Образовательная программа ООО Основы духовно-нравственной культуры народов России(ФГОС-2022)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6
классов образовательных организаций составлена в соот ветствии с:
требованиями Федерального государственного образователь- ного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего
образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универ- сальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального общего образования, а также учитываются возраст- ные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного
общего образования, необходимость формирования межпредметных
связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитатель- ный характер, что позволяет
утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся
в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей —
важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных
ценностей как значимой части культурного и исторического наследия
народов России — один из ключевых национальных приоритетов
Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и
развитию российского общества, формированию гражданской
идентичности у подрастающих по- колений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации (утверждена указом Президента Российской Феде- рации
от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, граждан

ственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, мило- сердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимо- уважение,
историческая память и преемственность поколений, единство
народов России. Именно традиционные российские ду- ховнонравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в ос- нове
представлений о гражданской идентичности как ключевом
ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ буду- щего
нашей страны, который формируется с учётом националь- ных и
стратегических приоритетов российского общества, куль- турноисторических традиций всех народов России, духовно- нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают
возможность систематизировать, расширять и углублять полу- ченные
в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социу- ма, о прошлом и
настоящем родной страны, находить в истории российского общества
существенные связи с традиционной ду- ховно-нравственной
культурой России, определять свою иден- тичность как члена семьи,
школьного коллектива, региональ- ной общности, гражданина страны
с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и
преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и
культуросообразности, научности содержания и подхода к от- бору
информации, соответствия требованиям возрастной педа- гогики и
психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представ- ление
о существенных взаимосвязях между материальной и духовной
культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты
культуры,
её
специфические
инструменты
самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравствен- ного
идеала, гражданской идентичности личности обучающего- ся и
воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

Материал курса представлен через актуализацию макроуров- ня
(Россия в целом как многонациональное, поликонфессио- нальное
государство, с едиными для всех законами, общерос- сийскими
духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи
и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой
принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность
культурологического, а не конфессионального подхо- да, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажиро- ванности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании
данной дисциплины означает важность терминологического единства,
необходимость
освоения
основных
научных
подходов к
рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для
понимания культурообразующих элементов и формирова- ния
познавательного интереса к этнокультурным и религиоз- ным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии включает отбор тем и содержания курса согласно
приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов,
когнитивным
способностям
и
социальным
потребностям
обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных
учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе
изучения курса предметной области ОДНКНР вклю- чает осознание
важности наднационального и надконфессио- нального гражданского
единства народов России как основополагающего элемента в
воспитании патриотизма и любви к Ро- дине. Данный принцип должен
быть реализован через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и
историческом развитии.
Цели изучения учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Целями изучения учебного курса являются:
■ формирование
общероссийской
гражданской
идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного
пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения

и
■

■

■

мирного сосуществования народов, религий, национальных
культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение
для
формирования
гражданской
идентичности обучающегося;
■ приобретение и усвоение знаний о нормах общественной мо- рали и
нравственности как основополагающих элементах ду- ховной
культуры современного общества;
■ развитие
представлений о значении духовно-нравственных
ценностей и нравственных норм для достойной жизни лич- ности,
семьи, общества, ответственного отношения к будуще- му отцовству
и материнству;
■ становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, меж- культурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении
собственной культурной идентичности;
■ формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
■ обучение рефлексии собственного поведения и оценке пове- дения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных
суждений, оценок и выводов;
■ воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
■ содействие
осознанному формированию мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных рос- сийских
духовно-нравственных ценностей;
■ формирование патриотизма как формы гражданского самосо- знания
через понимание роли личности в истории и культуре,
■

осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры на- родов
России» вносит значительный вклад в достижение глав- ных целей
основного общего образования, способствуя:
■ расширению и систематизации знаний и представлений школьников
о культуре и духовных традициях народов Рос- сии, о нравственных
ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры
и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
других предметов начальной школы;
■ углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов России, их роли в развитии современного общества;
■ формированию основ морали и нравственности, воплощён- ных в
семейных,
этнокультурных
и
религиозных
ценностях,
ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
■ воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других
народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры, умению принимать и ценить ценности других культур,
находить в них общее и особенное, черты, способ- ствующие
взаимному обогащению культур;
■ пробуждению интереса к культуре других народов, проявле- нию
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодей- ствию на
основе
■ поиска общих культурных стратегий и идеалов;
■ осознанию
приоритетной значимости духовно-нравственных
ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потреби- тельскими
и эгоистическими;
■ раскрытию
природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
■ формирование ответственного отношения к учению и труду,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствую- щих
развитию общества в целом;
■ получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, а,
следовательно, способности их применять в анализе и

изучении социально-культурных явлений в истории и куль- туре
России и современном обществе, давать нравственные оценки
поступков и событий на основе осознания главенству- ющей роли
духовно-нравственных ценностей в социальных и культурноисторических процессах;
■ развитию информационной культуры школьников, компе- тенций в
отборе, использовании и структурировании инфор- мации, а также
возможностей для активной самостоятельной познавательной
деятельности.
Место курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образова- тельным
стандартом основного общего образования предметная область
«Основы духовно-нравственной культуры народов Рос- сии» является
обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 5—6 клас- сах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на
уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый
учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.

Содержание учебного курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»

5 класс (34 ч.)
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество.
Традиционные
ценности
и
ролевые
модели.
Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нрав- ственности.
Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы
духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык
как инструмент культуры. Важность коммуникации меж- ду людьми.

Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался
русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык
как культурообразующий проект и язык межнацио- нального общения.
Важность общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества. Многообразие культур и его причины. Един- ство
культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транс- порт,
техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность
Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление
мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни об- щества и
человека. Государствообразующие религии России. Единство
ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нуж- ных
знаний. Образование как ключ к социализации и духовнонравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культур- ным
человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции
и культура. Помощь сиротам как духовно-нравствен- ный долг
человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи.
Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения
устного поэтического творчества (сказки,
поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе
и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ
о своей семье (с использованием фотографий, книг,
писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне
общества. Связь между обществом и культурой как реализация
духовно-нравственных ценностей.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность.
Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это
такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд. Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и
нравственность в жизни человека. Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть
истории народа, государства, человечества. Важность исторической
памяти, недопустимость её фальсификации. Пре- емственность
поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительно- сти. От
сказки к роману. Зачем нужны литературные произве- дения?
Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная
трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. При- меры
межкультурной коммуникации как способ формирования общих
духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимо- помощь, историческая память
и преемственность поколений,
единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и
социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные
традиции в России. Народные праздники как память культуры, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художествен- ные,
архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические здания как свидетели истории. Архи- тектура и
духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты.
История народа в его музыке и инструмен тах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов
к современному искусству. Храмовые росписи и фоль- клорные
орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся худож- ники разных
народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и
поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории
народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная
литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад
с использованием разнообразного зрительного ряда и других
источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема
32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сход- ство
культурных традиций, единые духовно-нравственные цен- ности
народов России.

6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между
миром материальной культуры и социальной структурой общества.
Расстояние и образ жизни людей. Научно-техниче- ский прогресс как
один из источников формирования социаль- ного облика общества.

Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием куль- тур. Сохранение и
поддержка принципов толерантности и ува- жения ко всем культурам
народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность
народов России в разные исторические периоды. Многообразие
культурных укладов как результат исторического развития народов
России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность
труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд.
Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они
влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об
основных этапах в истории образования.
Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов
образования. Важность образования для современного мира.
Образование как трансляция культурных смыслов, как способ
передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции наро- дов
России. Права и свободы человека и гражданина, обозна- ченные в
Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник
духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых
важных черт современного общества с точки зрения материаль- ной и
духовной культуры народов России.
Тематический блок 2.
«Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик
и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России.
Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её
ограничение. Общество как регулятор свободы.

Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России,
единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное
измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой
возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во
взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как
ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического
мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема
12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нрав- ственных
ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что
значит быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена
моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3.
«Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стои- мость.
Безделье,
лень,
тунеядство.
Трудолюбие,
подвиг
труда,
ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на
войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство.
Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная
помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.
Отражение этих явлений в культуре общества.

Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие.
Взаимопомощь.
Социальное
служение.
Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия
гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном на- следии
народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения
духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицей- ский,
социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые
представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные,
педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития
личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки
в благополучие страны. Важность морали и нрав- ственности в науке,
в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей
будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека
гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории.
Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед
общество. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша Родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое
государство? Необходимость быть гражданином. Российская
гражданская идентичность.

Тема 29. Гражданская идентичность (практическое заня тие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема
30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет
школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравствен- ность
как важнейшие качества человека.
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

Планируемые результаты освоения учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне
основного общего образования

Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой
систему ведущих целевых установок и ожидаемых резуль- татов
освоения всех компонентов, составляющих содержатель- ную основу
образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание
российской гражданской идентичности; готовность обуча- ющихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности;
сформированность внутренней позиции лично- сти как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизнен- ное):
сформированность
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об
исторической роли культур народов России, традиционных религий,
духовно-нравственных ценностей в становлении рос- сийской
государственности .
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества и знание
основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хра- нимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, по- ведении,
расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонациональ- ного
российского общества с помощью воспитания способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствова- нию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствую- щего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обуче- нию и
познанию через развитие способностей к духовному раз- витию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к исто- рии,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям наро- дов
родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентно- сти в
решении моральных проблем на основе личностного вы- бора,
нравственных чувств и нравственного поведения, осоз- нанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; осознание
значения семьи в жизни человека и общества; при- нятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи через знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в куль- турных традициях народов
России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: воспритие и создание информационных текстов в

различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения
информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
■ умение определять понятия, создавать обобщения, устанав- ливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выби- рать основания
и критерии для классификации, устанавли- вать причинноследственные связи, строить логическое рас- суждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы (логические УУД);
■ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и сим- волы,
модели и схемы для решения учебных и познаватель- ных задач
(знаково-символические / моделирование);
■ смысловое чтение;
■ развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

■

■

■

2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия вклю- чают:
умение организовывать учебное сотрудничество и совмест- ную
деятельность с учителем и сверстниками; работать инди- видуально
и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интере- сов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мне- ние
(учебное
сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответ- ствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, моно- логической
контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентность).

3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
■ умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познаватель- ной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей позна- вательной
деятельности (целеполагание);

■

■

■
■

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результа- тами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рам- ках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре- шений
и осуществления осознанного выбора в учебной и по- знавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных
знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании проектов.
5 класс

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?
■ Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для
формирования личности гражданина России;
■ иметь представление о содержании данного курса, в том чис- ле о
понятиях «мораль и нравственность», «семья», «тради- ционные
ценности», об угрозах духовно-нравственному един- ству страны;
■ понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведением.

Тема 2. Наш дом — Россия
Иметь представление об историческом пути формирования
многонационального состава населения Российской Федера- ции,
его мирном характере и причинах его формирования;
■ знать о современном состоянии культурного и религиозного
разнообразия
народов
Российской
Федерации,
причинах
культурных различий;
■ понимать необходимость межнационального и межрелигиоз- ного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудни- чества и
дружбы между народами и нациями, обосновывать их
необходимость.
■

Тема 3. Язык и история
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения
и влияние на миропонимание личности;
■ иметь базовые представления о формировании языка как но- сителя
духовно-нравственных смыслов культуры;
■ понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе
в организации межкультурного диалога и взаимодей- ствия;
■ обосновывать
своё понимание необходимости нравственной
чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого
этикета.
■

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
Иметь базовые представления о происхождении и развитии
русского языка, его взаимосвязи с языками других народов
России;
■ знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для
существования государства и общества;
■ понимать, что русский язык — не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное наследие,
достояние российского государства, уметь приводить примеры;
■ иметь представление о нравственных категориях русского языка и
их происхождении.
■

Тема 5. Истоки родной культуры
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
■ осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и при- роды;
знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать
и соотносить с реальными проявлениями куль- турного
многообразия;
■

■

уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.

Тема 6. Материальная культура
Иметь представление об артефактах культуры;
■ иметь базовое представление о традиционных укладах хозяй- ства:
земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
■ понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
■ понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов
народов России от географии их массового расселе- ния, природных
условий и взаимодействия с другими этно- сами.
■

Тема 7. Духовная культура
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
■ знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для
обучающихся уровне осмысления;
■ понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с форма- ми их
репрезентации в культуре;
■ осознавать значение культурных символов, нравственный и
духовный смысл культурных артефактов;
■ знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с
культурными явлениями, с которыми они связаны.
■

Тема 8. Культура и религия
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль
в жизни общества и основные социально-культурные функции;
■ осознавать связь религии и морали;
■ понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов
России;
■ уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и
их картины мира.
■

Тема 9. Культура и образование
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его
важность для личности и общества;
■ иметь представление об основных ступенях образования в России
и их необходимости;
■ понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
■ приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
■

■

■
■
■

■

понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравствен- ным
развитием общества, осознавать ценность знания, исти- ны,
востребованность процесса познания как получения но- вых
сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях развития
культуры и истории народов, их культурных осо- бенностях;
выделять общее и единичное в культуре на основе предмет- ных
знаний о культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между куль- турой
и духовно-нравственными ценностями на основе мест- ной
культурно-исторической специфики;
обосновывать важность сохранения культурного многообра- зия как
источника
духовно-нравственных
ценностей,
морали
и
нравственности современного общества.
Тематический блок 2.

«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
Знать и понимать смысл термина «семья»;
■ иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в семье;
■ осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с
культурными особенностями своего времени;
■ уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с куль- турноисторическими условиями её существования;
■ понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья»,
«семейное счастье»;
■ осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя
традиций и её воспитательную роль;
■ понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сирот- ство»,
обосновывать нравственную важность заботы о сиро- тах, знать о
формах помощи сиротам со стороны государства.
■

Тема 12. Родина начинается с семьи
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
■ осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
■ понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
■

■

обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории
народа, государства, человечества.

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их
важность как ключевых элементах семейных отношений;
■ знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культу- ры
собственного этноса;
■ уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов
России, собственной семьи;
■ осознавать
роль семейных традиций в культуре общества,
трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
■

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные
сюжеты о семье, семейных обязанностях;
■ уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
■ знать и понимать морально-нравственное значение семьи в
литературных произведениях, иметь представление о ключе- вых
сюжетах с участием семьи в произведениях художествен- ной
культуры;
■ понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
■

Тема 15. Труд в истории семьи
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
■ понимать и уметь объяснять специфику семьи как социаль- ного
института, характеризовать роль домашнего труда и рас- пределение
экономических функций в семье;
■ осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с со- циальноэкономической структурой общества в форме боль- шой и малой
семей;
■ характеризовать распределение семейного труда и осознавать его
важность для укрепления целостности семьи.
■

■

■

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях развития
семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать
данные закономерности на региональных мате- риалах и примерах
из жизни собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и
культуре различных народов на основе предметных знаний о
культуре своего народа;

■
■

предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между куль- турой
и духовно-нравственными ценностями семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как
фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3.

«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
■ Знать и понимать значение термина «человек» в контексте
духовно-нравственной культуры;
■ уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело- века
и общества, человека и культуры;
■ понимать и объяснять различия между обоснованием терми- на
«личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
■ знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и
понимать границы их применимости;
■ осознавать и доказывать важность морально- нравственных
ограничений в творчестве;
■ обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека;
■ доказывать детерминированность творчества культурой свое- го
этноса;
■ знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
■

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нрав- ственности
в жизни человека;
■ обосновывать происхождение духовных ценностей, понима- ние
идеалов добра и зла;
■ понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосер- дие»,
«любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм»,
«любовь к близким».
■

■

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать
основные исторические периоды и уметь выделять их сущ- ностные
черты;

■
■

иметь представление о значении и функциях изучения исто- рии;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
исторического процесса. Знать о существовании связи между
историческими событиями и культурой. Обосновывать важ- ность
изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и
патриота.

Тема 21. Литература как язык культуры
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
■ рассказывать
об особенностях литературного повествования,
выделять простые выразительные средства литературного языка;
■ обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценно- стей;
■ находить
и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла в литературных произведениях.
■

Тема 22. Взаимовлияние культур
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие
культур», «культурный обмен» как формах распространения и
обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
■ понимать и обосновывать важность сохранения культурного
наследия;
■ знать,
что такое глобализация, уметь приводить примеры
межкультурной коммуникации как способа формирования общих
духовно-нравственных ценностей.
■

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свобо- ды
человека, патриотизм, гражданственность, служение От- ечеству
и ответственность за его судьбу, высокие нравствен- ные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, спра- ведливость,
коллективизм, взаимопомощь, историческая па- мять и
преемственность поколений, единство народов России с опорой на
культурные и исторические особенности россий- ского народа:
■ осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базо- вых
общегражданских ценностей российского общества и уметь
доказывать это.
■

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
Понимать принципы федеративного устройства России и кон- цепт
«полиэтничность»;
■ называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где
они традиционно проживают;
■ уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональ- ный
народ Российской Федерации», «государствообразую- щий
народ», «титульный этнос»;
■ понимать ценность многообразия культурных укладов наро- дов
Российской Федерации;
■ демонстрировать готовность к сохранению межнационально- го и
межрелигиозного согласия в России;
■ уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
■

Тема 25. Праздники в культуре народов России
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их
важность как элементов культуры;
■ устанавливать
взаимосвязь
праздников
и культурного
уклада;
■ различать основные типы праздников;
■ уметь рассказывать о праздничных традициях народов Рос- сии и
собственной семьи;
■ анализировать связь праздников и истории, культуры наро- дов
России;
■ понимать основной смысл семейных праздников:
■ определять нравственный смысл праздников народов России;
■ осознавать значение праздников как элементов культурной памяти
народов России, как воплощение духовно-нравствен- ных идеалов.
■

Тема 26. Памятники архитектуры народов России
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основ- ные
типы памятников архитектуры и проследить связь меж- ду их
структурой и особенностями культуры и этапами исто- рического
развития;
■ понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
■ осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем
научно-технического развития и типами жилищ;
■ осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенно- стями
архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов
России;
■

■
■

устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры;
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Тема 27. Музыкальная культура народов России
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музы- кального
повествования, выделять простые выразительные средства
музыкального языка;
■ обосновывать и доказывать важность музыки как культурно- го
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
■ находить
и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла музыкальных произведений;
■ знать основные темы музыкального творчества народов Рос- сии,
народные инструменты
■

Тема 28. Изобразительное искусство народов России
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других
видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и
выразительных средствах изобразительного искусства;
■ уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика,
фольклорные орнаменты;
■ обосновывать и доказывать важность изобразительного ис- кусства
как культурного явления, как формы трансляции культурных
ценностей;
■ находить
и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла изобразительного искусства;
■ знать основные темы изобразительного искусства народов России.
■

Тема 29. Фольклор и литература народов России
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосно- вывать
важность и нужность этих языковых выразительных средств;
■ понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина,
песня;
■ воспринимать и объяснять на примерах важность понимания
фольклора как отражения истории народа и его ценностей,
морали и нравственности;
■ знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
■ оценивать
морально-нравственный потенциал национальной
литературы.
■

■

■

■

■

■
■
■

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории
и культуры своего региона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и раз- вития
культурных, духовно-нравственных, семейных и этни- ческих
традиций, многообразия культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и
гражданской идентичности на доступном для шестикласс- ников
уровне (с учётом их возрастных особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через
бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от
физической и политической географии;
понимать, что такое культурная карта народов России;
описывать отдельные области культурной карты в соответ- ствии с
их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в
культуре народов России для обоснования её территориаль- ного,
политического и экономического единства;
■ понимать и доказывать важность и преимущества этого един- ства
перед требованиями национального самоопределения от- дельных
этносов.
■

5 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура
■ Знать и уметь объяснить структуру культуры как социально- го
явления;
■ понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;
■ уметь доказывать связь между этапом развития материаль- ной
культуры и социальной структурой общества, их взаи- мосвязь с
духовно-нравственным состоянием общества;
■ понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;
■

уметь объяснить взаимосвязь между
прогрессом и этапами развития социума.

научно-техническим

Тема 2. Культура России: многообразие регионов
Характеризовать
административно-территориальное
деление
России;
■ знать количество регионов, различать субъекты и федераль- ные
округа, уметь показать их на административной карте России;
■ понимать
и уметь объяснить необходимость федеративного
устройства в полиэтничном государстве, важность сохране- ния
исторической памяти отдельных этносов;
■ объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;
■ понимать ценность многообразия культурных укладов наро- дов
Российской Федерации;
■ демонстрировать готовность к сохранению межнационально- го и
межрелигиозного согласия в России;
■ характеризовать духовную культуру всех народов России как общее
достояние и богатство нашей многонациональной Ро- дины.
■

Тема 3. История быта как история культуры
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
■ понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов
России и особенностями исторического периода;
■ находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов
России от их локализации в конкретных климатиче- ских,
географических и культурно-исторических условиях.
■

Тема 4. Прогресс: технический и социальный
Знать, что такое труд, производительность труда и разделе- ние
труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном
обществе;
■ осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества,
роль созидательного и добросовестного труда для создания
социально и экономически благоприятной среды;
■ демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его
социальной и духовно-нравственной важности;
■ понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и
изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
■ осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и
ценности общества.
■

Тема 5. Образование в культуре народов России
Иметь представление об истории образования и его роли в обществе
на различных этапах его развития;
■ понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
■ понимать специфику каждой ступени образования, её роль в
современных общественных процессах;
■ обосновывать важность образования в современном мире и
ценность знания;
■ характеризовать образование как часть процесса формирова- ния
духовно-нравственных ориентиров человека.
■

Тема 6. Права и обязанности человека
Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:
■ характеризовать
историю формирования комплекса понятий,
связанных с правами;
■ понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;
■ понимать необходимость соблюдения прав человека;
■ понимать и уметь объяснить необходимость сохранения па- ритета
между правами и обязанностями человека в обществе;
■ приводить примеры формирования правовой культуры из истории
народов России.
■

Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
■ Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия»,
«атеизм», «свободомыслие»;
■ характеризовать основные культурообразующие конфессии;
■ знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;
■ понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие)
■ Характеризовать основные процессы, протекающие в совре- менном
обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
■ понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного
развития человека и общества в целом для сохранения соци- альноэкономического благополучия;
■ называть и характеризовать основные источники этого про- цесса;
уметь доказывать теоретические положения, выдвину- тые ранее на
примерах из истории и культуры России.

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека
■ Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через
описание личных качеств человека;
■ осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или
иными моральными и нравственными ценностями;
■ понимать различия между этикой и этикетом и их взаимос- вязь;
■ обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли
в общественных процессах;
■ характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
■ понимать важность коллективизма как ценности современной
России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;
■ приводить примеры идеалов человека в историко-культурном
пространстве современной России.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России
Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
■ характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы,
а также потребности человека для гармоничного раз- вития и
существования на каждом из этапов;
■ обосновывать важность взаимодействия человека и общества,
характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
■ знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятель- ности,
её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
■

Тема 11. Религия как источник нравственности
Характеризовать нравственный потенциал религии;
■ знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России;
■ знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях современной России;
■ уметь
обосновывать важность религиозных моральных и
нравственных ценностей для современного общества.
■

Тема 12. Наука как источник знания о человеке
Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное
знание»;
■ определять нравственный смысл гуманитарного знания, его
системообразующую роль в современной культуре;
■

■
■

■
■
■
■

■
■

■

характеризовать понятие «культура» как процесс самопозна- ния
общества, как его внутреннюю самоактуализацию;
осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры
Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
понимать особенности этики как науки;
объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории
и культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
обосновывать важность и необходимость нравственности для
социального благополучия общества и личности.
Тема 14. Самопознание (практическое занятие)
Характеризовать понятия «самопознание», «автобиогра- фия»,
«автопортрет», «рефлексия»;
уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.

Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком
■ Характеризовать важность труда и его роль в современном
обществе;
■ соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономиче- ское
благополучие»;
■ объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать
важность и уметь обосновать необходимость их преодо- ления для
самого себя;
■ оценивать общественные процессы в области общественной оценки
труда;
■ осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, тру- довых
подвигов, социальной ответственности за свой труд;
■ объяснять важность труда и его экономической стоимости;
■ знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с
одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оцен- ка
труда».
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
■
■
■

Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
уметь доказывать важность героических примеров для жизни
общества;

■
■

знать и называть героев современного общества и историче- ских
личностей;
обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание послед- ствий.

Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовли- яние
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
■ понимать смысл понятия «человек как субъект социальных
отношений» в приложении к его нравственному и духовному
развитию;
■ осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
■ обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и
литературы;
■ обосновывать важность и находить нравственные основания
социальной взаимопомощи, в том числе благотворительно- сти;
■ понимать и характеризовать понятие «этика предпринима- тельства»
в социальном аспекте.
■

Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания
■ Характеризовать понятие «социальные проблемы современ- ного
общества» как многостороннее явление, в том числе об- условленное
несовершенством духовно-нравственных идеа- лов и ценностей;
■ приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пу- ти
преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
■ обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
Характеризовать понятия «благотворительность», «меценат- ство»,
«милосердие», «волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «обществен- ные
блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
■ анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовы- ручки
у представителей разных этносов и религий;
■ уметь самостоятельно
находить информацию о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе сво- его
проживания.
■

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России
■ Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно-

■
■

■

нравственных ценностей российского народа;
находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России;
знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
находить и объяснять гуманистические проявления в совре- менной
культуре.

Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения
духовно-нравственного облика общества
■ Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
■ иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;
■ осознавать и обосновывать ответственность личности при вы- боре
социальных профессий;
■ приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг
■ Характеризовать понятие «благотворительность» и его эво- люцию
в истории России;
■ доказывать важность меценатства в современном обществе для
общества в целом и для духовно-нравственного развития личности
самого мецената;
■ характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его
важную роль в жизни общества;
■ приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и
современной России;
■ понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества
■ Характеризовать понятие «наука»;
■ уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим
и социальным прогрессом;
■ называть имена выдающихся учёных России;
■ обосновывать важность понимания истории науки, получения
и обоснования научного знания;
■ характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;
■ обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль

и вклад в доказательство этих понятий.
■
■

Тема 24. Моя профессия (практическое занятие)
Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и
цель труда в определённой профессии;
обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные
качества человека, необходимые в этом виде труда .

Тематический блок 4. « Р одина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин
■ Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
■ понимать духовно-нравственный характер патриотизма, цен- ностей
гражданского самосознания;
■ понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм
Характеризовать понятие «патриотизм»;
■ приводить примеры патриотизма в истории и современном
обществе;
■ различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
■ уметь обосновывать важность патриотизма .
■

■
■
■
■
■

Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Характеризовать понятия «война» и «мир»;

доказывать важность сохранения мира и согласия;
обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке,
культуре;
характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»;
обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.

Тема 28. Государство. Россия — наша родина
Характеризовать понятие «государство»;
■ уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и ду- ховнонравственные ценности;
■ хаактеризовать понятие «закон» как существенную часть
гражданской идентичности человека;
■ характеризовать понятие «гражданская идентичность», соот- носить
это понятие с необходимыми нравственными каче- ствами человека.
■

■
■

■
■

■
■
■

■
■

■
■

Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие)
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентич- ности;
обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие)
Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки
собственных действий, их нравственного характера;
находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие)
Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравствен- ный
идеал;
приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
формулировать свой идеал человека и нравственные каче- ства,
которые ему присущи.
Тема 32. Человек и культура (проект)
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
уметь описать в выбранном направлении с помощью известных
примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;
показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на
исторические и культурные примеры, их осмысле- ние и оценку, как
с положительной, так и с отрицательной стороны.

Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся.
Принципы оценки следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат
непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием
оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовнонравственного развития детей, не являются непосредственным
основанием при оценке качества образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе
наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую
диагностику, связанную с оценкой эффектив- ности педагогических
действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы
обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной
деятельности и взаимодей- ствия в социуме (классе); мониторинги
сформированности духовно-нравственных ценностей личности,

включающие традиционные ценности как опорные элементы
ценностных ориентаций обучающихся .
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерога- тивной
образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе
предметных, личностных и метапредметных результатов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».