Рабочая программа по истории для 10 класса

Рабочая программа
по истории
для 10 класса

Разработана Джазаевой Лейлой Иссаевной,
учителем истории и обществознания.
Высшая категория

Срок реализации- 2022-2023 учебный год

1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации
основных общеобразовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации),
сформированы в соответствии со следующими основными федеральными
нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

Пояснительная записка
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации
основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования (далее – образовательные организации),
сформированы в соответствии со следующими основными федеральными
нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.23685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

Примерной основной образовательной программой основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 02.06.2020
г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа
входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки
Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов
образовательных организаций КЧР, реализующих основные общеобразовательные
программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от 03.08.2021г.
Рабочая программа предназначена для изучения курса История России, Истории
/Всеобщая история составлена в соответствии с положениями Концепции единого
учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей
Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по
истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной
линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В.
Торкунова в основной школе (6—9 классы)1 , а также программа составлена на
основе примерной программы «Всеобщая история. Рабочие программы к
предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9классы»
(Просвещение, 2011), Всеобщая история по ред. В.И. Уколова , А.В.Ревякина .
Рабочая программа и тематическое планирование учебного курса «История России»
разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического
комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта,
подготовленных Российским историческим обществом. Разработка данного
учебного курса является первым шагом на пути создания единой концепции
непрерывного исторического образования, которая станет важным звеном в

развитии системы образования в России, формировании гражданской идентичности
подрастающего поколения. Создание нового учебного курса отечественной истории
опирается на предшествующий опыт, накопленный в данном направлении как за
последние четверть века, так и в советский и досоветский периоды. В современном
плюралистическом российском обществе единая концепция исторического
образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить
согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей
истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и
суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к
преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания
учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории
формирования государственной территории и еди- ного многонационального
российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов,
традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов,
обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском
многонациональном обществе. Основы разработки содержания исторического
образования определены важнейшими положениями Конституции Российской
Федерации, закрепляющими статус России как демократического федеративного
правового государства с республиканской формой правления, в котором человек,
его права и свободы являются высшей ценностью.
Методы и формы работы с особенными детьми.
методы работы с одаренными детьми: исследовательский, частично-поисковый,
проблемный, проективный, синектика, индивидуальных занятий по плану и
графику, но и во время урока.
методы работы со слабоуспевающими детьми: специальные задания, карточки,
консультации, индивидуальных занятий по плану и графику.
Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса
Личностные
• осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как
гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы,
локальной и региональной общности;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
• понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
• уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод
человека; толерантность;
• способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре
своего и других народов;
• готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других
народов, государств.
Метапредметные

• организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного
и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать
правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность
решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать
факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им
оценку;
• использовать современные источники информации — материалы на электронных
носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде
образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных
информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством
педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать
основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
• владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и
исследовательские задачи;
• представлять рез ультаты своей деятельности в различных видах публичных
выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог,
беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде
письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и
презентации ин формации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество
выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные
• отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды
исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их
периодизации;
• владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях
истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;

• применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации
исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических
общностей;
• применять различные методы исторического анализа;
• самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических
событий, явлений;
• осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической
информации для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;
• осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;
• критически анализировать и оценивать информационную значимость
вещественных изобразительных источников;
• конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения об
историческом развитии на фактическом материале;
• применять знания из других предметных областей для анализа исторического
объекта;
• определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам
событий и личностям прошлого;
• различать субъективные и объективизированные исторические оценки;
• конструктивно применять исторические и историкокультурные знания в
социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и
обществознания.
В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока:
1.
2.
3.
4.

личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их
с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия
направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей,
позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать
свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности
усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора
и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого
содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества:
умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно

выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно
контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и
эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Для формирования УУД используются виды деятельности:















составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей,
литературного источника, карты и схемы;
извлекать информацию из источника;
описание объекта по схеме;
составление характеристики исторического деятеля;
работа с картой («чтение карты»), схемой;
анализ исторического источника;
чтение и обобщение фактов из литературного источника;
составление вопросов к тексту, ответы на них;
комментированное чтение текста;
составление простого и сложного плана;
составление сравнительных, хронологических таблиц;
составление кластера;
подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
составление логической схемы, цепочки; и другие.

Формы организации учебных занятий
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная
система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса
используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий,
самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных
технологий.
Организация учебного процесса учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено
использованием в образовательном процессе следующих технологий:
-информационно-коммуникативной (классно – урочная система),
-игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного
состава),
-технология критического мышления и учебно-поисковой деятельности
обучающихся,
-проблемное обучение,
-личностно – ориентированное обучение.

Содержание учебного курса
Тема I. Россия в годы «великих потрясений» 5ч
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну.
Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на
австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по
Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов.
Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии.
Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат.
Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и
общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военнопромышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны
обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных
организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством
карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы:
несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных
настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны.
Кадровая чехарда в правительстве.
Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти.
«Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти.
Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане.
Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы».
Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.
Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и
субъективные причины обострения экономического и политического кризиса.
Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные
проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные
слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и
хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение
монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри
страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная
эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности.
Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето:
«зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с
В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». православная церковь.
Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление
Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение
России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение
Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская
революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.
В.И. Ленин как политический деятель.
Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований.
Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба
за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от
финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности.

«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от
государства и школы от церкви.
Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.:
Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и
Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления
большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады.
Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная
катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события
Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их
характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч,
Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля.
Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в
Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции.
Политика «военного коммунизма». Продразверстка, принудительная трудовая
повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное
распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание
регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров.
Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление
прав Советов в пользу чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов.
Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в
Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии
Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле.
Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее
значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски
Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг.
«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по
просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда
коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной
пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной
библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Голод, «черный рынок»
и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной
обстановки на психологию населения.
Тема II. Советский союз в 1920—1930-х гг. 9ч.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн.
Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–
1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление
верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в
Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ
большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической
политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных
отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в
деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование

кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка
годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения
научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания
«Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического Труда).
Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований
в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном
строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация
небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической
системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках
современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного
аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции
внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Охрана материнства и детства. Борьба с
беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по
сокращению безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских
классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки.
Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в
аренду.
«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного
администрирования.
Форсированная
индустриализация:
региональная
и
национальная
специфика.
Создание
рабочих и инженерных кадров.
Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной
торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы.
Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия.
«Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя.
Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации.
Голод в СССР в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки
первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой,
Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы,
Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей
промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР.
Милитаризация
народного
хозяйства,
ускоренное
развитие
военной
промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР
в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и
противоречия урбанизации. Утверждение «культа личности» Сталина. Малые
«культы» представителей советской элиты и региональных руководителей.
Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и
их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса
истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение
паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг.
«Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и
национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ:
социально-политические и национальные характеристики его контингента. Роль
принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении

труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика
1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.
Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная
жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни.
Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение
трудовой дисциплины.
Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с
безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе
(футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства.
Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Советский
авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность
Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая
академия, Институты красной профессуры. Создание «нового человека».
Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и
советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток.
Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея
«челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-инженерного труда.
Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения.
Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой
средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой
литературы и искусстваКультура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия
наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др.
Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники.
Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения.
Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению с
периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в
город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная
проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта.
Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе.
Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и
комсомол.
Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной
изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание
угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности
в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на
озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного
производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства.
Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и
угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между
СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии;
Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.
Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией.
Тема III. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. 6ч.

Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны
(июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня
1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР.
Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные
меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В.
Сталин – Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор
врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление
советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и
Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны».
Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении.
Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром
немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии
зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж.
Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского
населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на
военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм
военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный
режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против
советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на
оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных
и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в
Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового
сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание
партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.).
Сталинградская битва. Германское наступление весной–летом 1942 г. Поражение
советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова».
Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на
Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги
и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге.
Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под
Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение
Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и
форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии
летом–осенью 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления
Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское
подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для
победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы.
Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных.
Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на
территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943–
1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для
победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и
сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь
населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь

эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность.
Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность
в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и
нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и
на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей.
Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство войны.
Песня «Священная война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели,
композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты.
Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор.
Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший
престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение
представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с
союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская
конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а также
польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте.
Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.
Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной
Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике.
Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия
Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран
антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны
в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация
советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Военноэкономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление
хозяйства в освобожденных районах. Начало советского «Атомного проекта».
Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортация
«репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный
собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе.
Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство
Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба
послевоенной
Германии.
Политика
денацификации,
демилитаризации,
демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций.
Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в
Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные
бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия.
Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки
«холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение
главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в
победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные
потери. Изменения политической карты Европы.
Тема IV. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. 14ч.
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные
ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии
страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы.

Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей
«пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение
проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты
восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск
гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны.
Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной
национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации,
их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и
его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном
потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая
торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы
(1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной
системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического
контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с
«космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета.
Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления
разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный
центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в
«старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене.
Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План
Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и
Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии».
Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией.
Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание
Организации Варшавского договора. Война в Корее.
И.В. Сталин в оценках современников и историков.
Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического курса. Борьба за
власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву.
Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной
сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа
личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная
десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация.
Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение
политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности
национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г.
«Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной
атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые
тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука.
Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов
1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного
туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни
общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды».
Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и

«кухни». «Стиляги». Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании.
Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и
перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение
целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научнотехнической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание
ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли.
Исторические полеты Ю.А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В.В.
Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации.
Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в
промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам.
Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной
структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над
сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного
крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда.
Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа
построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады
коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные
программы. Реформа системы образования. Движение к «государству
благосостояния»: мировой тренд и специфика советского «социального
государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое
жилищное строительство. «Хрущевки». Рост доходов населения и дефицит товаров
народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней
политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа
страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы,
позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г.,
Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад
колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели».
Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти.
Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И.
Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса.
Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация.
Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики.
«Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Отставание от Запада в
производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание
топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в
деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и
проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения.
Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие
союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема
поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к

общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском
обществе. Дефицит и очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в
СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых
путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и
др.). Диссидентский вызов.
Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем
антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских
режимов. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической
сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для
советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на реформы.
Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская
трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы
о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление
коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных
предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем
гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация
цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в
идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна
десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к
войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое
мышление» Горбачева. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и
провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над
классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние
уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение
Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы.
Завершение «холодной войны». Отношение к М.С. Горбачеву и его
внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация
советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения.
Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов –
высший орган государственной власти. Становление многопартийности. Кризис в
КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных
депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер демократических сил.
Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти. Введение поста
президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в РСФСР
Конституционного суда и складывание системы разделения властей.
Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского
законодательства). Углубление политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение
независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях
обновлении Союза ССР. План «автономизации» – предоставления автономиям
статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания

нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении
СССР и введении поста президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина президентом
РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический
фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и
коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной
системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа,
трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость
населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома.
Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева. Распад КПСС.
Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая
КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического
распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения).
Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского
ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачев,
Ельцин и «перестройка» в общественном сознании.
М.С. Горбачев в оценках современников и историков.
Тема V. Российская Федерация 6ч.
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ.
Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление
Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ.
Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных
экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная
приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение
жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация
жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ.
Особенности осуществления реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в
1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание
политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической
ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения
политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным
судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант».
Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви.
Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее
решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное
голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация
Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие
Конституции России 1993 года и ее значение. Полномочия президента как главы
государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма.
Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства.
Утверждение государственной символики.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и
межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора
(1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как

способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления
территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов
Федерации. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена
ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и
их образ жизни. Решение проблем социально незащищенных слоев. Проблемы
русскоязычного населения в бывших республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России
суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на международной арене.
Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и
странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к
«большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек
Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве.
СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ.
Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская
многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические
партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти.
Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии.
«Семибанкирщина».
«Олигархический»
капитализм.
Правительства
В.С.
Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе.
Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы
в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина.
Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В.
Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание
В.В. Путина
президентом.
Государственная
Дума.
Многопартийность.
Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление
единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий
центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и
гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический
подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового
сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе
мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI в.
Новый облик российского общества после распада СССР. Модернизация бытовой
сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ,
компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В.
Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в
международных отношениях. Современная концепция российской внешней
политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с
терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и
партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом.
Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки».
Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики
России.

Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной
роли СМИ как «четвертой власти Особенности развития современной
художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного
искусства. Процессы глобализации и массовая культура.

Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ Тема урока
п
/п

Кол -во
часов
План
1

4.

Российская империя в Первой
мировой войне
Великая российская революция
1917 год
Первые революционные
преобразование большевиков
Военный коммунизм

5.

Гражданская война

1

6.

Идеология и культура периода
Гражданской войны

1

7.

Тестирование. Защита проектов

1

8.

Экономика нэпа

1

9.

Образование СССР.

1

1.
2.
3.

10. Политическое развитие 1920-е
гг.
11. Международное положение и
внешняя политика 1920 –е гг.
12. Культурное пространство
советского общества 1920-е гг.
13. «Великий перелом».
Индустриализация.
14. Коллективизация сельского
хозяйства
15. Административная
контрольная работа
16. Политическая система СССР
1930-е гг.
17. Культурное пространство
советского общества 1930-е гг.
18. СССР и мировое сообщество в

Дата

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Факт

1929-1939 гг.
19. СССР накануне Вов.
20. Начало Великой Отечественной
войны. Первый период (22
июня 1941-ноябрь 1942г.)
21. Поражения и победы 1942г.
22. Человек и война: единство
фронта и тыла
23. Второй период ВОВ. Коренной
перелом (1942-1943 г.)
24. Третий период войны. Победа
СССР в ВОВ.
25. Тестирование . Защита
проектов.
26. Место и роль СССР в
послевоенном мире.
27. Изменение в экономике и
политической системе
28. Идеология ,наука и культура в
послевоенные годы.
29. Административная
контрольная работа.
30. Внешняя политика СССР в
условиях начало «холодной
войны»
31. Смена политического курса
32. Экономическое и социальное
развития (1950-1960-х)
33. Культурное пространство в
середине 1950 -середина1960
гг.
34. Политика разрядки
международной
напряженности.
35. Политика мирного
сосуществования в 1950-хпервой половине 1960-х гг.
36. Политического развитие и
социально-экономическое
развитие страны в 1960 -1980 –
х гг.

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1

1

37. Культурное пространство во
второй половине м1960-1980-х
гг.
38. СССР и мир в начале 1980-х гг.

1

39. Социально-экономическое
развитие СССР в 1985-1991 гг.
40. Перемены в духовной сфере
жизни в годы перестройки.
41. Реформы политической
системы и новое политическое
мышление .
42. Распад СССР.

1

43. Тестирование.Экономическое и
политическое развитие РФ в
1990-е гг.
44. Духовная жизнь страны и
внешняя политика в 1990-е гг.
45. Политическая и экономическая
жизнь России начале 21 в.
46. Внешняя политика России в
начале 21 в
47. Россия в 2008-2014гг.

1

48. Административная
контрольная работа.
49. Всеобщая история .Древний
мир
Ближний Восток.
50. Индия и Китай в древности.

1

51. Древняя Греция

1

52. Древний Рим

1

53. Средневековье
.Западноевропейское
средневековье.
54. Исламский мир и Византия .

1

1

1
1

1

1
1
1
1

1

1

1
55. Индия и Китай в Средние века

1

56. Возрождение как культурноисторическая эпоха
57. Тестирование .
Новое время.
Экономика и общество.
58. Промышленная революция.

1

59. Духовная жизнь общества

1

60. Государство на Западе и
Востоке.
61. Политические революции 17-18
вв.
62. Встреча миров: Запад и Восток

1

1

1

1
1

63. «Европейское равновесие».1718 вв.
64. Конфликты и противоречия

1
1

65. Защита проектов

1

66. Административная
контрольная работа.
67. Итоговая контрольная работа

1

68. Итоговый урок

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».