Рабочие программы по родному языку и литературе для 8 класса, Лайпанова Х.Х., 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по родному языку и литературе
для 8А,Б классов
Разработана учителем высшей квалификационной категории
Лайпановой Хаджар Халитовной

Срок реализации 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ИШ ПРОГРАММА)
учебного курса «Родной язык 8 класс»
Класс: 8
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 68-2 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта (2012г.) и Примерной
программы начального общего, среднего (полного) общего образования по
карачаевскому языку и литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской
программы Мамаевой Ф. Т., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой
А.А., Темрезовой А.Б., Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Родной язык 8 класс
Авторы: Байрамкулов А., Урусбиев И., Кумуков Ш., Гочияева С. Черкесск
1992
Учитель :Лайпанова Х.Х.

2022

Рабочая программа по карачаевскому языку 8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта (2012г.) и Примерной
программы начального общего, среднего (полного) общего образования по
карачаевскому языку и литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской
программы Мамаевой Ф. Т., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой
А.А., Темрезовой А.Б., Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Карачаевский язык – это важнейшая часть национальной культуры
карачаевского народа, поэтому как учебный предмет он имеет большое
значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе
которых формируются практически важные умения и навыки, но и
важнейшим средством познания культуру народа, средством развития
мышления и воспитания учащихся.
Изучение карачаевского языка на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
* воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку;
сознательного
отношения к языку как духовной ценности, средству
общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
* развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение карачаевским
языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом
самосовершенствовании;
* освоение знаний о карачаевском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения;
стилистических ресурсах, основных нормах карачаевского языка и речевого
этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых
грамматических средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать
и преобразовывать необходимую информацию;
* применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике.
* освоение знаний о карачаевском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения;
стилистических ресурсах, основных нормах карачаевского языка и речевого
этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых
грамматических средств;

* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать
и преобразовывать необходимую информацию;
* применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и
развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой),
культуроведческой компетенций.
Одно из основных направлений преподавания карачаевского языка –
организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными
знаниями.
Программа по карачаевскому языку в 8 классе предусматривает изучение
общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях
– территориальных, профессиональных.
Программа содержит отобранную в необходимых пределах в соответствии с
задами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и
фразеологии, словообразования, синтаксиса и стилистики карачаевского
языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по
развитию связной речи учащихся.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и
доступности, а также преемственности и перспективности между
различными разделами курса.
Предметом изучения в 8 классе является систематический курс синтаксиса
(простое предложение) и соответствующие правила пунктуации.
Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительноуглубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной
этап, реализующий программный материал в логике его развития.
В обучении используются традиционные методы обучения: объяснение
нового материала, беседа, самостоятельный анализ учебного материала,
опрос и др. и инновационные технологии: информационнокоммуникативные.
Формы контроля знаний, умений и навыков различны: тесты, диктанты,
осложнённое списывание, монологическое высказывание на
лингвистическую тему, анализ текста.
Количество часов: 68 часов (2 часа в неделю)
Количество контрольных работ: 5 часов
Количество часов развития речи:

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО КАРАЧАЕВСКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе
языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил,
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и
навыками:
* производить синтаксический разбор словосочетаний, простых
двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
* составлять простые двусоставные и односоставные предложения,
осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и
предложениями), обращениями;
* пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием
и стилем речи;
* соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить
знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с
изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях
* с однородными членами,
* при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
* в предложениях с прямой и косвенной речью,
* при цитировании, обращении,
* при междометиях, вводных словах и предложениях.
* Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор,
правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять
орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми
орфограммами.
По связной речи
Определять тип и стиль текста.

Писать изложения с элементами сочинения, описания (сравнительная
характеристика знакомых лиц, описание местности, памятника культуры или
истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.
Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной
мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на
доступные темы.
Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по
общественно важным проблемам.
^ Тематическое распределение часов
№ Разделы, темы
Количество часов
8 класс
Рабочая программа
1. Значение родного языка в становлении личности
2. Повторение пройденного в 5-8 классах
3 часа + 1 к.д
3. Синтаксис и пунктуация
3 часа
Простое предложение
19 часов + 1 час к.д.+ 1час
4. Предложения с одним главным членом
изл.
5. предложения
7 часов + 1 час к. д.
6. Однородные члены предложения
12часов +1 час к.д.+ 1час
7. Обособленные члены предложения
изл.
Прямая и косвенная речь
8 часов + 1 час к.д.
8. Систематизация изученного по синтаксису и
4 часа
пунктуации
3часа + 1 час к.д.
Итоговый урок
1 час
9. ИТОГО:
68 часов
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1. Грамматика карачаевского языка. Синтаксис. 8 – 9 класс.
Авторы: Байрамкулов А., Урусбиев И., Кумуков Ш., Гочияева С. Черкесск
1992

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Родной язык 8 класс»
Класс: 8
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 34 -1 час в неделю
Учебник: Байрамкулов А., Урусбиев И., Кумуков Ш., ГочияеваС. Черкесск
1992
Дополнительная литература: «Тамаша грамматика». Интересная
грамматика.
Автор: Салпагарова К. Черкесск 1995
Свод таблиц по синтаксису карачаево – балкарского языка
Авторы: Ахматов И. Х., Мамаева Ф. Т. Черкесск 2011
Учитель: ЛайпановаХ.Х.

2022

Грамматика карачаевского языка
8 класс
(СИНТАКСИС 8 – 9 классы)
Къарачайтилниграмматикасы Черкесск 1992
(Байрамкулов А., Урусбиев И., Кумуков Ш., Гочияева С.)

№ п/п

Тема урока

1

Повторение пройденного материала

2

§1 Части речи. Главные части речи
Служебные части речи

3

Повторение. Части речи

4

Контрольный диктант

5

Синтаксис и пунктуация
§2 Словосочетание. Предложение

7

Главная и зависимая часть в словосочетании
Виды связи слов в словосочетании (согласование, управление,
примыкание)
§3 Логическое ударение

8

Простое прежложение

6

9

§4 Повествовательное, вопросительное, побудительное
предложения
Предложения с двумя главными членами. Главные члены
предложения

10

§5 Подежащее и сказуемое (нераспространённые и
распространённые предложения)
§6 Образование подлежащего

11

Подлежащее, состоящее из двух и более слов

12

§7 Образование сказуемого §8 Простое глагольное сказуемое

13

§9 Составное глагольное сказуемое

14

Контрольный диктант

15

§10 Простое именное сказуемое

Дата по Дата по
плану факту

16

§11 Составное именное сказуемое

17

Упражнения для повторения
Второстепенные члены предложения

18

19

§12 Дополнение
§13 Определение

20

§13Определение

21

Изложение

22

§14 Приложение

23

§15 Обстоятельства и их виды §16 Обстоятельства места

24

§17 Обстоятельства времени

25

§18 Обстоятельства причины §19 Обстоятельства цели

26

§20 Обстоятельства образа действия

27

§21 Обстоятельства степени

28

Упражнения для повторения

29

Предложения с одним главным членом

30

§22 Виды предложений с одним главным членом
Контрольный диктант

31

§23 Определённо – личное предложение

32

§24 Неопределённо – личное

33

§25 Безличное предложение

34

§26 Назывное предложение

35

§27 Неполное предложение

36

Упражнения для повторения

37

Однородные члены предложения
§28 Однородные члены предложения

38

§29 Виды однородных членов предложения
§30 Однородные и неоднородные определения

40

§31 Бессоюзные однородные члены предложения
§32 Союзы и знаки препинания в однородных членах
предложения. §33 Соединительные союзы
Изложение

41

§34 Разделительные союзы

42

§35 Противительные союзы

43

§36 Обобщающие слова в однородных членах предложения

44

§36 Обобщающие слова в однородных членах предложения

45
46

§37 Согласование сказуемого с однородными членами
предложения
Упражнения для повторения

47

§38 Вводные слова и предложения

48

§38 Вводные слова и предложения

49

§39 Слова – предложения «ДА», «НЕТ»

50

§40 Предложения с междометиями
Контрольный диктант

39

51

Обособленные члены предложения

§41 Обособленные члены предложения
§42 Обособление определений
52

§43 Обособление приложений

53

§44 Обособление обстоятельства места

54

§45 Обособление обстоятельства времени

55

§46 Обособление деепричастий

56

§46 Обособление деепричастий

57

§46 Обособление деепричастий

58

Изложение

59

§47 Обособление сравнительного оборота
Прямая и косвенная речь

60

61

§48 Прямая речь §49 Знаки препинания в прямой речи
§49 Знаки препинания при прямой речи

62

§50 Косвенная речь

63

§51 Диалог. Цитата
Повторение.

64

65

§52 Обособленные члены предложения
Контрольный диктант

66

§52 Обособленные члены предложения

67

§53 Знаки препинания в однородных членах предложения

68

Итоговый урок

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ИШ ПРОГРАММА)
учебного курса «Родная литература 8 класс»
Класс: 8
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 34-1 час в неделю
Рабочая программа составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта (2012г.) и Примерной
программы начального общего, среднего (полного) общего образования по
карачаевскому языку и литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской
программы Мамаевой Ф. Т., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой
А.А., Темрезовой А.Б., Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
.
Родная литература:Суюнчев А., Мамаева Ф., Кочкарова Х. – Майкоп, 2014
Учитель :Лайпанова Х.Х.

2022 год

Пояснительная записка 8 класс
Рабочая программа по карачаевской литературе для 8 класса составлена на
основании следующих документов:
1. Основная образовательная программа МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
2. Учебный план МБОУ «Лицей №7 г.Усть-Джегуты»
3. «Карачаевский язык и литература» (Программы и учебные планы)
РИПКРО Государственный образовательный стандарт.2008
Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику Суюнчева
А., Мамаевой Ф., Кочкаровой Х. Карачаевская литература. 8 класс:
(Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Майкоп,
2014) составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (2012г.) и Примерной программы начального
общего, среднего (полного) общего образования по карачаевскому языку и
литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской программы Мамаевой Ф. Т.,
Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой А.А., Темрезовой А.Б.,
Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое
чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура,
содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения:
– для чтения и восприятия;
– для чтения, истолкования и оценки;
– для чтения и речевой деятельности.
Ученики 7 -8 классов владеют техникой чтения и подготовлены к
истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени
уделять активному чтению вслух и толкованию художественных
произведений. Программа предполагает широкое использование учебно –
наглядных пособий, раздаточного материала, приобщение школьников к
работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной
справочной литературой.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащuеся должны знать:
* авторов и содержание изученных художественных произведений;
• основные теоретические понятия: народная песня, предание (развитие
представлений); мораль, аллегория; (начальные представления); классицизм,

историзм художественной литературы (начальные представления); поэма,
роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор
(развитие представлений); прототип в художественном произведении,
гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза,
композиция, сюжет и фабула, псиxoлoгизм художественной литературы
(развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического
произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление
как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь
(развитие представлений).
Учащuеся должны уметь:
• видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт
предшествующих классов;
• обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
• видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между
его биографией и творчеством;
• различать художественные произведения в их родовой и жанровой
специфике;
• определять ритм и стихотворный размер в лиpичecком произведении;
• сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходства и
различия в позиции авторов;
• выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и
различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
• осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и
текстом в целом;
• видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных
образов;
• находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения,
мотивировать выбор жанра;
• сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет
произведения;
• выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; .
сравнивать позиции автора в пьесе с трактовкой ролей актерами,
режиссерской интерпретацией; . редактировать свои сочинения и сочинения
сверстников.

Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный
год.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение – 1 час.
Творчество Семёнова И. – 2 часа.
Из карачаевской литературы XIX века – 9 часов.
Из карачаевской литературы XX века – 17 часов.
Из карачаевской драматургии – 4 часа.
Итоговый урок – 1 час.

Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
1. Карачаевская литература. 8 класс. Майкоп, 2014
Авторы: Суюнчев А., Мамаева Ф., Кочкарова Х.
Дополнительная литература: Антология карачаевской поэзии.
Авторы: Тоторкулов К. – М., Байрамукова Ф., Акбаев А. Москва 2006

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Родная литература 8 класс»
Класс: 8
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 34-1 час в неделю
Учебник родная литература: Авторы Суюнчев А., Мамаева Ф., Кочкарова Х.
Майкоп, 2014.
Учитель :Лайпанова Х.Х.

Карачаевская литература 8 класс
Къарачай литература
Суюнчев А., Мамаева Ф., Кочкарова Х.
№ п/п

Тема урока

1

Вводное слово. Суюнчев А.

2

Анатилим. Махар. Гарагъа. Салам тон. Семенов И.

3

Чалкъыгъачыкъгъанкюн. Анам. Мурат. Семенов И.

4

Уллу Къарачайда. Байчоров М. Тема и идея

5

Москва. Советленитоханасы. Къурчкъаламым. БорлаковТ.

6

Отдан ётгенме. Анам. Байкулов А–К.

7

Ант. Анама письмо. Отаров К.

8

Тейрикъылыч. Таулуэллиле. Малкъар. Кулиев К.

9

Хиросиманыкюню. Къарачайшахарынаайтылгъанназму.
Экикъуш. Кулиев К.

10

Къобансуу. Байрамукова Х.

11

Шохлукъ. Сюйгенджуртумда. Хубиев О.

12

Ненчакерекелсем да. Алиев У. Б.

13
14

Къарачайгъаджыр. Акъбозат. СуюнчевА.
Халалджюрекле. Повесть. Суюнчев А.

15

Халалджюрекле. Повесть. Суюнчев А.

16

«Халалджюрекле» обсуждение повести, ответы на вопросы.
Подготовка к сочинению.

17

Сочинение

Дата по
плану

Дата по
факту.

18

Магъана. Мениборчларым. Къойчу. Анатилим. Семенов А.

19

Къошда. Къызылкитаб. Семенов А.

20

Ритм и рифма
Джуртсузкъалгъанла. Аланы хапарларындан. Хубиев
М. Сатира и юмор

21

Кичибатыр. Шаманова М.

22

Кичибатыр. Шаманова М.

23

Композиция. Сюжет
Булутла. Урушдаёлгенкъарнашыма. Хубиев Н

24

25

Темирчи («Джулдузладжукъланмайдыла» отрывок из
повести)Кагиева Н.
Чакъырылмагъанкъонакъ. Пьеса. Аппаев Б.

26

Искусствонушоху. Добар, хау. Айюблабаласы. Чотчаев М.

27

Къышхы кече. Ананысюймеклиги. Портрет блаушакъэтеме.
Лайпанов Р.
Хоншула. Пьеса. Хыйныдууала. Драма

28

29

Алиев Ш. Драма
СенденариуджербармыдыКавказым! Мингбюсюреуадамла,
сизге. Акбаев А.

30

Ахырсёз. Кубеков Б.

31

Бачхада. Болушлукъ. Боран. Салпагарова К..

32

Бек кёбкъабыркъазылгъанды. Анам, хычынашат.

33

Турклиев А.
Сюймей не этгин. Намыссызадам – насыбсыз. Кубанов А.

34

Итоговый урок


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».