Русский язык 5а

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по русскому языку
для 5 А класса
Разработана учителем
Болуровой Дианы Османовны

Срок реализации 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей
программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5–9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А.
Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между
различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Изменения, внесённые в Примерную программу основного общего образования по русскому языку и Рабочую программу по русскому
языку к предметной линии учебников для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.
Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014), обусловлены сложностью обучения и усвоения отдельных тем и выражены в распределении
часов по темам, в выборе образовательных технологий, формах и видах деятельности учащихся.
Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 170 часов (из
расчёта 5 уроков в неделю).
В рабочей программе более полно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика»,
«Морфология».
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи
информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам
русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,
которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V
классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и
фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального
общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об
устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается
общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения
ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного
свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа
предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в
программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую
деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые
явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые
отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода
к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит
их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения;
во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в
третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса
русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии
учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды
речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национальнокультурном
феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях
общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
• Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности,
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических
ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга
используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций:
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач
• Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
• формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного
языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Общая характеристика программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между
различными разделами курса.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации
принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе
на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается
раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным
материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и
устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает
утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных
заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка,
прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале
и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном
обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Для организации систематического повторения,
проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым
прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются
и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой,
планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды
работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения
речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения,
но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода,
метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития
исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология
мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти;
текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных,
комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя», диктантов
с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, лабораторных работ,
практических работ (практикумов), контрольных изложений, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления
орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов разбора (фонетический, лексический,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью
окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, анализа языковых
единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными информационными источниками:
учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)
итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной
функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность
совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают
развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие
общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные
(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные
(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5-ом классе языковых явлений и речеведческих понятий,
орфографических и пунктуационных правил.
Речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы; говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; - создавать устные высказывания, раскрывая тему
и развивая основную мысль; письмо:
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты;

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
Синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово в словосочетании;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; - выделять основы
предложений;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических
основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть приёмами применения изученных правил орфографии;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы транскрипции для обозначения, анализируемого звука;
- работать с орфоэпическим словарём.
Лексикология:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов,
однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
Морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарём морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом в работе со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т. п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Требования к уровню обученности учащихся с особыми образовательными потребностями по русскому языку 5 класс
Программа по русскому языку для учащихся коррекционно – развивающего обучения предусматривает овладение знаниями в объеме
базового ядра общеобразовательной программы по русому языку 5 класса. В целом программа коррекционно – развивающего обучения
соответствует требованиям стандарта курса русского языка. Используя специальные приемы, новые технологии обучения, индивидуально –
дифференцированные задания , обучающиеся по программе достигнут результативности обучения.

В основном программа для учащихся предполагает практическую направленность следовательно к концу учебного года у
пятиклассников должны быть сформированы:
-навыки грамотного письма
-усвоение коммуникативной функции языка
-высокая техника чтения
-правильное восприятие речи.
Критерии оценки письменных и устных ответов учащихся
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля.
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен
представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения,
правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа,
2) степень осознанности, понимания изученного, 3)
языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)
обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры
не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм
литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки,
которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал
неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно
обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает
ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает
такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных
учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка
его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно
использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию
учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как
самостоятельные, так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может
состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной
теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее
приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем
изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для
предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает»
(вместоработает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди
ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две
негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание
которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в
написании ы и ипосле приставок;
6)в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной
не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7)в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 9) в пропуске одного из
сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне
однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного
слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется
подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные
ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Диктант оценивается одной отметкой
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой
пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3
пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические
и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при
наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических
и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий. Оценка
«1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой
подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие
навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: вV классе – 70-110слов. При оценке учитывается следующий

примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5-1стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится
за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение
орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится
работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала; - последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки
контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2)содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности визложении мыслей; 4)
лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;

4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5)
стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок. Отметка
«2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не
соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними,
часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для
контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех
учеников.

Список литературы (основной и дополнительной) Учебник
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –
М.: Просвещение, 2014. Рабочие тетради
 Антонова С.В.,. Гулякова Т.И. Русский язык. 5 класс. Контрольные работы тестовой формы. – М: Вентана-Граф, 2014.
 Влодавская Е.А.. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. – М: Экзамен, 2014.
 Колыхалова Е.П.. Практические задания по русскому языку. Для подготовки к урокам и ГИА. 5 класс. (К учебнику Т.А.
Ладыженской.) – М: Астрель, 2014.
Методические пособия
Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – М: Просвещение, 2014.
Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2014.
Бройде, М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М., 1991.
Канафьева, А.В., Леденева В.В. Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2014. Костяева,
Т. А.
Проверочные
и
контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2014.
Ладыженская, Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990. Тростенцова, Л. А. Дидактические материалы
по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2014.
Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 2014.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:
Просвещение, 2014.
Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений / Т.А.
Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2014.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:
Интеллект-центр, 2014.

Цифровые образовательные ресурсы
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,
Контрольнодиагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
3. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн.
Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные
проблемы русистики и лингвистики.
4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и
абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
10.
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
11.
Мир слова русского http://www.rusword.org
12.
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
13.
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

14.
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
15.
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
16.
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
17.
http://rusolimp.kopeisk.ru/
18.
http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
19.
http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
20.
http://www.informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных
технологий и телекоммуникаций».
21.
http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
22.
http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
23.
http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
24.
http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
25.
http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей

Учебные таблицыV – XI классы по русскому языку. / Составитель А.Б. Малюшкин. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
Лингвистические словари

Использованная литература
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. – М.: Педагогика, 2009.
Асмолов А.Г., Семёнов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие.
– М.: НексПринт, 2010.
Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и потроения
гражданского общества. Вопросы образования 2008, №1.
Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики// Лидеры образования 2007, №7.
Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Ладыженская Н.В., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. Учебник
для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба,
Н.В. Ладыженская. – М: Просвещение, 2014.
Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ.ред. М.Б.Лебедевой. – СПб.:
БХВ- Петербург, 2010.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.

Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических
инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007.
Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования /Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.:
Просвещение, 2008. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: (Электронный документ). Режим доступа: http:
||mon/gok/ru|dok|akt|6591.
Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2008.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных
учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования,
организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. Приоритетный
национальный проект «Образование»- http://mon.gov.ru/pro/pnpo.
Рабочая программа. Русский язык: для 5-9 класса. Предметная линия учебников Т.В. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
и других. – М: Просвещение, 2014.
Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская,
Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов, Л.Ю.Комиссарова, Н.В.Ладыженская. – М: Просвещение, 2014.
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образованияhttp://standart.edu.ru
Современные образовательные технологии / Под ред.Н.В.Бордовской. – М.: Кнорус, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011г. №МД- 1552/о3 «Рекомендации по оснащению
общеобразовательных учреждений учебным и учебно- лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего
образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»- М., 2011.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы- http://mon.gov.ru/press/news/8286.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя /
Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

Учебно-тематический план
Содержание

Кол-во
часов
(всего)

В
том
числе В
том
числе
контрольных
развитие речи

Введение

2

-

1

Повторение пройденного в 1-4 классах

18

2

2

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

35

2

6

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура

16

3

1

Лексика. Культура речи

10

2

2

Морфемика. Орфография. Культура речи

25

2

1

Имя существительное

22

3

5

Имя прилагательное

15

1

4

Глагол

22

2

4

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

4

речи

-

Итоговая контрольная работа

ИТОГО

-

1

170

18

26

Содержание тем учебного курса
Разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Синтаксис

Фонетика Орфоэпия

Лексикология

Морфемика

Грамматика Морфология

Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу
Язык – важнейшее средство общения в определённом национальном коллективе
Синтаксис как раздел грамматики.
Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и
зависимого слова.
Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его
отличие от других языковых единиц.
Понятие вводных слов.
Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в
разговорной речи, языке художественных произведений.
Фонетическая транскрипция. Изменение звуков в потоке речи. Соотношение звука и
буквы. Характеристика отдельного звука и анализ звука в потоке речи.
Орфоэпия как наука о языке. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными
правилами литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари и их
использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения
орфоэпических норм.
Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность
слов данного языка. Основные виды тропов. Использование синонимов как средства
связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Оценка
своей и собственной речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Отличие морфемы от других языковых единиц.
Основные выразительные средства морфемики. Повтор слов с одинаковыми морфемами
как один из приёмов выразительности.
Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.
Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система
частей речи в русском языке. Грамматическое значение слова и его отличие от
лексического значения.

Имя существительное

Имена

Имя прилагательное

Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Правильное
употребление имени прилагательного в речи.
Правильное употребление глаголов в речи.

Глагол

существительные общего
имени существительного в речи.

рода. Правильное употребление

Формы текущего контроля знаний в 5 классе:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

тест;
диктант / диктант с грамматическим заданием;
проверочная работа с выборочным ответом;
комплексный анализ текста;
подробное, сжатое изложение;
сочинение повествовательного характера на заданную тему;
письменный ответ на вопрос проблемного характера;
сочинение по картине;
рассказ о случаях из жизни,
описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по картине
лингвистическую тему.

устное \ письменное высказывание на

Формы и средства контроля:
№ п.п.

Тема
Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Форма контроля
Диктант

Контрольное изложение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

изложение

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.
Культура речи»

диктант.

Контрольная работа по теме: «Лексика. Культура речи.»

сочинение

Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

тест

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

сочинение

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Диктант

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Диктант

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Диктант.

Контрольная работа по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5
классе».

тест

Контрольное изложение по теме «Систематизация и повторение пройденного в
5 классе»

изложение

Контрольная работа по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5
классе».

Диктант.

Наименование разделов и тема урока

№
п/п

Кол
часов

Язык – важнейшее средство общения
1
2

Язык и человек. Язык и речь. Общение устное и письменное. Знакомство с учебником.
Стили речи

1
1

Повторение пройденного в начальных классах
3.

Повторение пройденного в начальных классах.Звуки и буквы.Произношение и правописание

1

4.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.Орфограмма.

1

5.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

6

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

7

Буквы и, у, а после шипящих

1

8

Разделительные Ъ и Ь

1

9

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

10

Текст.

1

Обучающее изложение (по Г.А.Скребицкому

1

13

Части речи . Глагол.

1

14

Тема текста

1

15

Имя существительное

1

16

Имя прилагательное

1

17

Местоимение

1

11-12

Дата
План

Факт

18

Основная мысль текста

1

19

Контрольный диктант 1 с грамматическим заданием

1

20

Анализ контрольного диктанта.

1

21

Синтаксис. Пунктуация

1

22

Словосочетание

1

23

Разбор словосочетания

1

24

Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения.

1

25

Виды предложения по цели высказывания

1

РР Сжатое изложение (В.П.Катаев)

2

28

Восклицательные предложения

1

29

Сочинение на упр.153

1

30

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

31

Сказуемое

1

32

Тире между подлежащим и сказуемым

1

33

Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения

1

34-35

Дополнение

2

35

Определение

1

37

Обстоятельство

1

26-27

Предложения с однородными членами

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

3

41

Предложения с обращениями

2

42

Р.р Письмо упр225

1

43

Синтаксический разбор простого предложения

1

44

Пунктуационный разбор простого предложения

1

Простые и сложные предложения

2

Синтаксический разбор сложного предложения

1

38
39-40

45-46
47

Синтаксис. Пунктуация.Культура речи
48

Прямая речь

1

49

Диалог

1

Сочинение по картине Решетникова

2

52

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

53

Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

50-51

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.Культура речи
54

Фонетика. Гласные звуки

1

55

Согласные звуки.

1

56

Позиционные чередования гласных и согласных

1

57

Согласные твёрдые и мягкие

1

Повествование. Обучающее изложение с элементами описания упр.275

1

60

Согласные звонкие и глухие

1

61

Графика. Алфавит

1

62

РР Описание предмета.

1

63

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

1

64

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1

65

Орфоэпия

1

66

Фонетический разбор слова

1

67

Повторение изученного по теме «Фонетика»

1

68

Тестирование по теме «Фонетика»

1

69

Контрольный диктант по теме «Фонетика»

1

70

Анализ контрольного диктанта.

1

71

Слово и его лексическое значение

1

72

Однозначные и многозначные слова

1

73

Прямое и переносное значение слова

1

74

Омонимы

1

75

Синонимы

1

58-59

Антонимы

1

РР Подробное изложение (К.Г.Паустовский «Первый снег»)

2

79

Контрольный диктант по теме «Лексика» с грамматическими заданиями

1

80

Анализ контрольного диктанта.

1

76
77-78

Морфемика. Орфография.
81

Морфемика – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

1

82

Окончание.

1

83

Основа слова

1

84

Корень слова

1

85

РР Рассуждение.

1

86

Суффикс

1

87

Приставка

1

88-89

РР Выборочное изложение Упр.407

2

90

Чередование звуков. Беглые гласные

1

91

Беглые гласные

1

92

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

1

93

Правописание гласных и согласных в приставках

1

94

Буквы З и С на конце приставок

2

95

Буквы О-А в корне -ЛАГ- ,-ЛОЖ-

1

96

Буквы О-А в корне –РАСТ- - -РОС-

1

97

Буквы Ё – О после шипящих в корне

1

Буквы Ы – И после Ц

2

100

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография»

1

101

Тестирование по разделу «Морфемика. Орфография»

1

102

Контрольный диктант

1

Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень»

2

105

Самостоятельные и служебные части речи

1

106

Имя существительное как часть речи

1

107

Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение

1

108

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

109

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

РР Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е.А. Пермяк «Перо и чернильница»)

2

112

Морфологический разбор имени существительного

1

113

Род имён существительных

1

114

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

115

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

116

Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных.

1

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

2

98-99

103-104

110-111

117-118

РР Изложение от3-его лица упр.546

2

Множественное число имён существительных.

1

Правописание О – Е после шипящих и Цв окончаниях существительных

2

124

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»

1

125

Тестирование по теме «Имя существительное»

1

126

Контрольный диктант

1

127

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

128

Имя прилагательное как часть речи

1

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

2

РР Описание животного

1

132-133

Изложение (А.И.Куприн «Ю-Ю»)

2

134-135

Прилагательные полные и краткие

2

136

Морфологический разбор имени прилагательного

1

137

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»

1

138

Тестирование по теме «Имя прилагательное»

1

139

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

140

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

119-120
121
122-123

129-130
131

Глагол
141

Глагол как часть речи

1

142-143
144

Не с глаголами
Рассказ

2
1

145-146

РР Сочинение по сюжетным картинкам «Как я однажды…»

2

147-148

Неопределённая форма глагола

2

149-150

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ а глаголах

2

151-152

Виды глагола

2

153-154

Буквы Е – И в корнях с чередованием

2

155-156

РР Невыдуманный рассказ о себе

1

157

Контрольный диктант

1

158

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Время глагола. Прошедшее время глагола

2

161

Настоящее время

1

162

Будущее время

1

Спряжение глаголов

2

Повторение пройденного о глаголе

1

Повторение и обобщение пройденного за год

4

Итоговая контрольная работа

1

159-160

163-164
165
166-167
168


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».