МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ» Рабочая программа По учебному предмету «Технология» (индивидуальное обучение по адаптированной программе АООП НОО для детей с тяжелыми нарушениями речи ТНР вариант 5.1.) для ученика 1б класса Хубиева Къабарты Срок реализации-2022-2023 учебный год Разработана учителем: Хабовой Тахминой Хасанбиевной Учитель начальных классов 2022 год Пояснительная записка Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599; Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи по технологии составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ о «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357 , от 18.12.2012 №1060); -Примерной основной образовательной программы начального общего образования. / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) -Примерной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) Адаптированная рабочая программа по предмету «Технология» 1 класса для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи - это рабочая программа по предмету, адаптированная для данных обучающихся с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Авторской программы начального общего образования по технологии Лутцевой Е.А.: Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. Предметной линии учебников системы «Школа России» 1-4 классы М.: Просвещение, 2018, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения. Планируемые результаты. Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - мотивационная основа учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи; - ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести. Учащийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения; - понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - положительной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; - установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках. - установка на здоровый образ жизни. Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится: - организовывать свое рабочее место; -овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления; - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. Учащийся получит возможность научиться: - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (паре). Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы: ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; - использовать знаково-символические средства для решения задач; - отвечать на простые вопросы учителя, находя нужную информацию в учебнике. Учащийся получит возможность научиться: - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом; = проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - проводить сравнение по заданным критериям; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. и Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: - использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Учащийся получит возможность научиться: - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач в учебной деятельности. Предметные результаты Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. - -Приобретение навыкав самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной безопасности. - обработки материалов, освоение правил техники Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественней конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. - Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач. Содержание курса 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым. 2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё. Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз.Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. 3. Конструирование и моделирование. Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторскотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным и др. Календарно-тематическое планирование № Тема урока урока Кол-во часов Давайте познакомимся - 3 часа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ТБ. Материалы и инструменты. Организация рабочего места Осеннее дерево. Осенний урожай Человек и земля 1 Природный материал. Аппликация из листьев Пластилин. Аппликация из пластилина «Ромашковое поле» Аппликация из пластилина «Мудрая сова» Растения. Овощи из пластилина. Посуда. Чашка, чайник, сахарница Изделие «Кораблик» Насекомые. Пчёлы и соты Дикие животные. Коллаж. Проект «Дикие животные» Домашние животные. Изделие « Котёнок» Такие разные дома. Домик из веток Новый год. Украшение на окно. Проект «Украшаем класс к Новому году». Изделие «Самолёт» Проект «Чайный сервиз» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата по плану Дата по факту