Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» для 1 а, б класса Срок реализации – 2022-2023 учебный год Разработана учителями: Батчаевой М.Р., Катчиевой К.М. 2022 год Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» Пояснительная записка Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы НОО. Цель курса: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Основные задачи: Блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе. В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Формы организации: Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; осознавать личную ответственность за свои поступки; уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: проявлять познавательную и творческую инициативу; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты «Читательская грамотность»: способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. «Естественно-научная грамотность»: способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. «Математическая грамотность»: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; способность проводить математические рассуждения; способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. «Финансовая грамотность»: понимание и правильное использование финансовых терминов; представление о семейных расходах и доходах; умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; представление о различных видах семейных доходов; представление о различных видах семейных расходов; представление о способах экономии семейного бюджета. Оценка достижения предметных результатов: Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс (33 ч) № Раздел КолСодержание Формы внеурочной деятельности п/п во часов 1 Читательская грамотность Итого 1 В. Бианки. Лис и мышонок. Библиотечные уроки; 1 Русская народная сказка. Мороз и заяц. Деловые беседы; 1 В. Сутеев. Живые грибы. 1 Г. Цыферов. Петушок и солнышко. Участие в научно-исследовательских дискуссиях; 1 М. Пляцковский. Урок дружбы. Практические упражнения 1 Грузинская сказка. Лев и заяц. 1 Русская народная училась летать. 1 Е. Пермяк. Четыре брата. 8 сказка. Как лиса 2. Математическая грамотность Про курочку рябу, золотые и простые 1 яйца. 1 Про козу, козлят и капусту. 1 Про петушка и жерновцы. 1 Как петушок и курочки делили бобовые Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения зернышки. Итого 3. Финансовая грамотность Итого 1 Про наливные яблочки. 1 Про Машу и трех медведей. 1 Про старика, старуху, волка и лисичку. 1 Про медведя, лису и мишкин мед. 8 1 За покупками. 1 Находчивый колобок. 1 День рождения мухи-цокотухи. 1 Буратино и карманные деньги. 1 Кот Василий продает молоко. 1 Лесной банк. 1 Как мужик и медведь прибыль делили. 1 Как мужик золото менял. 8 Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения 4. Естественнонаучная грамотность 1 Как Иванушка хотел попить водицы. 1 Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. 1 Про репку и другие корнеплоды. 1 Плывет, плывет кораблик. 1 Про Снегурочку и превращения воды. 1 Как делили апельсин. 1 Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. 1 Иванова соль. 1 В. Сутеев. Яблоко. Итого 9 Итого 33 Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Календарно-тематическое планирование (1 класс) № п/п Тема занятия Всего часов Дата проведения По плану 1. В. Бианки. Лис и мышонок. 1 2. Русская народная сказка. Мороз и заяц. 1 3. В. Сутеев. Живые грибы. 1 4. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 1 5. М. Пляцковский. Урок дружбы. 1 6. Грузинская сказка. Лев и заяц. 1 7. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. 1 8. Е. Пермяк. Четыре брата. 1 9. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. 1 10. Про козу, козлят и капусту. 1 11. Про петушка и жерновцы. 1 12. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. 1 Факт. 13. Про наливные яблочки. 1 14. Про Машу и трех медведей. 1 15. Про старика, старуху, волка и лисичку. 1 16. Про медведя, лису и мишкин мед. 1 17. За покупками. 1 18. Находчивый колобок. 1 19. День рождения мухи-цокотухи. 1 20. Буратино и карманные деньги. 1 21. Кот Василий продает молоко. 1 22. Лесной банк. 1 23. Как мужик и медведь прибыль делили. 1 24. Как мужик золото менял. 1 25. Как Иванушка хотел попить водицы. 1 26. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. 1 27. Про репку и другие корнеплоды. 1 28. Плывет, плывет кораблик. 1 29. Про Снегурочку и превращения воды. 1 30. Как делили апельсин. 1 31. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. 1 32. Иванова соль. 1 33. В. Сутеев. Яблоко. 1 Итого: 33