Рабочие программы по родному языку и литературе для 6 класса, Лайпанова Х.Х., 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по родному языку и литературе
для 6А,Б классов
Разработана учителем высшей квалификационной категории
Лайпановой Хаджар Халитовной

Срок реализации 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ИШ ПРОГРАММА)
учебного курса «Родной язык 6 класс»
Класс: 6
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 68-2 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2012г.) и Примерной программы начального общего,
среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку и литературе 1 – 11
классов (2015г.), авторской программы Мамаевой Ф. Т., Салпагаровой К.А.,
Чотчаевой Р. У., Хубиевой А.А., Темрезовой А.Б., Умаровой К.И., Доюнова А.М,
Бостановой З.А.
Родной язык 6 класс
Авторы: Эльканов М., Эльканова С. Черкесск 2010
Учитель:Лайпанова Х.Х.

Пояснительная записка к тематическому планированию по карачаевскому
языку в 6 классе.
Данная рабочая программа составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта (2012г.) и Примерной программы
начального общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку
и литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской программы Мамаевой Ф. Т.,
Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой А.А., Темрезовой А.Б., Умаровой
К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Тематическое планирование по карачаевскому языку составлено по учебнометодическому комплекту:
1. Родной язык Къарачай тил 6 класс
Авторы: Эльканов М., Эльканова С. Черкесск 2010
2. «Занимательная грамматика». (Тамаша грамматика).
Автор: Салпагарова К. Черкесск 1995
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы по карачаевскому языку в 6
классе:
Курс карачаевсского языка в 6 классе направлен на достижение
следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному
языку:
– воспитание бережного отношения к языку;
– развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности,
обеспечивающих свободное владение родным языком;
– освоение знаний о карачаевском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения;
– формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации
общения;
– применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Требования к уровню подготовки учащихся в 6 классе.
В результате изучения карачаевского языка учащиеся должны знать:
– основные единицы языка (существительное, глагол, прилагательное,
числительное, наречие, местоимение) и их признаки;
– основные нормы карачаевского языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование,
описание, рассуждение);

Уметь
– опознавать изученные части речи ( имя существительное, глагол, прилагательное,
числительное, наречие, местоимение), аргументировано доказывать
принадлежности слова к данным языковым единицам и отличать их по
совокупности признаков;
– употреблять изученные части речи, учитывая основные нормы карачаевского
языка;
-опознавать и воспринимать на слух тексты разных типов речи;
– анализировать тексты всех типов в речи с точки зрения особенности их
построения;
– создавать тексты всех типов речи в соответствии с темой, замыслом, композицией
и заданным стилем речи;
При составлении рабочей программы предусмотрены следующие виды контроля:
– диктант (выборочный, распределительный, словарный, с грамматическим
заданием, творческий, объяснительный, слуховой, предупредительный);
– тестирование;
– зачёт;
– изложение (сжатое, близкое к тексту, с элементами сочинения);
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Часы из школьного компонента
используются на углубление некоторых тем разделов «Лексика»,
«Словообразование», «Морфология»; для уроков развития речи (сжатое изложение,
изложение с элементами сочинения), для выполнения творческих работ, работ над
ошибками.
В том числе для проведения:
контрольных диктантов – 6 часов;
изложений – 2 часа;
При изучении следующих тем используется региональный компонент:
1.Виды и способы связи предложений в тексте. (Тема «Природа родной страны –
наш животворный источник»)
2.Переходные и непереходные глаголы. (Тема «Родной край»)
3.Условное наклонение. (Тема «Труд в жизни человека»)
4.Склонение числительных. (Тема « Пословицы и поговорки – мудрость нашего
народа «)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Родной язык 6 класс»
Класс: 6
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 68 – 2
часа в неделю
Учебник:Родной язык: Къарачай тил 6 класс
(Эльканов М., Эльканова С.) Черкесск 2010

Учитель: Лайпанова Х.Х.

Родной язык:Къарачай тил 6 класс
(Эльканов М., Эльканова С.) Черкесск 2010
№ п/п

Тема урока

1
2

Введение
Повторение пройденного материала в 5 – ом классе.

3

§1. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Обращение
Синтаксический разбор простых и сложных предложений

4

§2. Фонетика и графика

5

§3. Лексика и фразеология

6

§4. Словообразование и орфография

7

Контрольный диктант

8

Морфология и орфография

9

§ 5. Слово и его лексическое значение
§6. Грамматическое значение слова

10

§7. Лексическое и грамматическое значение слова. Повторение

Части речи

11

12

§ 8. Введение в раздел языка – части речи
Имя существительное.

13

§9. Повторение пройденного материала в 5 – ом классе
§10. Простые, сложные и составные имена существительные.

14

Контрольный диктант

15

§11. §12. Правописание сложных и составных имён существительных

16

§13. Правописание собственных имён существительных

17

§14. Сложно – сокращённые имена существительные.

18

§15. Правописание сложно – сокращённых имен существительных
Изложение

19

§16. Число имён существительных. Имена существительные,

Дата по плану

Дата по
факту.

20

употребляющиеся только в единственном и только во множественном
числах
§17. Формы существительных принадлежности

21

§18. Значение и употребление падежей

22

§19. Склонение существительных формы принадлежности. Словарный
диктант

23

§20. Склонение имён существительных иноязычного происхождения

24

§21. Образование имён существительных из других частей речи (имён
существительных, глаголов, прилагательных)
§22. Имена существительные в роли сказуемого

25

§23 Уменьшительная и ласкательная форма имён существительных
§24 Роль имён существительных в тексте

26

§25 Роль имён существительных в образовании стилей
§26 Морфологический разбор имён существительных

27

§26 Морфологический разбор имён существительных

28

Имя прилагательное
§27 Повторение пройденного материала о прилагательном.

29

§ 28 Качественные и относительные прилагательные
Контрольный диктант

30

§29 Сравнителная степень имён прилагательных

31

§29 Сравнителная степень имён прилагательных

32

§30 Простые, сложные и составные имена прилагательные

33

§31 Употребление имён прилагательных в роли имён существительных

34

§32 Правописание прилагательных иноязычного происхождения
§33 Роль имён прилагательных в образовании стилей

35

§34 Морфологический разбор имен прилагательных
Имя числительное

36

§35 Значение имён числительных. Количественные, порядковые,
собирательные и разделителные числительные
§36 Простые, сложные, составные имена числительные и их правописание

37

§36 Простые, сложные, составные имена числительные и их правописание

38

Изложение

39

§37 Роль имён числительных в образовании стилей

40

§38 Морфологический разбор имён числительных

Местоимение

41

43

§39 Значение местоимения, роль местоимения в предложении
Разряды местоимений
§40 Личные местоимения
§41 Склонение личных местоимений
§42 Возвратные местоимения. Словарный диктант

44

§43 Указательные местоимения

45

§44 Вопросительные и относительные местоимения

46

§45 Определённые и неопределённые местоимения

47

§46 Отрицательные местоимения

48

§47 Местоимение в форме сказуемого
§48 Роль местоимения в образовании текста

49

§49 Роль местоимения в образовании стилей
§ 50 Морфологический разбор местоимения. Повторение

42

Наречие

50

51

§51 Значение наречий, роль наречия в предложении
Разряды наречий

52

§52 Наречия места и времени
Контрольный диктант

53

§53 Наречия образа действия, меры и степени

54

§54 Наречия причины и цели

55

§55 Простые, сложные и составные наречия

56

§56 Образование наречий

57

§57 Сравнительная степень наречий

58

§58 Роль наречий в образовании стилей

59

§59 Морфологический разбор наречия

60

Контрольный диктант

61

Повторение пройденного материала в 5 – 6 классах

62

§60 Разделы языка §61 Орфография. Офографический разбор
§62 Пуннктуация. Пунктуационный разбор

63

§63 Лексика и фразеология
§64 Словообразоание. Разбор слова по составу

ё64

§65 Морфология. Морфологический разбор

65

§66 Синтаксис. Синтаксический разбор.

66

Контрольный диктант

67

Упражнения по пройденным материалам

68

Итоговый урок

§67 Текст. Стили

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ИШ ПРОГРАММА)
учебного курса «Родная литература 6 класс»
Класс: 6
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 34-1 час в неделю
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного
образовательного стандарта (2012г.) и Примерной программы начального общего,
среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку и литературе 1 – 11
классов (2015г.), авторской программы Мамаевой Ф. Т., Салпагаровой К.А.,
Чотчаевой Р. У., Хубиевой А.А., Темрезовой А.Б., Умаровой К.И., Доюнова А.М,
Бостановой З.А.
Родная литература: Суюнчев А., Лайпанов Къ., Кочкарова-Азаматова Х.
Майкоп, 2011
Учитель: Лайпанова Х.Х.

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 6 класса к учебнику «Родная
литература» (Ана литература) (Суюнчев А., Лайпанов Къ., Азаматова Х.)
Майкоп 2011 составлена на основе регионального компонента государственного
стандарта основного общего образования.
Основная задача обучения в 6 классе – познакомить учащихся с художественным
произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как
искусства слова предполагает систематическое чтение художественных
произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса
литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения,
истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 6 классов
активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой
чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать
и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только
определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и
как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения
литературы:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской
деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и
письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико – литературных понятий как условие
полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных
произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в
содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
* приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по
истории литературы;

* овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух
художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
* устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица,
художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
* свободному владению монологической и диалогической речью в объёме
изучаемых произведений;
* научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое,
характеристике героя;
* отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
* способами свободного владения письменной речью;
* освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно –
тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие
совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

и

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а
также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
* авторов и содержание изученных художественных произведений;
* основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор,
устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола,
сравнение; роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/);
жанры литературы (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и
прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация;
фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный
герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность
литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:
* выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
* сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их
художественное своеобразие;
* сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их
художественное своеобразие;
* переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к
герою, жизненной ситуации;
* видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
* определять тональность повествования, роль рассказчика в системе
художественного произведения;
* сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства
(иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии
одной книги);
* сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
* использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с
изменением лица рассказчика и др.);
* писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма,
дневники, журналы, автобиографии и др.);
* отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часа за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение – 1 час.
Нартские сказки – 2 часа.
Сказки писателей – 2 часа.
Старинные народные песни – 5 часов.
Произведения карачаевских писателей XIX – XX веков – 19 часов.
Карачаевский фольклор – 4 часа.
Итоговый урок – 1 час.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Родная литература 6 класс»
Класс: 6
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 34-1 час в неделю
Учебник: (Суюнчев А., Лайпанов Къ., Кочкарова-Азаматова Х.) Майкоп 2011
Дополнительная литература: Антология карачаевской поэзии.
Авторы: Тоторкулов К – М., Байрамукова Ф., Акбаев А. Москва 2006
Хрестоматия для внеклассного чтения в 5 – 7 классах
Авторы: Салпагарова К. А., Эбзеева З. О. Черкесск 1995

Учитель: Лайпанова Х.Х.
.

Родная литература. Ана литература. 6 класс
(Суюнчев А., Лайпанов К.) Майкоп 2011
№ п/п
1
2

3

4

Тема урока
Китаб. Суюнчев А.
Карачаевский фольклор
Карачаевский нартский эпос
Нартские сказки
Ёрюзмек бла къына сакъаллы Къызыл Фук
Сосуркъа бла беш башлы эмеген
Пелиуан Къара – Шауай
Нарт темирчи Дауат
Сказки

5

6

Зулихат. Алтын чолпу. Байрамукова Х.
Къара къозучукъ. Айдоболов И.

8

Старинные народные
песни
Апсаты. Эрирей
Долай. Ийнай. Эпитет

9

Татаркъан. Ал эмина

10

Баракъ. Песня Канамата. Песня Солтан – Хаджи

11
12

Песни о Великой Отечественной войне
Песня солдата. Песня смелого парня
«Къара кюбюр» (из романа) Аппаев Х.

13

«Къара кюбюр» (из романа) Аппаев Х.

14

«Къара кюбюр» (из романа) Аппаев Х.

15

Ийнечик. Басхыч. Биджиев А.
Айры чабакъ, балыкъ, дууадакъ. Акбаев И.
(И. Крылов) Басня
Джылкъычы джашчыкъ. («Горда бычакъ» отрывок из романа)
Коркмазов К.
Джылкъычы джашчыкъ. («Горда бычакъ» отрывок из романа)
Коркмазов К.
Бал чибинни джыры. Акъ къочхарчыкъ. Семенов И.

7

16
17
18

Дата по
плану
3

Дата по факту

19

Къачхы эртден. Стихосложение. Къыш.

20

Джаз. Джай. Суюнчев А.
Турнала. Хочалай бла Хур – Хур. Батчалаев М.

21

Мамурашчыкъ. Татлы чабакъ. Айю тешикге кириу. Узденов
Абугалий.

22

Ана тил. Байрамукова Х.

23

Акъ кёгюрчюн. Хубиев О.
Народные обычаи, традиции. Байрамукова Х.

24

Ана. Хубиев О. Герой литературного произведения
Богатырёв Х. Темир атлы. Е. Кригер. Очерк

26

Марал («Бычакъны ауузунда» из повести) ЭбзеланыХ
Джюрек джырым – Къарачай. Шам Теберди. Джетген кюнде
(правдивый рассказ) Хубиев М.
Кюн ашхы болсун, адамла! Зумакулова Т.

27

Орус тилге. Атасыз ёсген джашлагъа. Гочияева С.

28

Айран. Салпагарова К.

29

Къобан. Узденов А.

30

Тюбешиу. («Ыйыкъны ахыр кюню» отрывок из повести) Шауаев Х.
Къарачаевский фольклор
Сказки. Мусилия.

31

Сказки. Ассы къуш. Халал сомла. Юч къарнаш.

32

Предания и рассказы.

25

Аймуш, Акъбилек.

33
34

Насра Ходжаны хапрлары. Уртенов А.
Акъ джугъутур. Поэма. Суюнчев А.
собранные Суюнчевым А.
Итоговый урок

Пословицы,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».