Рабочая программа по информатике для 9а,9б классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учрежде ние
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по информатике
для 8 (восьмого) А класса
Разработана учителем информатики
Шамановой Дианой Магометовной

Срок реализации 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся
на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. В
программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования
системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и
социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебнометодического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова,
А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе
система

ценностных

отношений

учащихся

к

себе,

другим

участникам

образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания,
результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества;
 понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
 ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения;

 развитие

чувства

личной

ответственности

за

качество

окружающей

информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми

в

процессе

образовательной,

общественно-полезной,

учебно-

исследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за
счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в
рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными
метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в
основной школе, являются:
 владение общепредметными понятиями;
 владение информационно-логическими умениями:

определять понятия,

создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;

 владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка

и

формулирование

проблемы;

поиск и

выделение

необходимой

информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости

от

конкретных

условий;

самостоятельное

создание

алгоритмов

деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
 владение

информационным

моделированием

как

основным

методом

приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить
разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать»
таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму
представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность
модели объекту и цели моделирования;
 ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного

пространства

(обращение

с

устройствами

ИКТ;

фиксация

изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических
объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и
использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о
ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,

ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным
государственным

образовательным

стандартом

общего

образования

основные

предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
 формирование информационной культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие
основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
информационные процессы, файл;
 формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами.
Тема «Математические основы информатики»
Выпускник научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов
(объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации
и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять
значение логического выражения; строить таблицы истинности;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и
др.);
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или
знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;

выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных
предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм,
формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и
целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об
информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных
процессах и их роли в современном мире;
научиться

определять

мощность

алфавита,

используемого

для

записи

сообщения;
научиться

оценивать

информационный

объём

сообщения,

записанного

символами произвольного алфавита
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной
системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе
с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений
и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о
компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего
мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании
реальных объектов и процессов
научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные
и результаты, выявлять соотношения между ними.
Тема «Основы алгоритмизации. Начала программирования»
Выпускник научится:

понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них
таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность,
результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление»,
«цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной
ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом
языке к блок-схеме и обратно);
понимать

термины

«исполнитель»,

«формальный

исполнитель»,

«среда

исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения,
накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых
исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной
системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает
заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм,
обрабатывающий цепочки символов.
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с
параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального
исполнителя с заданной системой команд;

составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального
исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение
поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с
заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов,
являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы
обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива;
суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование
элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов
массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов
массива и др.);
разрабатывать

в

среде

формального

исполнителя

короткие

алгоритмы,

содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать

и

записывать

на

языке

программирования

эффективные

алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Содержание

учебного предмета, курса с указанием форм организации

учебных занятий, основных видов деятельности
Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная
арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные
системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с
основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических
выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические
элементы.
Аналитическая деятельность:

- выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах
счисления;
- выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;
- анализировать логическую структуру высказываний.
Практическая деятельность:
- переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы
счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
- выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными
числами;
- записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;
- строить таблицы истинности для логических выражений;
- вычислять истинностное значение логического выражения.
Основы алгоритмизации (9 ч)
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов.
Алгоритмическая конструкция следование. Алгоритмическая конструкция ветвление.
Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления. Алгоритмическая
конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с
заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений.
Аналитическая деятельность:
- определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный
алгоритм;
- анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении
алгоритма;
- определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические
конструкции могут войти в алгоритм;
- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
- преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных
данных для исполнителя арифметических действий;
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных
данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
- строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их
значения.
Начала программирования (12 ч)
Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и
вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование
разветвляющихся

алгоритмов.

Условный

оператор.

Составной

оператор.

Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным
условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием
окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений.
Решение задач с использованием циклов
Аналитическая деятельность:
- анализировать готовые программы;
- определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
- выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
-

программировать

линейные

алгоритмы,

предполагающие

вычисление

арифметических, строковых и логических выражений;
-

разрабатывать

программы,

содержащие

оператор/операторы

ветвления

(решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с
использованием логических операций;
- разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Основная форма организации учебного занятия: урок
Основные типы учебных занятий:



Урок получения нового знания (виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия,

исследование, составление проекта)


Урок закрепления новых знаний (виды: практикум, дискуссия, лабораторная

работа, проект, деловая игра, конкурс, КВН, викторина)


Урок

обобщения

и

систематизации

(виды: семинар,

собеседование,

исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы,
викторины)


Урок проверки и оценки знаний (виды: зачеты, тесты, фронтальный опрос,

контрольные работы)


Комбинированный урок.

Основным типом урока является комбинированный.

Календарно- тематическое планирование
8 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Название разделов и тем

Кол-во
часов

Тема 1. Математические основы информатики
Техника безопасности и организация рабочего
1
места. Общие сведения о системах счисления.
Двоичная система счисления. Двоичная
1
арифметика
Восьмеричная и шестнадцатеричные системы
1
счисления.
Правило перевода целых десятичных чисел в
1
систему счисления с основанием q
Представление целых чисел
1
Представление вещественных чисел
1
Элементы теории множеств и комбинаторики
1
Элементы алгебры логики
1
Построение таблиц истинности для логических
1
выражений
Свойства логических операций.
1
Решение логических задач
1
Логические элементы
1
Тест «Математические основы информатики».
1
Тема 2. Основы алгоритмизации
Алгоритмы и исполнители
1
Способы записи алгоритмов.
1
Объекты алгоритмов.
1
Основные алгоритмические конструкции
1
Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная
1
форма ветвления. Сокращённая форма ветвления.
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с
1
заданным условием продолжения работы.
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с
1
заданным условием окончания работы
Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с
1
заданным числом повторений.
Тест «Основы алгоритмизации».
1
Тема 3. Начала программирования
Общие сведения о языке программирования
1
Паскаль.
Организация ввода и вывода данных.
1
Программирование линейных алгоритмов
1

Дата
по
факти
плану
чески

26
27
28
29

30
31
32
33
34

Программирование линейных алгоритмов
1
Программирование разветвляющихся алгоритмов.
1
Условный оператор.
Программирование разветвляющихся алгоритмов.
1
Составной оператор.
Практическая работа «Программирование
1
разветвляющихся алгоритмов. Многообразие
способов записи ветвлений.»
Глава 4. Начала программирования
Программирование циклов с заданным условием
1
окончания работы.
Программирование циклов с заданным числом
1
повторений.
Решение задач с использованием циклов
1
Тест «Начала программирования».
1
Итоговое повторение.
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».