Рабочая программа инд.об. Салпагарова А и Аджиева Д.9а класс,учитель Чомаева К.А.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

АОП ООО для слепых обучающихся разработанный с ориентировкой на
вид 3.1
по родному языку(индивидуальное обучение на дому с частичным
посещением школы)
для Салпагарова Азамата Расуловича,обучающегося 9а класса
Разработана учителем:Чомаевой К.А.

Срок реализации 2022-2023учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2012г.) и Примерной программы начального
общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку и
литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской программы Мамаевой Ф. Т.,
Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой А.А., Темрезовой А.Б.,
Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Родной язык 9 класс
Авторы: Байрамкулов А., Урусбиев И., Кумуков Ш., Гочияева
С. Черкесск 1992
Учитель: Чомаева К.А.
Руководитель МО: Алиева А.А.
Рабочая программа по карачаевскому языку для 9 класса составлена на
основании следующих документов:
1. Основная образовательная программа МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
2. Учебный план МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
3. Рабочая программа составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта (2012г.) и Примерной
программы начального общего, среднего (полного) общего образования по
карачаевскому языку и литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской
программы Мамаевой Ф. Т., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой
А.А., Темрезовой А.Б., Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования КЧР для общеобразовательных
классов;
– соответствует стандарту основного общего образования по карачаевскому
языку,
– построена с учётом принципов системности, научности, доступности и
преемственности;
– способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся
– обеспечивает условия для реализации практической направленности,
учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку,
основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический
план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и
средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Изучение карачаевского языка в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
* воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения
к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и
любви к родному языку;

* совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение карачаевским
языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
* освоение знаний о карачаевском языке, его устройстве; об особенностях
функционирования карачаевского языка в различных сферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах карачаевского языка; об основных
нормах языка; об особенностях карачаевского речевого этикета; обогащение
словарного запаса и расширение круга используемых грамматических
средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
* развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение родным языком в
разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом
самосовершенствовании;
* применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и
развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой
и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Эффективность речи, оценка ее коммуникативных
качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование
(слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков монологической и
диалогической речи в различных сферах общения. Использование разных
видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера
текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и
навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей
и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная
речь, язык художественной литературы, их особенности. Культура учебнонаучного и делового общения (устная и письменная формы). Культура
публичной речи. Культура разговорной речи.
Языковая и лингвистическая
(языковедческая) компетенции
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и
искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Место лингвистики
в кругу научных дисциплин. Формы существования национального языка

(просторечие, народные говоры, профессиональные языки). Карачаевский
язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь
различных единиц и уровней языка. Сингармонизм в системе карачаевского
языка. Словари карачаевского языка и лингвистические справочники; их
использование.
Карачаевский
язык
и
язык
художественной
литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных
разновидностей языка.
Культуроведческая компетенция
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в карачаевском языке
материальной и духовной культуры карачаевского и других народов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.
Рабочая программа предназначена для изучения карачаевского языка в
общеобразовательной школе.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и
систематизацию
знаний
по
карачаевскому
языку,
повышение
орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи.
С целью подготовки учащихся 9 классов к экзамену продумана система
практических и контрольных работ, комплексный анализ текста, работу со
средствами
художественной
выразительности,
различные
виды
лингвистического анализа.
В целях обучения написанию контрольного диктанта или сочинениярассуждения на основе данного текста 4 часа отведено на развитие речи.
Курс также включает региональный компонент, позволяющий анализировать
окружающую языковую среду с точки зрения разграничения в ней
нормативного литературного языка формирующий умение отличать языковые
единицы
фонетического,
лексического,
словообразовательного,
морфологического, синтаксического уровней от литературных, находить в
собственной речи и речи других учащихся акцентологические,
орфоэпические, словообразовательные, грамматические, лексические ошибки,
вызванные влиянием русского языка, и исправлять их.
№
1.

2.
3.
4.
5.

Тематическое распределение часов
Разделы, темы
Количество часов
9 класс
Рабочая программа
Значение родного языка в становлении
личности
5 часов + 1 к.д.
Повторение пройденного в 5 – 8 классах
Сложное предложение
1 час
Сложносочинённое предложение
5 часов + 1час изл.
Сложноподчинённое предложение
29 часов + 2 часа к. д. + 2
часа изл.
Бессоюзное предложение
4 часа +1 час к.д.

О языке как о науке
6 часов + 1 час изл.
Систематизация изученного в 5 – 9 классах по 8 часов + 1 час к.д.
синтаксису и пунктуации
8.
Итоговый урок
1 час
9.
ИТОГО:
68 часов
2. Содержание обучения
Значение карачаевского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5 – 8 классах (5 ч + 1ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи, его частей.
Р.К.: национальные особенности произношения согласных и гласных
звуков;
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения (1 ч)
Сложносочиненные предложения (5 ч + 1 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные
предложения с союзами (соединительными, противительными,
разделительными). Разделительные знаки препинания между частями
сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их
текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные
предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Р.К.: особенности построения сложных предложений в говорах
Сложноподчиненные предложения (29 ч + 4 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и
придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи
придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном
предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Разделительные знаки препинания между главным и придаточным
предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки
препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их
текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые
с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые
особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Бессоюзные сложные предложения (4 ч + 1ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые
взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
6.
7.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их
текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые
отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение
пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными
предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке (6 ч + 1 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые
контакты карачаевского языка.
Карачаевский язык – первоэлемент карачаевской литературы. Карачаевский
язык и его стили. Богатство, красота, выразительность карачаевского языка.
Карачаевский язык как один из национальных языков в Карачаево –
Черкесии. Место карачаевского языка среди языков КЧР. Карачаевский язык
как один из тюркских языков. Наука о карачаевском языке и ее разделы.
Систематизация изученного в 5 – 9 классах по синтаксису и
пунктуации (8ч + 1ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли
связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании,
описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, моральноэтические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
3.Перечень практических работ
Контроль за уровнем обучения учащихся 9 класса осуществляется по
трём направлениям:
1)учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения,
текста, используя лингвистические знания;
2)учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами
литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов,
конструирование предложений и текста владение изобразительно –
выразительными средствами языка;
3) учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое
отношение к действительности в устной и письменной форме.
Формы контроля: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные
работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров.
4. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной
школы по карачаевскому языку
В результате изучения карачаевского языка в основной школе ученик
должен
знать
1. изученные разделы науки о языке;

2. смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка,
их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
3. основные единицы языка, их признаки;
4. основные нормы карачаевского языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого
этикета;
уметь:
1. объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль
карачаевского языка как национального языка карачаевского народа; 6.
2. определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к
определенной функциональной разновидности языка, функциональносмысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые
особенности текста;
3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их
анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
1. адекватно понимать информацию устного сообщения;
2. читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое);
3. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ,
изложение, конспект, план);
4. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с
темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой
практике;
5. владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию,
обмен мнениями, установление и регулирование межличностных
отношений);
6. свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);
7. соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого
этикета);
8. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные,
лексические, грамматические нормы современного карачаевского языка;
9. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктуации;
10. владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки
зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и
недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные
тексты;
11. извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой

информации, в том числе представленными в электронном виде на
различных информационных носителях (компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета).
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Примерная программа начального общего, среднего (полного) общего
образования по карачаевскому языку и литературе 1 – 11 классов (2015г.),
авторской программы Доюнова А.М, Бостановой З.А. Темрезовой А.Б.,
Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Мамаевой Ф. Т.,Хубиевой
А.А., Умаровой К.И.,
2. Грамматика карачаевского языка
Къарачай тилни грамматикасы
(СИНТАКСИС 8 – 9 классы) Черкесск 1992
Авторы: Байрамкулов А., Урусбиев И., Кумуков Ш., Гочияева С.
3. Свод таблиц по синтаксису
Авторы: Ахматов И. Х., Мамаева Ф. Т. Черкесск 2011
4. «Тамаша грамматика». Интересная грамматика.
Автор: Салпагарова К. Черкесск 1995

Грамматика карачаевского языка 9класс
СИНТАКСИС 8 – 9 классы
Къарачай тилни грамматикасы
(Байрамкулов А., Урусбиев И., Кумуков Ш., Гочияева С.)
Черкесск 1992

№
Тема урока
п/п
1 Повторение
§1 Члены предложения
2 §2 Предложения с одним
главным членом
3 §7 Разделительные союзы
в сложносочинённых
предложениях
4 Изложение
5 Контрольный диктант
6 Сожноподчинённое
предложение
7 Бессоюзное сложное
предложение

Дата по
плану

Дата по
факту

8

9
10

11

§29 Бессоюзное сложное
предложение
§30 Знаки препинания в
бессоюзных сложных
предложениях
Контрольный диктант
§31 Двоеточие в
бессоюзных сложных
предложениях
§32 Тире в бессоюзных
сложных предложениях

12
Лексика
13 Морфология
14 Контрольный диктант
15 Бессоюзное сложное
предложение
16 Прямая и косвенная речь
17 Итоговый урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».