Рабочие программы по родному языку и литературе для 10 класса, Лайпанова Х.Х., 2022-2023 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7 г.Усть-Джегуты»

Рабочая программа
по родной литературе
для 10 класса
Разработана учителем высшей квалификационной категории
Лайпановой Хаджар Халитовной

Срок реализации 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ИШ ПРОГРАММА)
учебного курса «Родная литература 10 класс»
Класс: 10
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 102-3 часа в неделю
Рабочая программа составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта (2012г.) и Примерной
программы начального общего, среднего (полного) общего образования по
карачаевскому языку и литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской
программы Мамаевой Ф. Т., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой
А.А., Темрезовой А.Б., Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Родная литература (хрестоматия) :Караева А., Текеева Т., Хапаев
З.Борлакова Д. – Черкесск, 1996.
Родная литература (учебник): Караева А.,Борлакова Д. – Черкесск, 1995.
Учитель: Лайпанова Х.Х.

Пояснительная записка по литературе 10 класс.
Рабочая программа составлена на основании Федерального
государственного образовательного стандарта (2012г.) и Примерной
программы начального общего, среднего (полного) общего образования по
карачаевскому языку и литературе 1 – 11 классов (2015г.), авторской
программы Мамаевой Ф. Т., Салпагаровой К.А., Чотчаевой Р. У., Хубиевой
А.А., Темрезовой А.Б., Умаровой К.И., Доюнова А.М, Бостановой З.А.
Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для
общеобразовательных школ: Карачаевская литература 10 класс (Къарачай
литература) Черкесск 1996 - авторы: Караева А., Текеева Т., Хапаев З. и
учебником «Карачаевская литература. 10 класс» (Къарачай литература) - авт.
Караева А.,Борлакова Д. – Черкесск, 1995.
Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования
рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 урока в неделю).
В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного
чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения, но и
формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в
сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских
умений и навыков. Особое внимание обращается на совершенствование речи
учащихся.
Содержание дисциплины.
В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на
историко-литературной основе, монографическое изучение творчества
классиков карачаевской литературы. Программа предполагает изучение
литературы на базовом уровне. Такое изучение сохраняет фундаментальную
основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом
развитии родной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное
изучение художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При
изучении произведений художественной литературы обращается внимание
на вопросы традиций и новаторства в карачаевской литературе, на историю
создания произведений, на литературные и фольклорные истоки
художественных образов, на вопросы теории литературы (от усвоения
отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных
направлений, художественных систем). Предусматривается весь процесс
чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ,
интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения
литературы в 10-ом классе является рассмотрение творчества отдельного
писателя и литературного процесса в целом.

Виды контроля.
Промежуточный:
– устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица
рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа,
стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
– выразительное чтение текста художественного произведения;
– заучивание наизусть стихотворных текстов;
– устный или письменный ответ на вопрос;
– устное словесное рисование;
– комментированное чтение;
– характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая,
сравнительная) художественных произведений;
– установление ассоциативных связей с произведениями различных видов
искусства;
– определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому
или иному роду и жанру;
– анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский
замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов
поступков героев и сущности конфликта;
– выявление языковых средств художественной образности и определение их
роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
– подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему,
связанную с изучаемым художественным произведением;
– работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов,
воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями
писателей, статьями и т. д.);
– составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов,
аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
– создание сценариев литературных или литературно-музыкальных
композиций;

– участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и
доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.
Итоговый:
– написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
– письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
– творческий зачёт;
– защита проектов.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за
курс 10-ого класса.
К концу учебного года десятиклассники должны знать/понимать:
– образную природу словесного искусства;
– содержание изученных литературных произведений;
– основные факты жизни и творчества писателей XIX века;
– основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
– основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
– воспроизводить содержание литературного произведения;
– анализировать и интерпретировать художественное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы (тематика,
проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности
композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная
деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять
его связь с проблематикой произведения;
– соотносить художественную литературу с общественной жизнью;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и
ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с
литературным направлением эпохи;
– определять род и жанр произведения;
– выявлять авторскую позицию;

– выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),
соблюдая нормы литературного произношения;
– аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному
произведению;
– писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров
на литературные темы.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный
год.
Распределение учебных часов по разделам программы
Карачаевская литература – 2 часа.
Байкулов Д. – 5 часов.
Драматургия в карачаевской литературе – 2 часа.
Аппаев Х. – 11часов + 1час РР.
Бостанов Х. – 2 часа.
Батчаев А – К. – 6 часов.
Эбзеев Ш. – 6 часов.
Урусов М.(Переводы произведений русских классиков) – 5 часов.
Борлаков Т. – 4 часа.
Балкарские писатели
Этезов У. – 7 часов + 1 час РР.
Шахмурзев С. – 3 часа.
Карачаевская литература в 20 – 30 годах (обзор литературы) – 7 часов.
Молодые писатели карачаевской литературы XX века = 1час.
Литература народов КЧР (обзор) – 4 часа
Итоговый урок – 1 час.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
1. Родная литература (хрестоматия):Караева А., Текеева Т., Хапаев
З.Борлакова Д. – Черкесск, 1996.
2. Родная литература (учебник):Караева А.,Борлакова Д. – Черкесск, 1995.
Дополнительная литература: Антология карачаевской поэзии.
Авторы: Тоторкулов К. – М., Байрамукова Ф., Акбаев А. Москва 2006

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Родная литература 10 класс»
Класс: 10
Уровень образования:
основное общее образование
Срок реализации программы: 2022-2023 уч. год
Уровень изучения предмета:
базовый
Количество часов по учебному плану: 102-3 часа в неделю
Карачаевская литература (хрестоматия) : Караева А., Текеева Т., Хапаев
З.Борлакова Д. – Черкесск, 1996.
Карачаевская литература (учебник): Караева А.,Борлакова Д. – Черкесск,
1995.
Учитель:Лайпанова Х.Х.

КАРАЧАЕВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 класс
Карачаевская литература (хрестоматия) :Караева А., Текеева Т., Хапаев
З.Борлакова Д. – Черкесск, 1996.
Карачаевская литература (учебник):Караева А.,Борлакова Д. –
Черкесск, 1995.
№
Тема урока
Дата Дата
п/п
по
по
плану факту.
1 Карачаевская литература (1929 – 1941) (учебник)
2 Карачаевская литература (1929 – 1941) (учебник
3 Карачаевская литература (1929-1941)(учебник)
4 Байкулов Д. Биография и его творчество (учебник)
5 Байкулов Д. Призывникни джыры.

6 Байкулов Д. Хасанны тулпарларына.
7 Байкулов Д. Испан къызчыкъ.
8 Байкулов Д. Дырынчы тиширыуну джыры.
9 Шамай алгъын бла энди. Поэма. (хрест.)
Байкулов Д
10 Байкулов Д. Шамай алгъын бла энди. Поэма.
11 Байкулов Д. Поэма «Шамай алгъын бла энди».
(хрест.)
12 Сочинение «Джарлы халкъны джашауу Революциягъа
дери»
13 Байкулов Д. Мариям бла афенди. (хрест.)
14 Байкулов Д. Мариям бла афенди.
15 Драматургия в карачаевской литературе (учебник)
16 Драматургия къарачай литературада (учебник)
17 Аппаев Х. Биография и его творчество (учебник)
18 Аппаев Х. «Къара кюбюр» отрывки из романа
(хрест.)

19 Аппаев Х. «Къара кюбюр» отрывки из романа.
(хрест.)
20 Аппаев Х. «Къара кюбюр» отрывки из романа.
(хрест.)
21 Аппаев Х. «Къара кюбюр» отрывки из романа.
(хрест.)
22 Аппаев Х. «Къара кюбюр» отрывки из романа.
23 «Къара кюбюр» первый роман в карачаевской
литературе (учебник)
24 Образ карачаевской женщины до Октябрьской
революции.
25 Положительные герои романа – Семён, Канамат,
Темурка, Бадимат, Бийнёгер и др.
27 Отрицательные герои романа – Кыямыт, Каншаубий,
афенди Мухаммат – Амин старшина Биймырза,
пристав Апанас и др. (учебник)
28 Пейзаж в романе. Язык романа (учебник)
29 Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, стиль
писателя) (учебник)
30 «Къара кюбюр» обсуждение романа, ответы на
вопросы, подготовка к сочинению (хрест.)
31 Сочинение «Роль Октябрьской революции в жизни
горцев».
32 Бостанов Х. Биография и его творчество (учебник)
33 Бостанов Х. Джангы джашаугъа. Къууанчлы ана.
Техника. (хрест.)
34 Бостанов Х. Сабанчы бла темирчи.
35 Батчаев А – К. Биография и его творчество
(учебник)
36 Батчаев А. – К. Башладым. «Сельмаш завод».
Къызыл аскер. (хрест.)
37 Батчаев А. – К. Пьеса «Ахмат – Батыр». (хрест.)

38 Батчаев А. – К. Пьеса « Ахмат – Батыр». (хрест.)
39 Батчаев А.-К. Пьеса «Ахмат –Батыр».

40 Батчаев А.-К. Пьеса «Ахмат –Батыр».
41 О пьесе «Ахмат – Батыр» (учебник)
42 Выразительные средства языка (сравнение,
олицетворение, изображение положительного героя)
(учебник)
43 Сочинение « Образ Ахмат-Батыра».
44 Эбзеев Ш. Биография и его творчество (учебник)
45 Эбзеев Ш. Огъурлу. Комедия. (хрест.)
Эбзеев Ш. Огъурлу. Комедия. (хрест.)
46
47 Эбзеев Ш. Огъурлу. Комедия. (хрест.)
48 О пьесе «Огъурлу» (учебник)
49 О героях пьесы «Огъурлу»
50 Сочинение «Огъурлуну сыфаты»
51 Урусов М. Биография и его творчество (учебник)
52 М.Урусов. Тору атым.
53 Урусов М. Къурч къылычым. (хрест.)
54 М.Урусов . Хурла кёл.

55 Урусов М. Памятник. Эртден. (А. Пушкин) У
Переводы произведений русских классиков. (хрест.)
56 Урусов М. Эртден (А.С.Пушкин)
57 Урусов М. Къышхы джол.
58 Урусов М. Къышхы ингир
59 Урусов М. Къышхы эртден. (А. Пушкин)
60 Переводы произведений русских классиков. (хрест.)
61 Урусов М. Анчар. Алаша. Юзюлген кюрт. Шайтанла.
(А. Пушкин)
62 Переводы произведений русских классиков. (хрест.)

63 Борлаков Т. Биография и его творчество (учебник)
64 Борлаков Т. Ана джуртум.
65 Борлаков Т. Лётчикни джыры.
66 Борлаков Т. Мени къаламым.
67 Борлаков Т. Чекчи Заурну Зариятха письмосу.
(хрест.)
68 Борлаков Т. Колхозчу тиширыуну джыры.
69 Борлаков Т. Къобан бла ушакъ.
70 Борлаков Т. Чапыракъчыкъ.
71 Борлаков Т.Хауа кеме.
72 Довоенная поэзия карачаевских авторов.
73 Этезов У. Биография и его творчество (учебник)
74 Этезов У. «Къаяла унутмагъандыла» Отрывки из
повести. (хрест.)
75 Этезов У.Къаяла унутмагъандыла.
76 Этезов У. Къаяла унутмагъандыла.
77 О повести «Къаяла унутмагъандыла» (учебник)

78 Герои повести: Фёдор Васильченко, Ахмат,
Темирбаш – положительные герои (учебник)
79 Повестни образлары: Адик, Адикни эгетлери, Къазий
– отрицательные герои (учебник)
80 Мастерство автора в повести «Къаяла
унутмагъандыла». Язык повести. Подготовка к
сочинению (учебник)
81 Сочинение
82 Романтизм (учебник)
83 Урок балкарской поэзии.
84 Шахмурзев С. Биография и его творчество
(учебник)
85 Шахмурзаев С. Минги тау.
86 Шахмурзев С. Сюрюучю.
(хрест.)
87 Шахмурзаев С. Малчыла.
88 Шахмурзев С. Къалабекланы Солтан – Хамид
(хрест.)
89 Жизнь и быт братского балкарского народа в
произведениях балкарских авторов.
90 Карачаевская литература в 20 – 30 – х годах
(учебник)
91 Возрождение карачаевской литературы (учебник)
92 Возрождение карачаевской литературы.
93 Драматургия (учебник)
94 Драматургия.
95 Поэзия классиков карачаевской литературы.
96 Поэзия молодых авторов карачаевской литературы.
97 Поэты-фронтовики,которые не вернулись с
войны:И.Каракетов,Т.Борлаков,Х.Бостанов,М.Урусов,
Д.Бостанов.
98 Послевоенная поэзия
99 Начало художественной прозы в карачаевской
литературе (учебник)
100 Литература народов КЧР. Черкесская литература

Внеклассное чтение.
101
Итоговый урок.
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87875)7-47-65

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».