Рабочие программы по родному языку и литературе для 7 класса, Лайпанова Х.Х., 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по родному языку и литературе
для 7А,Б,В классов
Разработана учителем высшей квалификационной категории
Лайпановой Хаджар Халитовной

Срок реализации 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ИШ ПРОГРАММА)
учебного курса «Родной язык 7 класс»
Класс: 7
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 68-2 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта (2012г.) и Примерной программы
начального общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому
языку и литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской программы Мамаевой Ф.
Т., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой А.А., Темрезовой А.Б.,
Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Родной язык 7 класс
Авторы: Эльканов М., Эльканова С. Черкесск 2010
Учитель: Лайпанова Х.Х.

2022 год

Пояснительная записка.
Рабочая
программа
составлена
на
основании
Федерального
государственного образовательного стандарта (2012г.) и Примерной программы
начального общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому
языку и литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской программы Мамаевой Ф.
Т., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой А.А., Темрезовой А.Б.,
Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Общая характеристика предмета.
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи
информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры
русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и
литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом
определяют достижения человека практически во всех областях жизни,
способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Карачаевский язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения. Как средство познания действительности родной язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности.
Содержание обучения карачаевскому языку отобрано и структурировано на
основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7-ом классе
формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая
(языковедческая) и культуроведческая компетенция.
Цели обучения
Курс карачаевского языка направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, деятельного
подходов к обучению родному языку:
* Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к
своему родному языку как явлению культуры, одному из основных средств
общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к родному языку;
* Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение карачаевским языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и

грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности к речевому
самосовершенствованию;
* Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию.
Место предмета «Родной язык» в региональном базисном плане.
Региональный базисный план для образовательных учреждений предполагает
обязательное изучение предмета «Карачаевский язык» в 7-ом классе – 68 часов
(из расчёта 2 учебных часов в неделю).
Обучение карачаевскому языку в 7-ом классе осуществляется по учебнику
РОДНОЙ ЯЗЫК (Къарачай тил) 7 класс под редакцией Эльканова М.,
Элькановой С.) Черкесск 2010
В период изучения карачаевского языка в 7-ом классе предусмотрено :
Контрольных диктантов – 5 часов.
Контрольных изложений – 2 часа
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по карачаевскому
языку за курс 7-го класса
1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7-ом классе
языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных
правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2.К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и
навыками:
* Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7-ом классе,
синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами
(в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
* Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
* Соблюдать нормы языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их
выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и
исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7-ом классе слова с непроверяемыми
орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после
существительного), деепричастные обороты.
По связной речи.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на
доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с
элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека,
процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на

предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения ( на материале жизненного
опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях,
аргументировать свои выводы.
Основное содержание рабочей программы
Карачаевский язык как развивающееся явление (1 час)
Повторение пройденного в 5-6 классах (4 часа + 1 час к. д.)
– Повторение синтаксиса, пунктуации, лексики, фразеологии, фонетики и
морфологии.
– Синтаксис и пунктуация
Морфология и орфография. Глагол. (8 часов + 1 час к. д.)
1.Грамматическое и лексическое значение глагола. Спрягаемые и неспрягаемые
глаголы. Неопределённая форма глагола. Формы и залоги глагола.
2. Неспрягаемые глаголы.
Причастие (8 часов)
1. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая
роль причастий в предложении. Причастный оборот; выделение запятыми
причастного оборота. Текстообразующая роль причастия.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях
причастий. Образование причастий настоящего, будущего и прошедшего
времени.
Деепричастие (5 часов + 1час к. д.)
1. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия.
Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль
деепричастия. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном
обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми.
2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Спрягаемые глаголы (17 + 1час изл.)
1.Наклонения глаголов. Простые и составные глаголы.
2. Роль глагола в образовании текста и стилей.
Самостоятельные и служебные части речи. Повторение
Послелог (4 часа + 1 час к. д.)
1.Послелог как служебная часть речи. Синтаксическая роль послелогов в
предложении. Непроизводные и производные послелоги. Простые и составные
послелоги. Слитные и раздельные написания послелогов.
Умение пользоваться в речи послелогами-синонимами.
2. Текстообразующая роль послелогов.
Союз (5 часов + 1 час к. д.)
1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.
Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные;

сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные.
Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях;
употребление подчинительных союзов в простом и сложном предложениях.
Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов сора, бла,
да от послелогов.
2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Написание изложения с элементами сочинения.
Частица (4 часа)
1.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в
предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы.
Текстообразующая роль частиц.
Междометие (2ч)
1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в
предложении.
Звукоподражательные слова и их отличия от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и
восклицательный знак при междометиях.
3. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в 5-7-классах (2 ч. + 1 час к. д.)
1.Повторение изученного в 5-7классах.
2.Повторить признаки текста, стилей речи
Итоговый урок (1 час)
Литература и средства обучения
Основная учебная литература:
РОДНОЙ ЯЗЫК. Къарачай тил. 7 класс. Авторы: Эльканов М., Эльканова С.
Черкесск 2010
Дополнительная литература : «Тамаша грамматика».
Интересная грамматика.
Автор: Салпагарова К. Черкесск 1995

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Родной язык 7 класс»
Класс: 7
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 34-1 час в неделю
Учебник: Карачаевский язык. (Къарачай тил), 7 класс
Авторы: (Эльканов М.К., Эльканова С.М.) Черкесск, 2010

Учитель: Лайпанова Х.Х
.

2022 год

РОДНОЙ ЯЗЫК 7 класс
Къарачай тил
(Эльканов М., Эльканова С.) Черкесск 2010
№ п/п

Тема урока

Дата по
плану

1
2

Введение. Будем учить родной язык
Повторение пройденного материала в 6 классе
Разделы науки о языке

3

§1 Фонетика бла графика
§2 Лексика и фразеология

4

§3 Словообразование. Орфография
§4 Морфология и орфография.

5

§5 Синтаксис. Пунктуация. Синтаксисический разбор

Морфология айырыу

Контрольный диктант

6
7

Морфология. Орфография . Этим
§6 Грамматическое и лексическое значение глагола,
синтаксическая роль глагола
§7 Спрягаемые и неспрягаемы глаголы

8
9

§8 Переходные и непереходные глаголы. Словарный диктант
§9 Неопределённая форма гланола

10

§10 Форма возможности действия глагола
§11 Отрицательная форма глагола

11

§12 Вспомогательные глаголы
§13 Залоги глагола §14 Прямой залог

12

§15 Взаимный залог

13

§16 Возвратный и страдательный залог

14

§17 Понудительный залог

15

Сынау диктант

16

Неспрягаемые гланолы

Дата по
фактув

§18Причастие
17

Времена причастий

18

§19 Прошедшее время причастия
§20 Настоящее время причастия

19

§21 Будущее время причастия

20

§22 Причастие в роли существительного

21

§23Причастный оборот. Словарный диктант

22

§24 Роль причастия в предложении

23

§25 Морфологический разбор причастия, повторение

24

Деепричастие

25

§26 Значение деепричастия, его роль в предложении
Образование деепричастий

26

§27 Первый способ образования деепричастия
§28 Второй способ образования деепричастия

27

§29 Деепричастный оборот

28

§30 Морфологический разбор деепричастия, повторение

29

Контрольный диктант

30

Спрягаемые глаголы Наклонения глагола. Повелительное
наклонение

31
32

§31 Значение повелительного наклонения
§32 Правописание глаголов в повелительном наклонении
Изъявительное наклонение

33

§33 Настоящее время
§34 Правописание глаголов в настоящем времени

34

§35 Прошедшее время

35

§36 Правописание глаголов в прошедшем времени

36

§37 Составная форма глаголов прошедшего времени
Изложение

37

§38 Будущее время

38

§39 Правописание глаголов в будущем времени

39

Условное наклонение

40

§40 Простая форма условного наклонения
§41 Составная форма условного наклонения

41

Желательное наклонение

44

§42 Первая форма желательного наклонения
§43.Вторая форма желательного наклонения Словарный
диктант
§44. Третья форма желательного наклонения. Способ
образования
§45Простые и составные глаголы. §46 Составные глаголы

45

§47 Роль глагола в образовании текста

46

§48 Роль глагола в образовании стилей
§49Мофологический разбор глагола, повторение

47

§49Мофологический разбор глагола, повторение

42
43

48

Служебные части речи. Послелог

49

§50 Значение послелога §51 Послелоги и падежи
§51 Послелоги и падежи

50

§52 Образование послелогов и их правописание

51

§53 Мофологический разбор послелога, повторение

52
53

Контрольный диктант
Союз

54

§54 Значение союзов §55 Простые, сложные, составные
союзы
§56 Сочинительные и подчинительные союзы

55

§56 Сочинительные и подчинительные союзы

56

§57 Роль союза в образовании текста

57

Изложение

58

§58 Мофологический разбор союза, повторение
Частица

59

60

61
62

63

§59 Значение частиц
§60 Разряды частиц
§61Образование частиц. §62 Роль частиц в образовании
стилей
§63 Мофологический разбор частиц, повторение
Междометие
§64 Значения междометия, его разряды

64

65

§65 Образования междометия и правописание
§66 Мофологический разбормеждометия, повторение
Повторение пройденного материала за учебный год
Морфология и орфография. Морфологический разбор
§67 Морфологические признаки частей речи
§68 Роль частей речи в синтаксисе

66
67

Контрольный диктант
§69 Спрягаемые и неспрягаемые глаголы

68

§ 70 Служебные части речи
Итоговый урок

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ИШ ПРОГРАММА)
учебного курса «Родная литература 7 класс»
Класс: 7
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 35-1 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта (2012г.) и Примерной программы
начального общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому
языку и литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской программы Мамаевой Ф.
Т., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой А.А., Темрезовой А.Б.,
Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Родная литература:Суюнчев А., Лайпанов Къ.,Бостанова З. – Майкоп, 2014
Учитель: Лайпанова Х.Х.

2022 год

Пояснительная записка 7 класс.
Родная литература. (Ана литература)
Рабочая программа составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта (2012г.) и Примерной программы
начального общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому
языку и литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской программы Мамаевой Ф.
Т., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой А.А., Темрезовой А.Б.,
Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Основная задача обучения в 7 классе состоит в том, чтобы познакомить
учащихся с особенностями труда писателя, его позицией и важнейшей
проблемой литературы – изображением человека. Изучение родной литературы
как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных
произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса
литературы. Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для
чтения, истолкования и оценки; чтения и речевой деятельности. Учащиеся 7
класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного,
поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и
толкованию художественных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных художественных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры
фольклора (предания, пословицы, поговорки, песни (развитие представлений) );
роды литературы (эпос (развитие понятия»; повесть (развитие представлений);
литературный герой (развитие понятия); тема и идея произведения (начальные
представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство
характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие
понятия); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления);
поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия);
тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие
понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы
комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений);
мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные
традиции.

Учащuеся должны уметь:
• видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных
жанров;
• различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов
выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических
произведениях;
• видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя
произведения;
• объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений,
находить аналог в собственном жизненном опыте;
• видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами
представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять
смену интонаций в речи героев пьесы;
• передавать динамику чувств при выразительном чтении лирического
стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом
произведении
• видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и
событий; формулировать вопросы к произведению;
• аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного
произведения – от отдельного тропа до композиции и целостно воспринимать
позицию писателя в пределах произведения;
• выделять основной конфликт художественного произведения и
последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического
стихотворения, рассказа, повести, пьесы; поставлять произведения разных
писателей в пределах каждого литературного рода;
• оценивать игру актеров в пределах законченнoгo эпизода;
• сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее
с точки зрения выражения авторской позиции;
• стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к
нему;

Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение – 1 час.
Родоначальник народных песен – 1 час.
Произведения карачаевских писателей XVIII– XIX веков – 8 часов.
Произведения балкарских писателей –4 часа.
Произведения карачаевских писателей XIX – XX I веков – 16 часов.
Произведения писателей народов России в переводе – 3 часа.
Итоговый урок – 1 час.
Основная учебная литература:
«Родная литература» (Ана литература) 7 кл. Авт.: Суюнчев А., Лайпанов Къ.,
Бостанова З. – Майкоп, 2014.
Дополнительная литература: Антология карачаевской поэзии.
Авторы: Тоторкулов К. – М., Байрамукова Ф., Акбаев А. Москва 2006
Хрестоматия для внеклассного чтения в 5 – 7 классах
Авторы: Салпагарова К. А., Эбзеева З. О. Черкесск 1995

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Родная литература 7 класс»
Класс: 7
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 34-1 час в неделю
Учебник: Авторы: Суюнчев А., Лайпанов Къ.,Бостанова З.-. Майкоп, 2014.
Дополнительная литература: Антология карачаевской поэзии.
Авторы: Тоторкулов К. – М., Байрамукова Ф., Акбаев А. Москва 2006
Хрестоматия для внеклассного чтения в 5 – 7 классах
Авторы: Салпагарова К. А., Эбзеева З. О. Черкесск 1995
Учитель: Лайпанова Х.Х.

2022год

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА 7 класс
Ана литература
(Суюнчев А., Лайпанов К., Бостанова З.)– Майкоп, 2014.
№ п/п

Тема урока

1

Умное слово – плодоносящий сад
Вводное слово. Суюнчев А.

3

Кочкаров К. Родоначальник народных
песен. Джалчылыкъ. Ёксюз гылыучукъ.
Коркмазов К. Къош нёгерликде. («Горда бычакъ» из
романда)
Семенов И. Свидетель века.

4

Къарачай таула. Джарыкъ джыр
Каракетов Исса. Основатель карачаевской поэзии.

5

Ана тилим. Нефть анасы Бакугъа
Уртенов А. Трудная дорога.

6

Кавказ таулары
Байрамукова Х. Выводы горянки

2

7
8

9

Туугъан (Повесть в сокращённом варианте)
Байрамукова Х. Туугъан. (повесть в сокращённом
варианте)
Байрамукова Х. Туугъан. (повесть в сокращённом
варианте)
Характеристика и портрет
Алиев У. Голубые ели У. Алиева
Теберди (из поэмы)
Внеклассное чтение.

10

Байчоров С. Алан къала. Къарча
Отаров К. Певец братского народа.

11

Ата джурт. Туугъан джерим (из поэмы). Тейри къылыч
Отаров К. Стихи, посвящённые Карачаю

12

Къарачай. Джууаб. Джол сагъышы.
Кулиев К. Сын Эльбруса

13

Минги Тау. Акъ мийикле, кёк талала – Къарачай
Борлаков Т. Къалам бла къылыч.

Дата по
плану

Дата по
факту

14

Бештау. Темир алаша.
Лайпанов К.

15

Къарачай – малкъар халкъ Кавказда эм эки халкъланы
бириди. Батыр разведчик.
Внеклассное чтение.
Мокаев М. Къарчаны анты. Къарачайда
Биджиев И. Анам. Къышхы чегет

16

Узденов А. Къарт атамы осияты. Турнала. Къарачай.
Лайпанов К. Таулу къызны джигитлиги. Алмасты

17

Байрамуков М. Ана кёлю балада (рассказ)

18

Хубиев О. Современник времени

19

Малкъар. Теберди. Кёзлерими алалмайма…
Хубиев О. Батыр. Тенгле. Тема и идея

20

Суюнчев А. Как я начинал писать стихи

21

Суюнчев А. Капитанны джыры. Туугъан юйюнгю тыбыры.
Къарачай атла. Къарачайгъа къонакъ келсе
Семенов А. По следам отца

22

Обычаи и традиции предков. Рассказы.

23

Джюзюк. Киритсиз юй. Къарауулсуз къош. Озгъан
джолоучу. Къошулгъан къой
Хубиев М. Рождение Алана и его шутки.

24

Рассказы Алана. Юмористические рассказы
Кагиева Н. Стихи в прозе

25

Шаманова М. Буу балачыкъ (рассказ)

26

Хубиев Н. Морх ауушну джигитлерине. Биринчи джаш
Джаубаев Х. Атамы сёзю. Къызгъан нал.
Внеклассное чтение.

27

Байрамукова Ф. Ана тилим. Джанкъоз
Койчуев А. Къарачай. Атам бла анам

28

Хубиев А–Х. Къошда

29

Лайпанов Б. Къарачай генералны Махаметланы Солтанны
сёзю. Къадау таш бла джангыз терек
Времена года.

30

Уртенов А. Джаз. Суюнчев А. Джай джангур.

31

Семенов А. Къач. Акътон ата
Литература народов России

32

А. Пушкин. Полтава (отрывок). М. Лермонтов. Тау башла.
С. Есенин. Къайын терек. К. Симонов. Сакъла мени.

33

Р. Гамзатов. Турнала

34

Итоговый урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».