Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7 г.Усть-Джегуты»
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»
для 1 а, б класса
Срок реализации – 2022-2023 учебный год
Разработана учителями: Батчаевой М.Р., Катчиевой К.М.
2022 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы НОО.
Цель курса:
создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая
грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Основные задачи:
Блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных
текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и
понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности
использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2
полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе
адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи,
принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и
исследованиями;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий:
самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
«Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной
задачей.
«Естественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
«Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения предметных результатов:
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные
результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых
выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по
математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (33 ч)
№
Раздел
КолСодержание
Формы внеурочной деятельности
п/п
во
часов
1
Читательская
грамотность
Итого
1
В. Бианки. Лис и мышонок.
Библиотечные уроки;
1
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
Деловые беседы;
1
В. Сутеев. Живые грибы.
1
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
Участие в научно-исследовательских
дискуссиях;
1
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Практические упражнения
1
Грузинская сказка. Лев и заяц.
1
Русская народная
училась летать.
1
Е. Пермяк. Четыре брата.
8
сказка.
Как
лиса
2.
Математическая
грамотность
Про курочку рябу, золотые и простые
1
яйца.
1
Про козу, козлят и капусту.
1
Про петушка и жерновцы.
1
Как петушок и курочки делили бобовые
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
зернышки.
Итого
3.
Финансовая
грамотность
Итого
1
Про наливные яблочки.
1
Про Машу и трех медведей.
1
Про старика, старуху, волка и лисичку.
1
Про медведя, лису и мишкин мед.
8
1
За покупками.
1
Находчивый колобок.
1
День рождения мухи-цокотухи.
1
Буратино и карманные деньги.
1
Кот Василий продает молоко.
1
Лесной банк.
1
Как мужик и медведь прибыль делили.
1
Как мужик золото менял.
8
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
4.
Естественнонаучная
грамотность
1
Как Иванушка хотел попить водицы.
1
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
1
Про репку и другие корнеплоды.
1
Плывет, плывет кораблик.
1
Про Снегурочку и превращения воды.
1
Как делили апельсин.
1
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
1
Иванова соль.
1
В. Сутеев. Яблоко.
Итого
9
Итого
33
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
Дата проведения
По плану
1.
В. Бианки. Лис и мышонок.
1
2.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
1
3.
В. Сутеев. Живые грибы.
1
4.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
5.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
6.
Грузинская сказка. Лев и заяц.
1
7.
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
1
8.
Е. Пермяк. Четыре брата.
1
9.
Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
1
10.
Про козу, козлят и капусту.
1
11.
Про петушка и жерновцы.
1
12.
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
1
Факт.
13.
Про наливные яблочки.
1
14.
Про Машу и трех медведей.
1
15.
Про старика, старуху, волка и лисичку.
1
16.
Про медведя, лису и мишкин мед.
1
17.
За покупками.
1
18.
Находчивый колобок.
1
19.
День рождения мухи-цокотухи.
1
20.
Буратино и карманные деньги.
1
21.
Кот Василий продает молоко.
1
22.
Лесной банк.
1
23.
Как мужик и медведь прибыль делили.
1
24.
Как мужик золото менял.
1
25.
Как Иванушка хотел попить водицы.
1
26.
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
1
27.
Про репку и другие корнеплоды.
1
28.
Плывет, плывет кораблик.
1
29.
Про Снегурочку и превращения воды.
1
30.
Как делили апельсин.
1
31.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
1
32.
Иванова соль.
1
33.
В. Сутеев. Яблоко.
1
Итого: 33