Рабочая программа учителя русского языка и литературы Туговой Ф.З. 10 класс рус яз

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей№7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по русскому языку
для 10 класса
Разработана учителем высшей квалификационной категории

Туговой Фатимой Зулькифовной

Срок реализации 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации), сформированы в соответствии со следующими
основными федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N
1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.364820);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол
от 02.06.2020 г. № 2/20)

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных
планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от
03.08.2021г.
Общие сведения о языке
Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях,
взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Текст и его место в системе языка и речи. Культура речи. Её основные качества.
Нормативный, коммуникативный и эстетический аспекты речи. Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых
норм. Сочинение-рассуждение о русском языке.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Орфоэпические нормы. Фонетический разбор. Принципы русской орфографии. Орфографические нормы. Орфограммы в корне. Орфограммы в
приставках. Орфограммы в суффиксах. Орфограммы в окончаниях.
Лексика и фразеология
Лексика русского языка как система. Лексика с точки зрения еёупотребления. Исконно русская лексика и заимствованная лексика. Русская
фразеология. Лексические нормы.
Морфемика и словообразование
Морфемика. Морфема. Морфемный состав слова. Буквы О, Ё, Ю, Я после шипящих. Буквы Ы, И после шипящих и Ц.
Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография
Самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение. Имя существительное. Морфологические признаки и правописание имени
существительного. Имя прилагательное. Морфологические признаки и правописание имени прилагательного. Имя числительное. Морфологические
признаки и правописание имени числительного. Местоимение. Морфологические признаки и правописание местоимений. Глагол.
Морфологические признаки и правописание глаголов. Причастие. Морфологические признаки и правописание причастий. Деепричастие.
Морфологические признаки и правописание деепричастий. Наречие. Морфологические признаки и правописание наречий. Слова категории
состояния. Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. Правописание –Н- и –НН- в
суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Мягкий знак на конце слов после шипящих. Правописание предлогов. Правописание союзов.
Правописание частиц. НЕ и НИ с разными частями речи. Грамматические нормы (образование форм слов). Правила их использования.
Синтаксис и пунктуация

Принципы русской пунктуации. Типы и виды словосочетаний. Простое предложение. Виды простых предложений. Способы выражения главных
членов. Односоставные предложения. Простые предложения, осложнённые второстепенными членами. Простые предложения, осложнённые
вводными конструкциями и обращениями. Сложное предложение. Виды сложных предложений. Сложносочинённые предложения (ССП). Пунктуация
в ССП. Сложноподчиненные предложения (СПП). Виды СПП. Бессоюзные сложные предложения (БСП). Пунктуация в БСП.
Текст. Основные виды переработки текста
Текст. Структурные элементы текста. Языковые способы и средства организации текста.
Формирование универсальных учебных действий в процессе освоения предмета «Русский язык»
В результате освоения предметного содержания курса русского языка у учащихся предполагается формирование универсальных учебных
действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление
интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности,

стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство)
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё
поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание
важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
чело века, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия
Примерная рабочая программа
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться
к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение

индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих
планах на будущее Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать
свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с
литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в
формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями,
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики,
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.

Личностными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 10 класса являются:
 понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
 осознание эстетической ценности русского языка;
 достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.
Метапредметными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 10 класса являются:
владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):
понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной
информацией);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения,
ресурсы Интернета);
свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать
к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог –
расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем
с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать использованию родного языка как средство получения
знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, бурятского, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо
задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения основной программы по русскому языку учащимися 10 класса являются:
представления об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее
основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная
речь; научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально

– делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Формы обучения:
комбинированный урок
урок – беседа
повторительно-обобщающий урок урок – исследование
урок – лекция
урок – семинар
урок – практикум
урок развития речи

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Тема урока
Повторение.
Повторение.
Русский язык в РФ и в современном мире
Русский язык в РФ и в современном мире
Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

6. Диктант по теме «Общие сведения о языке»
7. Анализ диктанта. Язык и речь.
8. Сочинение-рассуждение о русском языке по теме «Какую роль играет
русский язык в современном мире?» (приближенное к сочинению ЕГЭ)
9. Анализ сочинения. Взаимосвязь единиц языка разных уровней.
10. Взаимосвязь единиц языка разных уровней.
11. Словари русского языка .
12. Словари русского языка .
13. Единицы языка. Уровни языковой системы.
14. Контрольное изложение
15. Анализ изложения. Разделы науки о языке. Фонетика.
16. Контрольный диктант
17. Анализ диктанта. Лексика и фразеология.
18. Лексика и фразеология.
19. Состав слова(морфемика) и словообразование.
20. Состав слова(морфемика) и словообразование.
21. Морфология.
22. Морфология.
23. Сочинение «Что важнее: как жить или для чего жить?»
24. Анализ сочинения. Синтаксис.
25. Синтаксис.
26. Диктант по итогам 3 четверти.
27. Анализ диктанта. Признаки текста.

К.ч.

Дата

1
1
1
1
1

План
02,09,
06,09,
12,09
19,09,
26,09,

1
1
1

03,10,
10,10,
17,10,

1
1
1
1
1
1
1

24,10,

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Факт

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Абзац.
Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки.
Конспект. Тематический конспект.
Реферат.
Сочинение «Что значит найти себя?»
Анализ сочинения. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
Диктант по итогам учебного года.
Анализ диктанта. Повторение изученного в 10 классе.

1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».