раб.прогр.по инд.обуч.для 2а кл.по окр.миру.Учитель-Хабова Т.Х.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»

Рабочая программа
По учебному предмету «Окружающий мир»
(индивидуальное обучение по адаптированной программе АООП НОО для
слабовидящих детей вариант 4.1.)

для ученицы 2а класса Халкечевой Джамили

Срок реализации-2022-2023 учебный год
Разработана учителем: Хабовой Тахминой Хасанбиевной
Учитель начальных классов

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа курса «Окружающий мир» для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы начального общего образования
разработана на основе
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих
обучающихся (вариант
4.1).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе
слабовидящихнаправлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем
человека

на

основе

единства

эмоционально-ценностного

рационально-научного

осмысления

ребенком

познания

личностного

и

опыта

взаимодействия-общения с людьми и природой;
-

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина

России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к
природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
-

формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту,

региону, к России, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни;
-

осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира,

своего места в нем;
-

формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения

в условиях повседневной жизни и вразличных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
-

формирование культуры поведения для обеспечения эффективного и

безопасного взаимодействия в социуме;
-

овладение

компенсаторными

умениями

и

навыками

познания

окружающего мира с помощью нарушенного зрения;
-

накопление и систематизация представлений о предметах и явлениях

окружающей жизни, природы, обогащение нравственного опыта;

-

овладение основами экологической грамотности, элементарных правил

нравственного

поведения

в

мире

природы

и

людей,

нормами

здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-

овладение умениями и навыками установления и выявления причинно-

следственных связей в окружающем мире;
-

воспитание ответственного отношения к природе.

Общая характеристика учебного предмета
Особенностью предмета является целенаправленное внимание к
расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников.
При ознакомлении слабовидящих первоклассников с природой
необходимо тщательно подходить к отбору дидактического материала.
Выбранные для обследования объекты должны отвечать особым
образовательным потребностям обучающихся, обладать всеми качествами и
свойствами предмета, доступными для непосредственного зрительного
восприятия слабовидящими обучающимися; отвечать требованиям
экологичности и безопасности.
Ознакомление с природой осуществляется на основе наблюдений,
проводимых в ходе экскурсий, учебных прогулок или практических занятий
в естественной среде. Большое значение имеет организация повседневных
наблюдений за происходящими изменениями в природе.
В содержание включено проведение простейших опытов, доступных
слабовидящим второклассникам, с использованием простейшего
лабораторного оборудования.
Слабовидящие обучающиеся 2 класса учатся словесно описывать на
основе предложенного алгоритма изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки, приобретают
первоначальные навыки сравнения объектов живой и неживой природы на
основе внешних признаков или известных характерныхсвойств.
Слабовидящие обучающиеся овладевают правилами безопасного
поведения в доме, на улице, природной среде.

Содержание раздела направлено на первоначальное знакомство с
Россией как государством, с ее государственной символикой. Учащиеся
знакомятся с населением Российской Федерации, с обычаями и укладом
жизни разных народов на основе зрительного восприятия натуральных
предметов и наглядных пособий.
Учащиеся приобретают первоначальные знания о взаимоотношениях
людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), в том
числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности
иэмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других
людей и сопереживания им; осваивают первоначальные навыки участия в
коллективной коммуникативной деятельности в информационнообразовательной среде.
Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди
учебных предметов начальной школы слабовидящих, поскольку познание
детьми данной категории окружающего мира не ограничивается рамками
урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный
предмет является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась
в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в
повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные
инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные
задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения
информации от взрослых.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
По учебному плану на учебный предмет «Окружающий мир»
предусматривает в 2 классе –68часов за год (2 часа в неделю).
По плану предусматривает 34ч в год(1 ч в неделю)

Планируемые результаты ( личностные, метапредметные, предметные)
на конец обучения во 2 классе.
На конец 2 класса в ходе освоения содержания курса «Окружающий мир»
средствами УМК «Окружающий мир» 2 класс. А. А. Плешаков. (Школа
России) обеспечиваются условия для достижения обучающимися всех видов
результатов:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
* Развитие указанных личностных результатов будет продолжено и на
последующих ступенях обучения школьников в образовательных
учреждениях.
— более глубокое представление о гражданской идентичности в форме
осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя
государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
— представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями
действительности (в природе и обществе);
— представление о необходимости бережного, уважительного отношения к
культуре разных народов России, выступающей в форме национального
языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных
обычаев;
— овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире
на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
— понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя
позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету
«Окружающий мир»;
— познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как
знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть
полезны в жизни;
— представление о личной ответственности за свои поступки на основе
понимания их последствий и через практику бережного отношения к
растениям, животным, окружающим людям*;
— эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы,
архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы,
Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
— этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях
людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания
ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм
экологической этики;
— способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе
взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных
проектов*;
— установка на безопасный, здоровый образ на основе представлений о
строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной
гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном
окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

_ бережное отношение к материальным и духовным ценностям через
выявление связей между отдельными отраслями экономики, построение
элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей
разных профессий в создание материальных и духовных ценностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с
учителем;
— сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом
этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
— выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность
предложений для раскрытия темы);
— планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
— фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно
относиться к своим успехам / неуспехам;
— оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
— соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с
учителем;
— контролировать и корректировать своё поведение по отношению к
сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные:
Обучающийся научится:
— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в
учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
— находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую
для выполнения заданий, из разных источников;
— использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемыаппликации, схемы-рисунки;
— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
— анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением
отличительных признаков;
— классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
— сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по
внешнему виду);
— осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока в соответствии с возрастными нормами;

— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений,
иллюстрировании рассказов;
— моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе
связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
— включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и
сверстниками;
— формулировать ответы на вопросы;
— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не
обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
— договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
— высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего
опыта и в соответствии с возрастными нормами);
— поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение
друг с другом;
— признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие;
— употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,
«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно
учту» и др.;
— понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой),
распределять роли при выполнении заданий;
— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
— готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
— составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
— находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
— называть субъект Российской Федерации, в котором находится город
(село), где живут учащиеся;
— различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
— приводить примеры народов России;
— сравнивать город и село, городской и сельский дома;
— различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
— оценивать отношение людей к окружающему миру;
— различать объекты и явления неживой и живой природы;
— находить связи в природе, между природой и человеком;
— проводить наблюдения и ставить опыты;
— измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
— определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
— сравнивать объекты природы, делить их на группы;

— ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
— находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
— соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические
знаки;
— различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
— прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью
моделей;
— узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их
назначение;
различать виды транспорта;
Тема
Где мы живём
Природа
Жизнь города и села
Здоровье и безопасность
Общение
Путешествия
Итого часов

Количество часов
4
10
10
5
2
3
34

Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Родная страна.
Город и село.
Природа и рукотворный мир.
Неживая и живая природа
Явления природы. Что такое погода
В гости к осени (урок)
Звёздное небо
Заглянем в кладовые Земли
Про воздух и про воду
Какие бывают растения. Какие бывают
животные
11 Дикие и домашние животные
12 Комнатные растения
13 Красная книга
14 Из чего что сделано
15 Как построить дом
16 Какой бывает транспорт
17 Все профессии важны. Проект
«Профессии»
18 В гости к зиме (урок)
19 Презентация проектов «Родной город»,
«Красная книга, или Возьмём под
защиту», «Профессии»
20 Строение тела человека
21 Если хочешь быть здоров
22 Берегись автомобиля
23 Домашние опасности. Пожар!
24 На воде и в лесу
25 Опасные незнакомцы
26 В школе
27 Правила вежливости
28 Ориентирование на местности
29 Водные богатства
30 В гости к весне (урок)
31 Московский Кремль
32 Путешествие по планете
33- Страны мира. Проект «Страны мира»
34 Итоговый урок. Впереди лето
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Дата
Кол-во По плану По
часов
факту
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».