раб.прогр.по инд.обуч.для 2б кл.по изо.Учитель-Хабова Т.Х.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»

Рабочая программа
По учебному предмету «Изобразительное искусство»
(индивидуальное обучение по адаптированной программе АООП НОО для
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 8.1.)
для ученика 2б класса Джашеева Карима
Срок реализации-2022-2023 учебный год
Разработана учителем: Хабовой Тахминой Хасанбиевной
Учитель начальных классов

2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету « Изобразительное искусство» для 2
класса составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе адаптированной
основной общеобразовательной программой начального общего образования
для детей с умственной отсталостью.
Программа курса «Изобразительное искусство» реализует основные
положения Концепции о стандартах специального образования.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет
важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного
искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную,
эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию
личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных
навыков и привычек.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к
общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным
наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины,
цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать
сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической
деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию путем использования вариативных и
многократно повторяющихся графических действий с применением
разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка,
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное
эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к
изобразительной деятельности.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Изобразительное искусство»

Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной
их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную,
эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию
личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных
навыков и привычек.
Программа состоит из следующих разделов: «Обучение композиционной
деятельности», «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать
форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие у учащихся
восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в
живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Выделение
этих направлений работы позволяет распределять содержание программы по
годам обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных
задач.
В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы
пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие
мелкой моторики пальцев и кистей рук, на формирование познавательной
деятельности и навыков работы с художественными материалами и др.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по
представлению и по воображению; рисование на заданные темы,
декоративное рисование;
*проведение беседы с учащимися 1классе о содержании рассматриваемой
репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки,
произведения народного творчества.
Работа с натурой является ведущей в рисовании.
Школьники учатся приёмам исследования предмета для более точного его
изображения.
При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать метод
сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям увидеть их форму,
цвет, величину, понять конструкцию сравниваемых объектов.
Чтобы научить школьников рассматривать предмет, выделять в нём
конструктивно важные части, полезно использовать разборные
игрушки. Разборка и сборка такой игрушки помогает ребятам понять её
строение в целом, определить место каждой её составной части.
Для развития у детей умения анализировать, вычленять из совокупности
признаков предмета самые важные; для передачи сходства с натурой при её
изображении рекомендуется использовать приём совместного поэтапного
изображения. Учитель рисует на доске предмет, затем учащиеся рисуют этот
предмет на листах бумаги (или в альбомах) – так называемый «графический
диктант». Этот приём можно использовать как после поэтапного
рассматривания натуры, так и до него. В последнем случае этот приём
принимает вид игры «Угадай, что мы рисуем». Например, рисуя на доске

игрушку «Мишка», учитель проговаривает: «Сначала нарисуем большой круг
вот здесь (выше середины листа), потом нарисуем овал вот так...» и т. д.
Для формирования графического образа таких сложных объектов, как
человек, животное, дерево, дом, в программе рекомендуется сочетать работы
в определённой последовательности, например: игра с разборной игрушкой –
В подготовительный период обучение детей с нарушением интеллекта
осуществляется особым образом. Оно по своей форме близко к занятиям в
детском саду. Главное отличие состоит в использовании нескольких видов
работ в течение одного занятия. Это и упражнения игрового характера на
развитие внимания, зрительной памяти и других познавательных процессов;
это и обучение приёмам организации рабочего места, приёмам работы в
лепке, рисовании, при составлении аппликации; это и работа над развитием
речи детей и др. Разнообразие видов деятельности, их быстрая смена,
доступность заданий позволяет легко активизировать внимание детей,
вызвать у них интерес к работе, способствует лучшему усвоению учебного
материала.
Наряду с формированием у детей практических умений необходимо
поработать над развитием у них цветовосприятия, помочь установить связи
между свойствами предметов, сенсорными эталонами и т. д. Занимательная
форма урока поможет учащимся лучше усвоить учебный материал.
В композиционной деятельности, начиная с 1 класса, нужно учить детей
устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью учителю
предлагается широко использовать методики работы с «подвижной»
аппликацией, с правильными и ошибочными изображениями, а также
шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее
проставляет в тетради.
Работа над тематической композицией начинается с формирования умений
графически изображать такие объекты, как, например, дерево, дом, человек.
В программном содержании от 1 к 4 классу характер заданий постепенно
усложняется и сочетания видов работ для совершенствования графических
образов объектов становятся более разнообразными.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать предметы,
передавая в рисунке сходство с натурой, осуществляется с 1 по 4 класс, с
учётом особенностей развития познавательной деятельности детей с
нарушением интеллекта.
Одна из задач учителя при подборе натуры или образцов для
воспроизведения — выдержать последовательность усложнения объектов
изображения. Сначала предлагаются объекты с простой формой, затем они
постепенно усложняются: сначала шарик, флажок, матрёшка, лист сирени,
затем изображение более сложных листьев и веточек, таких, как акация,
крапива, и таких объектов со сложной формой, как дерево, человек, дом,
животные. Работа над объектами, которые являются основными в сюжетном
изображении (человек, дерево, дом), ведётся с усложнением задач на
протяжении всего обучения, с 1 по 4 класс.

Учитывая трудности, которые испытывают дети с нарушением интеллекта
при обучении изобразительному искусству, следует всегда положительно
оценивать их работы. Несмотря на зависимость детей от помощи учителя,
необходимо побуждать их к самостоятельной деятельности, к проявлению
творчества. С этой целью нужно показывать им разнообразные формы
предметного мира, композиций, что будет препятствовать образованию
стереотипов изображения, характерных для этой категории детей.
В разделе работы над развитием цветовосприятия учащихся и
формированием у них умений работать красками важно в первую очередь
уделить внимание обучению детей правильно организовывать своё рабочее
место, пользоваться красками и кистью. Закрепление этих умений
осуществляется постоянно, с 1 по 4 класс.
Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой,
насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь
первостепенную роль играет демонстрация приёмов, раскрывающих свойства
цвета (например, приёмы получения смешанных цветов из главных, приёмы
осветления цвета путём добавления белил или разведения краски водой,
приём затемнения цвета чёрной краской для уменьшения его яркости,
насыщенности).
Среди приёмов обучения цветовосприятию наиболее важными следует
считать метод сравнения, метод демонстрации отдельных этапов
изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий
учителя и учеников.
Обучение восприятию произведений искусства начинается с
формирования умения рассматривать картину, иллюстрацию, предмет
народного творчества. На занятиях в 1-3 классах рекомендуется
рассматривать 1-2 объекта, в 4 классе — не более 3 объектов.
Сначала дети учатся называть изображённые на картине предметы, их
признаки, действия, затем — устанавливать различные связи, отражённые в
изображении (временные, причинно-следственные и др.). Важно добиться,
чтобы детине просто смотрели на демонстрируемые объекты, нужно научить
их рассматривать картину, понимать её содержание, сходство с реальностью,
высказывать своё отношение к изображённому.
Подбираемый к занятию материал для демонстрации должен быть доступен
пониманию учащихся по содержанию и отвечать их интересам.
На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над
развитием речи учащихся. Предложенный в программе речевой материал в
виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической
деятельности и в беседах по изобразительному искусству. Раз в месяц, в
конце четверти и в конце учебного года можно отводить на уроке по 10—15
мин для проверки накопленного лексического материала. Для этого в 1—3
классах рекомендуется использовать игры «Угадай, что у меня есть»,
«Угадай, как называется», «Угадай, какой по цвету», а также «подвижную»
аппликацию с большим количеством изображений предметов, силуэтов

разных геометрических форм и размеров, разных по цвету, светлоте и т. д.
(вазы, листья, цветы и др.).
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное
искусство» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область
«Искусство» Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана
во 2 классе на 17часа, 0,5час в неделю, 17 учебные недели.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство»
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство»
в является формирование следующих умений:
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всех людей правила поведения;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметными результатами являются:
организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно
держать альбом и карандаш;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа;
обводить карандашом шаблоны (трафареты) несложной формы; соединять
точки, поставленные учителем на листе бумаги;
проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые
(замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги, находить середину, верхний,
нижний, правый, левый края;
закрашивать рисунок карандашами, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
различать и называть цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый,
оранжевый, фиолетовый, чёрный, белый;

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела: круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб; различать круг и овал;
передавать в рисунках основную форму предметов: устанавливать её
сходство с известными формами с помощью учителя;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных,
растений, известных детям из ближайшего окружения;
сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством
учителя.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.
Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
В процессе обучения используются наглядные пособия:
натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой, муляжи
фруктов, овощей, грибов, листья деревьев, геометрические фигуры;
наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета
«Изобразительное искусство»;
Образовательный процесс оснащается:
наборами для рисования (альбомы, простые и цветные карандаши; краски
акварельные, кисточки; ластики, стаканчики - непроливайки);
раздаточными материалами для учащихся (трафареты, открытки).
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены
следующие основные виды занятий: декоративное рисование, рисование с
натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных
направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой
геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними
размещать изображение на листе бумаги.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИТЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема урока

Кол-во
часов

1.

ТБ. Осень.

1

2.

Рисование с натуры разных видов
грибов.

1

3.

Рисование с натуры овощей и фруктов.
Рассматривание иллюстраций в детских
книжках

1

4.

Рисование на тему «Рыбки в аквариуме
среди водорослей».

1

5.

Рисование с натуры дорожного знака
«Впереди опасность»

1

6.

Рисование лесных животных.

1

7.

Рисунки на тему «Я и моя семья»

1

8.

Тематический рисунок «Дом,
украшенный к празднику флажками и
огоньками».

1

9.

Рисунки из ладошек

1

Дата
План

Факт

10.

Рисование на тему «Снеговик».
Рассматривание иллюстраций в детских
книжках

1

11.

Портрет зайчика-огородника

1

12.

Иллюстрация к сказке «Петушок –
золотой гребешок».

1

13.

Рисование на тему: «Весенние картины»

1

14.

Рисуем пальчиками: «Солнечный денёк»

1

15.

Рисование по теме: «Мой домашний
питомец»

1

16.

Рисунок-декорация «Сказочный домик»

1

17.

Рисование по теме : «Мои летние
увлечения»

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».