Рабочая программа во внеурочной деятельности Тропинка в будущее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий»
для 1 а, б класса
Срок реализации – 2022-2023 учебный год
Разработана учителями: Батчаевой М.Р., Катчиевой К.М.

2022 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий», 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
•
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК295/06;
•
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
•
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
•
СанПиН 1.2.3685-21;
•
основной образовательной программы НОО.
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности,
уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
Подготовка школьников к выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания.
Профориентационная работа – неотъемлемая часть программы повышения качества образования.
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «По тропинке в мир профессий» для
начальной школы способствует формированию основ нравственного и интеллектуального развития личности младшего
школьника, готовит их к предпрофильной подготовке и дальнейшей творческой профессиональной деятельности,
которая занимает важное место в жизни каждого человека. Работа по профориентации в начальной школе является
пропедевтической, однако, ключевая задача – формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному
выбору жизненного и профессионального пути во взрослой жизни.

Цель курса:
•
формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации
младших подростков в будущем.
Основные задачи:
•
формирование представлений о мире труда и разнообразии профессий;
•
обогащение представлений о различных аспектах профессий;
•
развитие интеллектуальных и творческих способностей, активности, и способности ориентироваться в
многообразии трудовой деятельности человека;
•
развитие профессионального самосознания;
•
формирование навыков превращения знаний в инструмент творческого освоения мира, где активная жизненная
позиция опирается на внутреннюю мотивацию;
•
развитие познавательных интересов, стремления ребенка к поиску ответов на интересующие вопросы в мире
профессий;
•
воспитание ценностного отношения к труду и профессиям.
Место программы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Тропинка в мир профессий» предназначена
для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами
профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11
лет.
Данная программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год, 2-4 классы - 34 ч. в год.
Формы контроля:
•
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения
к теме.
•
Рисование интересных и запоминающихся моментов ознакомления с профессией;
•
По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по теме: «Кем и каким я
хочу стать»

Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие внеурочной деятельности
имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность
расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий» построена таким
образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Ребенок
становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры,
дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует
формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у
учащихся.
1 класс
«Игры в профессии» (33 ч)
1.
«Мир профессий в литературе» (7 часов).
1.1. Чтение отрывков из книги «Город добрых дел» Ричарда Скарри.
Показать значение работы в жизни взрослых, заставить задуматься о том, чем смогут заниматься дети, когда вырастут.
Через обыгрывание сюжетов подвести к открытию удивительного мира профессий и понимание того, что все в мире
взаимосвязано, а любое полезное дело - непременно доброе и интересное. В ходе самопроверки найти добрые дела,
сделанные каждым школьником.
1.2. Просмотр мультфильма «Дядя Степа» С.Михалкова
Вызвать эмоциональный отклик после просмотра мультфильма. Обсуждение поступков главных героев. Показать
важность труда, почетную работу защитника порядка, сравнить профессию милиционера и полицейского, найти
сходство. Проигрывание ситуаций, ответы на поисковые вопросы по теме.
1.3. Сюжетные сценки по сказке «Доктор Айболит» К.Чуковского
Обыграть сценки по сюжету сказки, ввести название и подчеркнуть важность профессии – ветеринар. Из текста с
помощью вопросов викторины выделить основные трудовые действия ветеринара, подвести обучающихся к выводам.
1.4. Игра «Угадай профессию»

Через поэтический образ в стихотворениях показать значение разных профессий, обратить внимание на знакомые
профессии. Активизировать опорные знания в играх «Угадай, чей предмет?», «Чего не хватает?», «Закончи
стихотворение», «Угадай профессию».
1.5. В.Маяковский «Кем быть» Чтение произведения, создание коллажа
Подвести к мыслям о необходимости выбора профессии, провести сравнение характерных особенностей профессий в
игре «Угадай профессию». Создать простой коллаж по выбранной профессии.
1.6 Д.Родари «Чем пахнут ремесла»
Чтение произведения и рисование по сюжету.
Активизация знаний о профессиях. Игра «Угадай профессию» Чтение стихотворения. Сделать предположение и найти
объяснение содержанию стихотворения. Из текста выделить основные признаки профессий. Нарисовать картинки по
содержанию и объяснить, почему нарисован данный сюжет?
1.7. Выставка книг о профессиях.
Актуализация знаний, по обложкам и иллюстрациям определить цель урока. Узнать о каких профессиях идет речь в
книге. Игра «Угадай профессию». Упражнение «О какой профессии расскажет книга…». Представление понравившейся
книги. Рефлексия
2. Кому что нужно? (2ч)
2.1. Дидактические игры
Рассказ о мире профессий. Подбор рифмовок в стихотворении. Игры «Угадай профессию», «Кому что нужно?»,
«Подбери инструмент?», «Что лишнее?». Рефлексия «Какая профессия понравилась?»
2.2. Викторина «Найди нужный предмет»
Представление инструментов для разных профессий. Показать значение инструментов для конкретных профессий.
Этапы викторины 1. «объяснялки» – найди для кого инструмент;
2. «догонялки» – принеси нужный инструмент; 3. «собиралки» - найди нужные инструменты;
4. «помогалки» - забавные задания с инструментами ( в ложке принеси картошку, сделай кукле укол и др).Подведение
итогов игры.
3.Кто нас лечит?
3.1. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Определить цель игры, распределить роли, подготовить атрибуты. Показать, что в игре можно узнать много о
профессии. Рефлексия «Что узнали о профессии врача, медсестры, санитарки?» «Моя активность в игре»
3.2 «Где купить лекарство?» Ролевая игра.

Определить цель игры, распределить роли, подготовить атрибуты. Вызвать эмоциональный отклик на различные
ситуации в аптеке. Учить использовать в игре разные атрибуты, заменяющие лекарства. Обыграть ситуации,
формирующие здоровый образ жизни. Рефлексия.
4. Кто ведет нас по дороге знаний. (3ч)
4.1. Школьные профессии.
Активизация знаний о школьных профессиях. Игра «Угадай профессию». Чтение стихотворения о школе. Разыгрывание
ситуаций (школьники в роли учителя): на уроке математике, на уроке чтения, в кабинете психолога. Рисование «что мне
нравится в школе»
4.2. Экскурсия в школьную библиотеку.
Разобраться в вопросе «зачем библиотека в школе?» Выдвинуть гипотезы и в ходе экскурсии подтвердить или
опровергнуть предположения.
5. Кто построил этот дом? (3ч)
5.1. «Строили, строили и, наконец, построили…»
Вызвать эмоциональный отклик после просмотра мультфильма «Чебурашка». Обсуждение поступков главных героев.
Загадки о профессиях строителей (архитектор, каменщик, крановщик, маляр и др). Минутка игры «Строим дом» из
мягких модулей. Контрольное задание «Дом, в котором я живу».
5.2. «Мы строители». Творческая игра -конструирование
Актуализация знаний о строительных профессиях. Определить цель игры, распределить роли, подготовить атрибуты.
Распределение по командам: 1 строим дом из бумаги, 2- из палочек, 3 –из бросового материала. Представление работ.
5.3. Проект «Сказочный дом» ТРИЗ
Игры «Теремок», «Кляксы». Проблемная ситуация: в сказочной стране нет строителей, нужно помочь построить
домики. Показать, что творческие работы оцениваются по оригинальности, существуют приемы, как придумать
оригинально. Придумываем «Сказочный дом», используя прием «морфологический анализ». Представляем проекты.
6. «Мы идем в магазин» (2ч)
6.1.«Кто работает в магазине?» Беседа с игровыми элементами.
Актуализация опорных знаний о профессии продавца и видах магазинной. Формирование новых знаний о профессии
кассир, охранник, товаровед. Загадки о профессиях. Решение кроссворда. Итог: как называется профессия людей,
работающих в магазине?
6.2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Определить цель игры, распределить роли, подготовить атрибуты. Показать, что в игре можно узнать много о
профессии. Рефлексия «Что узнали о профессии?» «Моя активность в игре»

7. Профессии моих родителей (4ч)
7.1. Встреча с представителями разных профессий
Показать значение работы в жизни взрослых, подготовить вопросы по профессиям. Через обыгрывание некоторых
сюжетов подвести к открытию удивительного мира профессий родителей и понимание того, что все в мире
взаимосвязано, а любое полезное дело - непременно доброе и интересное. Рефлексия «За что скажем спасибо
представителю профессии?»
7.2. Мастер-класс «Мама-парикмахер»
Актуализация опорных знаний о профессии. Показать, как при помощи ножниц и расчески они способны полностью
изменить внешний вид человека. А удачно выполненная работа всегда приносит радость, как мастеру, так и клиенту.
Плетение кос. Рефлексия «За что скажем спасибо представителю профессии?»
7.3. Играем в профессии. Игровой час.
Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в стихотворении. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без
труда. (не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Игра: «Доскажи словечко». Игра:
«Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Рефлексия (анализировать свою активность в общем деле)
7.4. Проект «Профессия моих родителей»
Показать значение работы в жизни взрослых, подготовить проекты по профессиям. Презентация своего проекта.
8.Путешествие в мир профессий сельского хозяйства (4ч)
8.1. Хлеб – всему голова.
Актуализация знаний: чтобы вкусный свежий хлеб попал на наш стол, трудится много людей разных профессий. «Как
рождается хлебный каравай?» Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки
Г.Андерсена. Обсуждение. Подбор пословиц о хлебе.
8.1. Профессия – цветовод.
Загадки. Происхождение слова «Цветовод». Рассматривание иллюстраций на слайдах. Игра «Какие инструменты
нужны цветоводу?». Реклама профессии. Рассуждение о том, как можно вырастить цветок?
8.2. Все работы хороши, выбирай на вкус. Викторина.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра: расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из
разрезанных картинок рисунок дома. Игра: «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс
«Найди лишнее». Итог игры.
8.3. Выставка и презентация рисунков «У бабушки в деревне»
Постановка и обсуждение проблемных вопросов том, как трудятся в деревне. Презентация рисунков о деревенском
труде.

9.Азбука профессий (3ч)
9.1. Викторина по профессиям.
Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок по профессиях. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без труда.
(не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Подведение итогов.
9.2. Игровой час «Какие бывают профессии?»
Работа с пословицами: например, «Труд кормит человека, а лень портит.» Стихотворения о профессиях. Загадка про
предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве.
9.3. Викторина «все работы хороши, выбирай на вкус!»
Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». «Мне бы вырасти немножко, вот настолько
подрасти … Я бы сразу стал...»
Словарная работа. Игра: «Быстро назови». Конкурс: «А знаете ли вы?» Рефлексия «Что я узнал о профессиях».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
 обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях в ходе реализации рабочей программы по внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий»
Самоопределение:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
 начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире профессий.
Смыслообразование:
 мотивация познавательно-творческой деятельности;
 формирование навыков превращения знаний в инструмент творческого освоения мира, где активная жизненная
позиция опирается на внутреннюю мотивацию самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
 уважительное отношение к представителям разных профессий;
 воспитание ценностного отношения к труду и профессиям;
 навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные результаты
 формирование целостного представления о различных сферах человеческой деятельности;
 развитие знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых
новообразованиях у младших школьников;
 освоение элементарных знаний о профессиях людей;
 включение обучающихся в исследовательскую и творческую деятельность;
 стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с
нарушениями здоровья.
Предметные результаты
 В результате прохождения курса «Тропинка в мир профессий» младший школьник должен
Знать:
 основные сферы профессиональной деятельности человека;
 основные признаки профессий, их значение в обществе;
 предприятия и учреждения города;
 основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
 рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
 выполнять отдельные трудовые операции по конкретным профессиям;
 переносить сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
 выполнять учебные проекты.
Материально-техническое обеспечение курса.
Прохождение курса внеурочной деятельности «Тропинка в мир профессий «обеспечивается классным оборудованием и
техническими средствами:
 мультимедийный проектор;
 компьютер;
 принтер;

Календарно-тематическое планирование
Класс 1 «Игры в профессии» ( 33 часа)
№
урока
1.
2.

Раздел

Мир профессий
в литературе

Тема урока

С.Михалков «Дядя Степа»

1

К.Чуковский «Доктор Айболит»

1

Ричард Скарри «Город добрых дел» Чтение отрывков из 1
книги
Стихи о профессиях. Игра «Угадай профессию»
1

3.
4.

В.Маяковский «Кем быть». Создание коллажа по 1
профессиям
Д.Родари «Чем пахнут ремесла». Рисование по сюжету.
1
Выставка книг о профессиях
1

5.
6.
7.
8.
9.

Кому что нужно? Дидактические игры
Викторина «Найди нужный предмет»

10.
11.
12.
13.
14.
15.

Кто нас лечит?

16.

Кол-во
часов

Кто ведет нас по
дороге знаний?
Кто построил
этот дом?

Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Где купить лекарство? Аптека ролевая игра.
Школьные профессии
Экскурсия в школьную библиотеку.
Проект «Кто ведет нас по дороге знаний»
Строили, строили и построили… Мультфильм
«Чебурашка»
Мы строители. Конструирование из бумаги, бросового
материал и палочек

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
По плану

По факту

Проект «Сказочный дом» ТРИЗ

1

Кто работает в магазине.

1

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

1

Встреча с представителями разных профессий

1

Мастер-классы по разным профессиям

1

22.

Играем в профессии.

1

23.

Проект «Профессия моих родителей»

1

Хлеб – всему голова

1

Профессия цветовод

1

26.

Все работы хороши, выбирай на вкус. Викторина.

1

27.

Выставка и презентация рисунков «У бабушки в
деревне»
Викторина по профессиям

1

29.

Игровой час «Какие бывают профессии»

1

30.

Викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

1

Резервные занятия

4

17.
18.

Мы идем в
магазин

19.
20.
21.

24.
25.

28.

31-34

Профессия моих
родителей

Путешествие в
мир профессий
сельского
хозяйства

Азбука
профессий

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».