Рабочая программа учителя русского языка и литературы Туговой Ф.З. 10 класс лит-ра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа
по литературе
для

10

класса

Разработана учителем Туговой Ф.З. (высшая кв. категория)

Срок реализации 2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации), сформированы в соответствии со следующими
основными федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N
1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.364820);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол
от 02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных
планов образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от
03.08.2021г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными
в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе .
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней)
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и
поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с

позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,
опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей
Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание

глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм
и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных
ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов,
необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями,
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствии гарантий успеха .
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества
писателей-классиков XIX-XX вв.; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные
теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение
Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. Национальное своеобразие русского реализма 19 века. Эволюция русского реализма.
Русская литературная критика II половины 19 века. Расстановка общественных сил в 1860-е годы. «Эстетическая критика» либеральных западников.
«Реальная критика»революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая
программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников.
И.С.Тургенев
Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и
дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова
и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров
перед лицом смерти.Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и
«детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их
нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция
портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.
Н.Г.Чернышевский Этапы биографии и творчества Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа.
Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек».
И.А.Гончаров
Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончаров. «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе.
Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных
персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в

художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот,
Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский
смысл романа.
А.Н.Островский
Этапы биографии и творчества. Анализ комедии «Бесприданница». Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его
обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее
столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и
покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая
история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес
Островского.
Ф.И.Тютчева
Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано
предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и
творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь
как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.
Н.А.Некрасов
Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не
люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен
незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…», «Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и
печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ
Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной
речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля
народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни
России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ
и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее
«бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.
А.А.Фет

А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…»
«Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной
природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий.
А.К.Толстой
Жизненный путь А.К.Толстого. Лирика А.К.Толстого. Баллады и былины А.К.Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь
Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К.Толстого.
М.Е.Салтыков-Щедрин
Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его творчества.
«История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории.
Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города».
Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола).
Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Обзорная лекция по творчеству Ф.Стендаля, Оноре де Бальзака, Чарльза Диккенса. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания
романа. Англия на его страницах. Герои и события. Смех как способ демонстрации оптимизма. Реальность и фантастика на страницах произведения
писателя-реалиста. О. де Бальзак. «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя.
Ф.М.Достоевский
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге
Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о
праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и «сильные мира сего». Раскольников и
его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони
Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная
проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание».
Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора.
Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога.
Л.Н.Толстой

Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер.
Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и
А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии
оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.
Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее
воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих
норм морали. Эпилог романа. «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие.
Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей.
Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона
Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием
психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние
монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире.
Н.С.Лесков
Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный
странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как мастер
изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений.
«Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван
Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.
Страницы зарубежной литературы конца XIX – начала XX века
Обзорная лекция по творчеству Генри Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о
несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини.
Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм.
А.П.Чехов
А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема
ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм
повествования.
Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический
смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного

быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг
(Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы
и театра.
Подведение итогов года
Мировое значение русской литературы. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся. Итоговый урок. Список летнего чтения.
Формы урока:
урок изучения нового материала
урок-беседа
урок-практикум
урок развития речи
Универсальные учебные действия:
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационнокоммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью
учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью
свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и
диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное
мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения
познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать
выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и
навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную
деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять
причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями,
чертами своей личности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Количеств
о часов

План

1.

Общая характеристика и своеобразие русской литературы

1

02,09

2.

Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века

1

05,09

3.

Национальное развитие и эволюция русского реализма.

1

06,09

4.

Русская литературная критика II половины XIX века

1

08,09

5.

Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева.

1

12,09

6.

Рассказы цикла «Записки охотника»

1

13,09

7.

Особенности тургеневского романа (обзор произведений писателя)

1

15,09

8.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети»

1

19,09

9.

Трагический характер конфликта в романе. Споры Базарова с Павлом Петровичем.

1

20,09

10.

Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью.

1

22,09

11.

Мировоззренческий кризис Базарова

1

26,09

12.

Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова.

1

27,09

13.

«Отцы и дети» в русской критике.

1

29,09

Факт

14.

Написание сочинения по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1

03,10

15.

Анализ сочинения по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1

04,10

16.

Н.Г.Чернышевский. Страницы жизни и творчества писателя. Творческая история
романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа.

1

06,10

17.

Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и
революционного движения.

1

10,10

18.

«Будущее светло и прекрасно…». Черты социальной утопии в романе «Что делать?»

1

11,10

19.

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова.

1

13,10

20.

Роман «Обыкновенная история»

1

17,10

21.

Цикл очерков «Фрегат «Паллада»

1

18,10

22.

Н,А,Добролюбов и А.В.Дружинин о романе «Обломов»

1

20,10

23.

Полнота и сложность характера Обломова

1

24,10

24.

Андрей Штольц как антипод Обломова

1

25,10

25.

Обломов и Ольга Ильинская

1

08,11

26.

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1

10,11

27.

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1

14,11

28.

А.Н.Островский. Этапы биографии и творчества. Творческая история драмы «Гроза».

1

15,11

29.

«Состояние мира» и расстановка действующих лиц в «Грозе»

1

17,11

30.

О народных истоках характера Катерины.

1

21,11

31.

Н.А.Добролюбов и А.А.Григорьев о «Грозе».

1

22,11

32.

Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»

1

24,11

33.

Анализ драмы «Бесприданница»

1

34.

Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева

1

35.

Мир природы в поэзии Ф.И.Тютчева

1

36.

Философская лирика Ф.И.Тютчева

1

37.

Литературоведческий практикум «Любовная лирика Тютчева»

1

38.

Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове

1

39.

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова

1

40.

Творческая история поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1

41.

Первоначальные представления странников о счастье

1

42.

Перелом в направлении поисков.

1

43.

Народный мир в движении.

1

44.

Творческая история «Пира на весь мир»

1

45.

Гриша Добросклонов

1

46.

Написание сочинения по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

1

47.

Анализ сочинения по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

1

48.

Этапы биографии и творчества А.А.Фета

1

49.

Основные мотивы творчества А.А.Фета

1

50.

Анализ стихотворений А.А.Фета

1

51.

Художественный мир А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого.

1

52.

Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения.

1

53.

Мастер сатиры Салтыков - Щедрин.

1

54.

«История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества
Салтыкова – Щедрина 1860-х годов.

1

55.

«Общественный» роман «Господа Головлевы»

1

56.

«Сказки» Салтыкова- Щедрина.

1

57.

Страницы истории западноевропейского романа 19 века. Ф.Стендаль «Красное и
черное»

1

58.

О. де Бальзак «Человеческая комедия»

1

59.

Рождественские повести Ч.Диккенса

1

60.

Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и творчества

1

61.

Идеологический роман «Преступление и наказание».

1

62.

Теория Раскольникова

1

63.

Мир петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова.

1

64.

Идея и натура Раскольникова.

1

65.

«Наказание» Раскольникова

1

66.

Раскольников и Сонечка

1

67.

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь

1

68.

Роман «Преступление и наказание» в русской критике конца 1860 г.г.

1

69.

Написание сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

70.

Анализ сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

71.

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой –человек, мыслитель, писатель

1

72.

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны.

1

73.

Роман «Война и мир» -роман-эпопея: проблематика, образы, жанр

1

74.

Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805г.»

1

75.

Именины у Ростовых. Лысые горы.

1

76.

Изображение войны 1805-1807г.г.

1

77.

Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского.

1

78.

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

1

79.

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

1

80.

Изображение войны в романе.

1

81.

Кутузов и Наполеон в романе.

1

82.

Партизанская война. Бегство французов.

1

83.

«Мысль народная» в романе «Война и мир».

1

84.

Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм
морали.

1

85.

Эпилог романа.

1

86.

Образ Наташи Ростовой.

1

87.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

88.

Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

89.

Анализ сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

90.

Художественный мир произведений Н.С.Лескова

1

91.

«Леди Макбет Мценского уезда»

1

92.

«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие

1

93.

Страницы зарубежной литературы конца XIX – начала XX века. Г.Ибсен
«Кукольный дом»

1

94.

Г. де Мопассан «Ожерелье»

1

95.

Б.Шоу «Пигмалион»

1

96.

Особенности художественного мироощущения Чехова.

1

97.

Путешествие Чехова на остров Сахалин.

1

98.

Трагедия доктора Рагина.

1

99.

Деревенская тема.

1

100. От Старцева к Ионычу.

1

101. О жанровом своеобразии пьесы «Вишневый сад».

1

102. Конфликт и его разрешение в пьесе.

1

103. О мировом значении русской литературы

1

104. Тестирование по выявлению читательского уровня учащихся.

1

105. Мировое значение русской литературы. Список произведений для летнего чтения.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».