Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа по родному языку (индивидуальное обучение по адаптированной программе АОП НОО для детей с ЗПР вариант 7.1) для ученика 5(пятого) А класса Хапчаева Азамата Разработана учителем: Чомаевой К.А. Срок реализации -2022-2023учебный год Пояснительная записка 1. Общие положения 1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации), сформированы в соответствии со следующими основными федеральными нормативными документами: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования); Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599; Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20); Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21); Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16; Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 02.06.2020 г. № 2/20) Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022-2023 учебный год» № 4405 от 01.09.2022г. Родной язык (КЪАРАЧАЙ ТИЛ) 5 класс Авторы: Гочияева С., Батчаев А – М., Мамаева Ф.Т., Черкесск 2017г. Календарно-тематическое планирование по карачаевскому языку в 5 классе составлено на основе регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений КЧР (2017 г.). Данное тематическое планирование имеет познавательно-тематическую направленность в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку, Примерной программы по карачаевскому языку для общеобразовательных учебных заведений (1 - 11классы). Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 часов, т.е. 2 часа в неделю. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора и личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Цели обучения: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное карачаевским языком; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в самосовершенствовании; освоение знаний о карачаевском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного расширение круга используемых грамматических средств; владение речевом общения; запаса и формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Задачи обучения: приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитие и функционировании; овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; основными нормами карачаевского языка; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи; • освоение компетенций коммуникативной, языковедческой и культуроведческой. Виды контроля: контрольный диктант, словарный диктант, сочинение, изложение, проверочная работа, тестирование. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса. Учащиеся должны знать: - определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся должны уметь: - обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры; - разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически; составлять простые и сложные предложения изученных видов; - разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; - пользоваться орфографическими и толковыми словарями; - соблюдать произносительные нормы родного языка в пределах изученного материала; По орфографии: - находить в словах изученные орфограммы; - находить орфографические ошибки и исправлять их; - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе. По пунктуации: - находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, - обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. По связной речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль; подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); составлять простой план исходного и собственного текста; писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине; - совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом); правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания; грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи; Тематическое планирование по курсу «Родной (карачаевский) язык» в 5 классе. Учебник «Къарачай тил», авторы Гочияева С.А., Батчаева А-М.Х, Мамаева Ф.Т. Тема Часы Дата По факту По плану 1. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное 1 2. Имя числительное. Местоимение. 1 3. Глагол. 1 4. Диктант по разделу повторение за 5кл. 1 5. Члены предложения .Главные члены предложения. 1 6 Сочинение «Кьачхы табигъат.» 1 7 Контрольный диктант по итогам 1 четверти. 1 8 Изложение (эсден джазма) 1 9 Звуки и буквы. Гласные звуки. 1 10 Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. 1 11 Сочинение «Кьыш» 1 12 Фразеология. Фразеологизмы. 1 13 Изложение 1 14 Изменение глагола. (Этимни джегилиую) 1 15 Повторение. Контрольный диктант по итогам года. 1 16 Морфологический разбор глагола 1 17 Итоговый урок.