Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа внеурочной деятельности «Веселый счет» для 1 а, б класса Срок реализации – 2022-2023 учебный год Разработана учителями: Батчаевой М.Р., Катчиевой К.М. 2022 год Рабочая программа внеурочной деятельности «Веселый счет» для учащихся 1 класса Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Устный счет» для учащихся 1 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ №373 от 06.10.2009 г. и с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). Актуальность программы «Устный счёт» в том, что она направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях по внеурочной деятельности в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности. Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; развитие краткости речи; умелое использование символики; правильное применение математической терминологии; умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; умение делать доступные выводы и обобщения; обосновывать свои мысли. Основные методы: 1.Словесный метод: Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников); словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы). 2.Метод наглядности: Наглядные пособия и иллюстрации, пк, интерактивная доска, документ-камера. 3.Практический метод:Тренировочные упражнения; практические работы. 4.Объяснительно-иллюстративный: Сообщение готовой информации. 5.Частично-поисковый метод: Выполнение частичных заданий для достижения главной цели. Формы организации учебного процесса. Формы организации занятий: игра; путешествия; конкурс; соревнование; интеллектуальный марафон; конкурс эрудитов. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах. Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий. Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. Ценностными ориентирами содержания данного курса являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; – формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Возраст детей, участвующих в реализации программы, и режим занятий: Программа «Устный счет » рассчитана на обучающихся 1 - 2 классов, 1 раз в неделю 1 класс (33 часа), 2 класс (34 часа). Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 класс - 45 минут. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные Универсальные учебные действия: Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Итоги реализации программы: 1.Выпуск математической газеты 2.Математический КВН. 3.Викторина. Турнир «Смекалистых». 4.Проект - «Математический журнал» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной II Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс Тема 1. Математика — это интересно Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). Тема 2. Танграм: древняя китайская головоломка Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. Тема 3. Путешествие точки Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Тема 4. Игры с кубиками Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. Тема 5. Танграм: древняя китайская головоломка Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Тема 6. Волшебная линейка Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Тема 7. Праздник числа 10 Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Тема 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Тема 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Тема 10. Игры с кубиками Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. Темы 11–12. Конструкторы лего Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. Тема 13. Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Тема 14. Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». Тема 15–16. «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. Тема 17. Задачи-смекалки Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Тема 18. Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». Тема 19. Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20». Тема 20. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда Темы 21–22. Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи Тема 23. Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Тема 24. Игра в магазин. Монеты Сложение и вычитание в пределах 20. Тема 25. Конструирование фигур из деталей танграма Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. Тема 26. Игры с кубиками Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. Тема 27. Математическое путешествие Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. Тема 28. Математические игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Тема 29. Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Тема 30. Математическая карусель Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. Тема 31. Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Тема 32. Математические игры Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». Тема 33. Итоговый урок Тематическое планирование 1 класс № 1 2 3 4 5 6 7 Темы Весёлый счёт Геометрия вокруг нас Танграм: древняя китайская головоломка «Спичечный» конструктор Секреты задач Математические игры Выпуск математической газеты итого Количество часов 7 4 6 2 7 6 1 33 Календарно – тематическое планирование, 1 класс № Тема Кол-во час Весёлый счёт 7 1. Математика — это интересно 1 2. Танграм: древняя китайская головоломка 1 3. Путешествие точки 1 4. Игры с кубиками 1 5. Танграм: древняя китайская головоломка 1 6. Волшебная линейка 1 7. Праздник числа 10 1 Геометрия вокруг нас 4 8. Конструирование многоугольников из деталей танграма 1 9. Игра-соревнование «Весёлый счёт» 1 10. Игры с кубиками 1 11. Конструкторы лего 1 Танграм: древняя китайская головоломка 12. Время. Сутки 6 1 Дата По плану По факт. 13. Конструкторы лего 1 14. Математические игры 1 15. «Спичечный» конструктор 1 16. «Спичечный» конструктор 1 17. Задачи-смекалки 1 «Спичечный» конструктор 2 18. Прятки с фигурами 1 19. Математические игры 1 Секреты задач 7 20. Числовые головоломки 1 21. Математическая карусель 1 22. Математическая карусель 1 23. Уголки 1 24. Игра в магазин. Монеты 1 25. Конструирование фигур из деталей танграма 1 26. Игры с кубиками 1 Математические игры 6 27. Математическое путешествие 1 28. Математические игры 1 29. Секреты задач 1 30. Математическая карусель 1 31. Числовые головоломки 1 32. Математические игры 1 Выпуск математической газеты 33. Выпуск математической газеты 1 1