6а литература 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по русскому языку
для 6 (шестого) Б класса
Разработана учителем
Болуровой Дианы Османовны

Срок реализации 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации основных общеобразовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации), сформированы в соответствии со следующими основными
федеральными нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.364820);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далееСанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов
образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения
к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование
читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских
писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и
истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Задачи изучения литературы– приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа
литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и
историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится
важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным,

воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу
прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно
стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость
активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому
восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны
классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель
литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими
высокие нравственные чувства у человека читающего.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часа
Курс литературы опирается на следующие формы работы по освоению содержания художественных произведений и теоретиколитературных
понятий:
•
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
•
выразительное чтение художественного текста;
•
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
•
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
•
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
•
анализ и интерпретация произведения;
•
составление планов и написание отзывов о произведениях;
•
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; •
•
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
•
индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные
сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для
самостоятельного чтения.
Методы и формы работы с «особенными детьми»
Методы работы с одаренными детьми: исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проективный, синтетика, индивидуальные занятия
по плану и графику, во время урока.
Методы работы со слабоуспевающими детьми: специальные задания, карточки, консультации, индивидуальные занятия по плану и по графику.
Формирование универсальных учебных действий.

В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока:
-личностные;
-регулятивные;
-познавательные; -коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на
осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяет сориентироваться в нравственных формах и правилах, выработать свою
жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование
изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слушать, слышать и понимать партнера, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести
дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

•

•

•

•

•

•

Планируемые результаты по освоению программы по литературе Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•

•

•

•

•

•

•

•
•

•

•

•

•

•

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; •
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; •
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;

•

•

•

•
•
•
•
•

•

•

•

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста,
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние
творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных
образов литературных произведений.

В результате изучения литературы ученик должен
знать: содержание литературных произведений, подлежащих обязательному
изучению; наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов,
подлежащих обязательному изучению (по выбору); основные факты жизненного и
творческого пути писателей-классиков; основные теоретико-литературные понятия;

уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитаному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; владеть
различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным
произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения
авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни.
Эстетическое значение обрядового фольклора
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и
выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый
фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Теория
литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня
«Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение
невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит
стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей
природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика),
навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный
прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и
мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский -старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и
несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви
Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им
Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто нации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества
в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз меры стиха (начальные понятия).
Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость,
любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые
чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой
жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у
березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный
характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем
природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства.
Гармоничность и музыкальность поэти ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской
жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. На род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной
поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин.
Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая
насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.
Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный
град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные
состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл
названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие
чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность,
доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис
пользования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного
достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной
бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и
мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об
Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в
«Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей —
мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой,
отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся
устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор
в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира
как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Притча (начальные представления).

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6

Художественное произведение, автор, герои
Обрядовый фольклор
Пословицы и поговорки
В.Ч. Загадки
Р.Р. Урок – посиделки «Русский фольклор».
Русская летопись. «Повесть временных лет»: «Сказание о Белгородском киселе»

1
1
1
1
1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15

1
1
1
1
1
1
1
1
1

16

Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха»
И. А. Крылов. «Осёл и Соловей»
И. А. Крылов. «Листы и Корни»
И. А. Крылов. «Ларчик»
Р.Р. Русские басни.
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину»
А.С. Пушкин. «Узник»
А.С. Пушкин. «Зимнее утро»
В.Ч. А.С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в
лирике Пушкина
Р.Р. А.С. Пушкин. Двусложные размеры стиха.

17

А.С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский – старший и Троекуров

1

18

«Дубровский »: бунт крестьян

1

1

Дата
План

Факт

19
20
21
22

«Дубровский»: история любви
«Дубровский»: протест Владимира
«Дубровский»: композиция романа
Р.Р. «Дубровский»: мое понимание романа Пушкина

1
1
1
1

23

Р.Р. «Дубровский»: мое понимание романа Пушкина. Классное сочинение .

1

24
25

А.С. Пушкин. «Повести Белкина», «Барышня – крестьянка»: сюжет и герои
«Барышня - крестьянка»: особенности композиции повести

1
1

26
27
28
29
30
31
32

В. Ч. «Повести Белкина»: проблемы и герои
М.Ю. Лермонтов. «Тучи»
М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
М.Ю. Лермонтов. «Листок»
М.Ю. Лермонтов. «Утес», «На севере диком стоит одиноко…»
Р.Р. М.Ю. Лермонтов. Лирика
И.С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика

1
1
1
1
1
1
1

33
34

И.С. Тургенев. «Бежин луг»: образы крестьянских детей
И.С. Тургенев. «Бежин луг»: картины природы

1
1

35
36
37
38
39

В.Ч. И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника»
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…»
Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…»
Ф.И. Тютчев. «Листья»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

1
1
1
1
1

40

А.А. Фет. «Ещё майская ночь»
Промежуточная аттестация 2 четверть
А.А. Фет. «Учись у них – у дуба, у березы…»
Р.Р. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. Лирика.
Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ

1
1
1
1
1

41
42
43

44
45
46
47
48
49

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения
Законы стихосложения
Контрольная работа по творчеству И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета
Н.С. Лесков. «Левша»: народ и власть
«Левша»: язык сказа. Понятие об иронии
Р.Р. «Левша». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.
Составление цитатного плана. Какие лучшие качества русского народа
изображены в стихотворении «Железная дорога» и в сказе «Левша»?

1
1
1
1
1
1

50
51

В.Ч. Н.С. Лесков. «Человек на часах»
А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа

1
1

52

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе

1

53

В.Ч. А.П. Чехов. Рассказы: «Пересолил», «Лошадиная фамилия»

1

54

1

55 56

Родная природа в стихотворениях поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам
две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»
Родная природа в стихотворениях поэтов XIX века. Е А. Баратынский. «Весна,
весна!», «Чудный град…». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»

57

А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип

1

58

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ

1

59

А.С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность

1

60
61
62
63
64
65

«Алые паруса»: Ассоль и Грэй
А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы – символы в сказке
В.Ч. А.П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др.
К.М. Симонов. "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..."
Д.С. Самойлов. "Сороковые"
В.П. Астафьев. "Конь с розовой гривой": сюжет и герои

1
1
1
1
1
1

66

«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев

1

67

Р.Р. В.П. Астафьев. "Конь с розовой гривой"

1

2

68

В.Г. Распутин. "Уроки французского": трудности послевоенного времени

1

69

«Уроки французского»: стойкость главного героя

1

70

В.Г. Распутин. "Уроки французского": учительница Лидия Михайловна

1

71

В.М. Шукшин. "Критики": образ "странного героя"

1

72
73

В.Ч. В.М. Шукшин. "Чудик", "Срезал"
Ф. Искандер. "Тринадцатый подвиг Геракла": школа, учитель, ученики

1
1

74

«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе

1

75

1

77

Классное сочинение по произведениям В.Г. Распутина, В.П. Астафьева,
Ф.А. Искандера (по выбору)
Родная природа в русской поэзии XX века.
А.А. Блок. "Летний вечер", "О, как безумно за окном..."
С.А. Есенин. "Мелколесье. Степь и дали...", "Пороша"

78

А.А. Ахматова. "Перед весной бывают дни такие..."

1

79

Н.М. Рубцов. "Звезда полей": родина, страна, Вселенная

1

80
81

В.Ч. Н.М. Рубцов. "Листья осенние", "В горнице": человек и природа
Р.Р. Урок – праздник. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков

1
1

82

Р.Р. Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о
родине и родной природе по теме "Какими способами выражено чувство
любви к Родине и родной природе в стихотворениях русских поэтов XX
века?"
Г. Тукай. "Родная деревня", "Книга"
К. Кулиев. "Когда на меня навалилась беда...", "Каким бы ни был малым мой
народ..."
Мифы народов мира. Мифы Древней Греции
Подвиги Геракла: воля богов - ум и отвага героя

1

76

83
84
85
86

1
1

1
1
1
1

87
88
89
90

В.Ч. Древнегреческие мифы
Геродот. "Легенда об Арионе"
Гомер. "Илиада" как героическая эпическая поэма
Гомер. "Одиссея" как героическая эпическая поэма

1
1
1
1

91
92

В.Ч. Гомер. "Одиссея"
М. Сервантес Сааведра. "Дон Кихот": жизнь героя в воображаемом мире

1
1

93
94
95
96

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы
«Дон Кихот»: нравственный смысл романа
«Дон Кихот»: «вечные образы» в искусстве
Ф. Шиллер. "Перчатка": проблемы благородства, достоинства и чести

1
1
1
1

97
98

П. Мериме. "Маттео Фальконе": природа и цивилизация
«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства

1
1

99
100

А. де Сент – Экзюпери. "Маленький принц": дети и взрослые
«Маленький принц» как философская сказка-притча

1
1

101

В.Ч. «Маленький принц»: вечные истины в сказке

1

102

Выявление уровня литературного развития. Письменный ответ на проблемный
вопрос "Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?"
Выявление уровня литературного развития Проект. Подготовка литературного
праздника "Путешествие по стране Литературии 6 класса"

1

Р.Р. Урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса»

1

103
104105

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».