МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №7 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ» Рабочая программа По учебному предмету «изобразительное искусство» (индивидуальное обучение по адаптированной программе АООП НОО для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1.) для ученицы 4а класса Байрамуковой Джулдуз Срок реализации-2022-2023 учебный год Разработана учителем: Хабовой Тахминой Хасанбиевной Учитель начальных классов 2022 Пояснительная записка При разработке адаптированной рабочей программы (вариант 7.1) по учебному предмету «Изобразительное искуство» 4 класса учитывались следующие нормативно-правовые документы: • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, вступившим в силу с 01 сентября 2013 г. • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577). • Приказ Минобрнауки России № 345 от 28 декабря 2018 г. "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". • Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2015г. №08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС ООО, разработанные Российской Академией Образования». • Фундаментальное ядро содержания общего образования. • Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения); • Концепция преподавания предметной области «Изобразительное искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года); • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи «О направлении методических рекомендаций» №09-1762 от 18.08.2017г. • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.). • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81. "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях". • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями). • Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (вариант 7.1) (утв. Приказом директора школы от 29.08.2019 № 438). • Концепция поддержки детского и юношеского чтения в РФ (Распоряжение Правительства РФ от 03.06. 2017 года № 1155-р). Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в также учтены основные положения программы развитии формирование универсальных учебных действий для общего образования. Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе программы Т.Я. Шпикаловой, обеспечена учебником «Изобразительное искусство» Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Учебник знакомит с русским народным декоративноприкладным искусством, традиционными художественными промыслами, современным искусством, а также ролью декоративного искусства в жизни человека и общества. По каждой теме дается система практических и художественно-творческих заданий, исследовательских проектов и обобщающих вопросов. Адаптированная рабочая программа включает общую характеристику учебного предмета «Изобразительное искусство», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, примерное тематическое планирование и описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета. Функции программы: • Нормирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимого объема изучаемого материала четкую дифференциацию по разделам и темам учебного предмета (с распределением времени по каждому разделу); • Плановое построение содержания учебного процесса, включающее планирование последовательности изучения технологии в основной школе и учитывающее возрастание сложности изучаемого материала в течение учебного года, исходя из возрастных особенностей обучающихся; • Общеметодическое руководство учебным процессом, включающее описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах массовой общеобразовательной школы, так как коррекционное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме. Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности: • адаптация основной общеобразовательной программы основного общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов; обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); • комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» • предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); обеспечение индивидуального темпа продвижения в образовательном пространстве для обучающихся с ЗПР; • обучения и профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития; • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательнойдеятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; • постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; • использование преимущественно стимуляции деятельности и поведения; • позитивных средств развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения; • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). • Основу для содержания адаптированной рабочей программы «Изобразительное искусство» составляют психолого-дидактические принципы коррекционноразвивающего обучения, а именно: введение в содержание по предмету дополнительных тем, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала; использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития»обучающегося, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей; • определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами. • К общим потребностям относятся: • получение специальной помощи средствами образования; • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками; • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; • необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения; • индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; • необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом. Основной целью предмета «Изобразительное искусство»-развитие визуально-пространственногомышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической деятельной форме в процессе личностного художественного творчество. Основные форм учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдения окружающего мира. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство» Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; Формирования понимания эмоционального и ценностного смысла визуально пространственной формы; Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой эстетической и личностно-значимой ценности; Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека; Развитие способностей ориентироваться в мире современной художественно культуры; Овладения средствами художественного изображения как способом умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; Овладения основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. Коррекционные задачи: формировать познавательные интересы обучающихся с задержкой психического развития, вариант обучения 7.1, (ЗПР) и их самообразовательные навыки; • создать условия для развития обучающегося в своем персональном темпе, исходя из его образовательных способностей и интересов; • развить мышление, память, внимание, восприятие через индивидуальный раздаточный материал; • развить навыки пения и образно-эмоциональную речевую деятельность; помочь школьникам достигнуть уровня образованности, соответствующего его личному потенциалу и обеспечивающего возможность продолжения образования и дальнейшего развития; • развить эмоционально-личностную сферу и коррекция ее недостатков; • коррекция пространственной ориентации формировать представление об окружающей действительности, собственных возможностях повышение мотивации к обучению коррекция устной и письменной речи научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем: анализу целей и результатов; выявлению общего и различного; выявлению предпосылок (т.е. анализ условий, обоснование, выявление причин); • обогащение и развитие словаря; • формирование социально-жизненных компетенций; • формирование готовности к продолжению образования. • Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусств и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание предмета учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоения изобразительного искусства в основной школе – продолжение художественно-эстетического образования, воспитания обучающихся в начальной школе и опирается на полученной ими художественный опыт. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебной деятельности и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественнотворческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа предусматривает чередование уроковиндивидуально- практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотрудничество ученика и учителя. Содержание предмета«Изобразительного искусства» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. «Рисунок» -посвящена изучению грамматики изобразительного искусства.В основе любого видаизобразительного искусства лежит рисунок. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения, понимания основ изобразительного языка. «Живопись» -посвящена изучению цветоведения,гармонии цветов и материалов,используемых вживописи. У учащихся развивается эстетическое чутье, стремление к прекрасному. Занятия живописьюформируют вкус, развивают воображение. Они учат замечать красоту вокруг себя, воссоздавать ее посредством изобразительного искусства, а также выражать на бумаге собственные идеи, фантазии в виде визуальных образов. «Композиция» -посвящена изучению собственно изобразительного искусства.Искусство обостряетспособность человека чувствовать, сопереживать входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний, и умений. «Декоративно-прикладное искусство» -посвящена изучению группы декоративных искусств,вкоторых сильна связь с фольклором, народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно - декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современном мире. «Дизайн и архитектура» -посвящена изучению архитектуры и дизайна,т.е.конструктивных видовискусства, организующих нашу среду. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры обучающихся. 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Личностные результаты освоения программы отражают: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; • развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; • развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; • формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Личностные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» отражают: Выпускник научится: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). 7. Учебные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; • развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; • развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; • формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. • 2.Планируемые результаты изучения учебного предмета изобразительное искусство По окончании основной школы учащиеся должны: 4 класс: • знать истоки и специфику образного языка декоративноприкладного искусства; • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки); • знать несколько народных художественных промыслов России; • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века); • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративноприкладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.); • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора; умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.); • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИТЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Кол-во часов 1. Красота осеннего пейзажа. Осень в лесу. 1 2. Осенний букет. 1 3. Богатый урожай. Рисование фруктов. 1 4. Рисование ветки рябины. 1 5. Натюрморт. 1 6. Чудо-дерево 1 7. Осенние посиделки. Составление узора для варежек. 1 8. Кленовый лист. 1 9. Герои сказки 1 10. Три волшебных цвета.основные цвета 1 11. Волшебная птица осени. 1 12. Изображать можно пятном. 1 13. Зимняя пора. 1 14. В гостях у сказки 1 15. Декорации к сказке «снегурочка» 1 16. Новый год 1 17. Рождество. 1 18. Интерьер русской избы. 1 Дата План Факт 19. Волшебный дом. 1 20. День защитника отечества 1 21. 1 22. Масленица-праздник конца зимы и начала весны. Мамин праздник 23. Весна на улице. 1 24. Береза. 1 25. Красоту нужно уметь замечать. 1 26. Плывет кораблик. Образ воды. 1 27. Грач-птица весенняя. 1 28. Рыбки в аквариуме. 1 29. Космос. 1 30. Портрет любимого питомца. 1 31. Братья наши меньшие 1 32. Майский праздник 1 33. Образ воды. 1 34. Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) 1 1