Рабочая программа учителя русского языка и литературы Туговой Ф.З. 9 класс лит-ра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа
по литературе
для

9 а класса

Разработана учителем Туговой Ф.З. (высшая кв. категория)
Срок реализации 2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации), сформированы в соответствии со следующими основными
федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.364820);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;

Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от
02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов
образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года), базисного учебного
плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, примерной программы основного общего образования по литературе и программы
«Литература, 5-11 классы. (Базовый уровень.)» Под редакцией В.Я.Коровиной ___-е издание.- М.: «Просвещение»,20__.
Учебник: Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение
20___ Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими
потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и
содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственноэстетических представлений, усвоения
основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения
богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и
культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; -развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения
художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни
и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории
литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами,
проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений,
развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской
литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных
и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии
писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен
древней Руси до современности).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная
программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует
грамотного читателя.
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение
к другим видам искусства.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего
образования предусматривает решение следующих основных задач:
•
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
•

обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

•

обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья;

•

установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению
воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне
развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

•

обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его
участников;

•

взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

•

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,
их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том
числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

•

организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;

•

участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

•

включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;

•

социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов,
социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;

•

сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
•
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального,
поликультурного и поликон- фессионального состава;
•

формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к
стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и
способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

•

ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;

•

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного и социального развития обучающихся:

•

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм
общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

•

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей,
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны
классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой
словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и
воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие формы работы по освоению содержания художественных произведений и теоретиколитературных понятий:
•
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
•

выразительное чтение художественного текста;

•

различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

•

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

•

заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

•

анализ и интерпретация произведения;

•

составление планов и написание отзывов о произведениях;

•

написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; • целенаправленный
основе знания ее источников и умения работать с ними;

поиск

информации

на

•

индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные
сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного
чтения.
Методы и формы работы с «особенными детьми»
Методы работы с одаренными детьми: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный, синтетика, индивидуальные занятия по
плану и графику, во время урока.
Методы работы со слабоуспевающими детьми: специальные задания, карточки, консультации, индивидуальные занятия по плану и по графику.
Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены уроки- практикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только
индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя учащимся,
испытывающим затруднения в восприятии новых знаний.
Программный материал включает элементы следующих технологий:
 уровневая дифференциация;
 проблемное обучение;
 информационно-коммуникационные технологии;
 коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частичнопоисковый,
исследовательский.
Формирование универсальных учебных действий.
В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока:
-личностные;
-регулятивные;
-познавательные; -коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на
осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяет сориентироваться в нравственных формах и правилах, выработать свою
жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование
изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слушать, слышать и понимать партнера, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Планируемые результаты по освоению программы по литературе Личностные результаты:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

•

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;

•

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;

•

•

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;

•

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;

•

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;

•

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

•

умение определять понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;

•

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•

смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

•

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:

•

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;

•

•

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;

•

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;

•

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

•

собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

•

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать
на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

•

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;

•

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных
образов литературных произведений.

Требования к уровню подготовки девятиклассников
В результате изучения литературы ученик должен знать:
 содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
 наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
 историко-культурный контекст изучаемых произведений;
 основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
 работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя
смысловые части);
 определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;  выявлять авторскую позицию;
 выражать свое отношение к прочитанному;  сопоставлять литературные произведения;
 выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
 характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
 владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
 писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Содержание тем учебного курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...»
для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы ХVIII века
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов
Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении
собственного поэтического новаторства. Александр Николаевич Радищев
Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика
крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма
в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия. Николай
Михайлович Карамзин Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные
герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные
представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике,
публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.
Василий Андреевич Жуковский
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна,
пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»
— пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.
Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов
классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил:
любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии.
Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная
линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное
в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная
критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика
начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в
двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о
незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего
времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я
люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва»,
«Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый
герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом,
романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и
Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику
Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии,
сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех,
ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Александр Николаевич Островский . Слово о
писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик
Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати,
красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Федор
Михайлович Достоевский Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным
фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть
(развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному
обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом.
Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного
чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль
и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Из поэзии XIX века-1ч.
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов.
Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений. ИЗ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван
Алексеевич Бунин Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная,
духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). Михаил
Александрович Шолохов Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого
человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия
идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория
литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров,
видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта
в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин Слово о поэте.
«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...»,
«Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема
России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский Слово о поэте
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта.
Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Марина Ивановна Цветаева Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..»,
«Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках
поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. Анна Андреевна Ахматова Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны».
Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская
глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и
любви. Александр Трифонович Твардовский Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув
плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов.
«Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»);
А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов.
«Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального
искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика Гай Валерий Катулл Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений
молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с
греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина. Данте Алигьери Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт),
сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад»,
«Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии.

Учебно-тематический план.
Содержание
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Из древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века.
Из литературы XIX века.
Из литературы XX века.
Из зарубежной литературы.
ИТОГО
Количество часов:
Всего – 102, в неделю -3 часа.
Плановых контрольных уроков - 5
Уроков развития речи - 9, в т. ч. 4 классных, 5 домашних сочинений
Уроков внеклассного чтения - 7

Кол-во часов
1
2
10
54
27
8
102

Календарно-тематическое планирование
№

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во
часов

Дата

1

2.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного
развития учащихся.
Литература о Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник
древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».

План
02,09,

1

06,09

3.

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

08,09,

4.

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века.
Особенности русского классицизма
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы
стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
Особенности содержания и формы произведения.
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и
просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.
Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и
гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «властителям и
судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного
поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение русской
действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Особенности повествования в «Путешествии…».Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

09,09,

1

12,09

1

13,09

1

14,09

1

20,09

1

21,09

1

22,09

1.

5.

6.

7.

8.
9.
10.

Факт

11.

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке.
Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание
писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 12 произведений)
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.
Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература

1

27,09

1
1

28,09
29,09

1

04,10

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море».
«Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка.
Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.
Контрольная работа (1 четверть).

1

05,10

1

06,10

Анализ контрольной работы.
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык
баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции
комедии

1

11,10

1
1

12,10
13,10

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

2

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.
Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

2

25.

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

1

26.

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и
власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

12.
13.
14.

15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

1

27.
28.

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

38.
39.
40.
41.
42.
43.

44.

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « на холмах Грузии лежит ночная мгла…»,
«Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»Обучение анализу одного стихотворения.

1

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике
А.С.Пушкина
А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров:
цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр
романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев,
Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера
П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».
Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет,
я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу
печали…», «Есть речи – значенье…»
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»,
«Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина»
«Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман
о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

1

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки
образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.

52.
53.
54.
55.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.

62.

«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

3

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман
«Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению
Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя.
«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции.
Смысл названия поэмы.

1
1
2

Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

2

Образ города в поэме «Мертвые души»

1
1

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1
1

Р.Р.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора.
Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского.
Подготовка к сочинению
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета.
Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр
драматургии
Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»
. Черты его внутреннего мира.
Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл
«сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор
содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и
собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести
«Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

2

А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека»
в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

1

1
1
1
1
1

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения
внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений
А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)
Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова,
Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии.
Развитие представления о жанрах лирических произведений
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.
И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая
Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально -философская сатира на
современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце».
Сатира на общество шариковых и швондеров
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная
условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести
М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и
судьба Родины. Образ главного героя.

1

72.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека

1

73.

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта
реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее
Внеклассное чтение.

1

63.
64.

65.

66.
67.
68.
69.

70.
71.

1

1

1
1
1
1

1
1

1

75.

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ
рассказчика. Тема праведничества в рассказе
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказапритчи

76.

Контрольная работа ( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века

1

77.

Русская поэзия «серебряного века».

1

74.

1

78.

А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу
безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока.
Образы и ритмы поэта.

1

79.

С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня
завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

1

80.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к
женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа
лирики С.А.Есенина.

1

81.
82.

В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).

2

Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.
Маяковский о труде поэта
М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на

1

83.

меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», Стихи к Блоку», «Откуда такая
нежность?» Особенности поэтики Цветаевой
84.

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство
в творческих поисках поэта. Елабужский период

1

85.

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу
гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте
человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого

1

86.
87.
88.

А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.
А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики.
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся
стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…».
Философская глубина лирики Пастернака
Внеклассное чтение. У литературной карты Татарстана. Творчество Б.Пастернака в Чистополе.
А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль
стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом…».
Проблемы интонации стихов о войне
У литературной карты Татарстана Творчество М.Джалиля. Стихотворения «Чуждой нам девушке»,
«Платок» «Красная ромашка». Малоизвестные факты биографии поэта
Внеклассное чтение. «Музыка поэзии».
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков

1
1
1

89.
90.

91.
92.

1
1

1
1

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века
Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не
надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла
(«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды
Горация в русской поэзии
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы
и ее универсально-философский характер
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.)
Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его
конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

1
1

97.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой
литературы

1

98.

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как
философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и
смысла человеческой жизни

1

99.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.
Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

1

93.
94.

95.
96.

1
1

100. Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития
учащихся.

1

101
102

2

Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».