельной повседневной
физической деятельности по показателям частоты пульса и самочувствия;
—
предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и жизни;
—
проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных планов организации своей
жизнедеятельности; проявлять стремление к успешной образовательной, в том числе физкультурно-спортивной,
деятельности; анализировать свои ошибки;

— осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных
средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
Предметные результаты
изучения
учебного
предмета «Физическая культура» отражают опыт учащихся в
физкультурной деятельности.
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной программой,
выделяют: полученные знания, освоенные обучающимися умения и способы действий, специфические для предметной
области «Физическая культура» и сенситивного периода развития детей возраста начальной школы виды деятельности
по получению новых знаний, их интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых
ситуациях.
В состав предметных результатов по освоению обязательного содержания включены физические упражнения:
—
гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных движений и действий,
эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на строение и функции организма, а также
правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений;
—
игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (элементарных движений, бега, бросков и т. п.),
которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по
эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату действия (точнее бросить, быстрее добежать,
выполнить в соответствии с предлагаемой техникой выполнения или конечным результатом задания и т. п.);
—
туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на
лыжах, езду на велосипеде, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и
результативностью преодоления расстояния и препятствий на местности;
— спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в
соответствии с Единой всесоюзной спортивной классификацией и является предметом специализации для достижения
максимальных спортивных результатов. К последней группе в программе условно относятся некоторые физические
упражнения первых трёх трупп, если им присущи перечисленные признаки (спортивные гимнастические упражнения,
спортивные игровые упражнения, спортивные туристические упражнения).

Предметные результаты представлены по годам обучения и отражают сформированность у обучающихся определённых
умений.
2
класс
1)
Знания о физической культуре:
— описывать технику выполнения изученных гимнастических, акробатических упражнений по видам разминки;
отмечать динамику развития своих физических качеств: гибкости, координации, быстроты;
— кратко излагать историю рождения
Олимпийских игр и развития олимпийского движения, физической
культуры; излагать общее представление о ГТО; характеризовать умение плавать, выполнять общеразвивающие
гимнастические упражнения как жизненно важный навык человека; понимать и раскрывать правила поведения на воде;
формулировать правила проведения водных процедур, воздушных и солнечных ванн; гигиенические правила при
выполнении физических упражнений, во время купания и занятий плаванием.
2)
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровьеформирующими физическими упражнениям, в том числе
упражнениями основной гимнастики:
— выбирать и уметь составлять комплексы упражнений основной гимнастики для выполнения определённых задач,
включая формирование свода стопы, укрепление определённых групп мышц, увеличение подвижности суставов;
—
уметь использовать технику контроля за соблюдением осанки и правильной постановки стопы при ходьбе;
характеризовать основные показатели физических качеств и способностей человека (гибкость, сила, выносливость,
координационные и скоростные способности) и перечислять возрастные категории для их эффективного развития;
—
принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности; оценивать правила безопасности в процессе
выполняемой игры.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью:
— составлять письменно и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней гимнастики,
физкультминуток, регулярных упражнений гимнастики; измерять, сравнивать динамику развития физических качеств и
способностей: гибкости, координационных способностей; измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений при
выполнении упражнений с различной нагрузкой;
— классифицировать виды физических упражнений в соответствии с определённым классификационным признаком: по
признаку исторически сложившихся систем физического воспитания, по преимущественной целевой направленности их
использования, преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека.

Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, командные перестроения:
—
участвовать в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах; устанавливать ролевое участие членов команды;
выполнять перестроения.
3)
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
—
осваивать физические упражнения на развитие координационно-скоростных способностей;
—
осваивать и демонстрировать технику перемещения гимнастическим шагом; мягким бегом вперёд, назад;
прыжками; подскоками, галопом;
—
осваивать и демонстрировать технику выполнения подводящих, гимнастических и акробатических упражнений,
танцевальных шагов, работы с гимнастическими предметами для развития моторики, пространственного воображения,
меткости, гибкости, координационно-скоростных способностей;
—
демонстрировать равновесие стоя и в полуприседе на каждой ноге попеременно; прыжки на месте с
полуповоротом с прямыми ногами и в группировке (в обе стороны);
—
осваивать технику плавания различными спортивными стилями плавания (при наличии материально-технического
обеспечения);
—
демонстрировать универсальные умения ходьбы на лыжах, специальные физические упражнения из программы
начальной подготовки по видам спорта (на выбор).
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются
следующие умения:
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных
физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий,
доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их
объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам
проведения;

— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них
физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время
занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить
ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять
отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать
признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся,
вариативных условиях.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы образовательного курса:
 повышение мотивации к здоровому образу жизни;
 снижение заболеваемости среди детей;
 представление о разнообразном мире движений;
 систематичность и регулярность к занятиям физическими упражнениями;
 интерес к игровой деятельности;
 улучшение показателей физического развития и физической подготовленности.

Примерное распределение программного материала в учебных часах по урокам физической культуры
Количество часов (уроков)
Разделы и темы
Класс
II
I. Знания о физической культуре
6
II. Способы
физкультурной
16
деятельности
III. Физическое совершенствование:
1. Гимнастика с основами акробатики
10
2. Легкая атлетика
26
3. САМБО
10
6. Общеразвивающие упражнения
В содержании соответствующих разделов
программы
Итого
68
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения
древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические
качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности

Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение
упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры
и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по
двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок
вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой
перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со
скакалкой.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены»,
«Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под
ногами», «Эстафеты с обручами».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки — желуди — орехи»,
«Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с
остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы;
подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым
боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по
сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения —
подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
САМБО Техника самостраховки
Теория: Изучение техники самостраховки. Падение вперёд. Падение назад. Падение вперёд, падение назад и на бок
через партнёра, стоящего на коленях и предплечьях. Падение вперёд, падение назад и на бок через партнёра, стоящего
на и четвереньках. Падение на спину и на бок, кувырком вперёд, держась за руку партнёра. Перекат через плечо.
Практика: Отработка приёмов самостраховки. Выполнение падений и перекатов. Работа в спарринге.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся II
класса должны:
иметь представление:
— о зарождении древних Олимпийских игр;

— о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
— о правилах проведения закаливающих процедур;
— об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки;
— определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
— вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
— выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
— выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
— выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча;
— выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;

Демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл.)
Контрольные
упражнения

Уровень
высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание
в
висе
лежа
согнувшись, кол-во
раз
14—16

8—13

5—7

13—15

8—12

5—7

Прыжок в длину с
места, см
143—150

128—142

119—127

136—146

118—135

108—117

Наклон вперед, не Коснуться
сгибая
ног
в лбом колен
коленях

Коснуться
Коснуться
ладонями пола пальцами пола

Коснуться
лбом колен

Коснуться
Коснуться
ладонями пола пальцами пола

Бег 30 м с высокого 6,0—5,8
старта, с

6,7—6,1

6,2—6,0

6,7—6,3

Бег 1000 м

7,0—6,8

Без учета времени

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Тема урока

Кол-во

Дата

7,0—6,8

уроков
1.

Инструктаж по ТБ.
Физическая культура человека.
Равномерный медленный бег 3 мин. Разновидности ходьбы.
Инструктаж по ТБ
Ходьба по разметкам. Ходьба с преодолением препятствий. Бег с
ускорением (20 м). Игра «Пятнашки».
Равномерный медленный бег 4 мин. Специально-беговые упражнения.

1

5.

Бег с ускорением. Челночный бег. Развитие скоростных и
координационных способностей Игра «Пятнашки».

1

6.

Равномерный медленный бег 5 мин. Игра «Пустое место».

1

7.

Разновидности ходьбы. Бег с ускорением (60 м). Игра «Вызов
номеров».

1

8.

Чередование ходьбы и бега (бег - 60 м, ходьба - 90 м).

1

9.

Преодоление малых препятствий. Развитие выносливости. Игра
«Рыбаки и рыбки»

1

10.

1

11.

Эстафеты. Челночный бег. Развитие скоростных и координационных
способностей
Прыжок в длину с разбега в 3-5 шагов. ОРУ. Игра «К своим флажкам».

12.

Прыжок в длину с разбега в 7-9 шагов. ОРУ. Игра «К своим флажкам».

1

13.

Прыжок с высоты (до 40 см). ОРУ. Игра «Прыгающие воробушки».

1

14.

Метание малого мяча в горизонтальную цель (2 х2 м) с расстояния 4-5

1

2.
3.
4.

1
1
1

1

По плану

По факту

м. Подвижная игра «Защита укрепления»
15.

Метание набивного мяча. ОРУ. Эстафеты. Подвижная игра «Защита
укрепления».
Зарождение Олимпийских игр

1

Инструктаж по ТБ Размыкание и смыкание приставными шагами.
Подвижная игра «Запрещенное движение»»,
Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Подвижная игра
«Фигуры».
Передвижение в колонне по одному по указанным ориентирам.
Подвижная игра «Светофор».
Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе. Игра «Пройти
бесшумно».

1

21.

Построение в круг. Группировка. Перекаты в группировке из упора стоя
на коленях. Игра «Космонавты».

1

22.

Построение в 2 шеренги. Группировка. Перекаты в группировке лежа
на животе и из упора стоя на коленях.

1

23.

Сед. Руки в стороны. Упор присев - упор лежа - упор присев. ОРУ. Игра
«Космонавты».

1

24.

Стойка на лопатках. ОРУ. Игра «Космонавты». Развитие
координационных способностей

1

25.

Размыкание и смыкание приставными шагами. Кувырок вперед, стойка
на лопатках, согнув ноги.

1

26.

Кувырок в сторону. ОРУ. Подвижная игра «Фигуры».

1

16.
17.
18.
19.
20.

1

1
1
1

27.

Изучение техники самостраховки. Падение вперёд. стоящего на
коленях и предплечьях.

1

28.

Падение назад.

1

29.

Падение вперёд, падение назад и на бок через партнёра

1

30.

Падение вперёд, падение назад и на бок через партнёра

1

31.

Изучение техники самостраховки. Падение стоящего на и
четвереньках.

1

32.

Падение на спину и на бок, кувырком вперёд, держась за руку
партнёра.

1

33.

Изучение техники самостраховки. Падение Перекат через плечо.

1

34.

Отработка приёмов самостраховки.

1

35.

Выполнение падений и перекатов.

1

36.

Работа в спарринге.

1

37.

Физические качества сила, быстрота, выносливость

1

38.

Комплексы упражнений для развития основных физических
качеств

1

39.

Остановка катящего мяча. Ведение мяча внутренней и внешней
частью стопы. ТБ.

1

40.

Остановка катящего мяча. Ведение мяча внутренней и внешней
частью стопы.

1

41.

Обводка стоек. Учебная игра в футбол по упрощённым правилам.

1

42.

Обводка стоек. Учебная игра в футбол по упрощённым правилам.

1

43.

Стойка баскетболиста. Ведение мяча на месте и в движении.

1

44.

Стойка баскетболиста. Ведение мяча на месте и в движении.

1

45.

Остановка в шаге и прыжком. Передача мяча.

1

46.

Учебная игра в баскетбол по упрощённым правила. Игра мяч в
корзину.

1

47.

Учебная игра в баскетбол по упрощённым правила. Игра мяч в
корзину.

1

48.

Физические качества гибкость и равновесие

1

49.
50.
51.

Понятие длины и массы тела
Разновидности ходьбы. Бег с ускорением (60 м). «Точно в мишень»,
«Мышеловка».
Чередование ходьбы и бега (бег - 60 м, ходьба - 90 м). «Вызов
номеров»

1
1
1

52.

Преодоление малых препятствий. «Шишки — желуди — орехи»

1

53.

Прыжки с поворотом на 180°. Прыжок с места. «Заяц без дома»

1

54.

1

55.

Челночный бег. Развитие скоростных и координационных
способностей «Пустое место»
Прыжок с высоты (до 40 см). «Мяч соседу», «Космонавты»

56.

Метание малого мяча в горизонтальную

1

57.

цель (2 х2 м) с расстояния 4-5 м.
Ловля и передача мяча в квадрате. Броски мяча в кольцо двумя руками
от груди.
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Игра в мини-

1

58.

1

1

баскетбол. Развитие координационных способностей
59.

Остановка катящегося мяча; «Гонка мячей»

1

60.

Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой,
«Метко в цель»

1

61.

Ведение мяча по дуге, с остановками по сигналу, «Слалом с
мячом»,
Ведение мяча между стойками, с обводкой стоек; «Футбольный
бильярд»
специальные движения — подбрасывание мяча на заданную
высоту и расстояние от туловища; «Волна»
Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой

1

62.
63.
64.

1
1
1

65.
66.
67.
68.

подаче; «Неудобный бросок»
Подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой
подаче; «Неудобный бросок»
Удар с разбега по катящемуся мячу внутренней стороной стопы.
Игра Мини-футбол
Удар с разбега по катящемуся мячу внутренней стороной стопы.
Игра Мини-футбол
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Игра
Мини-футбол

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».