Рабочая программа во внеурочной деятельности Основы функиональной грамотности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»
для 1 а, б класса
Срок реализации – 2022-2023 учебный год
Разработана учителями: Батчаевой М.Р., Катчиевой К.М.

2022 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
 Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК295/06;
 Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
 СанПиН 1.2.3685-21;
 основной образовательной программы НОО.
Цель курса:
 создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая
грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Основные задачи:
 Блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных
текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
 Блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и
понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
 Блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
 Блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности
использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2
полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;

 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе
адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
 осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи,
принятии решений о семейном бюджете;
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и
исследованиями;
 овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:





проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий:
самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:
 адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
 слушать и понимать речь других;
 совместно договариваться о правилах работы в группе;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
«Читательская грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной
задачей.

«Естественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
 способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
«Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность»:
 понимание и правильное использование финансовых терминов;
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения предметных результатов:
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные
результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых
выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по
математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (33 ч)
№
Раздел
КолСодержание
Формы внеурочной деятельности
п/п
во
часов
1

Читательская
грамотность

Итого

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

Библиотечные уроки;

1

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

Деловые беседы;

1

В. Сутеев. Живые грибы.

1

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

Участие в научно-исследовательских
дискуссиях;

1

М. Пляцковский. Урок дружбы.

Практические упражнения

1

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

Русская народная
училась летать.

1

Е. Пермяк. Четыре брата.

8

сказка.

Как

лиса

2.

Математическая
грамотность

Про курочку рябу, золотые и простые

1

яйца.
1

Про козу, козлят и капусту.

1

Про петушка и жерновцы.

1

Как петушок и курочки делили бобовые

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

зернышки.

Итого
3.

Финансовая
грамотность

Итого

1

Про наливные яблочки.

1

Про Машу и трех медведей.

1

Про старика, старуху, волка и лисичку.

1

Про медведя, лису и мишкин мед.
8
1

За покупками.

1

Находчивый колобок.

1

День рождения мухи-цокотухи.

1

Буратино и карманные деньги.

1

Кот Василий продает молоко.

1

Лесной банк.

1

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

Как мужик золото менял.

8

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

4.

Естественнонаучная
грамотность

1

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

Про репку и другие корнеплоды.

1

Плывет, плывет кораблик.

1

Про Снегурочку и превращения воды.

1

Как делили апельсин.

1

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

1

Иванова соль.

1

В. Сутеев. Яблоко.

Итого

9

Итого

33

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения
По плану

1.

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

2.

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

1

3.

В. Сутеев. Живые грибы.

1

4.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

5.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

6.

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

7.

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

1

8.

Е. Пермяк. Четыре брата.

1

9.

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

10.

Про козу, козлят и капусту.

1

11.

Про петушка и жерновцы.

1

12.

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

1

Факт.

13.

Про наливные яблочки.

1

14.

Про Машу и трех медведей.

1

15.

Про старика, старуху, волка и лисичку.

1

16.

Про медведя, лису и мишкин мед.

1

17.

За покупками.

1

18.

Находчивый колобок.

1

19.

День рождения мухи-цокотухи.

1

20.

Буратино и карманные деньги.

1

21.

Кот Василий продает молоко.

1

22.

Лесной банк.

1

23.

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

24.

Как мужик золото менял.

1

25.

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

26.

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

27.

Про репку и другие корнеплоды.

1

28.

Плывет, плывет кораблик.

1

29.

Про Снегурочку и превращения воды.

1

30.

Как делили апельсин.

1

31.

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

1

32.

Иванова соль.

1

33.

В. Сутеев. Яблоко.

1
Итого: 33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».