Рабочая программа по истории для 11 класса

Рабочая программа
по истории
для 11 класса

Разработана Джазаевой Лейлой Иссаевной,
учитель истории обществознания.
высшая категория

Срок реализации- 2022-2023 учебный год

2022 г

Пояснительная записка
Количество недельных часов-2 ч. в неделю
Количество часов в год-68 часов
Уровень рабочей программы – общеобразовательный
Классификация рабочей программы – типовая
Структура документа
Рабочая программа по истории России мира представляет собой
целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную
записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебнотематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список
литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Цели и задачи программы:
-создать представление об основных этапах и особенностях развития
общества;
-закрепить знания о закономерностях развития страны и мира;
-рассмотреть многообразие форм экономического, политического ,
социального, духовного развития общества;
-формировать целостную историческую картину мира;
-уделить особое внимание месту и роли России в мире.
Важнейшими задачами интегрированного курса истории являются
формирование у учащихся гражданской позиции, национальной
идентичности, воспитание патриотизма, толерантности
Нормативные правовые документы, на основании которых
разработана рабочая программа:
 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», редакция от 31.12.2014г., с изменениями от 06.04.
2015г.Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 с изменениями от
08.05.2019 приказом №233. Рабочая программа по истории для 11 класса
составлена на основе федерального государственного стандарта общего
образования, федеральной Примерной программы среднего (полного)
общего образования по истории (базовый уровень) 2018 г. и авторской
программы Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. «История.
Россия в мире. 11 кл.» «Дрофа» 2018.
Обоснования выбора программы
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных
классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по истории,
социальному заказу родителей;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся
- обеспечивает условия для реализации практической направленности,
учитывает возрастную психологию учащихся.
Цели изучения курса:
• воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими
исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных
традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

• развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и
процессов современного мира, определять собственную позицию по
отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы
с исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества,
формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,
определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и
современности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях
обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными
особенностями развития учащихся.
Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей
истории создает у учащихся полноценные представления об основных
этапах, закономерностях развития человечества в целом и нашей страны в
частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической,
духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.
Материал курса позволяет показать многообразие путей и форм
исторического процесса. его неоднолинейность, многоаспектность,
противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам
исторической науки. При этом акцент сделан на формирование у учащихся
целостной исторической картины мира в новейший период с выделением
закономерностей развития стран и народов, их культурно-исторических и
политических особенностей. Особое внимание уделяется месту и роли
России в мировых исторических и политических процессах. Предлагаемая
рабочая программа предоставляет учащимся получить необходимый
минимум исторических знаний. Курс «Россия и мир» основан на
социокультурном подходе к рассмотрению исторического процесса, на
выделении наиболее характерных тенденций в развитии различных народов.
Предусматривается рассмотрение основных блоков: геополитика, социум,
экономика и культура. Происходит ознакомление с источниками и
историографией. Первостепенное значение уделяется человеку и его
духовному развитию в историческом процессе.
Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление
у выпускников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях
отечественной и всеобщей истории. Регулярно используемые на уроках
тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи и другое помогут
выявить пробелы и сформировать прочные знания.
Формы организации учебного процесса:
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые,
фронтальные
формы
работы
учащихся
через
самостоятельную,
дискуссионную,
информационную,
исследовательскую,
проектную
деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции,
семинары, конференции, лабораторные уроки, практикумы, урокиисследования, уроки-презентации, зачеты, которые способствуют лучшему

усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности
познавательных и созидательных способностей.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом
образовательного учреждения в форме текущего, рубежного и итогового
контроля.
Содержание курса
ИСТОРИЯ Россия и мир в XX — начале XXI века (1)
Введение. Основные тенденции глобального развития и место России
в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории.
ТЕМА 1. Россия и мир в начале XX века (9)
Новые тенденции в развитии общества. Страны Запада: характерные
черты общества и экономического развития. Научно-технический прогресс.
Центры и периферия индустриального общества. Процесс модернизации в
России и его особенности. Социальная структура общества на Западе, в России и на Востоке. Идейные течения, образование первых политических
партий в России.
Первая российская революция. Предпосылки, причины и этапы
революции. Нарастание конфронтации между властью и обществом. Русскояпонская война. Радикализация общественного движения. Формы
революционной борьбы. Выступления рабочих, крестьян и интеллигенции.
Деятельность Советов. Всероссийская октябрьская стачка. Реформа
политического строя. Манифест 17 октября. Природа нового политического
строя. Образование системы политических партий. Революционные партии:
социал-демократы и социалисты-революционеры. Либеральные партии:
кадеты и октябристы. Организации правых. Лидеры и це-ли партий. Начало
российского парламентаризма: I Государственная дума.
Российское общество и реформы. Программа правительства П. А.
Столыпина. Начало аграрной реформы. Окончание первой российской
революции. Третьеиюньский режим. Основные направления аграрной
реформы.
Создание
частновладельческих
крестьянских
хозяйств.
Непоследовательность реформаторского курса.
Россия в системе мирового рынка и международных союзов.
Особенности развития российской экономики. Роль государства в
хозяйственной жизни страны. Экономический подъем в России. Россия на
фоне индустриальных стран Запада. Основные направления внешней
политики России. Отношения с Китаем и Японией. Россия в системе военнополитических союзов.
ТЕМА 2. Мировая война и революционные потрясения (10)
Первая мировая война. Геополитическая обстановка накануне войны.
Причины войны. Планы России, ее союзников и противников. Начало Первой мировой войны. Основные театры военных действий. Военные действия
в 1914 г. Роль Восточного фронта в Первой мировой войне. Военные кампании 1915—1917 гг. Социально-экономическая и внутриполитическая
ситуация в России и других воюющих странах. Выход России из войны.
Окончание Первой мировой войны.
Российская революция 1917 г. Революционные события февраля—

марта 1917 г.: падение монархии, отречение Николая П. Образование
Временного правительства. Формирование Советов. Послефевральский
политический режим. Создание правительственной коалиции, политические
кризисы. А. Ф. Керенский. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина. Курс
большевиков на социалистическую революцию. Выступление Л. Г.
Корнилова. Большевизация Советов.
Октябрь 1917 г.: приход большевиков к власти. II Всероссийский съезд
Советов. Первые декреты. Установление новой власти на местах. Политические преобразования в Советской России. Система центральных и местных
органов управления Советского государства. Образование коалиционного
большевистско-левоэсеровского правительства. Судьба Учредительного
собрания. Различные точки зрения на революционные события 1917 г.
Гражданская война в России. Причины и особенности Гражданской
войны, ее временные рамки. Война «внутри демократии». Брестский мир.
Борьба за Советы весной 1918 г. Комуч и восстание Чехословацкого корпуса.
Строительство Красной Армии. Л. Д. Троцкий. Распад большевистско-левоэсеровского блока. Формирование однопартийной системы в Советском
государстве. Принятие Конституции РСФСР.
Борьба между «красными» и «белыми». Расширение белого движения и
иностранная интервенция. Победы Красной Армии над войсками А. В.
Колчака и А. И. Деникина. Связь Гражданской войны с социальной и
экономической политикой большевиков. Политика «военного коммунизма» и
ее результаты. Крестьянские восстания. Завершение Гражданской войны в
европейской части страны. Причины победы большевиков в Гражданской
войне.
От Российской республики Советов к СССР. Российская революция и
национальный вопрос. Создание РСФСР. Национальные государства в годы
Гражданской войны. Объединение советских республик и образование СССР
в 1922 г. Конституция СССР 1924 г.
Послевоенное урегулирование и революционные события в
Европе. Итоги Первой мировой войны. Мирные предложения. Условия
перемирия с Германией и ее союзниками. Противоречия между странамипобедительницами по поводу принципов послевоенного урегулирования.
Версальский мирный договор и его последствия. Мирные договоры с
союзниками Германии. Проблема России на переговорах о мире. Распад
империй и образование новых государств в Европе. Революционные
процессы в Европе. Создание новых национальных государств.
ТЕМА 3. Мир в межвоенный период (6)
Мировой экономический кризис. Экономическое развитие стран
Запада в 20-е гг. Предпосылки экономического кризиса. Великая депрессия в
США. Ф. Д. Рузвельт. Основные мероприятия «Нового курса». Выход США
из кризиса. Проявление кризисных явлений в разных странах мира. Выход из
кризиса, предложенный левыми силами. Политика Народного фронта во
Франции.
Тоталитарные режимы в Европе. Тоталитарная идеология. Природа
тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Корпоративное
государство в Италии: вариант тоталитарной диктатуры. Экономический и
политический кризис в Германии. Приход к власти в Германии националсоциалистов. Гитлеровский режим. Нацистская партия. Милитаризация

страны. Агрессивная внешняя политика. Тоталитарные и авторитарные
режимы в других странах Европы. Нестабильность авторитарного и
тоталитарного путей преодоления кризиса.
Модернизация в странах Востока. Страны Востока после окончания
Первой мировой войны. Распад Османской империи и рождение новой
Турции. Внутренняя политика К. Ататюрка. Национально-освободительное
движение в Индии и его особенности. Идеология гандизма. Революционные
события в Китае. Сунь Ятсен. Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена.
Гражданская война в Китае.
ТЕМА 4. Социалистический эксперимент в СССР (6)
Советская страна в годы нэпа. Кризис власти РКП(б) и политики
«военного коммунизма». Нарастание крестьянских выступлений. Кронштадтское восстание. X съезд РКП(б). Переход к новой экономической политике
(нэпу). Основные направления нэпа. Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства. Проблема многоукладности народного
хозяйства. Трудности нэпа. Противоречия между экономической и политической системами СССР в период нэпа. Расширение торговой сети и сферы
услуг. Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата,
появление
нэповской
буржуазии,
увеличение
числа
государственных служащих. Культурная революция. Политическая борьба в
большевистской партии после смерти В. И. Ленина. Усиление позиций И. В.
Сталина в советском руководстве.
Пути большевистской модернизации. Особенности модернизации в
СССР. Свертывание нэпа. Курс на индустриализацию и коллективизацию и
его последствия. Форсированная индустриализация и ее источники.
Насильственная коллективизация. Массовые репрессии. Советская
экономическая модель. Режим личной власти вождя. Изменения социальной
структуры общества, деформация общественного сознания. Конституция
1936 г.: несоответствие демократического характера консти-туции и
социально-политических реалий советского общества.
СССР в системе международных отношений.
Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Генуэзская и
Локарнская конференции. Полоса международного признания СССР. Лига
Наций. Дальневосточная политика СССР. Советско-китайский конфликт на
КВЖД. Советская помощь Китаю в борьбе с японской агрессией. Советскояпонские вооруженные конфликты в районе озера Хасан и у реки ХалхинГол. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Советская политика в
условиях роста военной угрозы в Европе. Изменение внешнеполитического
курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика
коллективной безопасности. Создание блока фашистских государств. Крах
системы послевоенного урегулирования. Дипломатические маневры
накануне Второй мировой войны. Мюнхенское соглашение 1938 г. и
политика «умиротворения» агрессоров. Захваты фашистской Германии и
Италии в Европе. Неудача советско-англо-французских переговоров летом
1939 г. Заключение пакта о ненападении с Германией. Разграничение сфер
влияния в Европе.
ТЕМА 5. Вторая мировая война (10)
Агрессия гитлеровской Германии. Причины войны. Периодизация.
Нападение гитлеровской Германии на Польшу. Присоединение к СССР За-

падной Украины и Западной Белоруссии. «Странная война» на Западе.
Оккупация Германией Дании и Норвегии. Разгром и капитуляция Франции.
«Битва за Англию». Военные действия в Северной Африке. Агрессия
Германии и Италии на Балканах.
СССР накануне Великой Отечественной войны.
Мероприятия по укреплению военной мощи СССР. Внешняя политика СССР
в условиях начала Второй мировой войны. Советско-финляндская война и ее
результаты. Расширение территории СССР в 1940 г.: присоединение
Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики.
Начало Великой Отечественной войны. Нападение Германии на
СССР. Причины неудач Красной Армии летом и осенью 1941 г.
Преобразование органов государственного и военного управления.
Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Оборона Москвы. Провал
германского плана молниеносной войны. Контрнаступление Красной Армии
под Москвой зимой 1941 —1942 гг. Ситуация на фронте весной и летом 1942
г. Наступление немецкой армии на юге летом 1942 г. Начало Сталинградской
битвы. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане.
Образование антигитлеровской коалиции.
Коренной перелом. Сталинградская битва. Окружение и разгром
немецких армий под Сталинградом — начало коренного перелома. Наступление Красной Армии зимой 1942 г. — весной 1943 г.: освобождение
Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках
фронта. Планы воюющих сторон на лето 1943 г. Битва на Курской дуге и ее
значение. Переход стратегической инициативы к Красной Армии.
Освобождение Левобережной Украины. Битва за Днепр. Массовый героизм
советских солдат и офицеров — важнейший фактор победы.
Сражения в Северной Африке и на Тихом океане в 1942—1943 гг.
Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны. Война и советское
общество. Перестройка советской экономики в условиях войны. Тыл в годы
Великой Отечественной войны. Изменение политики в отношении церкви.
Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с
оккупационным режимом. Роль партизанского движения в борьбе с немецкофашистской агрессией.
Победа антигитлеровской коалиции. Стратегическая обстановка к
началу 1944 г. Наступательные операции советских войск зимой—весной
1944 г. Наступление советских войск в Белоруссии— операция «Багратион».
Изгнание врага с территории СССР. Начало освобождения стран Восточной
и Центральной Европы. Открытие второго фронта. Военные действия на
Западе в 1944 г. Движение Сопротивления. Берлинская операция.
Завершение войны в Европе. Окончание Великой Отечественной войны.
Разгром Японии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Историческое
значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Итоги
Второй мировой войны.
ТЕМА 6. Биполярный мир и «холодная война» (4)
Начало противостояния. Политические последствия войны.
Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Начало
«холодной войны». Установление в странах Восточной Европы просоветских
режимов. Создание СЭВ. Включение стран Западной Европы в орбиту
влияния США. Создание НАТО. Гонка вооружений. Начало ядерного

противостояния. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и ее
результаты.
Мир на грани ядерной войны. Смена ориентиров советской внешней
политики после смерти И. В. Сталина. Поиск диалога со странами Запада.
Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 г.
Установление дипломатических отношений с ФРГ. Создание ОВД. Обострение международной обстановки. Возведение Берлинской стены.
Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме.
От разрядки к новому противостоянию. Начало разрядки
международной напряженности. Достижение советским блоком военностратегического паритета с Западом. Договор ОСВ-1. Совещание по
безопасности и сотрудничеству в Европе. Размещение советских ядерных
ракет в Восточной Европе. Начало войны в Афганистане. Окончание разрядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада,
возобновление гонки ядерных вооружений. Обострение идеологической
борьбы на международной арене.
ТЕМА 7. СССР и социалистические страны Европы (4)
СССР: от Сталина к началу десталинизации. Экономические
последствия войны. Переход промышленности на выпуск гражданской
продукции. Восстановление экономики. Отмена карточной системы и
денежная реформа. Сталинская диктатура: ужесточение политического
режима. Усиление идеологического давления на общество. Новый виток
репрессий во второй половине 40-х — начале 50-х гг. Смерть И. В. Сталина.
Приход к власти нового руководства во главе с Н. С. Хрущевым. Освоение
целины: успехи и неудачи. Улучшение жизни колхозников. Наступление на
подсобные хозяйства. Социальная политика: рост заработной платы,
массовое жилищное строительство. XX съезд КПСС, критика сталинизма.
Начало процесса реабилитации. Новая программа партии — утопические
планы построения коммунизма. Десталинизация. Противоречивость
политики Н. С. Хрущева. Рост недовольства политическим и экономическим
курсом Н. С. Хрущева среди части партийного и государственного
руководства и населения. Снятие Н. С. Хрущева с партийных и
государственных постов. Итоги реформ.
Кризис «развитого социализма». Приход к власти Л. И. Брежнева.
Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Власть
номенклатуры. Конституция 1977 г. Закрепление руководящей роли
коммунистической партии в жизни советского общества. Экономическая реформа
1965
г.
Попытки
внедрения
принципов
хозрасчета,
самофинансирования и самоокупаемости. Продолжение экстенсивного
развития, убыточность большинства колхозов и совхозов. Концепция
«развитого социализма». Кризис догматизированной идеологии. Критика
советской политической системы диссидентами. Правозащитное движение.
Углубление кризиса «развитого социализма».
Социализм в Восточной Европе. Господство коммунистических
партий в политической, экономической и духовной сферах жизни стран
Восточной Европы. Методы и средства строительства социализма. Конфликт
Тито — Сталин. Югославский вариант социализма. Проблема разделенной
Германии. События 1956 г. в Польше. Восстание в Венгрии. Участие
советских войск в венгерских событиях. «Пражская весна» 1968 г., ввод

войск стран ОВД в Чехословакию. «Доктрина Брежнева». Кризис 1980—1981
гг. в Польше. Создание профсоюза «Солидарность».
ТЕМА 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века (4)
Общественно-политическое развитие Запада в 40—60-х гг.
Возрастание экономической и политической роли США после Второй
мировой войны. Превращение США в сверхдержаву и лидера западного
мира. Внешняя и внутренняя политика США. Политическая жизнь Западной
Европы. Политические партии и движения. Формирование экономической
политики в рамках концепции «государства благосостояния». Успехи и
неудачи политики «государства благосостояния». Изменения в социальной
структуре общества.
Научно-техническая революция и общество в 70—80-х гг. Новый этап
НТР и его последствия. Социально-экономические и политические процессы
в странах Запада. Влияние массовых общественных движений на
внутреннюю и внешнюю политику западных стран. Кризис «государства
благосостояния». Восстановление позиций консерватизма и консервативных
партий. Неоконсервативная модель экономического развития.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Деколонизация и
выбор пути развития странами Азии и Африки. Прозападная модернизация в
Южной Азии. Образование Индии и Пакистана. Превращение Индии в
сильнейшую экономическую и военную державу региона. Япония — экономический лидер Азии. Феномен «новых индустриальных стран». Влияние
ислама в странах Азии и Африки. Исламская революция в Иране. Идеи
социализма в «третьем мире». КНР: от «культурной революции» к рыночным
реформам. Социализм во Вьетнаме и Северной Корее. Трансформация идей
социализма в странах Азии и Африки. Ближневосточный конфликт.
Особенности развития Латинской Америки. Политические и экономические
проблемы региона. Кубинский социализм. Политическая нестабильность в
Латинской Америке: Чили, Никарагуа. Современное положение в странах
Латинской Америки.
ТЕМА 9. Россия в современном мире (8)
СССР в период перестройки. М. С. Горбачев. Осознание властью
необходимости
экономических
реформ.
Курс
на
«ускорение».
Экономические преобразования. Провозглашение политики перестройки и
гласности. Развитие процесса десталинизации общества. XIX Всесоюзная
партийная конференция и ее решения. I Съезд народных депутатов СССР.
Межрегиональная
депутатская
группа.
Национальная
политика.
Возникновение национальных движений. «Новое мышление» и советская
внешняя политика середины 80-х — начала 90-х гг. Возобновление советскоамериканского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод
советских войск из Афганистана. Кризис власти. Борьба реформаторских и
консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Массовое
движение за отмену монополии КПСС на власть. Межнациональные отношения и конфликты. Начало «парада суверенитетов». Противостояние
союзного и российского руководства. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром.
Августовский политический кризис 1991 г., крах ГКЧП. Победа демократических сил. Крушение КПСС. Провозглашение независимости
союзными республиками. Распад СССР. Образование СНГ.

Крах социализма в Восточной Европе. Общие черты экономического и
политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные
движения в странах Восточной Европы. Влияние перестройки в СССР на
внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 80х гг. в странах Восточной Европы. Распад Восточного блока и преодоление
биполярности ми-pa. Экономические и политические последствия распада
социалистической системы. Национальные конфликты. Рыночные реформы.
Становление новой России. Провозглашение курса на создание в
России гражданского общества и правового государства. Б. Н. Ельцин.
Выбор пути экономических преобразований. Е. Т. Гайдар. Либерализация
цен и ее последствия. Начало приватизации, ее издержки. Развитие частного
предпринимательства. Формирование основ рыночной экономики. Два
подхода к перспективам преобразований. Конфликт двух ветвей власти —
исполнительной и законодательной. Политический кризис осени 1993 г.
Основные политические силы. Выборы в Государственную Думу и принятие
новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике.
Основные положения Конституции Российской Федерации. Курс на
стабилизацию в условиях спада производства. Проблема отношений между
федеральным центром, республиками и регионами. Рост сепаратизма и
этнополитические
конфликты.
Чеченская
проблема.
Расстановка
политических сил в стране 1990-х гг. Развитие многопартийности в России и
ее особенности. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Изменения в
социальной структуре. Политическая ситуация в России в конце XX —
начале XXI в. В. В. Путин. Новая расстановка политических сил.
Формирование властной вертикали. Преодоление негативных последствий
форсированного реформаторства. Улучшение экономического положения: от
спада производства к его подъему. Социальная политика. Национальные
проекты. Д. А. Медведев.
Мир на рубеже XX—XXI вв. Современная мировая цивилизация: пути
развития. Россия в системе международных экономических отношений.
Интеграционные процессы в Европе и других регионах. Проблемы
национализма, сепаратизма и экстремизма в современном мире.
Политическая ситуация в мире. Расширение блока НАТО. Отношения России
с НАТО и Евросоюзом. Участие России в международной борьбе с
терроризмом. Рост международного авторитета России. Отношения со
странами СНГ. Проблемы ядерной безопасности и ликвидации локальных
войн и конфликтов. Международные организации и общественные движения.
ТЕМА 10. Духовная жизнь (4)
Развитие научной мысли. Теория относительности и новая
физическая картина мира. Теоретические и экспериментальные достижения
физики микромира. Развитие космологии. Познание тайн живой природы:
физиология, генетика, психология. Учение о ноосфере.
Научно-технический
прогресс.
Развитие
транспорта.
Автомобилестроение. Ядерное оружие и атомная энергетика. Ракетостроение
и космонавтика. Радио. Телевидение. Информационные и компьютерные
технологии. Интернет и мобильная спутниковая телефонная связь.
Основные тенденции развития мировой художественной культуры.
Возникновение культуры авангардизма. Ее особенности и крупнейшие пред-

ставители. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве.
Плюралистическая художественная культура конца XX в. Музыка.
Архитектура. Массовая культура.
Российская культура «серебряного века». «Серебряный век».
Проблемы культуры России на рубеже XIX—XX вв. Основные течения и
направления русского искусства и литературы. Новаторство и традиции
русской культуры. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и
авангард. Влия-ние достижений культуры России на мировые художественные процессы XX в.
Культура России: от соцреализма к свободе творчества. Революция
и культура. Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и
ее идеологизация. Отражение событий революции и Гражданской войны в
литературе. Социалистический реализм как официальное художественное
направление. Советский кинематограф 20—30-х гг. Великая Отечественная
война и художественная интеллигенция. Художественная культура второй
половины XX в. Влияние десталинизации на духовную жизнь советского общества. Отражение советской действительности в произведениях
литературы, искусства и кинематографе. Противоречивость духовной жизни
советского общества. Официально-охранительная и неофициозная тенденции
в советской культуре. Основные тенденции развития постсоветской
культуры. Музыкальное искусство. Архитектура.
Итоговое повторение. (2)
Методы и формы работы с особенными детьми.
методы работы с одаренными детьми: исследовательский, частичнопоисковый,
проблемный, проективный, синектика, индивидуальных занятий по плану и
графику, но и во время урока.
методы работы со слабоуспевающими детьми: специальные задания,
карточки, консультации, индивидуальных занятий по плану и графику.
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и
обществознания.
В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока:
1.
2.
3.
4.

личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным,
увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Личностные действия направлены на осознание, исследование и
принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в
нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную
позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной деятельностью посредством постановки

целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки
успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска,
отбора и структурирования необходимой информации, моделирование
изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности
сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,
уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои
мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать
как с учителем, так и со сверстниками.
Для формирования УУД используются виды деятельности:















составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из
летописей, литературного источника, карты и схемы;
извлекать информацию из источника;
описание объекта по схеме;
составление характеристики исторического деятеля;
работа с картой («чтение карты»), схемой;
анализ исторического источника;
чтение и обобщение фактов из литературного источника;
составление вопросов к тексту, ответы на них;
комментированное чтение текста;
составление простого и сложного плана;
составление сравнительных, хронологических таблиц;
составление кластера;
подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
составление логической схемы, цепочки; и другие.

Требования к уровню подготовки:
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и
системность отечественной и всемирной истории;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его
создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

• различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения;
• устанавливать
причинно-следственные
связи
между
явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и
явлений;
• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать
собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для
аргументации исторические сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах
конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для определения собственной позиции по отношению к явлениям
современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом
восприятии получаемой извне социальной информации;
• соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически
возникшими формами социального
• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина
России.
Формы организации учебных занятий
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная
система. В качестве дополнительных форм организации образовательного
процесса используется система консультационной поддержки,
индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с
использованием современных информационных технологий.
Организация учебного процесса учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено
использованием в образовательном процессе следующих технологий:
-информационно-коммуникативной (классно – урочная система),
-игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах
сменного состава),
-технология критического мышления и учебно-поисковой деятельности
обучающихся,
-проблемное обучение,
-личностно – ориентированное обучение.
Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса
Личностные
• осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как
гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы,
локальной и региональной общности;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её
народами;
• понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и
будущему;
• уважение демократических ценностей современного общества, прав и
свобод человека; толерантность;
• способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к
культуре своего и других народов;
• готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями
других народов, государств.
Метапредметные
• организовывать и регулировать свою деятельность с использованием
понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать
правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать
правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать
графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую
информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.);
• осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать
им оценку;
• использовать современные источники информации — материалы на
электронных носителях: находить информацию в индивидуальной
информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных
хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом
Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных
задач;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать
основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
• владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и
исследовательские задачи;
• представлять рез ультаты своей деятельности в различных видах
публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности
(высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в
дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и
презентации ин формации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять
обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и
контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и
качество выполнения задания;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий
результат;
• оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные
• отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды
исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их
периодизации;
• владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых
событиях истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной
истории;
• применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации
исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии
исторических общностей;
• применять различные методы исторического анализа;
• самостоятельно определять причины и отслеживать последствия
исторических событий, явлений;
• осуществлять сопоставительный анализ различных источников
исторической информации для реконструкции на этой основе исторических
ситуаций и явлений;
• осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического
источника;
• критически анализировать и оценивать информационную значимость
вещественных изобразительных источников;
• конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения
об историческом развитии на фактическом материале;
• применять знания из других предметных областей для анализа
исторического объекта;
• определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и
оценкам событий и личностям прошлого;
• различать субъективные и объективизированные исторические оценки;
• конструктивно применять исторические и историкокультурные знания в
социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.

Календарно-тематическое планирование 11 класс
№
п/п

Названия тем и уроков

Кол-во
часов

План

1

Вводный урок. Содержание и
особенности изучения новейшей истории
Отечества в мировом общественном
развитии
Тема 1. Россия и мир в начале XX века

3
1

2

Новые тенденции в развитии обществ

1

3-4

Первая российская революция
2

5-6

Российское общество и реформы
2

7-8
9-10

Россия в системе мирового рынка и
международных союзов

2

Урок обобщения по теме:
Россия и мир в начале XX века

2

Тема 2. Мировая война и
революционные потрясения
11-12

Первая мировая война

2

13-14

Российская революция 1917 года

2

15

Гражданская война в России

1

16

Семинарское занятие «Победа
большевиков в России: причины и
последствия»

1

17-18
19
20

От Российской республики Советов к
СССР
Послевоенное урегулирование и
революционные события в Европе
Урок обобщения по теме 2

2
1
1

Тема 3. Мир в межвоенный период
21-22

Дата

Мировой экономический кризис

2

Факт

23-24

Тоталитарные режимы в Европе

2

25

Модернизация в странах Востока

1

26

Урок обобщения по теме 3

1

27-28

Тема 4. Социалистический
эксперимент в СССР
Советская страна в годы НЭПа

2

29-30

Пути большевистской модернизации

2

31-32

СССР в системе международных
отношении
Тема 5. Вторая мировая войн

2

33-34

Агрессия гитлеровской Германии
2
СССР накануне Великой Отечественной
воины

2

37-38

Начало Великой Отечественной войны

2

39-40

Коренной перелом

2

41-42

Урок обобщения по теме 5

2

43

Тема 6. Биполярный мир и «холодная
война»
Начало противостояния

1

44

Мир на гране ядерной войны

1

45

От разрядки к новому противостоянию

1

46

Урок обобщения по теме 6

1

35-36

Тема 7. СССР и социалистические
страны Европы
4748

СССР: от Сталина к началу
десталинизации

2

49
50

Кризис «развитого социализма»
Социализм в Восточной Европе

1
1

Тема 8. Запад и «третий мир» во
второй половине XX век.
5152

Общественно-политическое развитие
Запада в 40-60-х гг.

53

Научно-техническая революция и
общество Запада в 70-80-х гг.
Страны Азии, Африки и Латинской
Америки.

54

2
1
1

Тема 9. Россия в современном мире
55-56

СССР в период «перестройки».

2

57

Крах социализма в Восточной Европе

1

Становление новой России
1

59-60

Российская Федерация: новые рубежи в
политике и экономике.
Итоговая контрольная работа

61-62

Мир на пороге XXI века

2

58

2

Тема 10. Духовная жизнь
63

Развитие научной мысли
Научно-технический прогресс»

1

6465

Основные тенденции развития мировой
художественной культуры
Российская культура «серебряного века
Культура России: от соцреализма к
свободе творчества

2

Итоговое повторение

2

66
67-68

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».