Рабочая программа по обществознанию для 11 класса

Рабочая программа
по обществознанию
для 11 класса
Разработана Джазаевой Лейлой Иссаевной,
учитель истории обществознания,
высшая категория

Срок реализации- 2022-2023 учебный год

2022 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа составлена на основе следующих
документов:
1. Общие положения
1.1. Учебные планы МБОУ «Лицей № 7 г.Усть-Джегуты» при реализации
основных общеобразовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования (далее – образовательные организации),
сформированы в соответствии со следующими основными федеральными
нормативными документами:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего
общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599;
Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(далее-СП 2.4.3648-20);
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.23685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению

безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(далее-СанПин 1.23685-21);
Примерной основной образовательной программой начального общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Примерной основной образовательной программой среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию от 12.05. 2016 г. Протокол №2/16;
Примерной программы воспитания, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от
02.06.2020 г. № 2/20)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 № 1015;
при реализации образовательных программ выбраны учебники из числа
входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования(Приказ Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г.
№ 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
Инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки
Карачаево-Черкесской Республики «О формировании учебных планов
образовательных организаций КЧР, реализующих основные
общеобразовательные программы, на 2021-2022 учебный год» № 4405 от
03.08.2021г.
Авторской программы «Обществознание. 10-11 классы», авторы:
Л.Н.Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор,
Н.И.Городецкая, кандидат педагогических наук; Л.Ф.Иванова, кандидат
педагогических наук; А.И.Матвееев, кандидат педагогических наук (без
изменений и дополнений), и в соответствии с учебным на 2018 - 2019
учебный год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса,
определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ,
выполняемых учащимися. Содержание среднего (полного) общего образования
на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний,
отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в

обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика,
духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания
взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые
объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки,
умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и
принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям;
правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни
общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по
отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых
социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд
новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо
современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные
связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения
учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего
образования. В том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных
часа в неделю.
Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания учащимися
11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание
предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных
часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся. На изучение обществознания в 11 классе отводится 2
часа в учебную неделю, то есть 66 часов за учебный год.
Цели:
Изучение обществознания в старшей школе набазовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности
людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных
отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для

последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин
в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования
или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том
числе
экономическую
и
правовую)
информацию,
анализировать,
систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между
людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой
сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами
поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к
гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
 способствовать
формированию
гражданско-правового
мышления
школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
 передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию,
обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном
мире;
 формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира
при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед
человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
 развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
 способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
 помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в
себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу содержания курса положены следующие принципы:
• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного
образования, в том числе концепции модернизации образования;
• структурирование заданий
учащимся применительно к новому
познавательному этапу их учебной деятельности;
• формирование у учащихся умения работать с различными источниками,
способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам,
получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

Формы организации учебного процесса:
При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться
на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
 школьная лекция;
 семинарское занятие с использованием
документов учебника и
привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др.
источников;
 уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и
после основного текста параграфа;
 работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит
дидактический характер;
 использование интерактивных ресурсов на уроке, создание
презентаций;
 объяснение учителя и беседа с учащимися;
 самостоятельная работа школьников с учебником,
в том числе
групповые задания;
 выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в
соответствии с содержанием учебного процесса;
 написание сочинений-эссе;
 заслушивание сообщений, докладов
учащихся с последующим
обсуждением.

Формы,периодичность и порядок текущего контроля успеваемости.
Проводится в течение учебного полугодия с целью систематического контроля
уровня освоения обучающимися тем, разделов учебной программы за
оцениваемый период (проводится на каждом уроке): оценка устного ответа (не
менее 2 раз за полугодие),
самостоятельные и проверочные работы (не менее двух за полугодие),
письменные и творческие задания, взаимопроверка.

Формы, периодичность и порядок промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится с целью определения качества освоения
школьниками содержания учебных программ (полнота, прочность,
осознанность, системность) по завершении определенного временного
промежутка (полугодие, год): контрольные работы, тестирование.
Тестирование – по итогам изучения каждой крупной темы (не менее 2 раз за
полугодие)
Контрольные работы – не менее двух за полугодие.

Планируемые результаты освоения учебного курса:
Выпускник 11 класса научится:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе привёденных данных основные экономические
системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать
роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать
несложные
статистические
данные,
отражающие
экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных
вопросов
экономической
жизни
и
опирающиеся
на
обществоведческие знания и личный социальный опыт.
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические
системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных
участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения
в обществе;
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные группы современного общества; на основе приведённых
данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества,
распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского
государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных
изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального
института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе
научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию,
преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью
статистических данных, отражающих социальный состав и социальную
динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации,
описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной

власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который
следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать
преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на
примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе,
основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке политической информации.
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного
социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права
собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права,
обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные
гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав
собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать
несложные
практические
ситуации,
связанные
с
гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых
модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка,
преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и
юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с описанием состояния российской экономики.
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в
социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с описанием состояния российской экономики

• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной
структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере
общества, получаемую из различных источников.
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю.

Календарно-тематическое планирование обществознание 11 класс
№

Тема урока

Кол –
во
часов

Как успешно подготовиться к ЕГЭ

1

2-3

Роль экономики в жизни общества

2

4-5

Экономика: наука и хозяйство

2

6-7

Экономический рост и развитие
(финансовая грамотность)

2

8-9

Рыночные отношения в экономике

2

10-11

Фирма в экономике

2

12-13

2

14-15

Правовые основы предпринимательской
деятельности
Слагаемые успеха в бизнесе

16-17

Экономика и государство

2

18-19

Финансы в экономике
(финансовая грамотность)

2

20-21

Занятость и безработица

2

22-23

Мировая экономика

2

24-25

Экономическая культура
(финансовая грамотность)

2

1

2

Дата
план

Дата
факт

Контрольная работа: «Экономическая жизнь
общества»
Социальная структура общества

1

Социальные нормы и отклоняющееся
поведение
Нации и межнациональные отношения

2

34-35

Семья и быт
(финансовая грамотность)

2

36-37

Гендер – социальный пол

2

38-39

Молодежь в современном обществе

2

40-41

2

42

Демографическая ситуация в современной
России
Контрольная работа «Социальная сфера»

43-44

Политика и власть

2

45-46

Политическая система

2

47-48

2

49-50

Гражданское общество и правовое
государство
Демократические выборы

51-52

Политические партии и партийные системы

2

53-54

Политическая элита и политическое
лидерство

2

55-56

Политическое сознание

2

26
27-28

29-30
32-33

2

2

1

2

57-58

Политическое поведение

2

59-60

Политический процесс и культура
политического участия
Контрольная работа «Политическая жизнь
общества»
Подготовка к ЕГЭ

2

61
62-63

64

Правила заполнения бланков единого
государственного экзамена в 2018 году по
обществознанию

65-66

Решение типовых заданий ЕГЭ по
обществознанию

1
2

1

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».