МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ» Рабочая программа По учебному предмету «Изобразительное искусство» (индивидуальное обучение по адаптированной программе АООП НОО для слабовидящих вариант 4.1.) для ученицы 2а класса Халкечевой Джамили Срок реализации-2022-2023 учебный год Разработана учителем: Хабовой Тахминой Хасанбиевной Учитель начальных классов 2022 год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 2 класса для слабовидящего обучающегося - это рабочая программа по предмету, адаптированная для слабовидящих обучающихся с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа разработана на основе: • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки от 19.12 2014 г., №1598); • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями и дополнениями 2015 г.); • Рекомендаций, изложенных в Письме Минобрнауки РФ «О введении ФГОС ОВЗ» от 11.03.2016 г. (№ВК-452/07); • Примерной АООП НОО для слабовидящих обучающихся (Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 22 декабря 2015 года, Протокол № 4/15); По стандарту (вариант 4.1) обучение предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1–4 классы). • Авторской программы начального общего образования по изобразительному искусству и рабочей программы «Изобразительное искусство» Б.М.Неменского; • Предметной линии учебников системы «Школа России» 1-4 классы М.: Просвещение, 2018, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения. Учебник: "Изобразительное искусство" 2 класс. Автор: Неменская Л.А., под редакцией Б. М. Неменского. Издательство: «Просвещение» 2016 г. Рабочая тетрадь: Изобразительное искусство: автор: Горяева Нина Алексеевна, Питерских А. С., Неменская Л. А. Издательство: «Просвещение» 2018 г. Планируемые результаты. Личностные универсальные учебные действия У учащегося будут сформированы: 2 -положительне отношение к урокам изобразительного искусства; - познавательная мотивация к изобразительному искусству. Обучающийся получит возможность для формирования: - чувства уважения к народным художественным традициям России; ·-внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; ·-эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности. Регулятивные универсальные учебные действия. ·-адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; ·-выполнять работу по заданной инструкции; ·-использовать изученные приёмы работы красками; - осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; ·-вносить коррективы в свою работу; ·-понимать цель выполняемых действий, ·-адекватно оценивать правильность выполнения задания; ·-анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; ·-решать творческую задачу, используя известные средства; ·-включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные универсальные учебные действия. ·-«читать» условные знаки, данные в учебнике; ·-находить нужную информацию в словарях учебника; - вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; ·-различать цвета и их оттенки, ·-соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. 3 ·-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; ·-различать формы в объектах дизайна и архитектуры; ·-сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; ·-характеризовать персонажей произведения искусства; ·-группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; ·-конструировать объекты дизайна. Коммуникативные универсальные учебные действия. ·-отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; - комментировать последовательность действий; ·-выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; ·-участвовать в коллективном обсуждении; - выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. -выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; ·-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; ·-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; ·-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Предметные результаты. - Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой). - Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.). - Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться примом загораживания. - Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких 4 материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.). - Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш. - Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги. - Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов. - Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности. - Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками). - Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома). - Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.). - Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина). - Выполнять простые по композиции аппликации. Содержание курса 2 класс Ты изображаешь, украшаешь, строишь Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (5 ч) Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами. Мастер Изображения помогает увидеть, учит рассматривать Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются. Изображать можно пятном Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.) Изображать можно в объеме 5 Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке). Изображать можно линией Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков. Наши краски Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика. Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес. Художники и зрители (обобщение темы) Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа. Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения (7 ч) Мир природы полон украшений Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры. Красоту надо уметь замечать Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Как,когда, для чего украшает себя человек Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений. Мастер Украшения помогает сделать праздник 6 Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка». Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки (5 ч) Дом для себя «Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения. Какие можно придумать дома Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы. Мастер Постройки помогает придумать город «Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов. Все, что мы видим, имеет конструкцию Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных. Все предметы можно построить Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек. Дом снаружи и внутри Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна? Город, где мы живем Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии. Обобщение темы Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва». 7 Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться. Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе Обобщением здесь является первый урок. Мастера помогут нам увидеть мир сказки и нарисовать его Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке. Уроки любования. Умение видеть Наблюдение живой природы . Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. 8 Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов 1 Введение в предмет .ТБ. 1 2 Изображения всюду вокруг нас 1 3 Рисунки из ладошек 1 4 Изображать можно пятном 1 5 Рисование лесных грибов 1 6 Рисуем пальчиками: «Солнечный денёк» 1 7 Рисование по теме: «Мой домашний питомец» 1 8 Разноцветные краски 1 9 Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Новый год 1 11 Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей». 1 12 Мир полон украшений 1 13 Красоту надо уметь замечать 1 14 Узоры на крыльях бабочек 1 15 Рисунки на тему «Я и моя семья» 1 16 Украшения птиц 1 17 Строим город 1 10 Дата по плану Дата по факту 1 9